Главная страница
Навигация по странице:

  • Дизайн как эстетическая деятельность. Виды современного дизайна.

  • 3. Эстетические способы социализации человека: косметика, знаковые вещи, имидж, сэлфи. Имидж как форма современного искусства. Роль дизайнера в создании имиджа.

  • Термины новейшей эстетики: Рэди мейд

  • Перформанс

  • Эстетика кр 1. Контрольная работа по теме 1. эстетика (заочный). Контрольная работа по теме 1


    Скачать 30.54 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по теме 1
    АнкорЭстетика кр 1
    Дата07.11.2022
    Размер30.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа по теме 1. эстетика (заочный).docx
    ТипКонтрольная работа
    #774248

    Павлова А.С. СГз-123


    Контрольная работа по теме 1

    1. Понятие практическая эстетика и её виды. Новые сферы эстетической практики: эстетика рекламы, шоу, игорный бизнес, конкурсы красоты, косметика, пластическая хирургия, видеоклипы.

    Важность практической эстетики отражают теоретические изыскания Томаса Манро (XX в.). По мнению этого американского ученого, виды искусства — это не только литература, театр, живопись, музыка, но и животноводство, пластическая хирургия, косметика, парфюмерия, ку­линария, виноделие, гастрономия, моделирование одежды, парикмахерское дело, татуировка. Всего Манро насчитывает около 400видов искусства! Получается, что у искусства нет берегов. За этими представлениями — давняя традиция. На языке многих народов различные виды человеческой деятельности назывались искусствами. У древних греков искусство и ремесло обозначались одним и тем же словом techne; первыми художниками были гон­чары, каменщики, плотники и другие люди труда, изготов­лявшие практически необходимые вещи. Точка зрения Т. Манро схожа со взглядами Фараби (870—950), писавшего на арабском языке. Этот среднеазиатский ученый считал, что ткачество, медицина, риторика — виды искусства. А великий медик древности Гиппократ полагал, что врач возвращает человеку утраченную им из-за болезни гармонию.

    Эти суждения не лишены резона. У первобытных племен и в некоторых более поздних человеческих сообществах татуировка, например, имела не меньшее эстетичес­кое, эмоциональное и информационно-смысловое значение, чем танец или пение. А современный человек в некоторых сферах своей деятельности создает столь совершенные образцы, что они обретают выразительность и даже художественное значение (например, прическа, костюм становятся частью образа театрального персонажа или имиджа кинозвезды).

    Все же Фараби и Манро принимают за виды искусства формы целесообразно и утилитарно ориентированного эс­тетического освоения мира по законам красоты. Одни из этих форм освоения мира — дизайн, иные — прикладное и декоративное искусство, другие — область практи­ческой эстетики.

    Эстетическое освоение мира не в форме искусства и не в форме дизайна — сфера интересов практической эсте­тики. Практическая эстетика — четвертая сфера деятельности (территория знания) в проблемном поле эстетики как науки. Это поле охватывает эстетические аспекты этики (сферу поведения людей и человеческих отношений), этикета, быта, научного творчества, спорта, обрядов, карнавалов, праздников и массовых действий, кулинарии, игр.

    Практическая эстетика – это специфическая область знания, направленная на формирование гармоничной предметной среды деятельности человека.

    • Эстетика природы: садово-парковое искусство, флористика, экибана. Эстетика социально-производственной среды.

    • Дизайн как эстетическое творчество: одежда, интерьер, мебель, посуда, бытовые приборы, транспорт, оборудование и материалы.

    • Эстетические образы социальной жизни: этикетные формы общения; ритуалы и церемонии; оформление праздников и массовых зрелищ; интерьеры общественных помещений и мест отдыха; эстетика еды; индустрия развлечении; эстетика спорта. Эстетика научной жизни: конференции, симпозиумы, ритуалы защиты диссертаций и т. д.

    • Знаковый характер эстетических образов социума: государственная и корпоративная эмблематика и геральдика; эстетика потребительских товаров и торговли; язык СМИ. Ценностные ориентации социума и рождение новых сфер эстетической практики: эстетика рекламы, шоу — и игорного бизнеса.

    • Эстетические способы социализации человека: косметика, знаковые вещи, имидж и имиджмекеры. Эстетические технологии манипуляции общественным сознанием в «обществе всеобщего потребления»; политическая жизнь и «черный PR». Механизмы защиты личности, ее духовной суверенности и достоинства.

    2. Дизайн как эстетическая деятельность. Виды современного дизайна.

    Дизайн как вид эстетической деятельности обладает своим предметом. Объектом дизайнерской деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования.

    Цель дизайна - в формировании гармонической предметной среды, которая наиболее полно удовлетворяет материальные и духовные потребности человека.

    Предметы, которые являются результатом деятельности дизайнера, должны ответить следующим требованиям:

    1. должны быть функциональными, т.е. в совершенстве выполнять свое практическое предназначение;

    2. должны быть удобны и безопасны при эксплуатации, т.е. удовлетворять требованиям эргономики;

    3. должны быть эстетически выразительными, т.е. иметь информационно-выразительную форму и быть целостными композиционно.

    Для достижения композиционной ценности дизайнер использует возможности ритма, цвета, масштаба, соотношения света и тени, пустоты и объема в сочетании с особенностями звукового оформления, освещения. Социальное предназначение дизайна в том, чтобы создавать предметы промышленного производства, способные «по-человечески относиться к человеку», т.е. стать достойными посредниками между создателями и потребителями. Дизайн связывает воедино материальную и духовную культуру общества, обеспечивая целостность современной цивилизации. Современный маркетинг широко использует законы дизайна для создания целостной предметной среды. Дизайн требует учета любого нововведения в изменении предметного мира.

    Выделяют следующие основные виды современного дизайна:

    • индустриальный (промышленный дизайн),

    • графический дизайн,

    • дизайн одежды,

    • дизайн среды,

    • компьютерный дизайн,

    • ландшафтный дизайн,

    • экологический дизайн.

    3. Эстетические способы социализации человека: косметика, знаковые вещи, имидж, сэлфи. Имидж как форма современного искусства. Роль дизайнера в создании имиджа.

    Эстетизация как всеобщая тенденция развития современной культуры. Трактовка эстетизации В. Беньямином, Ги Дебором, Ж.-Ф. Лиотаром и Г. Шульце. Эстетика повседневности и эстетика праздничной культуры. Ценностные ориентации социума и рождение новых сфер эстетической практики: эстетика рекламы, эстетика спорта, эстетика еды, индустрия развлечений. Эстетические способы социализации человека: косметика, статусные вещи, бренд, имидж. Эстетические технологии манипуляции общественным сознанием в обществе потребления. Дизайн как форма эстетической организации материального производства: одежда, интерьер, мебель, посуда, бытовые приборы, транспорт, оборудование и материалы. История и виды дизайна, точки его пересечения с искусством. Мода как эстетический феномен и ряд ее аспектов: экономический, социальный, психологический.

    Любой человек в современном обществе обладает определенным уровнем эстетического сознания (развитым или неразвитым), способностью к эстетической оценке явлений действительности, т.е. эстетическим вкусом, и т. п. Поэтому человек трудится, действует и оценивает результаты своей деятельности во многих областях жизни также и в соответствии со своим эстетическим сознанием, например, эстетическими представлениями о совершенстве продуктов своей деятельности и т. д.

    Существуют виды деятельности людей, в которых они сознательно руководствуются своими эстетическими взглядами, представлениями, идеалами и вкусами и ставят своей целью создание эстетических ценностей. Целесообразная деятельность людей по созданию эстетических ценностей, по формированию прекрасного человека называется эстетической деятельностью. Эта деятельность есть процесс преобразования природы и общества «по законам красоты».

    Выделяют следующие виды эстетической деятельности:

    1) эстетическое преобразование окружающей человека предметной среды;

    2) формирование прекрасного человека;

    3) создание художественных произведений.

    Характеризуя деятельность по эстетическому преобразованию окружающей человека предметной среды, следует прежде всего остановиться на эстетической деятельности в сфере производства, направленной на создание таких продуктов, которые предназначены одновременно для удовлетворения материальных и духовных, эстетических потребностей людей — красивых орудий труда и предметов быта, а также на эстетическую организацию производства и быта. Первоначально эта деятельность возникает в сфере ремесленного производства.

    Развитие научно-технической революции приводит в ХХ в. к возникновению нового вида эстетической деятельности в сфере промышленного производства — художественного конструирования, или дизайна. Что требует сочетания знаний инженера-конструктора, проектировщика, и способности художника. В этой деятельности человек основывается, с одной стороны, на учете данных эргономики, бионики, кибернетики, инженерной психологии и т. п., а с другой — на практике художественного творчества. Продуктом дизайна, выступают изделия, предназначенные для материального потребления в сфере производства или быта и одновременно для удовлетворения духовной потребности в эстетическом наслаждении, гармонично организованная промышленная и бытовая среды, способствующие высокоэффективному труду и отдыху людей, всестороннему и гармоническому развитию личности.

    В утилитарной деятельности человека помимо ее пря­мого назначения, направленного на удовлетворение прак­тических потребностей индивида или группы людей, есть хотя бы элементы общечеловеческого. Поэтому любая де­ятельность обретает хотя бы косвенное значение для че­ловечества как рода и с этим общечеловеческим значени­ем связаны эстетическая окрашенность и эстетическое со­держание человеческой деятельности. Эстетическая дея­тельность универсальна — это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Эстетическая деятель­ность совершается или по законам красоты (портной шьет костюм, столяр делает стол, дизайнер проектирует автомо­биль), или по законам комизма (карнавал как действие), или по законам трагического (похоронная процессия), или возвышенного (чествование победителя, создание оды), или безобразного (китч), или ужасного (фильмы Хичкока, чер­ные триллеры).

    Эстетическая деятельность включает в себя: художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение), художественно-творческую (создание произведений искусства), художественно-Техническую (дизайн), художественно-рецептивную (восприятие произведения) и перцепционно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа), духовно-культурную.

    Наряду с дизайном развиваются также различные виды художественно-прикладной деятельности, направленные на эстетическое формирование окружающей человека природной среды, например, художественное оформление садов.

    Человек становится объектом эстетической деятельности, направленной на его совершенствование как высоконравственной художественно развитой личности. Совершенствованию красоты внешнего облика, строения тела человека способствуют физическая культура и спорт.

    На сохранение и совершенствование красоты внешнего облика человека направлена деятельность в области декоративной косметики, моделирования прически, одежды и т.п. Еще в древности сложились такие виды деятельности, которые были направлены на эстетическое совершенствование речи людей - риторика.

    Красота человека связана не только с его внешним обликом, но и с богатством его духовного мира, с подлинно человеческими чувствами и мыслями, волевыми качествами, характером и т.д. Поэтому деятельность, направленная на совершенствование и формирование внешней красоты, сочетается в обществе с воспитанием духовного мира в соответствии с идеалом прекрасного человека. Этой цели подчинены такие виды эстетической деятельности, как художественное творчество и эстетическое воспитание.

    Соотношение эстетической и художественной деятельности:

    Некоторые теоретики ошибочно отождествляют эстетическое и художественное. Художественная деятельность создает произведение, содержащее художественную реальность. Характерная особенность художественной реальности — виртуальность и концептуальная нагруженность. Эстетическая деятельность создает продукт, обладающий эстетическими качествами. Однако, создавая автомобиль, человек не создает художественно информативную, концептуально нагруженную, образную систему, хотя продукт этой деятельности может быть эстетически выразителен и нести косвенную информацию о цивилизации, создавшей данный продукт. Деятельность создателя автомобиля не художественная, а эстетическая. Термины «художественное» и «эстетическое» — не синонимы.

    Петербургский ученый М. Каган утверждает, что эстетическая деятельность, с одной стороны, шире художественной (последняя — частный случай первой), с другой стороны, художественная деятельность шире эстетической.

    Термины новейшей эстетики:

    Рэди мейд - первым использовал Марсель Дюшан. Суть этого художественного приема в том, что создание произведения искусства происходит в момент помещения предмета массового производства в художественный контекст — в музей, галерею, на выставку. Вырванный из привычной обстановки, предмет получает статус ценного произведения лишь потому, что был выбран для этой роли художником. Простая идея Дюшана — не создавать новый продукт, а менять контекст уже существующего — прижилась: с тех пор как он выставил свой первый реди-мейд «Колесо от велосипеда» в Нью-Йорке в 1913 году, этот прием использовали многие художники.

    Тренд- Это понятие пришло в русский язык из английского и прочно вошло в нашу повседневную речь.

    Дословно оно переводится как «тенденция». это термин, подразумевающий изменение чего-либо с течением времени. Данное понятие применяют в различных областях науки, культуры, политики, экономики и многих других сферах. Чаще всего данный термин ассоциируется с миром моды, однако границы его применения значительно шире. Этим словом можно охарактеризовать также прогноз, основное направление движения любого объекта.

    Например, тренд на прозрачность отношений между бизнесом и властью в нашей стране. Он характеризует открытость государственных органов к общению с бизнесменами и поиску путей решения их проблем.

    Знание основных тенденций развития общества, безусловно, важное условие для поступательного развития как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Но не менее важным выступает умение человека быть в тренде. Оно означает, что нельзя слепо следовать веяниям моды, бездумно принимать решения только на основе имеющихся тенденций.

    Ассамбляж — это техника декоративно-прикладного искусства, в которой художник создает рельефное изображение путем наклеивания на плоскую основу объемных деталей или предметов. В технике ассамбляжа также допускается использование красок для живописного дополнения художественной композиции.
    Ассамбляж, в отличие от родственного ему коллажа, представляет собой разновидность техники крепления трехмерных, а не двухмерных (плоских) элементов к лицевой поверхности картины. Благодаря использованию объемных деталей, изображение получается максимально реалистичным и визуально эффектным.

    Кич - понятие «кич» возникло в Германии во второй половине XIX века для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. Эти предметы обладали низкой стоимостью и низким художественным качеством. Интерес к этому феномену начал проявляться в 1930-е годы и с этого момента в общественном и научном сознании укоренилось мнение, что кич - явление культуры Нового времени, связанное с урбанизацией, индустриализацией, техницизацией, а также с распространением образования (закон о всеобщем образовании был введен в Англии в 1870 году) и, как следствие, с появлением массового («дурного» ) вкуса. «Дурной вкус» , в свою очередь, виделся онтологически детерминированной оппозицией «хорошему вкусу» . Методы анализа кича сводились к эстетической оценке произведений, к противопоставлению кича и искусства, а также к осмыслению феномена дурного вкуса как характерного для буржуазии явления. Несмотря на популярность термина в современной культуре, не существует ни единого определения этого явления, ни стабильного «списка» произведений, которые можно назвать кичем.

    Брендинг- это целый комплекс маркетинговых мероприятий по управлению имиджем бренда: его создание, распространение, укрепление, сохранение и развитие, чтобы сформировать у потребителя лояльность и доверие к нему. Брендинг работает через рекламу, дизайн, философию бренда (его миссию и основные ценности). Все составляющие брендинга образуют фирменный стиль компании, позволяют донести до потребителя преимущества и уникальность товара, выделить его среди подобных. Без этой дифференциации покупатель может легко забыть про бренд и уйти к конкурентам. 

    Наиболее распространенные виды брендинга:

    • Товарный брендинг 

    • Брендинг услуг

    • Брендинг личности и организации

    • Внутренний брендинг 

    • Брендинг работодателя

    • Политический брендинг 

    • Брендинг в искусстве

    • Спортивный брендинг

    Хепенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью.

    Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария.
    Перформанс - это форма изобразительного искусства и направление акционизма, в которой произведением являются совокупность действий автора или группы приглашенных лиц по заранее спланированному сценарию. Для перформанса огромное значение имеют 4 определяющих элемента: место и время проведения, сам художник и отношения между ним и зрителем.

    Перформанс по своей сути близок к театральному искусству, но в отличие от последнего, для него в качестве сцены художник выбирает самые неожиданные места, а зрители нередко участвуют в представлении.
    В искусстве существует несколько видов перформанса:

    • Индивидуальное представление. Художник самостоятельно выполняет все действия, взаимодействует с окружающими предметами и объектами.

    • Коллективное представление. В нем принимает участие группа актеров под руководством автора.

    • Перформанс-арт. Основой для создания произведения искусства служит человеческое тело.

    • Народный перформанс. Массовое представление с привлечением большого количества зрителей в качестве участников. Это могут быть шествия, демонстрации или другие совместные коллективные действия (флешмобы).

    • Интернет-перформанс. Это действие, которое в режиме онлайн с помощью видеооборудования транслируется для зрителей по всему миру.

    • Квест-перформанс. По своей сути является театрализованным представлением (игрой), в котором есть декорации и сюжет. А нанятые актеры взаимодействуют с участниками перформанса, помогают им пережить сильные эмоциональные впечатления и ощущение реальности происходящего события.


    Источники

    1. https://lektsii.org/18-23604.html , https://alfa-cube.ru/research/ot-promyshlennosti-do-izjashhnyh-form-dizajna/

    2. https://lektsii.org/18-23604.html

    3. ЭСТЕТИКА- Методическое пособие, Издательство Волгоградского института управления – филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС 400078, Волгоград, ул. Герцена, 10 (http://edu.vspu.ru/culturex/files/2013/05/Praktikum-po-estetike.pdf#)

    4. https://vikidalka.ru/1-73740.htmll

    5.  https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-assamblyazh

    6. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/performans


    написать администратору сайта