нии 2. Контрольная работа по дисциплине Основы научных исследований на тему Основные виды литературной продукции
Скачать 47.9 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» ОТДЕЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Специальность: 40.04.01 «Юриспруденция» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Основы научных исследований» на тему: «Основные виды литературной продукции» Выполнил: студент 1 курса группы 5182343 заочной формы обучения Шамов Г.П. Научный руководитель: к.ю.н., доцент Шакирова И.А. Набережные Челны 2019 Содержание Введение………………………………………………………………………3 1. Научная, учебная и вспомогательная литература………………….……4 2. Художественная литература………………………………………………10 Заключение……………………………………………………………………14 Список используемой литературы…………………………………………..16 Введение Литература в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это понимание, сложившееся в эпоху романтизма. На рубеже 3-го тысячелетия расширение объема знаний, накопленных человечеством, превратило в проблему способ их усвоения. Ускорение научно-технического прогресса, в конце концов, увеличило объем активного времени, затрачиваемого людьми на получение новых знаний, на выявление новых законов природы и общества, а результаты научных исследований требуют фиксации «на бумаге», иначе они не могут быть переданы обществу. В настоящий момент разнообразие литературной продукции может вызывать у пользователя затруднение, в её правильном выборе и применении. Множество книг по абсолютно одинаковые темы в корне могут отличатся друг от друга. В некоторых источниках информация может быть сжатой, но узко направленной компактной и более информативной, в то время как иные источники, обладая большим объёмом текста, содержат меньше конкретной информации, интересующей читателя. Правильный выбор литеры, в ходе проведения исследования, зачастую влияет на качество полученных выводов и тем самым улучшает конечный результат. Актуальность работы заключается в проблеме понимания видов литературы, и трудностях ориентирования в их разнообразии, для исследования или получения определенных знаний. Целью контрольной работы является изучение научной, вспомогательной и художественной литературы. Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть понятия основных видов литературой продукции и определить их содержание. 1. Научная, учебная и вспомогательная литература Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована. Первые научные произведения создавались в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в том числе их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий. В настоящее время во многих странах действует механизм аттестации научной литературы, поддерживаемый правительством или общественными научными организациями. В России, например, такую аттестацию проводит Высшая аттестационная комиссия. В числе основных требований к изданию научной литературы — обязательное её рецензирование. В рамках этого процесса издательство или редакция научного журнала перед публикацией новой научной работы направляет её нескольким (обычно двум) рецензентам, считающимися специалистами в данной области. Процесс рецензирования призван исключить публикации в рамках научной литературы тех материалов, которые содержат грубые методологические ошибки или прямые фальсификации. С начала XX века наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы. В связи с этим, одним из самых главных носителей научной литературы в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы. С конца XX века наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет. Лица, претендующие на получение ученой степени, обязаны отразить, научные результаты своих исследований в публикациях. К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются также дипломы на открытия, патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, патенты на промышленный образец; алгоритмы, которые включены в Государственный фонд алгоритмов и программ и по которым проведена соответствующая экспертиза на новизну, депонированные в учреждениях государственной системы научно-технической информации рукописи работ, аннотированные в научных журналах; препринты; опубликованные тезисы докладов, сделанные на научных съездах, конференциях, симпозиумах и семинарах; информационные карты на новые материалы, включенные в государственный банк данных. Наиболее распространенным видом научных публикаций являются тезисы докладов и выступлений. Изложенные в краткой форме оригинальные научные идеи по выбранной соискателем теме. Главное преимущество тезисов и основное предъявляемое к ним требование - краткость. Несомненно, стоит упомянуть то, что объем представляемых к публикации тезисов составляет 2-5 страниц, распечатанного на компьютере текста (на стандартных листах формата А4, кегль 14), а второе требование - информативность. Все знают, что для наглядности тезисы могут быть снабжены цифровыми материалами, графиками, таблицами. Возможно, и то, что основные положения исследования должны излагаться четко и лаконично. Научные результаты, требующие развернутой аргументации, публикуются в форме научной статьи. Научная статья — это законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме, входящей в круг проблем, связанных с темой диссертации. Научная статья, является самостоятельным произведением, трудом, содержащим, новую информацию, сведение, полученное в результате, проведенных теоретических и экспериментальных исследований. Вообразите, себе один факт о том, что статья имеет, следующую структуру: заглавие, введение (вступление), основную часть, выводы и список литературы. Научная статья должна отвечать следующим принципам: - название статьи, отражает основную идею ее содержания; - после названия статьи в первом верхнем углу, первого листа пишутся инициалы и фамилия автора, иногда указывается город или вуз, место работы; - библиография, графики и другой иллюстративный материал, цитирование и т.п. оформляются по тем же правилам, что и в тексте диссертации; - статья обязательно должна, завершаться четко сформулированными выводами. Монография — это научное произволение, в котором итог всестороннего исследования определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами. Монография служит формой публикации научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук и содержит систематическое изложение основных данных научного исследования. Несомненно, стоит упомянуть то, что монография соискателя докторской степени должна быть написана без соавторов, а соискатель кандидатской степени может также иметь соавторов. Объем монографии бывает от 3-5 авторских листов и более. Когда произведение написано двумя авторами или более, форма их совместного творчества называется соавторством. Конечно же все авторы такого произведения в своей дальнейшей деятельности имеют право пользоваться содержащимися в нем материалами, но обязательно указывая, что тот или иной материал разработан совместно с такими-то учеными. Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются. Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах. Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений 1 В научно-популярных книгах обычно приводятся общие сведения по какому-либо тематическому вопросу. Нацеленные на широкого читателя, эти издания пишутся простым языком, иногда с юмором, обычно содержат минимальное число формул и исчислений и большое количество иллюстраций. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В таких журналах содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Один из первых популяризаторов науки — французский писатель Жюль Верн. Помимо научных сведений, которые даются в его художественных произведениях, он написал несколько чисто научно-популярных книг — «Иллюстрированная география Франции и её колоний», «Научное и экономическое завоевание Земли» и «История великих путешествий и великих путешественников». Американский физик и популяризатор науки Джордж (Георгий Антонович) Гамов написал серию книг, в которых ему ассистирует воображаемый мистер Томпкинс: «Мистер Томпкинс в Стране Чудес» и др. (в том числе, в соавторстве с Марвином Стерном и Мартинасом Ичасом). Несколько изданий выдержала и до сих пор переиздаётся написанная в 1926 году книга микробиолога Поля де Крюи «Охотники за микробами». Американский популяризатор математики Мартин Гарднер вёл рубрику в журнале Scientific American. Американский писатель-фантаст Айзек Азимов — автор научно-популярных статей в журнале «Magazine of Fantasy and Science Fiction», он написал множество книг, касающихся разных областей науки, от истории до астрономии, в том числе «Путеводитель по науке». Результаты научного исследования могут быть использованы в учебном пособии (учебнике). В отличие от всех упомянутых выше видов литературы учебное пособие сводиться к изложению содержания только диссертационного исследования. Это масштабная работа, в которой должно достигаться полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины. Учебник и учебные пособия относятся к учебным изданиям. Учебник - это учебное издание, которое содержит систематизированное изложение определенной учебной дисциплины в соответствии с учебной программой и утверждено официальной инстанцией в качестве учебника. Учебное пособие - учебное издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и утвержденной официальной инстанцией в качестве учебного пособия. Поскольку учебное пособие (учебник) адресован учащимся школ или студентам колледжей и вузов, изложение учебного материала должно быть доступным для самостоятельной работы обучающихся. Объем учебного пособия (учебника) должен быть соизмерим с ролью и местом дисциплины в учебном плане и как раз соответствовать времени, отводимому на ее изучение.2 В том случае, когда произведение написано двумя авторами или более, форма их совместного творчества называется соавторством. Все авторы такого произведения в своей дальнейшей деятельности имеют право пользоваться содержащимися в нем материалами, но обязательно указывая, что тот или иной материал разработан совместно с такими-то учеными. Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы: Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке; Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов); Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания. В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от интерпретаций и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует. В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий советской эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них идеологически окрашены. Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место для сугубо второстепенных писателей социалистической и коммунистической ориентации, но отсутствовали весьма значительные авторы, известные своим негативным отношением к советскому строю. 2. Художественная литература Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и другими.3 Художественную литературу можно разделить по родам: Эпос (от греческого - «слово», «повествование») — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю по отношению к автору объективную действительность. Описание персонажей сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Романы-жизнеописания, очень популярные в 19 веке, относятся к эпическим произведениям. Примерами могут служить «Война и мир» Льва Толстого, «Красное и чёрное» Стендаля, «Сага о Форсайтах» Голсуорси и многие другие. Название этот род литературы получил от народных поэм-песен, сложенных в древности, также называемых эпосом. Лирика — род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям. Даже если в произведениях присутствует повествовательный элемент, лирическое произведение всегда субъективно и сконцентрировано на герое. Характеристиками лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «современность»). Большинство лирических произведений относится к поэзии. Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре. Так же художественную литературу можно разделить по структурным типам текста: Проза - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки. Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия. Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно. Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения. Поэзия - особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения. Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными. Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах. Так же в данном разделе необходимо выделить Документальную литературу — особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Примерами могут служить биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений. Документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев, документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. На суд читателя предлагается законченная версия событий, существенно дополняющая, а зачастую и опрокидывающая предлагавшуюся прежде. В документальной прозе широко используется публицистический стиль. От журналистики (репортажа, очерка) документальная проза отличается большим периодом времени, прошедшим со времени описываемых событий, а также большим объёмом. От научно-исторических исследований документальная проза отличается воссозданием яркой, живой картины событий, психологического облика людей. Заключение Изучив основные виды литературы, можно условно выделить две группы. Научную литературу, представляющую собой совокупность письменных трудов таких как научных публикаций, статей, литературные произведения о науке, научных достижениях, позволяющую нам накапливать приобретённые во время теоретических и экспериментальных исследований, а так же пользоваться систематизированными и упорядоченными знаниями. И, художественную литературу, выраженную в искусстве, использования в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка, будь то повествование о событиях, предполагаемых в прошлом, отражением эмоций, впечатлений, переживаний, или выражением поступков, взаимоотношений. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в том числе их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий, что порой может вызывать у обывателя затруднения в извлечении и усваивании информации. Тогда на помощь приходят более обобщенные и систематизированные, такие как учебники в которых изложение учебного материала должно быть доступным для самостоятельной работы обучающихся, а объем учебного пособия должен быть соизмерим с ролью и местом дисциплины в учебном плане и как раз соответствовать времени, отводимому на ее изучение. Художественная литература в большей мере существует для культурного и духовного развития личности. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового, такие как музыка или изобразительное искусство, с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства объединяет авторские (включая и анонимные) произведения. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Отделяя художественную литературу других периодов от литературы религиозной, философской, научной, публицистической, мы проецируем наши современные представления в прошлое.4 Таким образом, нами были рассмотрены понятия основных видов литературой продукции, и получили представление о правильности применения литературной продукции для исследования и получения определенных знаний или для культурного и духовного развития. Список использованной литературы Нормативные правовые акты
Специальная литература
1 Сенкевич M. П. Литературное редактирование научных произведений / М.П. Секевич – М. : NOTA BENE, 2001 – 108 с 2 Кожухар В.М. Основы научных исследований : учебное пособие / В.М. Кожухар. М. : ИТК «Дашков и К», -2010. – 94 с. 3 Саркин А.Ж. Литература : учебник / А.Ж. Саркин. – М. : «Academia», - 2012 – 100-108 с. 4 Сарника Л.В. Литература через время : учебник / Л.В. Сарника. – С. : ИТК «Мир истории», – 2001, -30 |