Главная страница

Дулуш Ай-кыс. Контрольная работа по учебной дисциплине по философии


Скачать 50.95 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по учебной дисциплине по философии
Дата29.04.2019
Размер50.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДулуш Ай-кыс.docx
ТипКонтрольная работа
#75648

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российской Федерации

ФГБОУ ВО

«Уральский Государственный Экономический Университет»

Контрольная работа

по учебной дисциплине

_________________по философии_______________________

Кафедра

________________________________________________


Исполнитель:

Студент Дулуш Ай-кыс Тимуровна

Институт дистанционного образования

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Направленность (профиль)

Государственная и муниципальная служба Группа ГМУс-18ТВ

Екатеринбург 2019

Содержание:


  1. Введение ……………………………………………….. ………………….4


2. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества …………………………………………………………………………. 6
2.1. Мировоззрение и его сущность ………………………………………… 6

2.2. Структура мировоззрения …………………………………… ……… 10

2.3.Роль мировоззрения в жизни человека ……………………………….. 13


  1. Основные исторические типы мировоззрения ………………………....14




    1. . Обыденное мировоззрение ………….………….................................... 14

3.2. Мифологическое мировоззрение…………………………………….... 15

3.3. Религиозное мировоззрение………………………………………….... 17

3.4. Философское мировоззрение………………………………………….. 19


  1. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека……………………………..……………………………………. 22


Заключение …………………………………………………….………….… 26
Список использованной литературы………………………………….……. 28


Введение.
Термин «философия» приблизительно в VI столетии до н.э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. Образовано это слово от соединения двух греческих слов: phileo-любовь и Sophia – мудрость, т.е. философия – это любовь к мудрости, или как говорили в древние времени на Руси, «любомудрие». Объяснение и закрепление в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона. Философы - это люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни.

Исходя из характера решаемых в философии вопросов, она выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.

Философия - мировоззренческое знание. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие «философия». Философия - лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно - мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Термин «философия» обычно употребляется в трех значениях:

– во-первых, философия – это одна из форм мировоззрения;

– во-вторых, философия – это особая наука со своим предметом исследования;

– в-третьих, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.

Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? По каким законам развивается? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое — случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить истину от заблуждения и лжи?

Человек не может смириться с тем, что именно ему придётся уйти из этого мира, где кипит жизнь, но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть, — это, единственное, перед чем все равны.

В данном случае не так уж важно, кто «управляет» миром — Бог, Дух, Космический Разум, объективная реальность, законы Природы. Важно, что человек должен лишь осознать и увидеть смысл своего бытия.

2. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества.

2.1. Мировоззрение и его сущность.

Мировоззрение - это способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде. 

Термин "мировоззрение" появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную", а его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера. 

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, "как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком" (И. Кант. Приложение к "Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. - С.204). 

В современной литературе мировоззрение рассматривается как "система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации" (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - С. 375). 

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается переосмысление различных типов отношения "человек - мир".

С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический.

Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия.

Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности. 

Практическое или праксеологическое отношение к миру — это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека. 

Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение - отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Через него преломляется все остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.). 

В мировоззрении посредством различных форм отражения раскрывается вся совокупность отношений "человек - мир", которые называются духовно-практическими. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения — духовных.

Но провести четкую грань в отношениях "человек - мир" и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.

Духовное и практическое – это два неразрывных момента человеческого бытия. С одной стороны, практическая деятельность человека основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности. 

Итак, мировоззрение как отражение человеческого бытия в мире является формой общественного самосознания человека и духовно-практическим его освоением. Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим. 

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия – это деятельность. В рассмотренных четырех аспектах мировоззрения раскрывается его структура с точки зрения

определенных способов человеческой деятельности, типов отношения

"человек - мир". Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения и соответствующие им объекты.

При таком подходе мировоззрение принято делить на обыденное и теоретическое. Они называются уровнями мировоззрения. Обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, а теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. То есть обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, а теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы. 

Часто обыденное мировоззрение называется мироощущением, оно определяется как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, а теоретическое – как миропонимание. В структурном отношении теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и оформленностью. 

Теоретически оформленное мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к его практической реализации.

Данный уровень мировоззренческих представлений становится основой для формирования убеждений.

В теоретическом мировоззрении отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее уникальности, подвижности, а то, что присуще определенным социально-историческим пластам и историческим типам культуры. 

Различие между социальными субъектами мировоззрения проявляется в двух его структурных образованиях - индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ее существования.

В массовом мировоззрении отображается то, что свойственно жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи с массовым мировоззрением. 

В зависимости от видов отражения, каждый из которых проявляется в мировоззрении в особых формах, выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент - картина мира.

Она отражает мир в единстве и целостности. Картина мира является основой, формирования других компонентов мировоззрения. Важное место среди них занимает общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую форму целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления формы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека.

Компонент мировоззрения, в котором предмет выражается не через систему понятий (картина мира) или идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным). 
              Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение человека к миру и самому себе. 

В структуре мировоззрения выделяют и побудительно-мотивационный компонент, он является необходимым связующим звеном между духовным и

практическим освоением действительности, но до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность. 
            Мировоззрение - это не просто миропонимание, но вместе с тем и орудие, и результат миропреобразования. 
2.2. Структура мировоззрения включает в себя:
Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д. Но так же, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др. Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие.

Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила. Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей.

Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное, основанное на знании и опыте людей в различных сферах деятельности.

Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению. Оно выделяет структурные уровни: элементный, концептуальный и методологический.

Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным мироощущением является вера, как рациональная, так и религиозная.

2.3.Роль мировоззрения в жизни человека.

Несмотря на то, что мировоззрение - это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в неопределенности. Не будет цели и смысла существовать.

Мировоззрение, выраженное в обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, и множество предрассудков.

Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений, современных «мифов» и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания.

3. Основные исторические типы мировоззрения

3.1. Обыденное мировоззрение.
Обыденное мировоззрение — это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, в условиях быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей добрых и злых.

Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, не системность, не проверенность многих знаний входящих в

состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.

  Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое.

Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.


3.2 Мифологическое мировоззрение.
Первой формой мировоззрения исторически считается мифология.

Мифология - (с греческого — предание, сказание, слово, учение), это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, в форме общественного сознания.

Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев.

Мифологическое мировоззрение основано на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Отличие мифа от науки, в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Она появилась на самой ранней стадии общественного развития. Когда человечество в форме мифа, сказания, предания пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как произошёл и устроен мир в целом, объяснить различные явления природы, общества в те далёкие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступать к его исследованию.

Основные темы мифов:

космические — попытка ответа на вопрос о начале устройства мира, возникновения явлений природы;

о происхождении людей — рождении, смерти, испытаниях;

о культурных достижениях людей — добывания огня, изобретение ремёсел, обычаях, обрядах.

Таким образом, мифы имели в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств.
Основными функциями мифом считалось, что с их помощью прошлое связывалось с будущим, обеспечивало связь поколений; закреплялись понятия ценностей, поощрялись, определённые формы поведения; искались пути разрешения противоречий, пути единения природы и общества.
В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф представляет собой особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф считается как наиболее ранняя форма человеческой культуры, в которой объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Мифологическая культура сохраняет свою значимость на всём протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия и наука и жизнь не властны, разрушить мифы. Их нельзя даже оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И всё-таки надо их знать — они составляют значимый факт культуры.

3.3 Религиозное мировоззрение.
Религия — это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил. Это специфическая форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой в мире.

Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий:

Буддизм - 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель — Будда. В центре — учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории;

Христианство — 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм;

Ислам - 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель — Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед — посланник Аллаха. Основные ветви Ислама — суннизм, шиннизм.

Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные идеи содержатся не только в философии, но и в поэзии, живописи, архитектурном искусстве, политике, обыденном сознании.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся

основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в сверхъестественное - верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения.

Религиозная философия так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверх - силы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверх - силы – Бога.  
Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея.  Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

В наше время религия играет не малую роль, стало больше открываться религиозных учебных заведений, в педагогической вузовской и школьной практике активно развивается направление культурологического представления религий в рамках цивилизационного подхода, в то же время сохраняются атеистические образовательные стереотипы и встречается религиозно-сектантская апологетика под лозунгом абсолютного равенства всех религий. Церковь и Государство в настоящее время идут на равных, вражды между ними нет, они лояльно относятся друг другу, идут на компромисс.

Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ в Бога.


3.4 Философское мировоззрение.
Мировоззрение — понятие более широкое, чем философия. Философия — это понимание мира и человека с позиции разума и знаний.

Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл.
В философии выделяются две сферы деятельности:
- сфера материального, объективная реальность, то есть предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя);
- сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).
Основные философские вопросы — это
- что первично: материя или сознание; материя определяет сознание или наоборот;

- вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному;

познаваем ли мир и если да, то в какой степени.
Зависимости от решения первых двух вопросов в философских учениях издавна сложилось два противоположных направления:
Материализм - первичным и определяющим является материя, вторичным и определяемым — сознание;
Идеализм - дух первичен, материя вторична, в свою очередь подразделяется на:
Субъективный идеализм — мир создаётся субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир лишь комплекс человеческих ощущений);
Объективный идеализм — Мир «творит» некое объективное сознание, некий извечный «Мировой дух», абсолютная идея.
Последовательный субъективный идеализм ведёт к своему крайнему проявлению — солипсизму.

Солипсизм - это отрицание объективного существования не только

окружающих неодушевлённых предметов, но и других людей, кроме самого себя (существую лишь я один остальное моё ощущение).

Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.
При ответе на вопрос познаваем ли Мир или нет, можно выделить следующие направления философии:
познаваемого оптимизма, который в свою очередь можно подразделить на:
- Материализм — объективный мир познаваем и это познание безгранично;

- Идеализм — мир познаваем, но человек познаёт не объективную действительность, а собственные мысли и переживания или «абсолютную идею, мировой дух».
Из познаваемого пессимизма вытекают:
- агностицизм — мир полностью или частично не познаваем;

- скептизм — возможность познания объективной действительности сомнительна.
Философская мысли - это мысль о вечном. Философское знание развивается, обогащается новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую доминирующую, образует– духовно-практический. Именно он выражает смысло - жизненный, мировоззренческий, тип философского сознания в целом. В то время когда науки еще не существовало, философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Философия является общей методологией для всех частных наук, естественных и общих, иначе говоря, она — царица всех наук. Особенно большое воздействие философия оказывает на формирования мировоззрения.
Отношение человека к миру – вечный предмет философии.

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Главными функциями философии являются выработка общих представлений людей о бытие, природной и социальной действительности человека и его деятельности, о доказательстве возможности познания мира.

Несмотря на свою критичность и научность, философия очень близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, она так же как и они, выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

4. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека.
Все функции философии можно разделить на две группы: мировоз-зренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:
гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию.
- социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Первая заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами.

Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

- культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств

культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она диализирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;
отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему.
Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:
- онтология - учение о бытии;

- гносеология - учение о познании;

- социальная философия - учение об обществе;

- этика - учение о морали;

- эстетика - учение о прекрасном;

- логика - учение о законах мышления;

- философская антропология - учение о человеке;

- аксиология - учение о природе ценностей;

- методология - учение о методе;

- история философии - учение о развитии философских знаний.
Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:
- философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;

- философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;

- философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;

- философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;

- философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государство ведения;

- философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;

- философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.
Эвристическая функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или

обще - методологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.
Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.
Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира.

Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.
Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

Заключение.
Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.

Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.

Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Мировоззрение представляет собой интегрирующий фактор не только отдельных сфер, но и всего общественного сознания.

Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования.

С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.

Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.

Философия выступает теоретической основой мировоззрения и в каждую историческую эпоху обосновывает соответствующее свое мировоззрение.

Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных форм и областей

общественного познания, создавая на их основе целостный образ действительности и места в ней человека. Включая и объединяя различные сферы общественного сознания, мировоззрение является и опосредующим звеном, через которое осуществляется воздействие этих сфер сознания друг на друга.

Философское мировоззрение является основанием для практической деятельности человечества и для существования культуры в широком смысле этого слова. Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов.


Список использованной литературы:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 1999.
Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб.пособие/Мн.:Выш.шк., 2003. - 541с.;
Кохановского В.П. Философия: учебник для высших учебных заведений/ Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 — 576с.;
Кохановского В.П., Яковлева В.П. История философии: учебник для высших учебных заведений/ Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 736с.;
Радугин А.А. «Философия» - курс лекций. М. – 1999 г.
Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов - на - Дону: «Феникс», 1995.
Философский словарь, Под ред. И.Т. Фролова.–М., 2001. – Ст. «Философия».
Философский энциклопедический словарь. М., 1989.




написать администратору сайта