философия. Контрольная работа по дисциплине Основы философии Выполнил студент 2 курса Гр. Зс2к 3д Мельник Олег Михайлович
Скачать 23.54 Kb.
|
Министерство образования и науки Пермского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Березниковский строительный техникум» Специальность________________ Контрольная работа по дисциплине: Основы философии
_________ (подпись) Преподаватель Пинаев .П.В Ф.И.О. преподавателя г. Березники, 20__ Тема: Античная философия. В чём специфика древнеримской философии и её значение? Римская философия формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышления. Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,- стоицизм, эпикуреизм и эклектицизм. Стоицизм. Наибольшее распространение как в республиканском, так и позже в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают единственным философским направлением, которое в римский период приобрело новое звучание. Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Эпикуреизм Единственной материалистической (для своего времени отчетливо материалистической) философией в античном Риме был эпикуреизм, который значительно распространился в последние годы Римской республики и в начале императорского правления. Наиболее выдающимся его представителем был Тит Лукреций Кар Эклектицизм. Значительно большее распространение и значение, чем в эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его сторонникам относится ряд видных личностей римской политической и культурной жизни как в последние годы Римской республики, так и D первый период империи. Наиболее известным среди них был выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон (106-45 до и. э.), создатель латинской философской терминологии. 2) В чём принципиальные отличия греческой и римской философии? Эпохи античности. 1. Материальная культура: Греческая: а) высокохудожественная керамика, мелкая скульптура; б) греки не считали труд унизительным, подобно спартанцам или римлянам, предпочитавшим труду производительному труд военный, наряду с рабским, был распространен труд свободных в мастерских, на торговых судах, в службах надзора и управления; в) греческие строители и архитекторы заложили не только основы практики строительства разных сооружений, но и теорию этого ремесла, написав множество руководств; г) города-полисы (города-государства), жившие за счет сбора налогов, которые взимались с каждого ввоза и вывоза, за пользование гаванью, базаром, с продаж. Римская: а) этнический фактор: римляне не истребляли, подобно ассирийцам, народы, которые они завоевывали и заимствовали; б) воинственный фактор: воинственность римлян оказала влияние на многие стороны их жизни: - планировку городов, воспитание подрастающего поколения; - рост благосостояния всего государства; - постоянный приток огромного числа рабов, среди которых были отличные мастера-ремесленники; - совершенствование самого военного дела; - нравственную деградацию свободного населения на последнем этапе развития. в) армия была под опекой государства; г) огромные римские театры; д) базилики, храмы, уличные алтари для религиозных целей. 2. Социально-политическая культура: Греческая: а) Греция дала миру многие формы государственного правления: рабовладельческую демократию - выборную форму правления; тиранию - единоличное правление; олигархию - правление небольшой группы аристократов и др.; б) население делилось классы; в) факты различных реформ. Римская: а) Рим прошел три формы государственного устройства: - царская; - республиканская (два консула, правивших попеременно); - императорская. б) советники всегда должны были иметь юридическое образование; в) милитаристичность политики; г) рабство, подрывавшее экономику и жизненные устои страны. 3. Духовная культура: Греческая: а) политеизм и мифология; б) за откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни; в) обилие храмов и скульптуры, украшавшей их; г) своя система грамотности, построенная на финикийском принципе письма; д) школы ремесленников, школы при храмах; е) знание – общедоступно; ж) величайшие философские достижения; и) Олимпиады, культ спорта. Римская: а) многобожие и предшествовавшие верования (анимизм, пантеизм, тотемизм); б) эволюция божеств от духов-покровителей до личностей-богов; в) культ предков; г) отсутствие поэтической мифологии; д) натурализм в скульптуре; е) любовь к наслаждениям, аморализм и распущенность - характерные черты образа жизни позднего Рима; ж) индивидуализм и эгоцентризм. том числе философию, логику, филологию и др. 3) В чём сходство и различия между римскими стоиками и эпикурейцами? Сходство между римскими стоиками и эпикурейцами заключалось в их ориентации на жизнь по природе, замкнутость и автаркию, безмятежность и апатию, в их представлениях о материальности богов и души, смертности человека и его возвращении в мировое целое. Но осталось понимание эпикурейцами природы как материальной вселенной, а стоиками -- как разума; справедливости как общественного договора -- эпикурейцами, и как долга перед мировым целым -- стоиками; признание свободы воли эпикурейцами и высшего порядка и предопределенности стоиками; представление о линейности развития мира у эпикурейцев и цикличности развития у стоиков; ориентация на личную дружбу у эпикурейцев и участие в общественных делах у стоиков. Для стоиков источник счастья -- разум, а основное понятие -- добродетель; для эпикурейцев, соответственно, -- чувства и удовольствия. Человек - неотъемлемая часть мироздания, поэтому главным этическим принципом в стоицизме становится идея покорности мировому закону, судьбе. С этих позиций стоики критиковали эпикурейцев за их учение о свободе человека, полагая, что все поступки людей подчиняются мировой закономерности, которая абсолютно неотвратима и выступать против нее - напрасная трата сил. По сравнению с эпикурейцами стоики в целом были весьма пессимистичны относительно нашей способности контролировать внешние блага. Поэтому они рекомендовали, чтобы каждый человек сделал себя независимым от внешних обстоятельств. Если мы хотим обеспечить свое личное счастье, то должны учиться быть как можно более независимыми от неконтролируемых внешних факторов и учиться жить внутри нашего внутреннего мира, который мы можем контролировать. 4) В чём сходство и различая между древнегреческими и древнеримскими стоиками? Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности — силой своего чувства и выразительностью поэзии,— и это объяснялось изменением социальных условий. Постепенно подтачивалось достоинство людей и вместе с тем их уверенность. Иссякал психологический запас прочности, и начинали преобладать мотивы обреченности. Б. Рассел писал, что в плохие времена философы придумывают утешения. «Мы не можем быть счастливыми, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе, что, пока мы добры, не важно, что мы несчастливы. Эта доктрина — героическая и в плохом мире полезная». У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы. |