философия. фиософия. Контрольная работа по основам культуры и цивилизации философии Обучающегося заочной формы обучения
Скачать 129.73 Kb.
|
Введениетерский учет кассовый Философия, несомненно, является одним из важнейших духовных, теоретических инструментов управления общественным развитием. Эпоха Просвещения установила традицию полного отождествления цивилизации и культуры. С тех пор цивилизация рассматривается как разумное общество, а разум как сущность, сердцевина культуры. Словом, получилась формула: "Цивилизация = культура = прогресс". Философия - это, прежде всего методология мышления. Как методология мышления она освобождает исследователя от излишней траты сил на самостоятельный поиск принципов и путей исследования, даёт возможность с доверием пользоваться выводами других учёных. Следует заметить, что в контексте советского менталитета, от имени марксизма, вместо традиционно рассматриваемого разума как основания отождествления цивилизации и культуры в качестве такого основания было предложено считать практику. 1 Основная часть Цивилизация, будучи деятельным пространством человеческой жизни, предстала полем для усилий человека по изменению мира. Дело, конечно, не в том, что нет основания для такого отождествления и, даже, такой подмены одного понятия другим. Основание как раз есть, и это основание - человек. Культура и цивилизация составляют вместе, конечно, единство, которое ежесекундно осуществляется бытием каждого человека. Мы видим свою задачу не в том, чтобы по полочкам разложить цивилизацию и культуру со всеми их компонентами, а как раз в другом: обнаружить в бытии человека стороны, адекватные цивилизации и культуре, избегая, по возможности, подмены оснований. Цивилизация и культура, как мы их здесь рассматриваем, - это способ в сегодняшних исторических обстоятельствах поставить вопрос: что такое человек, рассмотреть человека как единство цивилизации и культуры. Цивилизация и культура - это два измерения жизненного пространства человека, ковер его жизни, где уток - цивилизация, а основа - культура. Изготовление такого ковра - это жизнь каждого конкретного человека (личности, персоны): разные узоры - один ковер. Эта работа (жизнь!) делает бытие человека внутренне противоречивым в этом единстве, делает человека существом активным. Цивилизация и культура - это наша и нам данная данность, как два полушария человеческого мозга или Земли, как вдох и выдох, как Ветхий и Новый завет. 2 Культура Понятие «культура» в отечественной и зарубежной теоретической литературе трактуется неоднозначно. Можно привести шесть его основных значений : Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа или класса общества. Уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Просвещенность, образованность, начитанность. Наличие определенных навыков поведения в обществе; воспитанность. Совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека. Разведение, выращивание какого-либо растения; культивирование. Обработка, возделывание. Разводимое, культивируемое растение. Микроорганизмы (или совокупность микроорганизмов), выращенные в лабораторных условиях в какой-либо питательной среде. Кажущееся удивительным объединение в одном слове биологического и социально-гуманитарного значений объясняется историей данного термина. Исходное значение латинского слова cultura было агрономическим - им обозначались искусственно выращенные злаки. Постепенно расширяясь, оно распространилось на всю сферу человеческой деятельности, имеющую «искусственный» характер, в противоположность «естественному», «натуральному» бытию природы и врожденным - «природным» - качествам самого человека. В результате им стали именовать любую конкретику. У каждой культуры есть свои детство, юность, возмужалость и старость. Культура рождается в тот миг, когда пробуждается великая душа. Она расцветает на основе определенного ландшафта, к которому остается привязанной в течение всей жизни, и умирает, когда эта душа полностью реализует свои возможности, создав народы, языки, вероучения, искусства, государства, науки. Бесчисленные поколения, народы и племена - арийцы, монголы, германцы, кельты, парфяне, франки, карфагеняне, берберы, банту и многие др. - прошли этот путь. Когда в них угасает «формообразующая сила», вместе с ней постепенно стираются культурные черты, языковые и умственные признаки, и явления вновь растворяются в хаосе постоянного движения. Так на поверхности Земли величественными кругами расходятся волны великих культур. Они внезапно всплывают, расширяются в роскошных линиях, успокаиваются, исчезают. Каждая культура обнаруживает символическую и почти мистическую связь с пространством, в котором она существует. Как только вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее дерево, еще много столетий топорщит свои гнилые сучья. 3 Цивилизация Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко-теоретическое обоснование: в XVIII-XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость - варварство - цивилизация». В дальнейшем появилась другая трактовка этого понятия - она приобрела особенную популярность после опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы»: цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление, вытеснение одухотворенности прозаическими материально-техническими интересами. Изменение отношения к цивилизации и ее противопоставление культуре было не случайным - оно отражало реальные противоречия процесса развития западного мира. С развитием научно-технического прогресса - появлением железных дорог, электричества, телефона и радио, фотографии, кинематографии и т.д. - стремительно изменялась повседневная жизнь людей, все более высокую ценность приобретали материальные удобства, комфорт, а следовательно, и деньги, позволявшие делать жизнь легкой и приятной. Если судьба культуры непосредственно связана с ростом и развитием, то она неминуемо движется к финалу. Такова неизбежная судьба культурно-исторического типа. Длительность цикла развития культуры О. Шпенглер определяет примерно в 1000-1500 лет. Финальную стадию культуры ученый называет цивилизацией. Цивилизация знаменует собой завершение развития, когда за жизнью наступает смерть. Она означает конец культуры, переход ее в иное состояние. «Греческая душа и римский интеллект - так различаются культура и цивилизация». Для цивилизации типичны люди практичные и безразличные к обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем. В их руках духовная и материальная участь каждой последующей эпохи. Великие цивилизации ограничены пределами нескольких крупных городов, где властвуют новые бесплодные, исполненные глубокой антипатии к людям, холодные прагматики, озабоченные лишь «вопросом денег». В мировом городе, утверждает О. Шпенглер, действует не народ, а масса, презрительно относящаяся ко всяким традициям. У культурного человека энергия обращена к развитию духовности, цивилизованный человек во всем ищет выгоды и пользы. Для него недоступны тайны поэзии и других искусств, он предпочитает зрелища, технические игры, спортивные состязания. Его психология подвержена стандартам массового вкуса, поэтому столь распространенными становятся повальные увлечения, не требующие эмоциональной и душевной отзывчивости, но лишь заполняющие образующийся духовный вакуум. «Современная эпоха - эпоха цивилизации, а не культуры», - заключает О. Шпенглер. 4 Заключение Понятия «культура» и «цивилизация» связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. При всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем, по сравнению с культурой, слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Главное в цивилизации - непрерывная смена технологий для удовлетворения растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. Необходимо различать культуру и цивилизацию. Под цивилизацией понимают, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения материальных и духовных культурных ценностей, который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. Эти признаки позволяют увидеть различие культуры и цивилизации. Изучение цивилизации как уровня развития культуры и общества отражено в философской, социологической и этнографической литературах. При исследовании этого признака цивилизации происходит отождествление культуры с цивилизацией. Поэтому одной из важнейших методологических проблем была и остается проблема соотношения цивилизации и культуры. Их соотносительность, способность «перетекать друг в друга разворачивается как объективная диалектика их тождества и противоречия. Список использованных источников Основная литература Антюшин С. С. Основы философии. М.: РИОР – Инфра-М, 2010 Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии. М.: Форум – Инфра-М, 2008 Кохановский В. П. и др. Основы философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 Дополнительная литература Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М.: Проспект, 2003 Губин В. Д. Основы философии. М.: Форум – Инфра-М, 2004 Губин В. Д. Философия. Элементарный курс. М.: Гардарики, 2001 Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001 Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003 Золотухина – Аболина Е. В. Страна Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002 Канке В. А. Основы философии. М.: Логос, 2004 Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. М.: Слово - ЭКСМО, 2003 Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. М.: Контур, 1998 Лешкевич Т. Г. Философия. Курс лекций. М.: Инфра-М, 2000 Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991 Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999 Основы философии / Под ред. Е. В. Попова. М.: Владос, 1997 Селиванов Ф. А. Рассказы о философах. Тюмень, 2002 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: Владос, 2003 Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2000 Философия / Под ред. О. А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002 О. Шпенглер / Закат Европы , СПб., 1998 г. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983 Интернет-ресурсы: 1. philosophy.ru – портал «Философия в России» 2. filinnik.ru/ - сайт о философии 3. filosof.historic.ru – историко-философская библиотека |