Контрольная работа по курсу Теория и методика развития детского изобразительного творчества
Скачать 49.03 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБУ ВПО НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К. МИНИНА «Мининский университет» Факультет психологии и педагогики Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования Направление подготовки Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки Психология и педагогика дошкольного образования. Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка» Выполнила: студентка 1 группы ДОЗС-11 Буянова С.В. Проверил: Ст. преподаватель кафедры Канакова Т.Н. Нижний Новгород 2014г. План Введение. Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей. Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности. Уровень цветового восприятия у детей (возраст). Использование цвета как средства выразительного решения образа в рисунках и аппликациях детей. Анализ проведенной работы. Заключение. Приложение Оборудование Введение Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт. Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего. С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета. В нашей стране проблеме восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Г. Григорьев, З.М. Истомина, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, А.М. Фонарев и другие. Они пришли к выводу, что использование на занятиях изобразительного искусства цветовых и «сенсорных эталонов» имеет огромное значение не только для развития цвет различительных, но и для формирования абстрактно – образного мышления. Положение об использовании цвета, как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е.А. Флериной, подтверждается исследованиями В.А. Езинеевой, А.В. Компанцевой, В.С. Мухиной и др. Ребенок способен осознанно использовать цвет для передачи своего отношения к изображаемому образу: яркими, чистыми, красивыми цветами он обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») – нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного педагога В.С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных – холодные. По мере усвоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более реалистичным (исследования В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.). В практике детского сада овладение детьми цветом организуется с целью решения двух взаимозависящих друг от друга задач. С одной стороны, формирование чувства цвета является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей умения ориентироваться в окружающем их мире. С другой стороны, овладевая эталонной системой свойств и признаков предметов (в том числе и общепринятыми эталонами цвета) непосредственно в изобразительной деятельности, дети учатся соответствующим образом отражать эти свойства и признаки в рисунке. Вместе с тем, усвоение эталонов цвета (как и формы) имеет двоякое влияние на развитие восприятия ребенка. Как отмечает В.С. Мухина, эталоны определяют с одной стороны, характер развития восприятия: ребенок учится классифицировать предметы по их свойствам. Однако, с другой стороны, в восприятии ребенка закрепляется канонизированная нормативность цветов и других качеств, характеризующих предмет, и при непосредственном восприятии этот предмет соотносится с усвоенным эталоном, при этом индивидуальные его особенности могут не фиксироваться. В.С. Мухина считает необходимым расширять канонизированную нормативность (эталон) восприятия в условиях изучения детьми «художественных языков» при обучении рисованию. Это, по ее мнению, обогатит восприятие и одновременно освободит ребенка от упрощенной стереотипной нормативности, даст возможность получать эстетическое наслаждение от красоты конкретного предмета или явления. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги, психологи прошлого (Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.) Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. В процессе изодеятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства цвета и ритма. Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребёнка на цвет, как бы игнорируют его. Широко распространено мнение, что дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности. Цветовое восприятие и представления о цвете, а также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивных деятельностях могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях. Большое значение придаётся материалам, которые используются детьми в играх и занятиях. В детском саду дети имеют в своём распоряжении материалы (Бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т.д) до ста цветов и оттенков. манипулируя этими предметами дети получают разнообразные цветосочетания, видят возможности цвет образования. Вопросы цветовосприятия изучались группой научных работников – педагогов и психологов Института дошкольного воспитания. А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина - «Сенсорное воспитание дошкольников», «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» и др. Это изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом эталонов (семь цветов спектра, белый и чёрный цвета). Любой цвет можно определить либо как оттенок одного из семи цветов спектра (темно – красный), либо, как результат их сочетания (желто-зеленый), либо, как промежуточный между черным и белым (серый). Характерные признаки «симпатии» у ребенка к тому или иному цвету выявила Клавдия Ащеулова. [Журнал «Обруч»№ 6–7 1997г.] В данной работе, она рассмотрела восемь цветов, наиболее популярных в детских рисунках. Описывает типы детей, имеющих пристрастие к тому или иному цвету. Но самое интересное то, насколько тайное значение каждого цвета согласуется с натурой ребенка. 1.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей «Когда ребенок получает возможность рисовать карандашом и красками, он открывает удивительный для него мир графических построений и цвета, в котором линии и цвета, при смешивании друг с другом, воздействующие на его эмоциональную сферу. Получая удовольствие в ориентировочном поиске от возникающих линий и многоцветности на поверхности листа, дошкольник в то же время познает изображение и выражения отношения к нарисованному». Наиболее доступным выразительным средством для детей 4-5 лет является использование цвета. Цвет в рисовании является важным средством выражения художественного замысла. Цвет передает настроение: темные, приглушенные тона - в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные - в радостных. Познакомившись со многими цветами, (6 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и 3 нейтральных: черный, серый, белый), дети 4-5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т.е. используют его в декоративном плане. Это положение об использовании цвета как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е.А. Флериной, подтверждается исследованиями Л.В. Компанцевой, В.А. Езикеевой, В.С. Мухиной и др. Ребенок - дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» (Е.А. Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так, 5-летний ребенок под впечатлением Новогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со стволом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чередующимися полосками синего и красного цвета. Ритмичное чередование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными - нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. Дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная (коричневая), небо - голубое, солнце - желтое, трава - зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения. Н.П. Сакулина и Л.А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному, и «неподражательный» (В.С. Мухина). У ребенка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будут выразительными. 2.Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение» ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый – это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый – грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета. Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «сенсорные эталоны», выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими «сенсорными эталонами». С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует. Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4–6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия. Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика – все это пути и способы исследования окружающего мира. Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Развитие цветового восприятия - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Период раннего возраста, где все внимание ребенка направлено на знакомство с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными. Первый цветовой выбор предлагает взрослый: «Солнышко желтое. Выбери краску желтую». Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с эталонами цвета, научить ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего. Знакомство с цветом для детей раннего возраста - это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый - это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый - грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвет. Особенностью восприятия цвета у детей является его конкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «эталоны», выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими «эталонами цвета». С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует. Очевидно, если определен набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4-6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативен набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия. Детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммы можно условно разделить на три группы: 1) дети, использующие радостные цвета (красные, оранжевые, зеленые, желтые) и их оттенки; 2) дети, у которых любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой - синий, красный - розовый); 3) дети, всегда выбирающие темные цвета и их сочетания (черные, серые, коричневые), Поэтому следует обратить внимание на развитие у детей чувства цвета, определить условия формирования цветного восприятия. К 3 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов - серый, голубой, розовый - устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному - красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому - и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета - ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый. Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета. Дети в возрасте 3 лет знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), но не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный. В конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Вывод: Таким образом, к особенностям восприятия цвета детьми раннего дошкольного возраста мы отнесем: - знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий); - не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный; - дают цветам разные названия; - процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. 3. Уровень цветового восприятия у детей старшей возрастной группы Уровень цветного восприятия у детей старшей возрастной группы достаточно высок: дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, трава зеленая и т.д.), видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года). Однако, рисуя, обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки, почти не используют цвет для того, чтобы выразить настроение и отношение к изображаемому. Психологические исследования показали, что детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммы можно условно разделить на три группы: дети, использующие радостные цвета (красные, оранжевые, зеленые, желтые) и их оттенки; дети, у которых любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой – синий, красный – розовый); дети, всегда выбирающие темные цвета и их сочетания (черные, серые, коричневые). Поэтому следует обратить внимание на развитие у детей чувства цвета, определить условия формирования цветного восприятия детей, продумать определенную систему занятий по развитию цвет восприятия детей. 4. Использование цвета как средства выразительного решения образа в рисунках и аппликациях детей Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Выразительность детских рисунков - пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Выразительность - качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старших таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла. Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Иногда ребенок отдает предпочтения какому-то одному: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Ребенок - дошкольник может использовать любимый цвет иногда не адекватно, в любом противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае, он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» образу, как бы украшает его. Может чередовать цвета, например малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги (Моя мама красивая). Исследователи детских рисунков отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная, небо - синее и т.д. Другое свойство линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Например: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти. Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств разных предметов. Н.П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна посредством и способом. По мнению Е.А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком, важно видеть процесс выполнения рисунка. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески. Рекомендуется давать детям такие задания, которые с необходимостью требуют активного цветового решения, сознательного выбора цветов и цветосочетаний. На занятиях по аппликации дети работают сознательно с выбором цвета: каждый ребенок по своему вкусу отбирает, например: цвет бумаги для ваз, а затем для фона. Когда, наклеив вазы, дети дополнительно вырезают и наклеивают фрукты, цветы, ветви, они также заботятся о получении красивых цветосочетаний. Особого внимания к цветам требует рисование с натуры. Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя – научить детей видеть и передавать эти оттенки. Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании и разного рода работах декоративного характера (аппликация, раскрашивание лепки). Богатый материал для художественного воспитания дает народное, в частности русское декоративное творчество. Вывод: В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают, прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет - самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями. Так же все средства выразительности объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее. Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Анализ проведенной работы Работа по ознакомлению детей с цветом в МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко» Варнавинский район, Нижегородской области проходила в три этапа: На 1 этапе проводилась первичная диагностика восприятия цвета у дошкольников. На 2 этапе осуществлялась реализация программы занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста. На 3 этапе проводилось диагностика восприятия цвета у дошкольников для определения эффективности осуществленной программы занятий. Диагностировались дети старшей группы в количестве 4 человек.
Вывод: с заданиями «Назвать предъявленный цвет» и «Назвать цвет по названию» справились все дети. Хуже всего дети определили цвет по образцу. Также проведены диагностические методики на изучение средств выразительности рисунков детей 5-6-летнего возраста, исследование умение использовать нужный цвет, умение составлять композицию сюжета. Методика №1 (Н.А. Курочкина 2001) Цель: исследовать умение использовать в рисунке нужный цвет. Материал: цветные карандаши, листы с изображением овощей и фруктов. Инструкция: раскрась эти фрукты и овощи в нужный цвет. Характеристика уровней: В.У. - принимает инструкцию взрослого, быстро приступать к работе. Раскрашивает все предметы, используя разнообразные цвета и оттенки. С.У. - приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов. Н.У. – нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого, использует цвета не характерные данному предмету. Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было исследование умение использовать в рисунке такое средство выразительности как цвет. Детям предлагалось соотнести конкретный цвет с данными фруктами и овощами, по возможности передать умение использовать оттенки цвета. Эта методика показало следующее: из 4 детей один ребенок выполнил задание, которое было дано по инструкции взрослого, быстро приступил к работе. Закрасил все фрукты и овощи, использовал реальные цвета предметов с использованием оттеночных вариантов изображения, закрашивал предметы, без просветов заполняя последовательно всю поверхность, регулируя нажатие на карандаш с целью получения интенсивного цвета. Проанализировав его работу, можно сделать вывод, что у него высокий уровень развития восприятия цветовой палитры. 2 детей показали средний уровень, так как приступили к работе не сразу, долго задумывались под применением цвета, использовали незначительное количество цветов. И только один ребенок нуждается в повторе указаний, действовал с помощью взрослого, использовал цвета не характерные данному фрукту или овощу. Отсюда следует, что у него низкий уровень развития восприятия цветовой палитры. Вывод: Старшая группа дошкольников показала средние результаты. Вывод общий: Изучив содержание полученных на занятии рисунков старших дошкольников, можно сделать выводы, что самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В своих рисунках дети, использовали такие цвета: зелёный и его оттенки, жёлтый, голубой, коричневый, белый. Заключение Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому ребенку в процессе рисования проявить свою индивидуальность. Дети дошкольного возраста видят живопись иначе, чем взрослые, поражая нас своими рисунками. Более быстрое и прочное усвоение теории материала по элементам цветоведения и основам живописной грамоты, зависит от гибкого сочетания подготовительных, кратковременных и длительных упражнений. Каждое упражнение, предложенное детям, имеет определенную цель. Выполнение их невозможно без ранее выполненных заданий. Все задания строятся по принципу от простого к сложному с последовательным, постепенным усложнением учебного материала. При сохранении основных задач тема занятия и форма его проведения могут быть изменены. Например, одни и те же законы (теплые и холодные цвета, основные и составные цвета) требуют разного изложения, и выполнение их зависит от возраста детей. В обучении изобразительной деятельности широко используется наглядность. Нельзя провести ни одного урока без использования наглядности. Наглядность существенно дополняет устное объяснение, обеспечивает связь обучения с жизнью. Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина большое внимание уделяли цвету - как выразительному средству. Они отмечали, что цвет является наиболее доступным средством выразительности, даже для маленьких детей. В.С. Мухина, в своем исследовании, высказывает мысль о том, что дети придают чрезвычайное значение линии как средству выразительности. В.Ф. Котляр считал, что для развития выразительного образа большое значение имеет ритм, симметрия. Рассмотрев выразительные средства аппликации, разработанные С.В. Иванниковой, мы отметили, что в аппликации, как и в рисовании, одним из активных средств является техническая сторона и многообразие используемых приемов. Наиболее полно и системно выразительные средства в рисовании раскрыла Т.С. Комарова. Она структурировала средства выразительности и раскрыла значимость каждого из средств. Но в одном все исследователи, изучающие выразительность рисунка детей, едины. Они утверждали, для того, чтобы создать выразительный образ в рисунках детей, нужно систематическое, планомерное обучение. Таким образом, для того, чтобы дети 4-5 лет могли создать выразительный образ в рисунках, нужно дать им представления о выразительных средствах, т.е. ребенок должен овладеть всеми выразительными средствами, в доступных для него пределах. А для этого необходимо проводить целенаправленную работу по изобразительной деятельности. Наблюдения педагогической практики в подготовительной группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено. Опытно-экспериментальная работа включила в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Серия первоначально-констатирующего эксперимента ставила цель: - выявление способностей рисования у детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего этапа показали, что у ребят имеются показатели - среднего и низкого уровня развития. Специально организованные занятия и работа с родителями показали, что особое значение в повышении качества детского рисунка у детей на занятиях по изобразительной деятельности имеют занятия, построенные с использованием разных нетрадиционных техник и материалов. Условия организации обще групповых занятий требуют, чтобы все дети занимались одним и тем же видом изобразительной деятельности, а инициатива и самостоятельность, прежде всего, должна быть направлена на выбор содержания работы, способы ее выполнения, на изобразительные материалы. Поставленные задачи решались разными путями. Зачастую, дети могут проявлять инициативу в выборе величины изображения, его расцветки, положения в пространстве, в предпочтении одного из моментов сюжета и т. д. Если ребятам сложно определиться в выборе сюжета, расцветки и т.д. то на помощь приходил воспитатель. Занятия, на которых детям сообщают новые для них знания или учат новым умениям, вместе с тем включают и ранее усвоенные знания и умения. Однако, если цель занятия - повторение, то педагог ставил сразу несколько задач. Одни - требуют большего внимания, другие - меньшего. Литература: Саккулина Н.В, Комарова С.Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2006г. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2006 г. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2009г. Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Лыкова И.А. «Развитие ребенка в изобразительной деятельности» М. 2011г. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» Ярославль 2008г. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности» М. 2006г. |