Главная страница

Файл. Контрольная работа предмет Этнопедагогика


Скачать 52.96 Kb.
НазваниеКонтрольная работа предмет Этнопедагогика
Дата07.01.2023
Размер52.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФайл .docx
ТипКонтрольная работа
#874911
страница1 из 4
  1   2   3   4

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: Этнопедагогика

Студентка: Атажанова Гулноза

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сегодня, в период ломки старых стереотипов и противоречий в условиях нестабильности и ощутимого обострения межчеловеческих отношений в рамках социума, наблюдается довольно резкое нарушение процесса формирования и развития духовного мира подрастающего поколения. Оно сопряжено со сложившимся дефицитом духовных ценностей, их переоценкой в современном мире. Такое положение ставит педагогические коллективы образовательных учреждений и всю педагогическую мысль общественности перед необходимостью реализации важнейшего социального заказа - возрождения духовности всем арсеналом существующих и возможных средств. Это прежде всего возрождение народной педагогической культуры, традиций этнического воспитания. Специфический образ духовного мира казахов отражен в декоративном искусстве, в самобытных произведениях устного народного творчества, которые несут в себе высокий заряд нравственности, учат пониманию национальных и общечеловеческих ценностей, служат источником педагогических идей.

Одним из возможных способов качественного изменения содержания учебно-воспитательного процесса является включение в него гуманистических идей и традиций народной педагогики.

Объект исследования: процесс формирования индивидуальной культуры младших школьников.

Предмет исследования: использование этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры младших школьников.

Цель исследования: разработать и апробировать модель воспитательной системы, направленную на использование этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры младших школьников.

Задачи исследования:

) уточнить понятия «индивидуальная культура личности», «этнические традиции»;

) выявить педагогический потенциал семейно-бытовых этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры личности;

) изучить особенности формирования индивидуальной культуры младших школьников-казахов в процессе освоения традиций родного народа и влияния этнических традиций на уровень их нравственной воспитанности;

) разработать стратегию, этапы формирования индивидуальной культуры младших школьников с использованием этнических традиций казахов;

Педагогические воззрения народа должны стать предметом дальнейшего изучения в школах и других учебных заведениях. В действующих учебных программах общеобразовательных школ подчёркивается воспитательное значение народного творчества. Материалы устного творчества имеют большое воспитательное значение. Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственному воспитанию, формированию этических понятий.

Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

Предмет, сущность и содержание этнопедагогики могут быть представлены только в тесной взаимосвязи. Предмет ее - народная педагогика, народное воспитание, сущность - в трех качествах: во-первых, это - педагогика национального спасения, во-вторых, это - всеобщая мудрость воспитания, т.е. педагогическая пансофия, в-третьих, это -педагогика всеобщей любви; содержание нового направления в педагогической науке определяется системой этнопедагогических знаний. За последние полвека эту систему знаний можно считать вполне оформившейся, раз уже появился официально утвержденный Министерством образования Российской Федерации учебник по этнопедагогике.

Позволим себе назвать только те отрасли, которые прямо и непосредственно связаны с темой заявленной статьи: методология этнопедагогики (К.Ж. Кожахметова), историческая этнопедагогика (Т.Н. Петрова), региональная этнопедагогика (Ш.М.-Х. Арсалиев, А.Л. Бугаева), аналитическая этнопедагогика. (Г.Н. Волков), дошкольная этнопедагогика. (Н.С. Александрова), этнопедагогика игры (В.М. Григорьев), афористическая этнопедагогика (З.Б. Цаллагова), этнопедагогика семьи (Э.И. Сокольникова), этнопедагогическая антропология (Л.К. Рахлевская), этнопедагогическое образование (М.Г. Харитонов), этносоциальная педагогика (А.А. Григорьева-Шадрина, Д.Е. Иванов), сравнительная этнопедагогика (В.А. Иванов, Л.И. Федорова), субэтническая педагогика (A.M. Леонов). В.Н. Иванов доказал, что вне этнопедагогики никакая школа, тем более элитарная школа в системе национального образования, эффективно существовать не может. К.А. Петров на многолетнем опыте заведующего РОНО сумел выяснить благотворное влияние народных педагогических традиций на дисциплинированное поведение детей в школе и семье. В соответствии с поставленной в статье проблемой мы особо выделяем работы В.Н. Иванова и Э.И. Сокольниковой.

Итак, этнопедагогикой называется наука, исследующая воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, наука о педагогике быта, педагогика семьи, рода, племени и нации.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности. Этнопедагогика по сути своей является аналитическим представлением пансофической гармонии народной педагогики, ориентированной на семью и школу.

В народной педагогике как предмете этнопедагогики следует иметь в виду аспекты эпистемнческий (познание, знание, идея, мысль) и аксиологический (ценность, значение, роль, смысл). В народном творчестве это различие едва уловимо, они находятся в тесном единстве.[5]
1. Народная педагогика как основа формирования этнической культуры
1.1 Психологические закономерности развития этнического самосознания в онтогенезе
Вопрос о возрастных изменениях осознания своей этнической принадлежности является важным и в то же время малоизученным в современной психологии. При обращении к онтогенезу этнического самосознания психология получает возможность более глубоко понять особенности функционирования этого феномена, его развивающую роль, а также природу социальных механизмов поведения взрослого человека.

Предметом анализа этнокультурного развития в онтогенезе является культурная практика, культурные формы деятельности, т.е. система жизнедеятельности человека в контексте этнической культуры, служащая ближайшей средой развития. Этнокультурное развитие человека развертывается в непрекращающемся континууме культуроосвоения: культура не перестает предъявлять человеку определенного рода предписания, санкции и ограничения, касающиеся способа, формы, меры, порядка исполнения культурных действий в повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений, навыков.

Центральным в онтогенетическом развитии этнического самосознания является усвоение способов взаимоотношений с этническим миром, с помощью которых человек присваивает этнические значения и смыслы этнокультурной среды, а значит набор этнокультурных средств своего народа. Культурное опосредствование предполагает развитие этнического самосознания, аккумулирующего в актуальном себе идеально составляющий этнокультурный мир, формы культурной деятельности предыдущих поколений, но происходит процесс этнической самоидентификации постепенно.

В науке отмечается определенная последовательность соответствия характера взаимодействия индивида с этнокультурной средой и стадий развития этих отношений в филогенезе, т.е. стадий развития отношений людей в определенном культурно-историческом процессе. Динамика этих стадий в рамках конкретной этнической среды рассматривается как их последовательная трансформация от языческо-природной к преобладанию монотеистического компонента при выраженном единстве и целостности религиозно-этической концепции и до современного научного мировоззрения. [3]

Стало быть, в индивидуальном развитии каждого человека в известном приближении можно выделить стадии развития его отношений к этническому миру. Так, выделяются три стадии, имплицитно выполняющие этническую функцию. Первая - сказочно-мифологическая, приходящаяся на дошкольный и младший школьный возраст, вторая - нравственно-этическая (религиозная) охватывает подростковый возраст, третья - технотронно-сциентическая выпадает на старший школьный и студенческий возраст. Этнофункциональное нарушение последовательности стадий приводит к этнокультурному дизонтогенезу в развитии личности.

В силу того, что для дошкольного возраста характерна стадия сказочно-мифологического отношения к этническому миру в качестве аккумулятора в этнокультурном росте ребенка занимает самобытномифологическая доминанта во взаимоотношении с этнокультурной средой. Модель Я-образа и этнического мира формируется через сказочно-таинственные отношения человека с миром, представленные в мифах, сказках, легендах, народных играх, раскрывающих перед ребенком сложный мир ценностных взаимосвязей человека с окружающей действительностью. Чувства, связанные со сказочным преобразованием своего «Я», в процессе приобщения к мудрости народа, совместно переживаемые поступки с «культурными героями», с которыми ребенок осознанно идентифицирует себя, дают возможность выбора быть собой и места в окружающем мире.

Формирование этнического самосознания детей дошкольного возраста строится средствами преимущественно на основе философских сказочно-мифологических представлений о мире. Этому возрастному периоду приписывается начало этнической культуризации детской деятельности.

Генеральной задачей школы является обеспечение этнокультурных и этнопсихологических потребностей подрастающего поколения. Педагогическая деятельность, ориентированная на реализацию принципа этнокультурного взаимодействия школы и среды, направляется, прежде всего, на создание условий для формирования у подростков, этнической картины мира, парадигмы народной культуры, осознания ее компонентов, содержания и закономерностей. Школа является социальным институтом нации, выполняющим функцию сохранения и воспроизводства нации, ее языка, культуры, духовно-нравственных ценностей, интеллектуального и физического здоровья. [7]

Приобщение к этнической культуре способствует овладению школьниками историко-культурного опыта народа, формированию социокультурного типа личности, этнической индивидуальности, становлению этнического самосознания: однако процесс развития когнитивного (знание об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего народа), эмоционально-ценностного (этнокультурных и этнопсихологических потребностей, мотивов, интересов), регулятивного (деятельности, поведения) компонентов этнического самосознания приходится на юношеский (студенческий) возраст. Принимая во внимание возрастные стадии развития взаимодействия человека с этнокультурным миром, в содержание образования профессиональной образовательной спецификой необходимо привнести в соответствующие дисциплины гуманитарного цикла этнокультурное содержание, которое освещало подсистемы этнической культуры производственную (экономику и технику), жизнеобеспечивающую (одежда, жилище, пища), соционормативную (этническое мировоззрение, нравы, традиции, обычаи и обряды, религия и верование), познавательную (национальный язык, историю своего народа и родного края, народное творчество, национальную литературу и искусство). Важным моментом является знакомство студентов с основами этнопсихологии.

Если в подростковом возрасте происходит формирование самосознания как такового, происходит вызревание и стабилизация основных психических структур самосознания, дифференциации и уточнения знания о себе, то формирование и развитие самосознания в юношеском возрасте есть «врастание» индивидуальной психики в нормативный дух культуры, где молодой человек конструирует себя, исходя из конкретных социально-экономических и, естественно, этнокультурных условий.

Проведенные исследования этнического самосознания позволили выделить этап, охватывающий юношеский, т.е. непосредственно студенческий возраст (19-22 лет), являющийся решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширит систему его представлений о мире, укрепит его место в нем.

Юношеский возраст, а конкретно завершающий этап юности, является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления. Дальнейшие его изменения представляют уже не развитие и формирование, а трансформацию в зависимости от социально-политических, экономических, этнокультурных условий жизнедеятельности этноса.

На основании проанализированных выше возрастных особенностей этнического самосознания, можно сделать вывод, что формирование этнического самосознания в онтогенезе проходит ряд этапов: от отражения в самосознании этнодифференцирующих признаков (чувство «Они») и осознания на их основе этноинтегрирующих признаков (чувство «Мы»), к формированию чувства этнической принадлежности или этнокультурного «Я». При этом если в подростковом возрасте этническое самосознание можно представить в виде формулы «Я - в отличие от других», то в юношеском, на основании общих закономерностей личностного самосознания, в виде «Я - и другие».

Таким образом, этническое самосознание развивается в русле развития личностного самосознания и обладает регулирующей силой как на уровне общности, группы, так и на уровне индивидуальности. Оно проходит в онтогенезе ряд этапов и получает в общих чертах завершение своего формирования в юношеском возрасте. [9]
1.2 Народная педагогика - самостоятельная педагогическая наука
Следуя гуманистическим целям образования и воспитания, школа решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями, культурами, обществом и государством. Поэтому, педагогическая теория находится в активном поиске концепции, реализующей обе цели - воспитать человека как представителя определенной культуры нации, народности и гражданина мира (Шаповалов В.К.). Решить эту проблему можно в воспитательной системе индивидуально-личностной ориентации (Е.Н.Барышников), направленной на формирование человека-индивидуальности, способного быть самим собой, выступать субъектом жизнедеятельности (М.В.Воропаев), носителем индивидуальной культуры рассматривается как совокупность уникальных компетенций, обеспечивающих целостность, самобытность, неповторимость, активность личности в обществе. Индивидуальная культура человека развивается в процессе освоения, воспроизведения и трансляции культурных ценностей, в том числе этнических.

Педагогика - одна из древнейших наук. С тех пор как существует человеческое общество, существует и педагогика в своеобразной форме путеводителя по воспитанию и обучению, подготовке к жизни юного поколения. Как известно, первые педагогические знания существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение в виде заповедей предков, предписаний богов, пословиц и поговорок, мудрых сказок, разумных советов, колыбельных песен. Затем важнейшие педагогические знания были увековечены в наскальных рисунках, придорожных камнях, свитках папируса, на потолках изб, столешницах и, наконец, в книгах.

Педагогика развивалась вместе с развитием общества, реализовывалась в различных формах воспитания и обучения детей, молодежи, взрослых (от простейших: беседы в кругу, передачи умений путем «делай, как я», диспутов древнегреческих философов, до более сложных организационных форм: занятий при монастырях, в школах, университетах).

Педагогика - слово греческого происхождения и буквально означает детоведение. Как известно, в далеком прошлом педагогом назывался слуга-раб, который сопровождал в школу сына своего господина, охранял его, нес сумку. Впоследствии это понятие переосмыслилось и педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием и обучением детей и молодежи - «вели» по дороге знаний. Воспитание и обучение выделилось в особую общественную функцию и стало осуществляться в специальных государственных и других учреждениях, предназначенных для этой цели.

Педагогика, родившись в произведениях фольклора, имеет своей научной «проматерью» философию. И эти два источника длительное время были питательной средой и хранилищем основных педагогических идей и теорий. Связь с ними сохранилась и поныне.

Заслуга выделения педагогики из общей системы научных знаний принадлежит английскому философу Фрэнсису Бэкону, который в трактате «О достоинстве и увеличении наук», осуществляя классификацию наук, при перечислении их упоминает и педагогику.

Позднее о педагогике как самостоятельной науке говорится в трудах выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его богатое педагогическое наследие получило широкое распространение уже при жизни автора и не потеряло своей актуальности до сих пор.

Таким образом, с начала XVII в. педагогика приобрела статус самостоятельной науки.

Педагогика - наука о закономерностях процесса воспитания, обучения, образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации детей, молодежи, взрослых людей, разрабатывающая теорию и методику организации и управления этим процессом.

Педагогика органически связана с философией, социологией, психологией, физиологией, медициной, этикой, кибернетикой, которые сегодня оперируют результатами педагогических исследований. В то же время и педагогика опирается на данные различных наук. Из социологии и математики заимствованы некоторые методы научного исследования (анкетирование, рейтинг, математическая статистика); из психологии взяты такие категории, как «личность», «общение», «развитие», «формирование», которые стали фактически междисциплинарными. [8]
  1   2   3   4


написать администратору сайта