Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа по философии на тему «Философия Просвещения и её основные представители»

  • 1 Общая характеристика эпохи Просвещения

  • 2 Философия Просвещения в Англии

  • 3 Философия Просвещения во Франции

  • 4 Философия Просвещения в Германии

  • 4.3 Готхольд Эфраим Лессинг

  • 4.4 Иоганн Готфрид Гердер

  • Список использованной литературы

  • эссе. Контрольная работа по философии на тему Философия Просвещения и её основные представители


    Скачать 63.13 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по философии на тему Философия Просвещения и её основные представители
    Дата15.01.2023
    Размер63.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_konenchnyi_774_variant.docx
    ТипКонтрольная работа
    #888307

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     Институт социально-гуманитарных инноваций и массмедиа 

    Кафедра философии, культурологии и социологии

    Контрольная работа по философии на тему

    «Философия Просвещения и её основные представители»

    Руководитель

    д. филос. н., канд. пед. наук

    _______ Беляев И.А.

    «___»___________2023г.

    Студент группы З-21 ТМО(ба)НДОПО

    _______ Серов Д.А.

    «___»___________2023г.

    Оренбург 2023

    Содержание




    2.1 Джон Локк 5

    2.2 Джордж Беркли 8

    2.3 Дэвид Юм 10

    3.1 Вольтер Франсуа 12

    3.2 Руссо Жан Жак 12

    3.3Дидро Дени 13

    3.4 Монтескье Шарль 13

    4.1 Христиан Вольф 15

    4.2 Иммануил Кант 15

    4.3 Готхольд Эфраим Лессинг 16

    4.4 Иоганн Готфрид Гердер 17

    Список использованной литературы 18


    Введение


    XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что «знание – сила» (Ф.Бэкон), что именно «практическая философия» поможет человеку с пользой для него овладеть природой и стать «господином и хозяином» этой природы (Р.Декарт).
    В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в людской разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что разум человека безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.
    Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

    Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

    Таким образом, можно отметить следующие важные моменты в общей характеристике эпохи Просвещения:

    1. Эпоха Просвещения получает заметное развитие глубокой веры в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

    2. Развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

    3. Формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.


    1 Общая характеристика эпохи Просвещения
    Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

    Термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский и немецкий из французского и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

    Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII в., другие — к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815 гг.)

    Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).

    Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозами быть наказанными «за Правду».

    Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения, в особенности это коснулось христианства, которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм, как естественную религию, отожествленную с моралью. Не принимая во внимание материалистические и атеистические убеждения, некоторых мыслителей данной эпохи таких как Дидро, большинство просветителей были последователями именно деизма, которые посредством научных аргументов пытались доказать существование Бога и сотворение Им вселенной.

    В эпоху Просвещения вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной. Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм, превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.

    2 Философия Просвещения в Англии

    Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций в философии, умеренной критикой религии и церкви. В отличии от Франции, где Просвещение предшествовало политической революции, здесь все было наоборот : вначале произошла революция, а затем наступила эпоха Просвещения. Она представлена такими персоналиями и школами, как Джон Локк, деизм, спиритуализм Дж. Беркли, скептицизм Д. Юма, философия шотландской школы.

    2.1 Джон Локк


    Джон Локк - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

    Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров.

    Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Д. Юм и. Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является "чистой доской", т.е. вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

    Прежде всего, следует сказать о том, что он является продолжателем "линии Френсиса Бэкона" в европейской философии конца XVII-начала XVIII века. Более того, его можно назвать основоположником "британского эмпиризма", создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей. Локк первым провозгласил, что "собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей". Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости.

    Локк являлся сторонником буржуазии и социально-классового компромисса, многое внёс и сделал для разработки принципов и защиты свободы совести и веротерпимости (наиболее яркой из работ на эту тему является "Послание о веротерпимости" (1689), что особенно актуально и в современном мире.

    В своём мышление Локк основывается на теорию познания (гносеологию), мыслит он систематически, таким образом, что одно вытекает из другого. Локка можно отнести к представителям Естественнонаучного направления материализма (наряду с такими деятелями как Бэкон и Спиноза), то есть основанного на конкретных науках и знаниях.

    Основными работами являются: "Опыт о человеческом разумении" (1690), содержащее объяснение цельной системы эмпирической философии, в которой отрицает теорию врождённых идей и высказывает идею того, что человеческие знания берутся из ощущаемого опыта.

    Локк считал разрешение гносеологических проблем важнейшей своей задачей, но при этом он не редуцировал всю свою философию к теории познания. Вся его теория познания идейно граничит с фундаментальными философскими посылками: ощущения не выдумка воображения, а естественные процессы действующие независимо от нас, но при этом влияющие на нас.

    Главным мотивом всех теоретических построений Локка является существование физического, материального мира, разделённого на бесчисленное множество частей, элементов и фрагментов, но единого в своих законах. Второй его мотив заключается в том, что человеческое благоустройство неосуществимо без постановки сил природы на службу людей.

    Чтобы владеть природой, её необходимо познать, а для возможности познания необходимо знать характер и свойства внешнего мира, а также свойства и систему познавательных способностей самого человека.

    Локк решительно отвергает идею сторонников нативизма о врождённости идей бога и его заповедей, он относит его к числу сложных идей и относительно поздно сформированных. Также он подчёркивает, что эта идея особенного выгодна тем, кто хочет управлять людьми "от имени верховного владыки".

    "Обладать авторитетом диктатора принципов и наставника неоспоримых истин и понуждать других на веру принимать за врождённый принцип всё, что может служить целям учителя, - это немалая власть человека над человеком".

    Отрицая врождённые идеи, Локк не отвергал врождённые потребности, стремления, аффекты, особенности поведения. Современная наука не отрицает, эти мысли и называет общим понятием - унаследованная структура нервной системы. Критика теории врождённых идей является отправной точкой для всей теории познания и педагогики Локка, и она помогла в дальнейшем анализе возникновения и развития, границ и состава, строения и путей проверки знания.

    В этике для Локка, важную роль сыграло отрицание врождённых принципов морали: оно помогло связать понятие "добро" с удовольствием и пользой, а понятие "зло" с вредом и страданиями, таким образом, родилось учение "о естественном законе морали" и о естественном праве в его этической интерпретации.

    Некоторое несовпадение можно заметить в соотношение принципов морали и требования разума. В 3-ей главе "опыта о человеческом разумение" Локк приводит немало примеров народов, живущих в разных местах и условиях, у которых считаются разными, а то и вовсе противоположные поступки морального и антиморального характера. Европейские же народы в основном стараются поступать так, чтобы хорошо выглядеть в глазах других, при этом, не всегда обращая внимания на "божественные" законы или законы государства. Тогда получается, что Общечеловеческий разум изрекающие твёрдые моральные рамки, понятие нелогичное. Скорее всего, это связано с развитием философских взглядов Локка и с политическими изменениями в стране.

    Локк считал, что всё человеческое знание берётся из индивидуального опыта. Этот тезис выдвигали ещё эпикурейцы, причём они уже толковали его сенсуалистически. Также ранее в эту сторону направляли взгляды Бэкон, Гассенди и Гоббс, однако все они смотрели "однобоко", а Локку удалось всесторонне обосновать эмпиризм в плане материалистического сенсуализма. Локк стремился выявить суть опыта - происхождение, строение и развитие. Он пользовался принципом обобщающего комбинирования, который выдвинул Бэкон. Также он применял этот принцип к ощущениям и этим выявлял их взаимодействие.

    Для понимая чувственного опыта, Локк рассматривал его и как источник сведений о мире, и как средство, предназначенное для построения науки. Соответственно необходима была постановка целенаправленных опытов и экспериментов, выбраковки ложных предположений и выводов. Он провёл различия между ошибочным истолкованием разума как абсолютного изначального источника знания и его плодотворным пониманием как инициатора и организатора познавательной, а соответственно и чувственной деятельности. Первое им было отвергнуто, а второе принято, поддержано и развито.

    От Локка берёт начало антирационалистический принцип непосредственной данности элементов чувственного опыта, также как и непосредственности установления их истинности. Он считает, что каждое из отдельных ощущений дано человеку в поле его чувственных переживаний как некая однородная в себе, неразделимая на различные составляющие и устойчивая в своём качестве реальность. Опыт по Локку, это всё то, что воздействует на сознание человека и усваивается им в течение всей жизни. "На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно и происходит". Начальная часть всего знания это ощущения, вызванные воздействиями внешнего мира.

    Опыт по Локку сгладывается из идей, человеческий ум "видит" идеи и непосредственно воспринимает их. Под идеей Локк подразумевает отдельное ощущение, восприятие объекта, его чувственное представление, в том числе образное воспоминание или фантазию, понятие объекта или отдельного его свойства. Среди идей указаны и акты - интеллектуальные, эмоциональные и волевые. "Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, это следует понимать таким образом, что под ними имеются в виду те качества в предметах, которые вызывают в нас идеи" - пишет Локк.

    2.2 Джордж Беркли


    Джордж Беркли-ещё во время учёбы в Университете Беркли внимательно следил за развитием современных ему естественнонаучных теорий и уже смолоду решил вступить в борьбу против основных результатов передовой философии и науки. Наблюдая повсюду успехи материалистических и метафизических учений,

    Беркли решил нанести удар не по каким-либо отдельным проявлениям материализма, а по исходному, как он считал, понятию всех видов материализма - понятию материи. Он полагал, что понятие материи «заключает в себе противоречие» является наиболее «абстрактной и непонятной из всех идей». Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. «Отрицание её не принесёт никакого ущерба остальному роду человеческому, который… никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать своё безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия».

    К такому высказыванию Беркли присоединяет ещё и сенсуалистические аргументы. Если вещь не более чем коллекция «идей», она не предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого особенного их обладателя. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с ней, нам ничего о ней не известно и не может быть известно. Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а ограничивается отрицанием материальной субстанции. Он заявляет: «я не устраняю субстанции. Меня не следует обвинять в изъятии субстанции из постигаемого разумом мира. Я отбрасываю только философский смысл (который на самом деле является бессмыслицей) слова «субстанция» как материального носителя качественного многообразия, как основы единства мира».

    Учение Беркли - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души».

    Идеи - это качества, данные в нашем субъективном восприятии. Души -деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. Период творческой деятельности Беркли исторически совпадает с эпохой Просвещения, однако его нельзя назвать просветителем. Философия Беркли представляет собой оригинальную комбинацию объективного и субъективного идеализма: объективного, поскольку творцом реальности признается Бог, и субъективного, поскольку реальным признается существование только множества человеческих сознаний (душ).

    Для характеристики всего содержащегося в нашем сознании, Беркли использует термин «идея». Все идеи он делит на «внешние» и «внутренние». Внешние - в виде ощущений - приходят в сознание извне, т.е. из органов чувств, внутренние - в виде мыслей - появляются внутри сознания, т.е. являются результатом действия разума. Процесс познания идет лишь там, где есть идеи. Но идеи не могут находится в том, что лишено чувств.

    Беркли предлагает отказаться от понятия "материальная субстанция", так как оно ведет к материализму и безбожию. Источником идей и ощущений, по Беркли, является Бог. Стабильность мира в том, что не воспринимаемая человеком вещь продолжает существовать в сознании Бога. Идеи Беркли оказали значительное влияние на дальнейшее развитие европейской философии, особенно современной: на философию жизни, эмпириокритицизм (махизм), феноменологию, экзистенциализм.

    2.3 Дэвид Юм


    Дэвид Юм-английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» развил учение о чувственном опыте как единственном источнике знания. Отвергая теорию врождённых идей, Юм сводил к «впечатлениям» и «ассоциациям» всё содержание сознания, в том числе понятия субстанции и причинности, в которой он видел лишь привычное ожидание временной последовательности событий. Основой этики считал изначальное чувство «симпатии». Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции.

    В "Трактате" и в "Исследованиях" Юм говорит о необходимости совершенствования "моральной философии" как универсальной науки о человеке, которой, в отличие от "естественной философии" (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой. В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из "восприятий", которые Юм разделяет на "впечатления" и "идеи". Впечатления отличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственного опыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (субстанции и отношения).

    Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции.

    Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделение первичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер.

    Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.

    В знаменитой главе "О чудесах", включенной в "Исследование о человеческом познании", он доказывал, что описания всевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудес как таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой нарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл "естественной религией", в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины.

    3 Философия Просвещения во Франции

    Философия французского Просвещения основана на деизме – философском направлении, согласно которому бог, сотворив мир, не вмешивается в закономерное течение его событий. Деизм отвергал идеи личного бога и пантеизма – отождествления бога с природой.

    Французская философия развивалась под влиянием идей о необходимости изменения существующего общества, его нравов, политики и быта. путем распространения идеи добра, справедливости и научных знаний. Просветители были уверены, что общество можно преобразовать, но разными путями: Вольтер – преобразованиями «сверху», Дидро – изменением нравов «снизу», а Руссо – прямым участием народа в управлении. Французские мыслители высказывали идеи материализма. Например, в сочинениях «Об уме» (1758), «О человеке» (1773) Гельвеций утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, а мышление и ощущения являются свойствами материи.



    3.1 Вольтер Франсуа


    Вольтер Франсуа в своих философских, художественных и публицистических произведениях подверг всесторонней критике феодальные отношения, деспотичную форму правления, клерикальное мировоззрение. Свои взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах». Деизм мыслителя был широко известен. Опираясь на философию Локка и законы Ньютона, Вольтер в работах «Философские письма» «Философский словарь», «Трактат о метафизике» и других сочинениях подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее активном существовании и вечном движении. Согласно его взглядам, сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Резко выступал против религии, особенно против католицизма. Он считал, что религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец, видел в церкви оплот невежества и мракобесия: «Раздавите гадину!» – призывал он. Он активно участвовал в создании французской «Энциклопедии», считая главной задачей Просвещения – утверждение в человеческой жизни принципов разума, справедливости и гуманности. В познании выступал за совмещение эмпиризма и рационализма. Вольтер выдвинул идею «просвещенного абсолютизма», считая абсолютную монархию идеалом государства. Вел переписку с «просвещенными» монархами, давал им практические рекомендации. Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм (равенство) Руссо, но и идеи народного правления. Острая критика церкви не завершилась у Вольтера открытым признанием материализма и атеизма.



    3.2 Руссо Жан Жак


    Руссо Жан Жак довольно пренебрежительно относились к «черни» и, уповали на милость сильных мира сего, Руссо был настроен радикально.

    В таких работах как «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Общественный договор» и других Руссо размышляет о судьбе личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями. По его мнению, человек рождается добрым, но частная собственность делает его агрессивным и злым. Цивилизация развращает людей, и только дикари еще обладают добродетелью и благородством. Руссо хорошо понимал необратимость общественного развития. Отказ от приобретений цивилизации сделает человека дикарем, но не сделает его от этого счастливым. Основное противоречие цивилизации состоит в социальном неравенстве, обусловленным неравенством во владении землей и орудиями труда. Равенство людей, считал Руссо – это равенство имущественное. Руссо видел выход из этого противоречия в изменении и методов воспитания. Кроме того, утверждал он, должна быть обеспечена свобода и равенство юридических прав. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает гражданское право. Руссо отвергал принцип деления власти на законодательную и исполнительную. Рекомендовал систему постоянного всенародного опроса по всем важнейшим вопросам политической жизни. Он считал единственно справедливым правителем общества и сувереном объединенный народ.

    3.3Дидро Дени


    Дидро Дени вместе с Вольтером Дидро оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В работах «Философские принципы», «Мысли об объяснении природы» Дидро отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Отвергая дуализм, считал материю единственной субстанцией, обладающей внутренним противоречием. Согласно его учению природа находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Он высказал мысль, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Дидро отрицал сотворение мира, божественное происхождение сознания и бессмертия души. Большое значение в деле просвещения народа Дидро придавал литературе и искусств. За книгу «Письма о слепых в назидание зрячим» Дидро был арестован. После освобождения Дидро возглавил создание знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», для которой написал большое количество статей и нес на себе основную часть редакторских обязанностей. К написанию статей для Энциклопедии Дидро привлек большинство выдающихся литературных и научных деятелей своего времени как Вольтер, Гольбах, Даламбер, Руссо и другие.



    3.4 Монтескье Шарль


    Монтескье Шарль выступал, как и Вольтер с позиций деизма – видел в боге создателя, но отвергал его возможность в дела людей и процессы природы. Отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство за введение людей в заблуждение, считал, что историю творят люди, а не бог. Среди сочинений Монтескье наиболее известны «Персидские письма» и «О духе законов». Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, склоняясь к географическому детерминизму.


    4 Философия Просвещения в Германии

    В отличие от французского немецкое Просвещение в целом не обращалось к традиционным антропологическим сюжетам. Антропологическая тема кажется размытой в комплексе философских знаний об особенностях национального характера, о нравственном прогрессе человечества, о гуманности. Между тем именно в немецком просвещении философская антропология постепенно оформлялась в самостоятельную область философии. Знаменитые кантовские вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» были сложным восхождением к постановке проблемы человека.

    Немецкие просветители рассматривали себя в качестве своеобразных миссионеров разума, призванных открывать людям глаза на их природу и предназначение. Ренессансный идеал свободной личности обретает в эпоху Просвещения атрибут всеобщности: должно думать не толь о себе, но и о других, о своём месте в обществе. В эпоху Возрождения человек, осмысливавшийся как абсолютное основания для природы, общества и истории, не был, однако, в полной мере соотнесён с социальностью, с общественной идеей. Просветители же стремились создать специфику этих межчеловеческих связей. В центре их внимания - проблемы наилучшего общественного устройства, разработка программ общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе.

    Главным, определяющим, по их мнению, в человеческой природе является всепроникающий разум - державная черта, определяющая качество человека. Однако постепенно возникает вопрос: «Существуют ли пределы разума?» Вместе с этим убеждения принимают иное направление, видя главное «в непосредственном знании», в чувствах, в интуиции.

    Одним из характерных признаков Просвещения является исторический оптимизм. Он основывается на представлении о разумности человека, на убеждении, что в человеческой природе масса прекрасных, положительных задатков. Что касается пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы. Нет такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума. Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного совершенствования человека и человечества, воспитание человеческого рода, изменения социальности на пути поиска наилучших форм человеческого существования.



    4.1 Христиан Вольф


    В немецкой философии начало Просвещения связано с именем Христиана Вольфа, систематизатора и популяризатора учения Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философских знаний. Вольфианцы были убеждены в том, что распространение образования незамедлительно приведёт к решению всех острых вопросов современности.



    4.2 Иммануил Кант


    Видным представителем вольфианской просветительской философии в свой ранний, докритический, период выступает Иммануил КантВ его творчестве можно проследить определённую эволюцию от проблем естествознания к проблеме человека. Прежде чем поставить общие фундаментальные вопросы о предназначении человека, о его сущности, Кант обращается к миру человеческих чувств, к оценке национальных особенностей людей. Большое влияние на философа оказало и творчество Руссо, его книгам он обязан освобождением от предрассудков кабинетного учёного. Теперь его интересуют многие вопросы человеческого существования. Реальный мирской человек всё больше завладевает его вниманием. Кант обнаруживает, что это весьма интересный объект философской рефлексии. Наиболее характерная работа для этого периода «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного» (1764).Этот трактат, выдержавший восемь прижизненных изданий, принёс Канту славу модного писателя. Философ выступает в необычном для него жанре - как эссеист. Человеческие чувства в работе рассматриваются через призму двух категорий - Прекрасного и Возвышенного. Кант высказывает некоторые соображения о различии людей по темпераментам. Прекрасное и Возвышенное служат для него стержнем, на который он нанизывает свои весьма занимательные наблюдения о человеческом в человеке. В сфере Возвышенного пребывает, согласно Канту, темперамент меланхолический, которому он отдаёт явное предпочтение, хотя видит и некоторые его слабые стороны.



    4.3 Готхольд Эфраим Лессинг


    Готхольд Эфраим Лессинг- поэт, драматург, литературный критик, философ. Он выдвигал идею о том, что человечество возникает тогда, когда осознаётся эта общность. Без напряжённого самосознания никакое единство не возникает. Только постепенное ощущение одинаковости способствует рождению такого универсального образования, как человечество. Философ выделил некоторые стадии, этапы, через которые осмысливается эта идентичность. Лессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в нем моральную сторону. Учение о всеобщей любви, требование добродетельных поступков, по мнению философа, обеспечивало христианству победу над другими религиями. Он подчёркивал, что для того, чтобы рассудок человека достиг полной ясности и создал ту чистоту сердца, которая вселяет в нас способность любить, прежде всего, любить добродетель ради её самой, рассудок должен упражняться в постижении духовных предметов. Но высокая оценка христианской святости вовсе не означает, что эволюция человеческого рода завершается именно данной религией. По мнению философа, придёт новая ступень зрелости - «эпоха нового, вечного Евангелия». Именно в эту пору нравственность окажется универсальным, безусловным принципом поведения. Третье мировое состояние грядёт не сразу. Оно непременно требует предварительных ступеней.



    4.4 Иоганн Готфрид Гердер


    Творчество ученика раннего Канта и Лессинга Иоганна Готфрида Гердерапронизано глубокими гуманистическими раздумьями. Еще, будучи студентом, он пришёл к мысли, что в философии проблема человека должна стать центральной. Философской основой гуманизма Гердера было учение о прогрессе человечества. Первой попыткой изложить это учение явилась работа «Ещё одна философия истории для воспитания человечества» (1774). В этой работе, находясь в пределах теологических воззрений на происхождение людского рода и на движущие силы истории, Гердер высказывает глубокие мысли о закономерном поступательном характере изменений, происходящих в обществе. Гуманность, по Гердеру, соответствующая природе человека, - это такое состояние общества, когда каждый, не опасаясь другого, может свободно развивать свои способности. Если люди не достигли такого состояния, то они должны винить только самих себя: никто свыше не поможет им, но никто и не связывает им руки. Они должны извлечь уроки из своего прошлого, которое наглядно свидетельствует о том, что человечество стремиться к гармонии и совершенству. Вся история народов - это школа соревнования в скорейшем достижении гуманности.

    Таким образом, можно сказать, что немецкое Просвещение, одушевлённое пафосом историзма, органического развития, рассматривающее движение человека к совершенству как неизбежный закон социальной динамики, обозначило ряд важнейших вех на пути к поиску индивидуальности, к созданию философской антропологии как самостоятельной области философского знания.


    Заключение

    Идеал свободомыслия в самом широком значении этого слова приобрел у философов XVIII в. поистине революционный размах и остроту. Хотя прямого призыва к ниспровержению государственного строя в теориях просветителей не было, но они внедряли в массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять преграды, мешающие им сделать это. В этом заключался революционный характер влияния философских идеалов просвещения на общественное сознание.
    Одна из главных особенностей эпохи Просвещения заключается в том, что она в большей степени, чем предшествующие эпохи, формировала новый тип личности. Этот круг по-новому сформированных людей количественно был значительно шире, чем в предыдущие времена, поскольку раньше процесс личностного формирования затрагивал преимущественно творцов, производителей идей, создателей картин, книг, скульптурных произведений. В отношении эпохи Просвещения можно говорить, что слой, затронутый новым идеалом образования и воспитания, значительно расширился.





    Список использованной литературы






    1. Гриненко Г.В. - История философии: Учеб. Пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2007. - 688 с

    2. Губин В.Д. - Основы философии. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, Форум, 2008. — 288 с.

    3. Кассирер Эрнст - Философия Просвещения. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 400 с.

    4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - Философия. - М.: СЛОВО; ЭКСМО, 2003. - 672 с.

    5. Кисель М.А. - Французское Просвещение и революция- М.: Наука. - 1989. - 272 с.

    6. Лавриенко В. Н., Ратников В. П. - Философия: Учебник для – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 622 с.

    7. Момждян Х.Н. - Французское просвещение XVIII века: Очерки. – М.: Мысль, 1983. – 447с.

    8. Радугин А.А. - Философия. Курс лекций. 2-е изд. – М.: ЦЕНТР, 2004. – 333 с.

    9. Философия просвещения в Германии. http://www.blagoslav.ru

    10. Общая характеристика философии эпохи Просвещения. http://www.gumfak.ru

    11. «Философия» / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3е изд., Москва, «Гардарики», 2003.

    12. «Философия. Часть первая: История философии»: учебное пособие / под ред. Проф. В.И.Кирииллова, проф. С.И.Попова, проф. А.Н.Чумакова. - изд.2-е, перераб. и допол. - М., Юристь, 2003.


    написать администратору сайта