Главная страница

Файл. Контрольная работа предмет Этнопедагогика


Скачать 52.96 Kb.
НазваниеКонтрольная работа предмет Этнопедагогика
Дата07.01.2023
Размер52.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФайл .docx
ТипКонтрольная работа
#874911
страница2 из 4
1   2   3   4

Философия обогащает педагогику системой методологических идей, нравственно-эстетических ценностей, философским осмыслением педагогических понятий, прежде всего таких, как «образование», «воспитание», «формирование личности», «самообразование», «самовоспитание», «активность», «деятельность», «познание» и др.

Педагогика, особенно теория воспитания, испытывает влияние идеологии общества. Оно проявляется, прежде всего, в выборе целей и содержания воспитания. Идеология помогает выстроить определенным образом систему педагогических нравственно-политических ценностей, актуальность которой сохраняется для определенного периода времени.

Развитие человеческой цивилизации, реорганизация систем и учреждений образования вносили исторические изменения в педагогическую науку. Переосмысливались цели и принципы воспитания, разрабатывались различные теории воспитания и образования, изменялись взгляды на роль и назначение учителя в обществе, на его подготовку и т.д. Одни концепции существовали длительное время, оказывая прогрессивное влияние на взгляды и отношение общества к образованию и педагогике, на развитие самого общества. Другие оказались менее плодотворными, их воздействие было кратковременным. Вместе взятые, они составляют педагогическую историю, обогащают наше педагогическое мышление. Это позволяет считать, что педагогика носит исторический характер.

Поскольку воспитание и образование детей и молодежи во все времена строилось по сословному принципу, служило интересам определенного класса, постольку и педагогика должна была соответствовать этим интересам: выдвигать ведущие цели воспитания, развивать основные концепции образования в соответствии с социальным заказом, т.е. она издавна носила классовый характер. И такое положение сохранится до тех пор, пока будет существовать классовое общество.

В содержании педагогической науки можно выделить три компонента. Один из них детерминирован установками преимущественно ведущего класса, сословия, правящей партии.

Он является динамичным и относительно быстро подвергается изменению, переоценке или пересмотру. Актуальность идеологического компонента имеет свои пределы. Наиболее отчетливы его проявления в теории воспитания.

Второй компонент в педагогике отражает национальные интересы, традиции, особенности конкретных народов и стран. Он всегда присутствует в том или ином объеме в педагогических системах, его наличие предопределено этнически. Благодаря национальному компоненту обеспечивается своеобразие в развитии образования, сети учебных заведений в разных странах, их различие, основанное на менталитете конкретного народа. Национальный компонент в педагогике менее динамичен, но и он периодически подвергается трансформации, что связано с теми или иными историческими и ценностными изменениями национального порядка.

Третий компонент педагогики наиболее фундаментален, отвечает общечеловеческим ценностям разных народов, стран, эпох, имеет непреходящее значение. Самые прогрессивные и значимые для человека и человеческого общества ценности идут из глубины веков и актуализируются в настоящее время. Но историческое развитие человечества, научно-технический прогресс вносят свои коррективы. Общечеловеческий компонент просматривается в педагогических теориях всего мира. Каждая наука имеет свой понятийно-категориальный аппарат, благодаря которому она приобретает самостоятельный статус в системе наук. Имеет его и педагогика.

Объектом педагогики является исследование различных педагогических систем - больших, средних, малых: раскрытие закономерностей их функционирования, разработка вопросов управления и прогнозирования их развития. К подобным системам можно отнести личность, класс, группу, курс, школу, ПТУ, ясли-сад, вуз, систему народного образования и др.

Предметом педагогики является исследование закономерностей процесса воспитания, обучения, образования детей, молодежи, взрослых людей.

К основным педагогическим понятиям относятся: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, самовоспитание, самообразование, профессиональная подготовка, объект, субъект, предмет, методы, принципы, цель.

По мере развития образования возникла необходимость изучения педагогики как учебного предмета в тех вузах, которые готовили педагогические кадры. В университетах Европы педагогика как учебный предмет введена в XVIII в., в России - в XIX в. Первая кафедра педагогики в России была открыта в 1840 г. в Главном педагогическом институте. Несмотря на общее усиление внимания к педагогике со стороны общества и вузов, в отдельных странах сложилось и продолжает оставаться негативное отношение к этой науке и учебной дисциплине. Например, в Англии не желали признать ее роль и возможность использования на практике, не видели глубокие исторические корни, а термин «педагогика» старались не употреблять. Только во второй половине XX в. в университетах началось изучение педагогики и были открыты педагогические факультеты (в Кембридже ввели звание профессора педагогики, в Оксфорде до сих пор к этой научной дисциплине относятся неуважительно).

Между тем пренебрежительный взгляд на педагогику критиковался еще в XIX в. Так, в «Энциклопедии образования», изданной в Нью-Йорке в 1889 г., отмечалось: «Интерес к педагогике не в почете среди англичан. Непопулярность педагогики в Англии объясняется недостатком профессионализма в деле преподавания. Тем самым нация, к сожалению, многое теряет... Без научного подхода к вопросам образования, без педагогики мы никогда не сумеем выработать единой системы взглядов на образование».

Вместе с тем в АНГЛИИ в 1879 г. была издана книга А.Бейна «Воспитание как наука», в которой заложены теоретические основы развития педагогики и образования. Она включена ЮНЕСКО в Международную научную серию, в то время как на родине ее забыли. Но Англия является скорее исключением. Во всех странах в вузах функционируют кафедры педагогики, издаются учебники по различным отраслям педагогических знаний.

В нашей республике изучение педагогики как учебной дисциплины введено и осуществляется в университетах, педагогических институтах, колледжах и училищах, а в 90-е гг. XX в. во всех вузах, государственных и негосударственных, независимо от их профиля.

Развитие образования стимулировало и процесс развития педагогической теории. Постепенно, по мере накопления научных знаний и их специализации, внутри педагогики происходила дифференциация: от общей науки отделялись новые, которые приобретали статус самостоятельных педагогических наук. Параллельно создавались и оформлялись аналогичные учебные дисциплины. К основным отраслям педагогики относятся:

- преддошкольная и дошкольная педагогика;

- педагогика школы;

- частные методики;

- специальная педагогика, дефектология;

- история педагогики;

- педагогика высшей школы;

- профессионально-техническая педагогика;

- военная педагогика;

- народная педагогика;

- этнопедагогика;

- андрогогика;

- социальная педагогика;

- аутогогика;

- педаутология.

Народная педагогика олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. [12]

В передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней народных обычаях, традициях, праздниках, обрядах, играх, фольклоре нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов.

В народной педагогике отражены как особенности национального характера, так и общечеловеческие черты, правила поведения, которые народ хотел бы видеть в своих детях. Осмеянию подвергаются лентяй, грубиян, неряха. Побеждает добрый, находчивый, трудолюбивый.

Народная педагогика широко и глубоко представлена в пословицах, пожеланиях и дает верные и четкие указания относительно воспитания детей и молодежи.

Народная педагогика любого этноса характеризуется как глубиной и самобытностью содержания, так и целостностью, которая должна непременно сохраняться в сфере современного образования и обучения. Целостность регионально-этнической культуры воспитания обеспечивается, как известно, наличием в ней веками создаваемого народом идеала совершенного человека - идеала, составляющего одно из слагаемых духовной культуры любого этноса.

Современная система дошкольного, среднего и высшего образования стремится все более продуктивно включать содержание национально-регионального компонента в целостный учебно-воспитательный процесс сети соответствующих учреждений. Следовательно, необходимо отобрать из этого содержания наиболее приемлемый в существующих условиях объем знаний и скоординировать его с общими стандартами образования, создав тем самым оптимальную педагогическую модель совершенной личности. Таким образом, система национальных и общечеловеческих ценностей, исторически сложившаяся в недрах регионально-этнических культур и бережно пронесенная через жизнь целого ряда последующих поколений, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, явится интегрирующей основой для всех других качеств и проявлений личности. Реализация национально-регионального компонента в учебно-воспитательных планах образовательных учреждений требует использования соответствующих ему воспитательных средств, какими и служат различные аспекты традиционных научных культур. А это логически ведет к разработке и внедрению в учебно-воспитательный процесс вариативных и альтернативных программ, частных методик, инновационных образовательных технологий, призванных сделать национальный вуз основной движущей силой духовного возрождения этноса.

Процесс воспитания подрастающего поколения на традициях народной педагогики включает три этапа:

) формирование положительного эмоционального отношения к народным обычаям и традициям через развитие интереса к ним;

2) организация координированной учебно-воспитательной деятельности, включающей в свое содержание прогрессивные традиции народной педагогики, произведения фольклора, декоративного народного творчества кахзахов;

3) перевод творческой деятельности по привитию интереса к народным обычаям и традициям в познавательную активность самих учащихся в данном направлении.

Постижение общечеловеческих ценностей, входящих в них образов и представлений, понимание силы их значения для людей существенно повышают престиж как образовательных учреждений, так и семьи, продуктивно способствуют осуществлению взаимосвязи и взаимодействию этих воспитательных институтов. [15]

Закрепляя в себе многовековым опыт истории и бережно передавая его последующим поколениям для дальнейшего развития, обычаи и традиции народной педагогики служат механизмом развития духовного мира, представляют собой способы передачи ценной информации на социально-психологической основе.

Знакомство с идеями и традициями казахской народной педагогики должно непременно включаться и в программу подготовки учителей на факультетах педагогических специальностей вузов, в учреждениях повышения квалификации работников образования. Через все формы обучения студентов и практикующих учителей внедряются гуманистические идеи приоритетности национального вуза, значимости реализации этнокультурного компонента образовательных стандартов, взаимосвязи общечеловеческих и национально маркированных культурных ценностей, этнопедагогизации вуза как эффективного фактора ее гуманизации и гуманитаризации, как основной и важной формы возрождения духовности.

2. Этнопедагогическая и этнокультурологическая система образования в современных условиях

этнокультурный народный педагогика дети

Без собственной этнической системы образования народ как историческая личность не может быть суверенным. Более того, народ перестает быть таковым, превращаясь в унифицированный социальный феномен, именуемый населением. Поэтому мы вправе рассматривать этнопедагогику как систему научных концепций, несущих для любого из народов спасительные функции. И не удивительно, что этнопедагогическое наследие народов все более приобретает политическое звучание. Этнопедагогические идеи во многом демократизируют и гуманизируют политический климат общества. В Конституции Республики Казахстан получили отражение ряд важнейших этнопедагогических идей: о защите национального достоинства, семейном воспитании, поддержке национальных традиций и др.

Этнопедагогика - это, по сути, педагогика, идейно близкая народу и служащая его духовно-нравственному возрождению.

Народная педагогика представляет собой совокупность накопленных и проверенных практикой знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме. Охватывая все возрасты и почти все стороны жизни народа, она намного превосходит по объему рассматриваемых вопросов научную педагогику, а самое главное близка к природе, человеку и воспринимается как природная, естественная. Не случайно выдающийся русский педагог С.Д.Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, старших сестер и братьев.

Этнопедагогическая система образования - это, иначе говоря, суверенизация воспитания гражданина, связанного с национальной государственностью. В современных условиях народная педагогика продолжает оставаться гарантом национального подъема и межэтнической стабильности. Педагогическим условием воспитания этнопедагогикой важнейшим условием является формула без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа (исторической личности).

В народной педагогике воспитатель - это не только признание и профессия, но прежде всего - признание. Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими все более становятся педагогические.

Много сейчас говорят о возрождении национальных, народных традиций, но эти разговоры не будут иметь под собой основы, если не обратиться к педагогическим традициям, ибо сейчас они и являются ядром, стержнем всей и всякой культуры. Развитие, подъем культуры начинается с создания благоприятных условий для возрождения традиционной культуры воспитания. Педагогика в контексте общечеловеческой культуры так же вечна, как и воспитание, ибо само воспитание и есть практическая педагогика.

Чем же традиционно особенным характеризуется народное воспитание? Прежде всего, естественность процесса, ибо это сама жизнь народа: массовость участия народа, в т.ч. и детей, в воспитательном процессе; завершенность, целостность, цикличность.

Особенное, определяющее место в факторе народного воспитания занимает слово: родное слово (материнский язык), в полиэтнической стране - двуязычие: с точки зрения включения в мировую цивилизацию по меньшей степени, трехязычие. Многолетний опыт подсказывает, что там, где национальные языки развиваются, не игнорируются, охотно изучаются русскоязычными, не возникает проблемы с регулированием отношений между детьми разных национальностей. [17]

В казахстанском обществе происходит процесс осознания необходимости национальной самоидентификации через освоение и сохранение этнокультурного наследия. В целях гармонизации человеческого существования в рамках социума, повышения его адаптации к постоянно меняющимся, общественным условиям необходимо органическое вхождение этнокультурного наследия в содержание дисциплин, входящих в государственные общеобразовательные стандарты. Принцип народности, содержащийся в идеях этнопедагогики, в условиях демократических преобразований казахстанского общества приобретает на сегодняшний день большую актуальность.

Без такого фактора, как национальное самоуважение невозможно эффективное развитие общества, эффективное интегрирование в мировое сообщество. Предполагается, что этнокультурологические аспекты в системе высшего образования позволяет сформировать целостное представление будущего специалиста о национальной и общечеловеческой культуре. В «Концепции этнокультурного образования Республики Казахстан», одобренной Президентом страны от 15.07.96 г. определен новый подход к высшей школе, согласно которому выдвигается основной принцип осуществления подхода и образованию не как механизму передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, но и как к культурообразующему институту, важнейшему средству сохранения и развития индивидуумом человеческой и национальной самобытности» [4]. Этокультурное образование в современных условиях казахстанского общества должно формироваться в вузах на дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучных циклов. Именно знания, полученные в процессе изучения данных дисциплин, должны дать такой уровень профессиональной культуры, который позволит еще на этапе проектирования минимизировать негативные социальные и нравственные последствия деятельности специалиста.

Мировая педагогическая практика показала, что нравственно-эстетический потенциал личности в любой профессии чрезвычайно зависит от творчески-эстетических возможностей человека, на которые активное влияние оказывают различные жанры народного искусства и творчества.

На сегодняшний день в связи с усилением роли гуманитарного знания, что ставит проблему сохранения национальных культурных ценностей, существует необходимость разработки модели вхождения этнокультурологического образования в систему профессионального обучения вузов республики.

Модель этнокультурологического образования в системе профессионального обучения вузов Казахстана, позволит сформировать политическую личность специалиста, толерантную и наполненную гуманистическим содержанием.

Педагогический опыт показывает, что инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью, которых научное открытие, идеи, превращаются в социальное, в т.ч., образовательное нововведение.

Таким образом, как обосновывает А.Г.Маджуга, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.

Инновационная деятельность в сфере образования имеет достаточно широкий спектр конкретных областей и конкретных предметов своего приложения. Она направлена на существенное повышение качества образования и качества личности; создание новых интеллектуальных или наукоемких образовательных технологий, учебников и учебного оборудования; развитие законодательства и нормативной базы, формирование нового типа или усовершенствование образовательного менеджмента, новых научно-образовательных структур и организационных форм в системе образования; улучшение образовательных услуг, повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, конкурентоспособности образовательных учреждений, национальной системы образования в целом и выпускников.
1   2   3   4


написать администратору сайта