Главная страница

Файл. Контрольная работа предмет Этнопедагогика


Скачать 52.96 Kb.
НазваниеКонтрольная работа предмет Этнопедагогика
Дата07.01.2023
Размер52.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФайл .docx
ТипКонтрольная работа
#874911
страница3 из 4
1   2   3   4

К тому же образование инновационного типа является интегрирующим учебный процесс и научный поиск. Это предполагает не только использование в учебном процессе новых научных знаний, но и включает сам творческий поиск в образовательный инновационный процесс.

Отсюда следует, что инновационное образование в идеале возможно лишь при условии, когда обучающий выступает и как педагог, и как ученый и конечно, методист, являясь творцом нового.

Но в то же время, где же найти столько преподавателей с такими качествами, учитывая старение профессорско-преподавательского состава и медленное омоложение специалистов в сфере экономики, юриспруденции, филиалов и других.

Это не простой вопрос, но одно ясно: развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в вузовском секторе, в университетах, безусловно сыграют положительную роль в кадровом обеспечении, поскольку получение новых научных результатов и открытий всегда стимулировало и привлекало к себе молодежь, создавая атмосферу творческого общения, научности.

В современных условиях, когда высшее образование находится на стадии переосмысления образовательной политики, университеты должны стать мощными научно-образовательными и инновационными комплексами, центрами определяющего влияния на социально-экономическое, технологическое, образовательное развитие регионов.

Этнопедагогическая и этнокультурологическая система образования в Республике Казахстан требует реализации следующих методических рекомендаций:

максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа;

всемерное укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям;

непременное расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагоггизацией содержания и процесса национального образования; вузовская подготовка этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации;

в вузах - проведение интегрированных лекционных и практических занятий по культурологии с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами;

популяризация духовного наследия казахского народа среди студенческой молодежи;

опора на семью в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи как важного социального института социализации подрастающего поколения. [16]

Все это говорит о состоянии, развитии и перспективах этнопедагогизации системы, а соответственно и процесса современного образования, воспитания.
2.1 Этнокультурная соотнесенность обучения и воспитания детей, приобщение их к истокам культуры своего народа
Все высшие духовные потребности человека - в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации - это стремления к развитию, самоусовершенствованию. Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура - от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.(2,24)

Многие даже не подозревают о своих этнокультурных потребностях, не знают, какие национально-культурные и языковые услуги могут оказать государственные образовательные структуры, неформальные организации.

Механизм потребностей настолько силен, что если они не удовлетворяются в положительной, прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной сфере (правда - ложь, любовь - эгоизм, терпение - раздражительность, трудолюбие - лень)

Сегодня общество не предоставляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона потребностей ребенка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребности детей игнорируются. Эмпирически обосновано, что важно учитывать: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими, в конце концов, желание идентифицировать себя со своим народом.

Известно, что язык и культура не разделимы. Это ведет к тому, что мир той страны, в котором живут и играют дети, говорящие на другом языке, остается для ребенка чужим и закрытым, причем на долгое время. Именно поэтому в центре внимания в процессе обучения и воспитания должны быть факты и явления не взрослой, а детской культуры.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2008 года одно из важнейших направлений внутренней и внешней политики государства является «духовное развитие народов Казахстана, которое предусматривает поддержку развития культурных ценностей и традиций наших народов» (3,7)

В связи с этим в наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» (4,161)

«Народное воспитание - это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует, однако, принять во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившееся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт с детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать все лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека.[19]

С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. До сих пор являются поучительным, вдохновляющим примером выработанные народными воспитателям и приемы и методы трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

Для реализации этой программы в полном объеме необходимо на каждой возрастной ступени дать определенный круг сведений, исходя из общей задачи этнокультурного образования. В нашем районе сеть дошкольного воспитания представлена 2 детскими садами: «Балапан» и детским садом в частной школе-комплекс «Санкт-Лоренц», а так же 2 мини-центрами при Ясновской и Покровской СШ.

Количество детей - 229

Из по национальностям:

казахов - 64

русских - 132

украинцев - 15

немцев - 13

армян - 3

азербайжанцев - 1

поляков - 1

В соответствии с этим работа построена таким образом, что на занятиях и нерегламентированных видах деятельности детей знакомят с тем, что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе. Отсюда задачи сегодняшнего времени - брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Знакомство с национальная одеждой, кухней, играми музыкой и песнями, народный фольклор - вот направления работы по этнокультуре для детей. Конечно же, весь метериал подается в игровой и непринужденной работе.

Почти все занятия носят комплексный характер дети могут смотреть видеоматериал, слушать музыку, принимать участие в практической деятельности: выполнять аппликации, мастерить поделки народного промысла, рисовать и вырезать разнообразные орнаменты, сшить коржин, тряпичную куклу, расписать матрешку, читать стихи, играть в дидактическую игру и т.д. В учебно-игровой, музыкальной, театрализованной деятельности воспитатели стремятся обогатить речь детей терминами нравственно-духовного направления, этнопедагогического обучения.

С целью упорядочения, закрепления элементов этнопедагогики в воспитательной деятельности экспериментальной работы планируется на каждую неделю - «День нравственности». В этот день проводятся беседы, часы национального этикета, народные игры, развлечения, экскурсии. В детском саду созданы уголки «Юрта - древнейший символ земли Казахстана», проводятся беседы о том, что в каждом казахском доме и сейчас можно увидеть войлочные ковры на полу и расшитые тускиизы на стенах Они придают жилищу казахов национальный колорит.

Домашние промыслы и художественное ремесло казахского народа зародились в глубокой древности. Предметы быта кочевников-садоводов седла, кожаная сбруя, изделия из дерева, кости и металла богато украшались орнаментом. Обычно изображались луна, звезды, солнце, геометрические фигуры, цветы, бараний рог. Искусные мастера-ювелиры делали кольца, браслеты, серьги, застежки, пуговицы, украшая их вставными полудрагоценными камнями или плетением из тонкой серебряной проволоки. Женские головные уборы, платья, сумки, ковры отличались красивой вышивкой.

«Русская изба - символ жизненного уклада русского народа.» Здесь тоже собран материал, касающегося жизненного уклада русского народа: расшитые рушники, самовар, национальная одежда. Именно здесь должны быть сосредоточены краеведческий, искусственный, методический, дидактический, игровой материал в помощь педагогам, родителям, а главное нашим воспитанникам. Уют, атмосфера культуры, необычности, похожести на все то, что постоянно окружает ребенка, в его повседневной жизни, дает свои результаты. [12]

У детей необычно возрос интерес к истории русского, казахского народа. Дети имеют возможность потрогать своими руками все предметы. Главное в работе - не накопление детьми большого объема информации о памятниках истории, искусств, культуры ,архитектуры, а воспитание гордости за родной город, народ, его язык, традиции, обычаи, а значит Родину, воспитание не стороннего наблюдения, а активного гражданина отечества. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощущения себя частью окружающего мира.Знакомство с традициями и обычами рядом живущих народов - одно из направлений работы по этнопедагогике - традиционное гостеприимство, ерулик - угощение соседей, колыбельный обряд, сажание мальчика на коня и др. Народ считает гостеприимство одним из признаков гуманности, а в самом приходе гостя видит доброе презнаменование, поэтому в народе говорят «Гость старше отца».

Занятия развивают у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему его миру, к своему внутреннему «Я».Ненавязчивое, но постоянное предложение правил этикета и приобщения через адаптационные процессы к изменяющимся условиям внешней среды межпредметного общения дают ребенку широкий диапазон навыков для формирования национального самосознания, уважения к себе, родственникам, окружающим людям, родителям, воспитания патриотизма к своей Родине.

Средства достижения цели были в течении года разнообразны. Это проведение занятий с внедрением элементов этнопедагогики по психологии, валеологии, экологии, занятия по казахскому и русскому языков. Отмечено, что многие дети проявляют большой интерес к казахской и русской культуре.

Народная песня и музыка - первоначальный этап эстетического воспитания ребенка. По степени восприятия этих двух вещей (песни и музыки) устанавливается у ребенка его предрасположение к физическим упражнениям и музыке.Первое относится к телу, второе - к душе. Потихоньку раскачивая, воспитатели поют колыбельные песенки. Вот одна из них:

Баю-баю баиньки.

Купим сыну валенки

Пустим по дорожке .

Будет наш сынок ходить.

Новы валенки носить!
Или
«Ай ,люли, ай люли,

Прилетели журавли»
Заучивание народной песенки «Жил был у бабушки серенький козлик»

Аналогичные песни есть и у казахского народа
Әлди- әлди ақ бөпем,

Ақ бесикке жат, бөпем!

Жылама, бөпем, жылама

Жілік шағып берейін
Одной из характерных черт народной педагогики является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. Отец, мать первые воспитатели в семье, бабушка и дедушка, пожилые люди вообще это неофициальные безымянные народные педагоги-воспитатели. В книге «Приличия» (1907 г.), «Пропаганда казахам». поэта, журналиста, просветителя Мухамматсалима Кашимова вошли сочинения для детей, написанные в форме бесед и советов. «…У нас в народе говорят: «Я до тебя сносил не одну рубаху» А смысл этих слов в том, что он вперед познал мир и достиг большего понимания…»(7, 253)

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с загадками разных народов, проводим народно-дидактические игры «Вершки-корешки», «Съедобное-несъедобное» На занятиях по развитию речи, казахского и русского языков (наш детский сад работает по языковому профилю) дети знакомятся со сказками тех народов, представители которых есть в нашем детском саду («Алдар-көсе и жадный бай», «Терешечка», «Заюшкина»), потешками (Сидит,сидит зайка и др.), скороговорками.

Русский народ называет пословицы и поговорки крылатыми словами, народы востока - жемчужиной, нанизанной на ниточку Различные народные поговорки и пословицы часто приходится к месту сказать, когда видишь, если дети на глазах ленятся, говорят неправду или плохо относятся к товарищам. Если кто-нибудь безмерно хвалиться, то он тут же слышит слова «Хвастунья яловую корову доит», если двое ребят ссорятся, им говоришь «Без дружба дела на лад не пойдут».

У разных национальностей есть интересные игры. На занятиях по физической культуре включаются русские («Горелки», «Кот и мышь»), казахские («Байга - конное состязание», «Орамал», «Балапандар»), армянские («Козлик - козлик. Эц-эц», «Чижик. Ктик-ктик»), немецкие (украинские «Высокий дуб - високий дуб», «Хлебец - Хлибчик» ), азербайджанские («Со спины лошадки - Ат бели», «Палочка-выручалочка - Чопу дагыт») заполняли часы детского досуга. Через игры реализуется самодеятельность детей: жеребьевки, считалки, пение, декламация.:
,2,3,4,5

Вышел зайчик погулять,

На охотник не пришел.

Зайчик поле перешел,

Даже усом не повел.

В огород потом забрел.

Что нам делать, как нам быть ?

Нужно зайку изловить!

Снова будем, мы считать.
,2,3,4,5!

На казахском языке:

Айгөлек-ау, айголек!

Айдын басы дөңгелек

Ақ серек пен көк серек,

Бізден сізге кім керек?
Ответ : Жауып алдым байтерек, Сонау тұрған Айғүлдің өзі керек

Знакомим детей с такими замечательными праздником как «Қыз сыны», «Сиқырлы қазан», «Масленница», которые отражают традиции народов. Одним из направлений этнокультуры в детском учреждении является знакомство с национальной кухней разных народов. В течении недели проходят так называемые языковые дни,понедельник - казахский, вторник - русский, среда - немецкий, четверг - украинский, пятница - армянский или азербайжанский или польский.

Соответственно дня в меню включается национальные блюда. Воспитатели рассказывают детям о национальных блюдах, как они готовятся: баурсаки, борщ, мясо по казахски, штрудели, айн-топф (горшочек), кухи и др. На основании мониторинга, проведенного в 2006-2007 году, опубликованого в журнале и проводимой работой я провела свой мониторинг в детском саду «Балапан» и сравнила с результатами анкетирования тех годов
2.2 Мониторинг, проведенный в 2006-95 году и 2008 году
В целом в ответах родителей воспитанников на вопросы о значении мировой и национальной культуры живущих рядом людей, о роли знания родного, государственного, русского и иностранного языков в развитии личности доля положительных ответов довольна высока, о чем свидетельствует следующая таблица: 80 процентов соответственно и 89.




Вопросы анкеты и варианты ответов на них

Родители







Воспитатели детских садов







2006

2007

2008







Абс

%

Абс

%

Абс

%




Всего опрошено

474




209




74







Должен ли человек овладеть мировой культурой или достаточно знать культуру своего народа






















Должен овладеть

381

80,3

164

78,5

66

89




Достаточно своей культуры

58

12,2

29

13,9

6

8




Не знаю

35

7,4

16

7,6

2

3
1   2   3   4


написать администратору сайта