Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Творчество драматурга М. Арбатовой 1.1.Краткая биография Марии Арбатовой

  • 1.2.Гендерный конфликт в драматургии Марии Арбатовой на примере пьес: «Уравнение с двумя неизвестными», «Взятие Бастилии»

  • В пьесе "Уравнение с двумя известными"

  • В пьесе «Взятие Бастилии»

  • Список литературы

  • Характеристика главных героев

  • Композиция пьесы

  • Творчество М. Арбатовой. Контрольная по драматургии Арбатова. Контрольная работа по разделу Основы драматургии


    Скачать 48.46 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по разделу Основы драматургии
    Анкор Творчество М. Арбатовой
    Дата11.06.2022
    Размер48.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная по драматургии Арбатова.docx
    ТипКонтрольная работа
    #585550



    Контрольная работа по разделу

    Основы драматургии

    Творчество М. Арбатовой
    Содержание

    1. Творчество драматурга М. Арбатовой 3

    1.1.Краткая биография Марии Арбатовой 3

    1.2.Гендерный конфликт в драматургии Марии Арбатовой на примере пьес: «Уравнение с двумя неизвестными», «Взятие Бастилии» 7

    Список литературы 15

    1. Прочитать пьесу А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся»

    2. Анализ пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» 16


    1.Творчество драматурга М. Арбатовой
    1.1.Краткая биография Марии Арбатовой

    Арбатова (урожденная Гаврилина) Мария Ивановна родилась 17 июля 1957 года в г. Муром Владимирской области.

    Будучи школьницей в старших классах училась в Школе юного журналиста, писала статьи в многотиражки. Сочиняла стихи. В комсомол она не вступала: «как ни заставляли, хипповала и собиралась со временем стать крупной русской поэтессой».

    Спустя год после школы поступила на философский факультет МГУ, но бросила его из-за идеологического давления. Затем написала свою первую пьесу и поступила в Литературный институт.

    В 1984 году окончила отделение драматургии Литературного института имени Горького (семинар драматургии В. Розова и И. Вишневской).

    В 1989 году принята в Союз писателей СССР. С ее слов, она обучалась психоаналитическому консультированию в «психоаналитическом подполье» Б. Г. Кравцова и С. Г. Аграчёва.

    Дебютировала как драматург . Она автор 14 пьес, в т. ч.: «Алексеев и тени» (М.: Теплый Стан, 1990), «Взятие Бастилии» (поставленных в театрах России, Англии, Германии и США).

    Последняя создана в 1994 году. По словам автора, разочарование от драматургии связано с тем, что мужчина-режиссер не понимает ее замысла. Тем не менее после развала СССР и отмены цензуры произведения Арбатовой стали ставиться в театрах и приносить писательнице немалый доход.

    С приходом суровых 90-х Арбатовой пригодились знания психоанализа. С 1991 года женщина руководила клубом психологической реабилитации «Гармония».

    Позже начинается становление многогранной Марии Ивановны как телеведущей и политического деятеля. На протяжении 5 лет она выступала обозревателем общественно-политического издания «Общая газета».

    Вместе с Юлией Меньшовой вела популярное ток-шоу для женщин «Я сама» на канале ТВ-6. В эфире этой программы впервые во всеуслышание заявила о новом для России понятии «феминизм» и о принадлежности к движению. Ее емкие и образные высказывания разбирались женской публикой на афоризмы и цитаты.

    Арбатова получала приглашение на роль эксперта в написании предвыборной программы для президентской кампании Бориса Ельцина и первой женщины-кандидата на пост главы страны Эллы Памфиловой.

    В 1996 году Арбатовой и единомышленницами открыт «Клуб женщин, вмешивающихся в политику». Организация выполняет просветительскую функцию и создана для повышения политической грамотности и значимости женского населения.

    С 2012 года Мария Арбатова – президент «Центра помощи женщинам», где оказывается поддержка попавшим в сложную жизненную ситуацию.

    Также были и попытки непосредственного политического участия в жизни страны феминистки и правозащитницы. Несколько раз Мария баллотировалась в депутаты Государственной думы. К сожалению, соперники обходили кандидатку на выборах.

    Продолжается развитие творчества Арбатовой-писательницы. Проза и эссе писательницы печатается в еженедельнике «Книжное обозрение», в журналах «Новое книжное обозрение», «Золотой век».

    Одним из ярких сочинений конца 90-х для нее стала книга «Меня зовут женщина». Позднее библиография Марии Ивановны пополнилась двухтомником «Семилетка поиска», а также произведениями «Уроки Европы», «Прощание с XX веком» и другими.

    Книги основаны на личных наблюдениях и автобиографичны. После визита в Индию появилось произведение «Дегустация Индии» с подробным описанием путешествия.

    В свет вышел роман «Неделя на Манхэттене», где писательница делится нелестными впечатлениями. Кстати говоря, про Америку и ее жителей феминистка высказывалась негативно и ранее. Цитата из интервью «Правде.ру» 2012 года о том, что эта страна – «сборщик людей-обрубков, которых можно держать вместе только на финансовой составляющей, чтобы с кем-нибудь повоевать», откровенно отражает отношение правозащитницы.

    Кстати, автобиография в списке произведений Арбатовой тоже имеется. Книга «Мне 46» поражает откровенностью автора-реалистки, поведавшей подробности детства, отношений с родителями и мужьями. Пробовала силы Мария Ивановна и в роли сценариста. Экранизация биографии разведчицы Зои Воскресенской в эпизоде проекта «Поединки» под названием «Две жизни полковника Рыбкиной» стала одной из таких успешных работ Арбатовой.

    Защитница прав женщин остается яркой медиаперсоной, чьи суждения звучат с телевизионных экранов. Остро высказывается в статьях и постах в личном ЖЖ-блоге, а также в аккаунтах в «Фейсбуке» и социальной сети « Гайдпарк». Так, в 2017 Арбатова нелестно отозвалась о Ксении Собчак и ее политических амбициях.

    В этом же году вместе с Леной Лениной правозащитница решила организовать школу для женщин, баллотирующихся в президенты. Подруги посчитали, что дама в роли главы государства – не такая утопия, как может показаться на первый взгляд. В новом образовательном учреждении Арбатова взяла на себя ответственность за политическую грамотность студенток, Лениной же предстояло обучить их правилам создания делового образа, а также современным PR-технологиям.

    Правозащитница становилась участницей телешоу с горячими скандальными темами и героинями, где не стеснялась в справедливом сарказме и метких выпадах. Такими стали программы  Бориса Корчевникова «Прямой эфир» о Марии Максаковой, «Пусть говорят» о Евдокии Германовой и скандале с приемным сыном актрисы.

    Для общественности, а особенно для активисток феминизма, удивительным был резкий протест Арбатовой против освобождения экс-юриста ЮКОСа Светланы Бахминовой в 2008 году. Мария Ивановна однозначно заявила, что воровка должна сидеть в тюрьме.

    Тема нашла развитие в программе «К барьеру», где оппонентом Марии стала Валерия Новодворская. Татьяна Толстая, писательница и ведущая «Школы злословия» (героиней которой однажды становилась Арбатова), заявила, что позиция правозащитницы гадкая. Не менее интересной и насыщенной получилась программа «Мой герой» с участием Марии Ивановны.

    Можно сделать вывод, что, будучи феминисткой, Арбатова не стесняется критиковать женщин. Писательница поддерживает позицию и некоторых мужчин. Например, явно импонирует Марии видение общественно-политической ситуации Владимира Познера.

    В 2018 году на канале «Спас» Арбатова приняла участие в программе «Не верю» с оппонентом – священником Павлом Островским. В эфире поднимались вопросы прав и места женщин в церкви, законности абортов, а также проблемы насилия в семье.

    Мария Ивановна старается комментировать новости, касающиеся прав женщин. Так, высказывания Марата Башкирова в эфире программы «Секрет на миллион» по поводу своих спутниц писательница назвала циничными. Вместе с тем она встала на защиту Никаса Сафронова в истории с обвинением художника в изнасиловании.

    Арбатова активно публикуется в блоге, предпочитая ЖЖ «Инстаграму» или «Твиттеру». Как писательница и публицист, Мария Ивановна предпочитает длинные посты и рассказы коротким цитатам и фото. Кроме того, последние новости, публикации и произведения размещены на личном сайте Арбатовой.

    Мария Арбатова сейчас. Арбатова продолжает заниматься общественной деятельностью и продвигает идеи феминизма. Она ратует за разработку адекватного закона по алиментам. В начале 2020 года писательница участвовала в съемках передачи «Звезды сошлись».

    Мария Ивановна старается оставаться в курсе всех общественных событий. Взволновала ее история со смертельным ДТП, виновником которого стал Михаил Ефремов. Писательница предсказала поведение актера – его попытку откупиться от родственников погибшего.

    В 2020 году Арбатова переболела коронавирусом. Болезнь не нанесла серьезного ущерба – сейчас ее здоровью ничего не угрожает.
    1.2.Гендерный конфликт в драматургии Марии Арбатовой на примере пьес: «Уравнение с двумя неизвестными», «Взятие Бастилии»
    В период, когда М. Арбатовой были написаны пьесы была такой, что она стала единственным драматургом, работающим в русле новой феминистской идеи («Уравнение с двумя известными» (1982); «Алексеев и тени» (1984); «Виктория Васильева глазами посторонних» (1985); «Сны на берегу Днепра» (1987), «Семинар у моря» (1989), «Взятие Бастилии» (1994), «По дороге к себе» (1992) и др.).

    Героини М. Арбатовой амбивалентны: телесны и духовны, в них присутствует и темное, стихийное начало, и светлое, чистое, возвышенное, одновременно. Они разрушают свою жизнь, но в то же время, словно повсеместно конструируют новую.

    Женская разрушительная сила, сопряженная с созидательной энергетикой, живет в героинях М.Арбатовой. Такого рода динамика женского, заявленная в прозе и драматургии конца 1980-х – середины 1990-х годов, является воплощением новых гендерных стратегий в позднесоветском и постсоветском литературном дискурсе.

    В пьесе "Уравнение с двумя известными" намеренно явлена шокирующая женская телесность. Героиня (Она) – врач, акушер-гинеколог, привыкшая к неприглядным будням родильного дома, спокойно воспринимает реальность, вызывающую ужас у ее бывшего возлюбленного. Однако Она признает, что достаточно давно утратила ощущение женского в себе, заплатив собственной идентичностью за счастье быть на своем месте: «Она. А я не ощущаю себя женщиной. Когда я не вижу себя в зеркале, я ощущаю себя броневиком как минимум. Зеркало меня одергивает, но ненадолго»1.

    Героиня, будучи, по сути, еще ребенком, проходит через испытания советской женской медициной, безжалостно и подробно рассказывает своему спутнику о том, что с ней произошло, пробуждая в нем запоздалое чувство вины.

    В культовой пьесе М. Арбатовой женское становится основной темой для обсуждения героини и героя. Мирный диалог мужчины и женщины постепенно перерастает в жесткий идеологический спор двух непримиримых оппонентов: «Человек становится взрослым, когда полностью осознает разницу между мужчиной и женщиной. Большинство людей так и не становятся взрослыми»2. Телесное усилено, сгущено в пьесе, но именно через взаимодействие со своим телом, через ощущение своего тела происходит самоидентификация героини. Пережитые в юности сильнейшие физические и глубокие нравственные потрясения заставляют ее изменить свою жизнь, отформатировать собственное мировоззрение и научиться по-новому воспринимать окружающую действительность. Превратившись из романтичного ребенка в прагматичную, жесткую, лишенную иллюзий акулу, героиня и через пятнадцать лет не готова простить героя: «Ее голос. Мне не хватит всей жизни, чтобы забыть и простить тот кошмар и позор, который мне пришлось вынести, благодаря тебе. К счастью, это кончилось, и лучшее, что ты можешь сделать для меня, это никогда больше не появляться в моей жизни»3.

    В драме «Уравнение с двумя известными» идеологические феминные установки близки эстетике «Новых амазонок»: поступки героини пьесы связаны с постепенным пробуждением ее сознания именно через маргинализированное женское. Однако, несмотря на соприкосновение с «практиками боли», героини М. Арбатовой позиционируют себя как победительницы.

    В пьесе «Взятие Бастилии» оппозиция «мужское – женское» становится ключевой, поскольку все события показаны сквозь призму противоположных гендерных концепций. Главная партия разворачивается в основном между героинями пьесы, являющими собой два совершенно различных типа феминизма: западный и российский. У каждой героини своя логика игры, своя стратегия успеха и различные представления о свободе: «Лиля. Существует три стадии свободы: свобода «от чего-то», свобода «для чего-то» и свобода «как подавление окружающего». Я хочу жить на стадии «свобода для»4.

    Ева и Лиля выстраивают шахматную партию, в которой мужчины являются лишь рядовыми фигурами, а каждая героиня претендует на статус королевы. Обе комбинации, белая и черная, на самом деле только эксперимент, попытка игроков продемонстрировать друг другу свою гендерную политику, при этом их феминистские взгляды отчетливо противоположны. Лиля играет с Георгием и Аликом в вечную языческую игру, называемую «русским феминизмом» («Ева. Лилин феминизм – это языческие игры»5, а Ева последовательно отстаивает абсолютную независимость и полную свободу выбора («Ева. Я умею любить себя, я долго этому училась и должна вызывать раздражение у того, кто в этом безграмотен»6. Ева, демонстрирующая западную модель феминизма, прагматична, расчетлива, несентиментальна. Отношения героини с мужчинами строятся по определенным правилам: она предлагает свои условия и не позволяет мужскому эгоцентризму распространяться далее ею же установленных границ. Лиля, напротив, воплощает совершенно иной женский тип: «Ева. Она гетера, Афродита, сеющая вокруг себя беспорядок и чувственность. Ее идеал – независимость от одного мужчины ради зависимости от нескольких. Это не есть феминизм, это есть сексизм, обращенный против мужчины»7.

    В Лиле гармонично уживаются безжалостность и сентиментальность, стремление к свободе и мечта о великой любви. В отличие от Евы, предпочитающей белый цвет, Лиля, выбравшая черный, опасна и непредсказуема. Лилит заставляет своих возлюбленных испытывать чувство вины, ее жестокое обаяние обезоруживает и порабощает. Мужчина, осмелившийся ее полюбить, становится уязвимым, как в период царствования Черной Луны. Отношения обеих героинь с мужчинами не сводятся лишь к идеологическому противостоянию, а неразрывно связаны с телесностью как неотъемлемым атрибутом полоролевого взаимодействия. Пытаясь отстаивать пространство личной свободы, Лиля и Ева при этом тянутся к мужскому началу, их по-своему привлекает грубая естественная поэзия тела. Герои-мужчины потрясенно наблюдают за тем, как женщины выбирают их одежды, рассматривают их маски и осваивают их роли. Побеждая мужчину на его исконной территории, женщина самоутверждается, стремясь присвоить себе традиционные мужские функции и взгляды на интимные отношения. Эротическая инициатива и сексуальная раскрепощенность для каждой героини пьесы М.Арбатовой – своеобразная возможность ощутить собственную значимость и декларировать личные приоритеты. Стремление по-новому сформулировать некие законы отношения полов – особый феминистский прием, успешно используемый и Евой, и Лилей для самоидентификации и утверждения победы женского. Игра героинь М. Арбатовой на традиционно мужском поле, по существу, искусственна, все ходы в ней просчитаны, однако именно эта определенность и обладает удивительной притягательностью.

    Героини пьесы М. Арбатовой настолько духовно близки, что каждая из них, глядя на другую, видит слегка искаженное собственное отражение. Ева и Лилит (Черная Луна), словно две первые женщины во Вселенной, встретившись в тихом, уединенном месте, создают свой альтернативный сценарий земной жизни, в который гармонично вписывается и образ Змея-искусителя (Георгий), и образ первого на земле мужчины, по-своему любимого обеими (Алик). Два условных действия в драме «Взятие Бастилии» фабульно дублируются, персонажи, словно преломляясь сквозь зеркальную призму, повторяют поступки и реплики друг друга («История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса»8. Представленные в различных проекциях сюжеты являют собой вариации на заданную тему и демонстрируют два возможных сценария развития личных отношений и два предполагаемых финала.

    Таким образом, традиционный шахматный поединок постепенно перерастает в ролевую игру, проводимую в заданном квадрате. Наличие четких ролевых установок и придает происходящему стойкий эффект нереальности. Шахматная игра позволяет на время оказаться в другой, гармоничной действительности, где можно легко исправить допущенные ошибки и вернуть утраченные чувства. Здесь белое и черное меняются местами, появляется призрачная возможность претендовать на королевский статус в пределах своего поля, а тот или иной поступок, даже самый нелепый, воспринимается как этап сложной комбинации.

    Интеллектуальному шахматному поединку в пьесе М. Арбатовой «Взятие Бастилии» присущ и фактор случайного, свойственный, как правило, играм азартным. У каждого героя пьесы своя Бастилия, и ее взятие равносильно победе над собой, а значит, успеху в шахматной партии. Модель игры в шахматы способствует раскрытию индивидуальности каждого из четырех действующих лиц драмы и обнаружению двойственности, противоречивости в характере того или иного персонажа. Рациональная Ева и загадочная Лиля, символизирующая вечную женственность, по-разному смотрят и на любовь. Ева воспринимает любовь как интеллектуальную игру, Лиля – как азартный поединок. Для Евы выигрыш – результат расчета, а для Лили – вмешательство случая. Черный и белый – принципиально антитетичные цвета, символизирующие противоположные ценности и обладающие особой семантикой, – являются знаковыми в пьесе М. Арбатовой.

    Стандартная цветовая комбинация шахматной игры, составляющая определенный цветовой код, сопряжена с прямым гендерным противостоянием героев и в то же время наглядно демонстрирует их внутреннюю эмоциональную нестабильность. Сочетание черного и белого само по себе конфликтно, но поскольку эти цвета символизируют женское и мужское начала, то постепенно оппозиция «черное – белое» в пьесе перерастает в оппозицию «женское – мужское», и создается новый модус взаимоотношений персонажей. Контрастная символика черно-белой цветовой гаммы обнаруживает не только явные противопоставления в духовной жизни персонажей, но и глубокие мировоззренческие противоречия в восприятии ими окружающей действительности. В перерывах между шахматными партиями героини появляются в пестрых платьях, что, безусловно, свидетельствует об их готовности к компромиссу. Помимо черно-белого оформления в пьесе присутствует и иная цветовая палитра, но все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый («Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»), – сопровождают какие-либо нестандартные, непредсказуемые поступки героев. Георгий и Алик, желая произвести впечатление на любимую женщину, стремятся вырваться из черно-белого ограниченного пространства, доказывая свое умение воспринимать все краски и оттенки окружающего мира.

    Таким образом, игровое цветовое кодирование в драме М. Арбатовой несет особую смысловую нагрузку и способствует самоидентификации героев в не-игровом пространстве жизни. Устойчивые принципы участниц шахматного поединка, основанные на игнорировании приписываемых женщине бытовых и общественных поведенческих норм, явлены в пьесе как своеоб разный вызов мужскому шовинизму и абсолютное неприятие тех гендерных масок, которые неустанно навязываются маскулинно-ориентированным социумом.

    Стремление преодолеть маргинальность статуса женщины, репрезентировать новый образ современной героини, свободной от многочисленных предрассудков и способной сопротивляться тотальному контролю общества, воспринимается персонажами М.Арбатовой как особая миссия, единственное предназначение. Шахматная дуэль связана не столько с принципиальной решимостью доказать что-либо своему оппоненту, сколько с поисками каждой героиней гендерной идентичности и адекватной гендерной маски.

    По мысли И. Жеребкиной, «Мария Арбатова расшифровывает формулу постсоветской женской идентификации «я сама» / «я – женщина» в первую очередь через коннотации сексуальности (легализации женского сексуального опыта в женской постсоветской литературе и визуальных художественных практиках, биологического, телесного и т.п., которое предполагается понимать не как нечто второстепенное или запретное, а как «подлинно женское»)»9.

    Вывод. Все героини арбатовских пьес - образованные, независимые, самодостаточные женщины интеллектуальных профессий. Эти женщины выделяются из толпы, их необычность получает признание и является мотивацией их поведения. Воссоздаваемые поведенческие стратегии свидетельствует о поиске нового социального идеала.

    В пьесах Арбатовой конструируется новая партнерская модель взаимоотношений между мужчиной и женщиной, новая роль женщины в семье и обществе. В пьесе «Виктория Васильева глазами посторонних» героиня говорит: «Какое мне дело до всех? Они так живут потому, что им некогда жить по-другому. Они спешат что-то доказать другим или себе. А я уже всем все доказала. Мне это теперь незачем. Я могу теперь позволить себе роскошь жить как хочется»10.

    Нежелание женщины в драматургии М.Арбатовой беспрекословно следовать определенным гендерным установкам может быть истолковано как выход за границы женского, как приобретение отчетливо мужских качеств и осознанное погружение в типично мужское поле.

    Однако образ героини в пьесах Марии Арбатовой, как правило, не воспринимается маркированным по мужскому типу. Ева и Лиля, как и героиня драмы «Уравнение с двумя известными», сообразно избранному имиджу, являются воплощением женственности и сексуальной привлекательности. Появление нового типа женской литературы связано с постепенным изменением гендерных ролей в обществе. Репрезентация в культуре исторического гендерного конфликта в эпоху «парадигматического сдвига» обусловливает особый взгляд на природу женского.

    Сама Арбатова констатирует: «Существует патриархальная индустрия формирования женщин исключительно как идиоток или жертвенных животных…. В изменившемся мире женщина, везущая все на себе, не может выжить с установками Татьяны Лариной, Карениной и Наташи Ростовой»11. Писательница считает свои книги «учебниками по выживанию», особенно для молодых девушек, поскольку ее тексты помогают понять, как отстаивать себя в отношениях с мужчинами, быть удачной в профессии и любви.

    Список литературы

    Сиксу Э. Хохот Медузы // Гендерные исследования. – 1999. – №3. – С.71-89.

    Жеребкина И. Гендерные 90-ые. – СПб.: Алетейя, 2003. – 256 с.

    Абашева М.П., Воробьева Н.В. Русская женская проза на рубеже ХХ-XXI веков: учеб. пособ. по спецкурсу. – Пермь: ПОНИЦАА, 2007. – 176 с.

    Арбатова М. Взятие Бастилии // Арбатова М. По дороге к себе: пьесы. – М.: Подкова, 1999. – С.633-696.

    Арбатова М. По дороге к себе / М. Арбатова. М.: Подкова, 1999.

    Арбатова М. Уравнение с двумя известными // Арбатова М. По дороге к себе: пьесы. – М.: Подкова, 1999. – С.111-156.

    Мария Арбатова. «В моей биографии технологии психоанализа изменили все!» / Мария Арбатова. // Лит. Россия. 2001. № 44. (2 ноября).

    Мария Арбатова - биография, новости, личная жизнь Электронный ресурс:  https://stuki-druki.com/authors/arbatova-mariya.php


    1. Прочитать пьесу А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся».

    2. Анализ пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» по следующему плану:

    Тема:

    Основная тема это конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь – не продашь».

    Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

    Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

    Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

    Идея:

    Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

    Конфликт:

    В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.

    Драматург выбрал для своей пьесы самую популярную тему для середины XIX века - конфликт между «отцами» и «детьми». Если у Тургенева в романе «Отцы и дети» описывается конфликт между демократами и либералами, то Островский для конфликта взял социальное сословие - купечество.

    А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

    Характеристика главных героев

    В пьесе автор показывает купеческую среду, где нет ни одного положительного героя. Они предстают самонадеянными, циничными, грубыми и упрямыми. Их ничего не интересует, кроме денег и наживы.
    Самсон Силыч Большов – выходец из крестьян, сколотил состояние, стал купцом, он больше всего озабочен денежными делами. Он отличается невежественностью и недальновидностью. Однако, несмотря на корыстность, в нем еще есть вера в «своих людей». Именно из-за этих качеств он пострадал и попал в долговую яму.

    Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
    Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

    Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

    Композиция пьесы

    Пьеса «Свои люди – сочтёмся» имеет классическую композицию и состоит из четырёх действий. 

    Первое действие сочетает в себе экспозицию, в которой нам представляют основных действующих лиц и предысторию, а также завязку, в которой намечается и приходит в движение основной конфликт. 

    Второе действие знаменуется кульминацией, в которой конфликт достигает наивысшей точки напряжения. 

    Третье действие отведено под развязку, в которой конфликт логично разрешается. 

    В четвёртом действии происходит финал, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению и подводит общие итоги всего повествования.

    Композиционное строение объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.

    Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

    Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
    Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

    Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признаёт себя банкротом и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, а для упрочнения сделки женит его на Липочке.


    1 Арбатова М. Уравнение с двумя известными // Арбатова М. По дороге к себе: пьесы. – М.: Подкова, 1999. – С.111-156.

    2 Там же С. 123

    3 Там же С.126.

    4 Арбатова М. Взятие Бастилии // Арбатова М. По дороге к себе: пьесы. – М.: Подкова, 1999. – С.634.

    5 Там же С.651.

    6 Там же С.653.

    7 Там же. С.651.

    8 Там же С. 647.

    9 Жеребкина И. Гендерные 90-ые. – СПб.: Алетейя, 2003. – С. 73.


    10 Арбатова М. По дороге к себе / М. Арбатова. -М.: Подкова, 1999. С.246.

    11 Мария Арбатова. «В моей биографии технологии психоанализа изменили все!» / Мария Арбатова. // Лит. Россия. 2001. № 44. (2 ноября).


    написать администратору сайта