Главная страница
Навигация по странице:

  • .Что такое постмодернизм .Возможный русский вариант ли постмодернизма .Постмодернизм - явление позитивное или негативное

  • Анализ Т. ТолстойКысь. ДКР Колерова ОЛ. Контрольная работа По дисциплине Отечественная литература


    Скачать 35.23 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа По дисциплине Отечественная литература
    АнкорАнализ Т. ТолстойКысь
    Дата02.02.2022
    Размер35.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДКР Колерова ОЛ.docx
    ТипКонтрольная работа
    #349198

    ГПОУ «Кузбасский колледж культуры и искусств» имени народного артиста СССР И. Д. Кобзона

    Контрольная работа

    По дисциплине: Отечественная литература.

    Тема: Постмодернизм в современной русской литературе. Анализ произведения Т. Толстой «Кысь»


    Выполнила: Колерова К.Н.

    по специализации: Библиотековедение ЗО 3 курс

    Проверила: Мироненко Е. А.

    Дата поступления работы__________

    Оценка работы___________________
    Кемерово 2022

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………. ..3

    1. Постмодернизм………………………………………………………………4

    1.1 Истоки, становление, сущность……………………………………………4

    1.2 Становление русского постмодернизма.………………………………….6

    2. Анализ произведения Т. Толстая, «Кысь»…………………………………9

    2.1. Художественное своеобразие романа Т. Толстой «Кысь»……………...9

    Заключение…………………………………………………………………….15

    Список литературы…………………………………………………………….16

    Введение

    Критики и философы нашего времени утверждают, что мы живём в эпоху постмодернизма. Одно из значений данного понятия: это новая литературная эпоха, которая наступила после модернизма. По словам У. Эко, «постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое нельзя уничтожить, ибо его уничтожение ведёт к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».

    Ещё одно значение: новая историческая эпоха, которая отменила само понятие «современного», эпоха после современности. Стремительное развитие средств воздушного сообщения и телекоммуникаций, наплыв самой разнородной информации приводят к тому, что разные культуры и разные времена смешиваются в едином «котле».

    Однако не стоит сбрасывать со счетов и «нигилистическое» значение приставки «пост»: в этом столь модном ныне термине сказывается ощущение очередного конца века, очередного промежутка, когда со старым уже расстались, а нового ещё не обрели. «Пост» как отрицательная приставка передаёт состояние растерянности и неверия в свои силы: будто творчество как порождение нового уже невозможно, будто приходится лишь играть цитатами, составлять коллажи из старых текстов – «литературу о литературности литературы», по выражению английской писательницы К.Брук-Роуз.

    Ещё одна метафора для обозначения культуры – «центон», так в Древней Греции называли одеяло, сотканное из лоскутов. Постмодернисты занимаются тем же: пытаются сложить образ мира из обрывков старых идей и образов.

    1.Постмодернизм

    1.1 Истоки, становление, сущность

    Постмодернизм в литературе — это масштабное культурное явление, захватившее все сферы искусства ближе к концу 20 века, сменившее не менее известный феномен «модернизм». Существует несколько основных принципов постмодернизма:

    Мир как текст;

    Смерть Автора;

    Рождение читателя;

    Скриптор;

    Отсутствие канонов: нет хорошего и плохого;

    Пастиш;

    Интертекст и интертекстуальность.

    Так как основной мыслью в постмодернизме является то, что ничего принципиально нового автор написать уже не может, создаётся идея «смерти Автора». Это означает в сущности то, что писатель не является автором своих книг, так как всё уже было написано до него, а последующее — лишь цитирование предыдущих творцов. Именно поэтому автор в постмодернизме не играет значительную роль, воспроизводя свои мысли на бумаге, он всего лишь тот, кто по-иному преподносит написанное ранее, вкупе со своим личным стилем письма, своей оригинальной подачей и героями.

    «Смерть автора» как один из принципов постмодернизма даёт начало другой мысли о том, что в тексте изначально нет никакого смысла, вложенного автором. Так как литератор — это только лишь физический воспроизводитель чего-то, что уже было написано ранее, он не может вкладывать свой подтекст туда, где ничего принципиально нового быть не может. Именно отсюда рождается другой принцип — «рождение читателя», который означает, что именно читатель, а не автор вкладывает свой смысл в прочитанное. Композиция, подобранный конкретно к этому стилю лексикон, характер героев, главных и второстепенных, город или место, где действие разворачивается, возбуждает в нем его личные ощущения от прочитанного, наталкивает его на поиск смысла, который он изначально закладывает самостоятельно с первых прочитанных строк.

    И именно этот принцип «рождения читателя» несёт в себе один из главных посылов постмодернизма — любая трактовка текста, любое мироощущение, любая симпатия или антипатия к кому-то или чему-то имеет право на существование, нет разделения на «хорошее» и «плохое», как это происходит в традиционных литературных направлениях.

    По сути все вышеназванные постмодернистские принципы несут в себе единый смысл — текст может быть понят по-разному, может быть принят по-разному, кому-то он может симпатизировать, а кому-то — нет, не существует разделения на «добро» и «зло», любой, кто читает то или иное произведение, понимает его по-своему и, исходя из своих внутренних ощущений и чувств познает сам себя, а не происходящее в тексте. Читая, человек анализирует себя и свое отношение к прочитанному, а не автора и его отношение к этому. Он не станет искать смысл или подтекст, заложенный писателем, потому что его нет и быть не может, он, то есть читатель, скорее будет пытаться найти то, что он сам вкладывает в текст.

    1.2 Становление русского постмодернизма

    Русский постмодернизм в литературе приходится на вторую половину 20 века, когда на людей, воспитанных на реалистической литературе, он оказывал шок и недоумение. Ведь нарочитое не поклонение законам литературного и речевого этикета, употребление нецензурной лексики не были присущими для традиционных направлений. Теоретические основы постмодернизма заложены в 1960-е годы французскими учёными и философами. Русское его проявление отличается от европейского, но он не был бы таковым без своего «прародителя».

    Современная русская литература не может развиваться без инноваций в мировой литературе, потому такое явление, как постмодернизм является присущим и нашей стране. Сегодня еще окончательно не определенно понятие "постмодернизм". В современном литературоведении ведутся оживленные дискуссии относительно этого понятия, поскольку с его помощью пытаются очертить особенный период развития художественной литературы, который является достаточно сложным, противоречивым и разнородным явлением.

    Большинство исследователей сходятся на том, что переход от модернизма к постмодернизму приходится на середину 1950-х гг. В 1960-ые - 1970-ые гг. постмодернизм охватывает разные национальные литературы, а в 1980-ые гг. он стал доминирующим направлением современной литературы и культуры.

    Ведущими признаками постмодернистской литературы являются ирония, "цитатное мышление", принцип игры. Общее осмеяние и насмехание над всем является тотальной иронией. Многочисленные постмодернистские художественные произведения характеризуются сознательным наставлением на ироничное сопоставление разных жанров, стилей, художественных течений. Произведение постмодернизма - это всегда высмеивание предыдущих и непринятых форм эстетического опыта: реализма, модернизма, массовой культуры.

    Главным принципом постмодернизма является цитата, которая означает для представителей этого направления цитатное мышление.

    Другими характеристиками постмодернизма является неопределенность, театральность, гибридизация жанров, сотворчество читателя, насыщенность культурными реалиями, отношение к литературе как к "первой реальности". А самыми распространенными обидами-метафорами постмодернизма являются карнавал, лабиринт, библиотека, безумие. Особенное значение в постмодернизму предоставляется текстовой структуре, собственно, тексту в тексте.

    В русскую литературу постмодернизм вошел незаметно. Наиболее известные русские постмодернисты - это Н. Байтов, Д. Пригов, В. Сорокин.

    С распадом СССР началась дискуссия, которая продолжалась преимущественно вокруг трех основополагающих вопросов:


    .Что такое постмодернизм?


    .Возможный русский вариант ли постмодернизма?


    .Постмодернизм - явление позитивное или негативное?

    Тем, кто не воспринимал демократию с ее плюрализмом и культурным многообразием, казалось, что постмодернизма можно избежать или запретить его.

    Русский постмодернизм был, в первую очередь, антитезой не модернизма, которым интересовался и с которым сосуществовал, а антитезой тоталитаризма и соцреализма. Большая часть русских критиков заняла в оценке постмодернизма консервативную позицию, требуя критического отношения к постмодернизму и даже отказу от него. Другая - разделилась на выразительных популяризаторов, для которых движителем культуры является ревизия всех ценностей с национальными включительно, и тех, кто признает постмодернизм как дань.

    Невзирая на свою бессистемность, постмодерный период в русской литературе нуждается в классификации. В Ешкилев предложил разделить писателей на "восьмидесятники" и "девяностники". Первые писатели сориентированы на западную-культурную традицию, вторые - на отечественную.

    Сегодня в русском литературоведении выделяется три основных классификации современной литературы. В основе первой лежит генерационный принцип, второй - географический, третьей - принцип эстетической ориентации. Именно последняя классификация кажется центральной, предыдущие две являются вспомогательными.

    Следовательно, изучение и анализ литературных статей дает основания утверждать, что постмодернизм - это образно-стилевая система, которая вобрала в себя художественный опыт многих предыдущих эпох. Она отличается мощным развитием интеллектуальной тенденции и является дежурным звеном в цепи истории. Постмодернизмом в русской литературе называется творчество писателей конца 1980-х гг. - началу ХХІ ст.

    2. Анализ произведения Т. Толстая, «Кысь»

    2.1. Художественное своеобразие романа Т. Толстой «Кысь»

    Повествование разворачивается в Москве через несколько сотен лет после «взрыва», в котором теперь город назван в честь своего диктатора Федора Кузьмича. Персонажи романа разделены на три основные группы: первая – бывшие, которым удалось пережить взрыв и, за исключением несчастных случаев, продолжать жить, все еще сохраняя воспоминания о своем далеком прошлом. Вторая группа, большинство, состоит из людей, родившихся после стихийного бедствия: у этих людей есть ассортимент необычных физических качеств, например, у некоторых есть хвосты, у других когти и т.д. Третья группа наполовину человек, наполовину животное и служит рабами. Название романа относится к мифологическому животному большой силы, которое живет в окрестностях города и нападает на любого человека, который появляется в поле зрения. Герой повествования, Бенедикт, имеет хвост и является одним из тех, кто родился после катастрофы. Его работа состоит в том, чтобы переписать единственные разрешенные книги, написанные Федором Кузьмичем, который фактически занимается плагиатом всего, начиная с некоторых старых книг, которые у него есть. Другим работником является Оленька, дочь Кудеяра Кудейарича, так называемого «главного санитурца» и сторожа идеологической чистоты народа: его работа включает в себя энергичное соблюдение запрета на неофициальные книги. Бенедикт и Оленька в конечном итоге женятся, но не раньше, чем Никита Иванович, «бывший», родившийся до взрыва, пытается привитьБенедикту некоторые ценности до взрыва, побуждая его вырезать деревянную статую 9 Пушкина и ампутируя хвост в подготовке к своей свадьбе. Бенедикт обнаруживает, что у его тестя есть библиотека книг до взрыва; Прочитав их все, не понимая большинства из них, Бенедикт отчаянно желает большего и отправляется в убийственную кампанию по поиску незаконно удерживаемых книг. Тесть побуждает Бенедикта присоединиться к нему в успешной революции, чтобы отменить власть Федора Кузьмича. Кудейарич принимает власть во имя демократии, но становится самодержавным тираническим диктатором, называя город своим именем. За якобы распространяющиеся идеи, которые он не одобряет, Кудейарич приказывает сжечь Никиту Ивановича на костре. Кудейаричу удалось заполучить немного бензина, но огонь вспыхнул из-под контроля и поглотил почти весь город. Чудом, Никита Иванович, Бенедикт и еще один бывший выживают. Книга заканчивается тем, что два старика взялись за руки и взлетают, оставляя вопросы Бенедикта без ответа.

    Специфика поэтики романа особо привлекает внимание своей нарочито показательной сказочной манерой, характерной для произведений о детстве. Об этом говорят сюжеты таких романов писательницы, как «Любишь – не любишь», «Свидание с птицей», «На золотом крыльце сидели». Для юных читателей в ее произведениях отсутствует деление на реальную действительность и вымысел. Из этого можно сделать вывод о том, что у Толстой элементы сказочного находят свое воплощение в постоянных чувственных, эстетических и нравственных, впечатлениях героев, способных все себе подчинить.

    Действительность, по Толстой, - это «бесконечное множество разноречивых сказок о мире, условных, знающих о своей условности, всегда фантастических и потому поэтичных». Иной вариант та же самая коллизия получает в романе «Кысь», начатом еще в 1986 году, а завершенном и вышедшем в свет через четырнадцать лет – в 2000 году. Все это позволяет сделать вывод о том, что основной стилевой признак романа «Кысь» – это его интертекстуальность.

    Как и в рассказах, в романе «Кысь» Т. Толстая использует все доступные формы интертекстуальности, и этот факт подчеркивается исследователями в трех аспектах: 1) постмодернистском осмыслении романной формы; 2) апелляции романа к разным пластам фольклора; 3) отражении интертекстуального заимствования в языковом плане. Ю. Латынина определяет жанр романа у Толстой как «антиутопию». Одной из причин является то, что Т. Толстая описывает жизнь после катастрофы, а «писать про жизнь после катастрофы или возле катастрофы в XX веке привычно, и сочинения эти традиционно числятся по ведомству научной фантастики или ее почти независимого подвига, именуемого антиутопией». По мнению других критиков, роман «Кысь» не является «чистой» антиутопией. Некоторые критики считают, что жанр романа Толстой двойствен, амбивалентен. Таким образом, можно сказать, что его можно определить и как утопию, и как антиутопию, исходя из того, какие проблемы рассматривать при анализе романа. Мы придерживаемся той точки зрения, что роман «Кысь» – это все таки антиупопия. В переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». В толковом словаре С.И. Ожегова это слово определяется как «фантастическая; несбыточная, неосуществимая мечта». Можно ли описываемое в романе назвать мечтой? Мы думаем, что вряд ли мир мутантов и «перерожденцев» можно считать мечтой. Таким образом, можно сказать, задача антиутопии – предупредить мир об опасности, предостеречь от неверно выбранного пути. В романе Т. Толстой содержится несколько таких предупреждений. Первый - это экологическое предупреждение. В России произошел взрыв. Книга была написана с 1986 года; поэтому естественно возникает ассоциация с чернобыльской катастрофой. Через две или триста лет после этого читатель оказывается в каком-то небольшом поселении, окруженном крепостью со сторожевыми башнями. В поселении живут мутанты – похоже, бывшие москвичи и их потомки. Где-то за территорией данной местности живут такие же люди-мутанты, охарактеризованные писательницей подобным образом: А кто после Взрыва родился, у тех Последствия другие, — всякие. У кого руки словно зеленой мукой обметаны, будто он в хлебеде рылся, у кого жабры; у иного гребень петушиный али еще что». Причина таких «чудес» – легкомысленное поведение 13 людей, «будто люди играли и доигрались с АРУЖЫЕМ». Здесь содержится прямое указание на актуальную проблему современности – гонку вооружений, накопление атомного оружия, проблему нестабильности мира. Вторая, не менее значимая проблема, поднятая в романе «Кысь», - это поиск утраченной духовности, внутренней гармонии, утраченной преемственности поколений. Трудно не согласиться с таким мнением, поскольку судьба главного героя в романе связана с поиском «алфавита» - реального смысла жизни, которого он до сих пор не может найти. С этим тесно связана проблема исторической памяти. Никита Иванович, расставляя колонны с надписями «Арбат», «Садовое кольцо», «Кузнецкий мост», пытается сохранить для потомков кусочек прошлого, памяти и истории. Критик Б. Тот факт, что «голубчики» едят мышей, приговаривая «мышь – наше богатство», «мышь – наша опора», говорит о сознательном подчеркивании этого забвения, так как в античной мифологии мышь была символом забвения, и все, к чему мышь прикасалась, исчезало из памяти. Поскольку традиции и история прерываются, они пишутся заново каждый раз, что остаются только названия вещей, а сущность теряется, человек постоянно чувствует, несостоятельность реальности». А чувство «кажущности», «несостоятельности» реальности, постоянно толкает человека к разрушению, а не созиданию.

    Несмотря на то, что в романе «Кысь» присутствует множество интертекстуальных элементов, на наш взгляд, нельзя рассматривать его как чисто игру автора с текстами. Следовательно, можно сделать вывод, что интертекстуальность в данном случае является не самоцелью, а средством, с помощью которого Т. Толстая соединяет все взаимосвязывающее в художественной реальности воедино, подражая и пародируя их для достижения наибольшего художественного эффекта и иронической силы. Единство произведений Т. Толстой, очевидно, проявляется, прежде всего, в стилевом плане. И рассказы, и роман Т. Толстой глубоко интертекстуальны: переработка темы, использование элементов «известного» сюжета, явная и скрытая цитация, аллюзии, реминисценции, заимствование, пародия и другие приемы присутствуют в обоих жанрах.

    Особую роль в романе играет цитата. Можно сказать, что весь роман практически построен на всевозможных цитатах. Цитата здесь выполняет функцию и элемента пародии на культурную жизнь Федор-Кузмичска и самого Мурзы, с его претензией на гениальность, и служат культурными ориентирами, играют роль аллюзий и реминисценций, давая читателю широкий пространство для размышлений над проблемами романа. И, действительно, в ткань романа, созданного Т. Толстой, искуснейше вплетены бесчисленные нити явных и скрытых литературных цитат: от Библии до Окуджавы.

    Означенный памятник играет в романе чуть ли не самую важную роль: и идейную, и сюжетную, и композиционную. Неграмотные голубчики, т.е. обычные люди, привязывают к его шее веревки, тянущиеся к заборам, и развешивают белье. На пересечении сюжетных линий всенепременно оказывается деревянный идол. Наконец, казнить Никиту Иваныча должны не где-нибудь, а привязав к дубельтовому туловищу Пушкина, чтобы сгорели оба, но разве можно сжечь Литературу и Традицию? Оба, хотя и изрядно обгоревшие, остаются живы отныне и во веки веков. Эта сцена, кроме того, представляет собой реминисценцию античного мифа – мифа о птице Феникс, никогда не умирающей и возрождающейся из пламени, а так же библейскую легенду о воскрешении праведников и вознесении их на небо. Так же нужно отметить еще одну особенность текста романа. Он изобилует авторскими неологизмами: огнецы, ржавь, червыри, дубельт, кысь и так далее. Таким образом, мы можем сказать, что этот прием так же связан с проблематикой романа. Толстая, таким образом, показывает, эволюцию общества и слова, с одной стороны – создание нового, с другой стороны – забвение уже созданного.

    Произведения Т. Толстой сохраняют внутреннее единство и в том плане, что идеи ее романа заложены уже в ее публицистике. Например, критики выделяет статьи Толстой, из которых, собственно, и вырос роман «Кысь». В романе «Кысь» затрагивается вопрос о тоталитаризме, о «государственном уме» – вспомним эпизоды о назначении государством праздников и правил их отмечания. Этой проблеме посвящено также эссе Т. Толстой «Женский день». Единство творчества Т. Толстой заключается также в том, что и в рассказах, и в романе происходит некая трансформация мифов в сказки.

    Т. Толстая просто перенесла свои авторские художественные приемы в другие жанры. Таким образом, мы можем сказать, что это главные особенности прозы Толстой озорной юмор, гротесковость, живая образность и тяга к повествовательности.

    Заключение

    Перспектива развития постмодернизма в русской литературе представляется несколько туманной, хотя его внедрение привело во многих случаях к конвергенции, гармоничному соединению различных эстетических направлений, течений, движений. Подобная свобода и отмена классических канонов увеличивает возможности литературы, раздвигает границы художественного творчества.

    Одним из ключевых и самым ярким представителем так называемой «женской прозы» считается Т. Толстая, хотя писательница свое творчество относит к постмодернизму. Основное внимание Т. Толстая уделяет языку и стилю своих произведений, что и способствует отнесению ее к постмодернистскому направлению.

    В эстетике постмодернизма реальность исчезает под потоком симулякров. Мир превращается в хаос одновременно сосуществующих и накладывающихся друг на друга текстов, культурных языков, мифов. Человек живет в мире симулякров, созданных им самим или другими людьми. Так, в романе Т. Толстой «Кысь» представлена реальность.

    В связи с этим следует упомянуть и понятие интертекстуальности, когда создаваемый текст становится тканью цитат, взятых из ранее написанных текстов, своеобразным палимпсестом. В результате этого возникает бесконечное количество ассоциаций, и смысл расширяется до бесконечности. Так, в романе находит отражение миф, со своими установками и признаками.

    Если говорить о постмодернизме как направлении в философии, или, другими словами о постмодернистской философии, то под ней понимается совокупность различных теорий, получивших распространение в конце ХХ века, в которых теоретически обобщается постмодернистское мировоззрение.

    Список использованной литературы

    1. Попова, И.М. Современная русская литература : учебное пособие / И.М. Попова, Т.В. Губанова, Е.В. Любезная. .. (Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет".

    2. Свердлов М.И. Постмодернизм // Литература.-2004. -№29. – С. 24-25.

    3. Т. Толстая. Роман «Кысь». М., Подкова, Иностранка, 2000.

    4. Творчество Т. Толстой и Л. Петрушевской: Литературный факультатив для библиотекарей / ЦРБ им. 1 Мая; Сост. гл. методист М.В. Бенедиктова. - Н. Новгород, 2002. - 10 с.

    5. Флиер А.Я. Постмодернизм как поиск новой культуры // Вестник Московского университета.-2006. -№3. – С. 5-10.

    6. Черняк, М. А. Современная русская литература : учебник для академического бакалавриата / М. А. Черняк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : (Издательство Юрайт, 2019. — 294 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07479-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].);


    написать администратору сайта