Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие конформизма и его виды

  • Понятие нонконформизма, его особенности и причины

  • Взаимосвязь конформизма и нонконформизма

  • Идеология нонконформизма

  • Список использованных источников

  • Реферат на тему Конформизм и неоконформизм. Конформизм и нонконформизм. Контрольная работа по дисциплине Технологии делового взаимодействия


    Скачать 33.28 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Технологии делового взаимодействия
    АнкорРеферат на тему Конформизм и неоконформизм
    Дата25.02.2021
    Размер33.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонформизм и нонконформизм.docx
    ТипКонтрольная работа
    #179373

    ФГБО УВО «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра социальных и политических коммуникаций
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Технологии делового взаимодействия»

    тема: «Психологическая структура личности»


    Научный руководитель

    И.Р. Фархутдинова

    Студентка I курса

    В.С.Кукунина



    Уфа 2021

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………….

    3

    Понятие конформизма и его виды………………………………………

    4

    Понятие нонконформизма, его особенности и причины……………..

    6

    Взаимосвязь конформизма и нонконформизма………………………..

    8

    Идеология нонконформизма……………………………………………

    10

    Заключение………………………………………………………………

    16

    Список использованных источников…………………………………...

    17


    Введение

    В данной работе рассмотрены понятия конформизма, обозначающего приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, и нонконформизма, реализующего способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему.

    Несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития. Нонконформист всегда на первом этапе сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества.

    В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. Представляется, что анализ тематики конформизм и нонконформизм достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

    Данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях, тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики.

    Цель данной контрольной работы исследовать явление конформизма и нонконформизма, выявить взаимосвязь этих явлений, осветить плюсы и минусы этих явлений.

    Предметом исследования в работе является исторические и современные стороны проявления этих фактов.

    При написании работы использовались методы анализа, обобщения, сравнения фактов и данных из различных информационных источников.

    Понятие конформизма и его виды

    Слово «конформизм» образовано от латинского conformis, что означает «подобный», «соответствующий». Конформизм – это понятие из социальной психологии. Означает форму приспособления к малой группе. Чтобы стать «подобным» индивид принимает мнение, правила поведения, нормы и ценности большинства, даже если те противоречат его личному мнению, убеждениям, ценностям, нормам и т.д.

    Конформизм в психологии – это следование за большинством, властью. Конформизм предполагает жизнь как у других людей. Индивид слушает ту же музыку, что большинство. Носит тоже, что и все. Ест тоже, что и все. Отдыхает так же, как все. В общем, он ничем не выделяется из общей массы.

    Конформизм в социологи – это слепое подчинение человека большинству. Он во всем предпочитает быть как все, скрывая и подавляя свою индивидуальность. Это помогает избежать проблем, конфликтов, трудностей. Это нужно для социализации. Социальный конформизм (конформность) – это поведение человека, которое подчиняется ожиданиям значимой для него группы.

    В основе его развития лежит страх общественного осуждения и порицания. «Не высовывайся, если не хочешь быть изгоем, или быть съеденным», – такая мысль движет индивидом. Общество не любит, когда ему противостоит кто-то. Уникальные личности, индивидуалисты всегда подвергались гонениям, непониманию со стороны серой массы.

    С другой стороны, конформизм можно рассматривать как проявление лояльности, то есть доверия к людям. Например, когда большинство при помощи молчания соглашается с действиями правителей: «Им виднее». Правда, редко за этим стоит истинная лояльность, то есть истинное доверие и уважение. Чаще это связано с трусостью и ленью. Человеку лень или страшно разбираться в насущных вопросах, бороться за свои права.

    Существует несколько классификаций конформизма. Рассмотрим некоторые из них.

    По типу подчинения:

    1. Внутренний конформизм. Человек принимает и разделяет мнение группы, живет по ее правилам даже вне ее пределов, находит рациональное объяснение своему выбору.

    2. Внешний конформизм. Человек формально принимает правила и нормы группы, но остается при своем мнении. Это приводит к внутриличностному конфликту. Нередко внешнее принятие имеет вынужденный характер.

    По специфике поведения:

    1. Рациональный конформизм. Человек поддается влиянию через рассуждения, мнение, доводы другого человека.

    2. Иррациональный конформизм. Человек подчиняется большинству на уровне стадного инстинкта.

    По специфике давления:

    1. Пассивный. Человек подчиняется под влиянием непосредственного давления.

    2. Активный. Это воинственный конформизм. Нет непосредственного давления сверху, но человек сам хочет почувствовать его специфику, и начинает бороться с инакомыслящими.

    Понятие нонконформизма, его особенности и причины

    Нонконформизм – это сочетание бунтарства, активной жизненной позиции, стремления к индивидуализму. Индивид, к которому применимо это понятие, отрицает общепринятые правила и нормы, не подчиняется требованиям и старается иметь собственное мнение, противоречащее большинству.

    Чаще всего такая особенность проявляется в виде подросткового нонконформизма, когда юные парни и девушки «восстают» против общества и, в первую очередь, своих родителей.

    Говоря о том, что такое нонконформизм простыми словами, следует подчеркнуть важность несогласия в аспекте этого понятия. То есть индивид предпочитает не соглашаться, отрицать какие-то нормы и правила.

    Нонконформисты обладают психологическими особенностями, свойственными именно этой категории людей. Они логичны и последовательны, поэтому их мнения подкреплены аргументами, а не фразами вроде «потому что».

    Они упрямы, самостоятельны и самодостаточны. Сильные личности, которые обладают достаточным количеством ресурсов для постоянного сопротивления.

    Человек рождается с набором природных качеств, которые при желании или в силу жизненных обстоятельств могут корректироваться. Черты, характерные для нонконформистов, могут развиться в сознательном возрасте, а могут сопровождать человека с рождения.

    Когда стремление выделяться и противопоставлять себя обществу – это приобретенные качества, их формирование обусловлено определенными причинами. Такими причинами могут быть:

    • скрытое или явное желание контролировать и доминировать;

    • чувство беспомощности, которое формирует желание стать сильным и уметь противостоять любым трудностям;

    • желание сохранить свою индивидуальность и сопротивление при необходимости «прогнуться» под кого-то;

    • отсутствие необходимости постоянно подтверждать свою правоту, так как уверенность в себе непоколебима.

    Взаимосвязь конформизма и нонконформизма

    Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы - он получает поддержку и одобрение. Наоборот - если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе - то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения.

    Нонконформист предлагает новые идеи. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом - бурный восторг и почитание.

    Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое.

    Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения.

    Человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками.

    Также человек не склонен к конформизму, если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции.

    Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как и большинство. «Как все» - основное оправдание, как писал Лев Толстой. В тоже время при обсуждении иного вопроса, человек голосовавший «как все» предложит иной вариант.

    Конформист - тот, кто принимает нормативы социально-политического строя без возражений и следует им; если они меняются, он адаптирует собственную позицию к изменившимся социально-политическим нормативам. Соответственно, нонконформизм - это нечто прямо противоположное. Нонконформизм есть такая социально-политическая позиция, которая противопоставляет себя существующей системе вещей.

    Идеология нонконформизма

    Нонконформизм всегда имеет идеологическую основу. Идеология охватывает различные уровни - ценностный, философский, социальный, подчас, религиозный. Это иногда упускают из виду, пытаясь объяснить проявления нонконформизма простейшими, естественными социальными реакциями. Например, когда угнетаемым массам больше невмоготу жить, они, действительно, восстают против своих угнетателей. Но при этом они по определению не могут восстать только потому, что им плохо живется.

    Для эффективности восстания они должны иметь определенную систему обоснований, идеологию. Только лишь нежелание жить в угнетенном состоянии не является достаточным основанием. Онтологическим фактором нонконформизма является та доктрина, та идеология, то мировоззрение, что стоят за неповиновением, протестом, восстанием, революцией.

    В сферу нонконформизма попадают все формы социального протеста - от восстаний рабов в древности, дворцовых переворотов, до современных политических революций или рабочего движения.

    Первым этапом онтологии нонконформизма является выработка альтернативы, имеющей прямое отношение к квинтэссенции Политического. В нонконформизме ясно и концентрированно протекает процесс, составляющий суть политики. Выработка альтернативы в рамках нонконформизма начинается с осмысления масштабных реальностей, связанных с основами мировоззрения, с выяснения глубинных интересов общества и его составляющих, с новым обращением к мифу об истоках и к конечной цели исторического пути, к проекту.

    Утверждение альтернативы производит альтернативное действие, которое несет в себе отчетливый разрушительный элемент. Уничтожение существующего, ниспровержение его является важнейшим отличительным признаком нонконформистской политики. Могут быть самые разнообразные варианты - от минимальной альтернативности до максимальной.

    Существует пример минимальной степени нонконформизма. Одному из сыновей вождя не досталось власти, власть - по обычаю этого общества - должна переходить к старшему сыну, а он, например, младший, но при этом по каким-то обстоятельствам и соображениям стремится занять трон. Претендент ничего не хочет менять - ни существующей системы верований, ни социального уклада, - ему нужна лишь личная власть. Он организует для осуществления переворота дворцовую партию, с целью, допустим, отравить старшего брата, которому может достаться трон. Здесь альтернативность минимальна и сопряжена только с личностью претендента.

    Однако в реальной истории даже такой простейший случай никогда не был представлен и осознан в прозрачно прозаическом ключе, где эгоистическая мотивация претендента выступала бы решающим фактором. «Официально» сценарий заговора младшего брата против старшего не мог быть легитимно признан. Всякий раз эта простейшая ситуация сопровождалась дополнительными обобщающими факторами. К примеру, царственный брат-заговорщик в своих действиях старался опереться на тех людей в обществе, кто так же, как и он были лишены наследства.

    Социальной базой и опорой ему мог служить минорат - младшие дети аристократических семей. Когда обобщение осознавалось, оно переходило в статус политического нонконформизма и выражало интересы минората против майората, а это, в свою очередь, затрагивало напрямую социальный уклад и традиции. В таком простейшем политическом (и психологическом) действии, как братоубийство из-за престолонаследия мы сталкиваемся с зачатками далеко идущей политической программы с первичными проявлениями альтернативы и политического нонконформизма.

    Если заговор заканчивается удачно для его организатора, младший брат может отказаться и от обобщения и от своих «революционных» начинаний, тем самым, ликвидировав нонконформное измерение. Но в определенных случаях оно, напротив, может получить продолжение в полном соответствии с мифологическими историями о «подвигах младшего сына», которые подчас отражаются в политических реформах.

    Исторически встречается и такой вид радикального нонконформизма, при котором представители определенных кругов, религий, групп, социальных классов приходят к утверждению, что вся политическая система, включая традиционные социальные институты, не верна и подлежит упразднению.

    Против существующей системы они выставляют собственную альтернативную, нонконформную политическую систему. Рассматривая эволюцию конкретных политических режимов - и особенно их переломные моменты (революции, перевороты, восстания, свержение династий и т.д.), - мы видим, что в ответственных за перемены силах можно выделить элементы как минимального, так и максимального нонконформизма.

    Однако всегда мы имеем дело с идеологической альтернативой, либо подробно разработанной и развитой, в случае глобальной социальной революции, либо, наоборот, зачаточной, в случае рядового дворцового переворота. Если идеологическая альтернатива полноценно оформлена, значит, она сама по себе и выступает исторической причиной политической трансформации (соответственно, силы, вызвавшие ее к жизни, тождественны носителям именно идеологической составляющей этой альтернативы).

    Если же идеологический момент находится в зачаточной степени, значит, скорее всего, он является не более, чем прикрытием для удовлетворения неких частных интересов (т.е. силы, вызвавшие такое политическое событие, являются внешними и случайными по отношению к носителям идеологического проекта или его субститута).

    Нонконформизм утверждает нелегитимность или частичную нелегитимность власти, исчерпанность ее обоснованности либо отсутствие таковой; отрицание любой данной власти как несправедливой - несправедливой именно в соотношении с этой альтернативной сакральностью, которая служит новой точкой отсчета. Следующим шагом является утверждение новой (альтернативной) модели и структуры власти.

    Онтологический нонконформизм утверждает, что существующая иерархия является полностью (либо частично) ложной, не отвечающей истинным онтологическим пропорциям. Предлагается смена иерархических принципов и базовых критериев отбора.

    Право требует пересмотра в пользу тех сил, которые ущемлены в существующей политической структуре. Люди, выдвигающие и реализующие нонконформный проект, как правило, образуют «революционную элиту». Эта «революционная элита» всегда имеет конкретное социальное происхождение. В нонконформном проекте правовые модели выстраиваются исходя из того, каково это социальное происхождение в каждом конкретном случае. К примеру, если «революционная элита» формируется из кшатриев, то правовые требования будут ориентированы на расширение их прав. В случае революции «третьего сословия» мы имеем иную правовую систему и т.д.

    Частным случаем этого феномена является концепция «революционного права». Революционное право действует в тот исторический момент, когда одна сакральная система находится в процессе смены, но эта смена еще не завершилась, не дошла до логического финала. «Революционное право» представляет собой предельно гибкую реальность, позволяющую лучше всего понять и специфику предшествующей правовой системы, которая отрицается, и, специфику новой системы, которая утверждается.

    В альтернативной сакральности происходит новая коллективная идентификация и изменение качества главного субъекта. Часто речь идет о переносе концепции субъекта суверенности на новую реальность - касту, класс, сословие, религиозную или этническую группу и т.д.

    Нонконформизм настаивает на смене ценностных систем. Таким образом, несмотря на то, что может сложиться впечатление, будто политический нонконформизм является лишь нигилистической стороной политического процесса, что революция - это только разрушение и отрицание, - на самом деле, это не так, поскольку именно в нонконформной среде и происходит формулировка новых ценностных систем, которые будут лежать в основе грядущей новой модели, предопределяя ее качество и ее структуру.

    Современный мир находится во власти конформизма. Увлеченные соперничеством, мы перенимаем чужие правила игры, постепенно утрачивая способность к спонтанному реагированию. По словам Тернера Колина спонтанность и непосредственность возвращают утраченную изначальную сущность; они служат мерой того, насколько мы движимы внутренним побуждением и не подчиняемся обстоятельствам. Решения, продиктованные истинным проявлением спонтанности, всегда оказываются безошибочными.

    Конформизм делает нас уязвимыми для самых тривиальных житейских проблем: например, поводом для беспокойства может стать несоответствие гардероба или жилища общепринятым нормам. Подчиняясь диктату большинства, мы добровольно ограничиваем свою свободу. Не будет преувеличением сказать, что отречение от индивидуальности и свободы выбора лишает права называться человеком.

    Те, кому, несмотря на давление общества, удалось сохранить независимость мышления и верность своему пути, неизбежно выделяются из толпы. Когда нонконформистам удается открыть те двери, которые, согласно всеобщему мнению, прочно заперты, общество вынуждено признать их правоту и прекратить нападки.

    Периодически признавая свои ошибки, оно, тем не менее, не желает учиться на них; поэтому в глазах большинства те, кто превыше всего ставит свободу самовыражения, всегда выглядят глупцами, тогда как жадно впитывающие последние веяния считаются вполне разумными людьми.

    Страх вызвать непонимание окружающих или навлечь на себя их неудовольствие - одно из главнейших препятствий, мешающих отстаивать свою индивидуальность. Но преодолеть этот страх необходимо: признав за собой право руководствоваться личными мотивами и иметь собственное мнение, не придется искать оправданий своему стремлению следовать собственным путем. Проявляя нонконформизм в его естественной, спонтанной форме, мы движемся к цели кратчайшим путем.

    Спонтанность не следует путать с импульсивностью. Если первое понятие относится к поступкам, совершаемым по наитию и не зависящим от обстоятельств, то второе является выражением склонности к необдуманным действиям под влиянием случайных внешних условий. Независимость в мыслях и поступках - непременная предпосылка развития заложенных в нас природой находчивости и изобретательности.

    О нонконформизме можно рассуждать как о идее, которая заключается в умении распознать тот факт, что вам стараются что-нибудь навязать и противостоять этому. Навязывание чего-либо в большинстве случаев расходится с вашим интересом. Во всяком случае, это явление так бы не называлось. Поэтому тот, кто старается что-либо навязать, придумывает различные способы для того, чтобы завуалировать этот процесс.

    Заключение

    Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами. Ведь именно в нонконформной среде и происходит формулировка новых ценностных систем, которые будут лежать в основе грядущей новой модели, предопределяя ее качество и ее структуру.

    В реальной жизни увлеченные соперничеством, мы перенимаем чужие правила игры, постепенно утрачивая способность к спонтанному реагированию. Только независимость в мыслях и поступках - непременная предпосылка развития заложенных в нас природой находчивости и изобретательности. Быть нонконформистом значит мыслить самостоятельно, рассуждать независимо, иметь свое собственное мнение.

    Основы конформизма закладываются в детстве. Такие «истины» как: «не высовывайся, живи как все». Общество навязывает нормы и установки. Я считаю, что должен быть выбор и решение человека - это его решение. Если правильно воздействовать на человека, - то даже навязанные решения он будет считать за свои. Иногда хватает небольшого намека, маленькой детали - и человек принимает навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами.

    Список использованных источников

    1. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00099457_0.html

    2. https://amrom.ru/konformizm/

    3. https://lifemotivation.ru/samorazvitie/nonkonformizm

    4. https://lifemotivation.ru/samopoznanie/konformizm


    написать администратору сайта