Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Типы старения. ДКР по психологии Глижинская Е.Р._для сайта. Контрольная работа психология социальноправовой деятельности СанктПетербург


    Скачать 34.48 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа психология социальноправовой деятельности СанктПетербург
    АнкорТипы старения
    Дата18.02.2023
    Размер34.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДКР по психологии Глижинская Е.Р._для сайта.docx
    ТипКонтрольная работа
    #943686

    ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    Психология социально-правовой деятельности

    Санкт-Петербург

    2021

    Содержание




    1. Дайте характеристику типов старения 2

    2. Этические принципы общения при взаимодействии с людьми (на основе личного опыта) 5

    3. Определить тип неправильного воспитания в семье и возможные социально-психологические последствия 8

    Список литературы 10


    1. Дайте характеристику типов старения
    Старение (геронтогенез) - это генетически нормативный процесс психофизиологических изменений, характеризующихся увяданием большинства функций.

    В старости происходит изменение личности, и картина измерений чрезмерно насыщена разнообразным набором качеств, которые редко встречаются в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотрения различных типологий старости. При рассмотрении различных типологий важно учитывать, что эти классификации всегда относительны, т.к. в реальной жизни "в чистом виде" психологические типы встречаются редко. Типология служит ориентировкой, базой для конкретной работы.

    1. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа:

    1) Негативисты (отрицающие у себя какие-либо признаки старости и дряхлости);

    2) Экстравертированные, признающие наступление старости, но к этому признанию приходящие через внешние влияния и путем наблюдения за окружающей действительностью;

    3) Интровертированные (остро переживающие процесс старения). Эти переживания сопровождаются воспоминаниями о прошлом, интересом к вопросам метафизики, малоподвижностью, ослаблением эмоций, сексуальных контактов, стремлением к покою;

    4) Старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) — в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности.

    2. Многомерную классификацию и типологию пожилых людей предлагают З.М. Саралиева и С.С. Балабанов:

    1) умиротворенные верующие. Этот тип, сравнительно небольшой по численности, представлен почти полностью женщинами, причем верующими. Большинство относится к низко статусным группам населения.

    2) обеспокоенная интеллигенция. Несмотря на тяжелейшее материальное положение, они сохранили чувство собственного достоинства, не смирились со своим депривированным положением, активно возмущаются и протестуют против обнищания и социальной несправедливости, нравственной деградацией современников, острее реагируют на другие общественные проблемы.

    3) депривированные и больные с самой большой долей женщин (90%), они в тягость для окружающих родственников не только потому, что требуют ухода, но из-за их негативного отношения к жизни.

    4) благополучные пожилые люди. Самая большая группа. В нее включены пожилые, которые на фоне остальных групп имеют несколько больший доступ к простейшим благам человеческого существования.

    5) одинокие. Состояние здоровья — плохое, но сохраняют способность к самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства. Достаточно высоко оценивают свое былое положение в обществе, хотя ничто не говорит в пользу обоснованности подобной самоидентификации.

    3. Другие отечественные психиатры условно выделяют три типа старости:

    1) «счастливый» - характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием;

    2) «несчастливый» - обусловливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнительности по поводу своего физического здоровья;

    3) психопатологический - проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения: снижением адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.

    Таким образом, существует множество типов старения, каждый из которых несет свою смысловую психологическую нагрузку.
    2. Этические принципы общения при взаимодействии с людьми (на основе личного опыта)
    Каждый человек испытывает потребность в общении с окружающим нас миром. Для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – необходимо общение между людьми. Любые человеческие поступки всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д.

    Рассмотрим личный опыт применения этических принципов общения при взаимодействии с людьми:

    1) Самоуважение и проявление уважения к собеседникам.

    1.К примеру, самоуважение проявляется в том, что я не намерена выполнять поручения руководителя, когда они явным образом не должны быть адресованы в мой адрес. Я вежливо попрошу руководителя поручить это дело сотруднику, обладающему соответствующими навыками и имеющему необходимый профессиональный опыт, ведь каждый должен заниматься своей работой.

    2. Проявление уважения к собеседнику реализуется, к примеру, в том, что в разговоре с руководством я сначала внимательно выслушаю все его просьбы и поручения, а также, как это часто бывает – недовольство чем-либо, а затем озвучу свою точку зрения и варианты решения возникших задач.

    Кроме того, уважительность к собеседнику проявляется в разговоре с ним соответствующей манерой речи и интонацией, а также жестикуляцией и в целом движениями тела.

    Уважающий себя и собеседника человек, по моему мнению, будет вести себя сдержано, манера речи у него будет монотонна, слова продуманны, он будет внимателен к словам собеседника и осторожен в выборе подходящих слов для ответа.

    2)Терпимость и социальная справедливость.

    1. Терпимость заключается в том, чтобы при возникновении спора с кем бы то ни было, во избежание конфликтных ситуаций, один из оппонентов не поддается эмоциональному всплеску и настроению другого, не перенимает манеру оппонента, а старается выслушать и прийти к общему знаменателю в разговоре, даже если его это раздражает.

    2. Социальная справедливость может проявляться, например, в том, чтобы компенсировать какие-то негативные события и обстоятельства другими – позитивными событиями и обстоятельствами. Например, когда в компании сотрудникам не выплачивается заработная плата в установленный срок продолжительное время. Однако спустя некоторое время, работодатель выплачивает ее, а в качестве компенсации моральных страданий, причиненных своим работникам, выписывает им небольшую премию.

    3) Морально этические принципы.

    Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и не позволяют переступать через определенные внутренние правила, которые усваиваются нами с самого детства.

    К примеру, я вижу как незрячий человек с тростью неуверенно пытается перейти дорогу. С точки зрения этики, я не обязана помогать ему. Но мои моральные принципы не позволят мне пройти мимо, и я буду вынуждена предложить ему помощь и перевести его через дорогу, даже несмотря на тот факт, что я могу спешить.

    4) Гуманизм и демократизация отношений.

    а) Гуманизм для меня означает отношение к кому-либо «по-человечески», с долей понимания, сострадания и даже отождествления себя с ним, т.е. гуманизм - это не что иное, как человеческое отношение к окружающим. Например, в коллективе есть «белая ворона» - сотрудник, который по каким-то внешним признакам, поведением или смыслом сказанных слов, манерой речи стал своего рода «изгоем», к мнению которого не прислушиваются, считают его «странным», избегают общения и не приглашают вместе на обед и так далее. Я в свою очередь отношусь к нему гуманно – не буду себя вести с ним как с отшельником, а, наоборот, предложу свою помощь, постараюсь расположить его к себе, ведь, возможно, за моим поступком и другие сотрудники станут к нему относиться более лояльно. Я считаю гуманизм одним из основополагающих качеств, присущих человечеству, так как нет ничего дороже любой жизни на этой планете.

    5) Непредвзятое отношение к партнерам. Для меня это отсутствие склонности, особенно в коллективе, к критике, осуждению, обвинению и т.д. Способность относиться к партнеру, будь то партнер по бизнесу или в другой сфере жизнедеятельности, непредвзято, без претензий на что-либо, не требуя что-то взамен. Если уже сложились те или иные партнерские отношения, нельзя что-то требовать или пытаться в чем-то упрекнуть партнера – ведь на то он и партнер, что ты его выбрал. Если же все-таки в партнерских отношениях возникает предвзятость, возможно, имеет смысл обсудить разногласия, и не придя к компромиссу, возможно даже придется сменить партнера, но изначально партнерство не должно предполагать предвзятости.

    6) Признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека. Для меня достоинство человека – это уважительное отношение человека к самому себе. Поэтому, я считаю, что признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека означает принятие каждого человека таким какой он есть, не умаляя его личные качества перед другими людьми.

    7) Честность. Пример из жизни близкого человека: недоброжелатель подкидывает тебе в сумку мобильный телефон, имея на то личный мотив. Обнаружив в сумке чужой телефон – ты, как честный и порядочный человек, возвращаешь его, предварительно пытаясь связаться с данным человеком любым способом, чтобы он не переживал об утрате. После того, как ты возвращаешь телефон, «пострадавший» пишет на тебя заявление о краже телефона в полицию, на тебя заводят уголовное дело, телефон не изымается как вещественное доказательство, следствие, имея при этом кучу нарушений, которые просто невозможно обжаловать, передает «дело» в суд, суд, имея кучу нарушений, тем не менее признает тебя виновным в совершении кражи, которую ты не совершал. Ты совершил честный поступок и вернул телефон, а получил уголовную статью. Вот что такое честность.

    А вообще честность – это способность человека, невзирая на свои желания, обстоятельства и другие факторы совершить добрый поступок, который будет для него правдивым, искренним и высоко-нравственным.

    8) Понимание интересов собеседника. Пример из личного опыта: я предпочитаю отдыхать дома в тишине, а мои близкие, наоборот, активный отдых на природе. Понимание интересов собеседника – это когда мы обсуждаем, как будем проводить досуг и не спорим, а каждый выбирает то, что ему по душе. Но иногда это работает так: чтобы понять и принять интересы собеседника – необходимо составить ему компанию и провести время вместе. К сожалению, нам не всегда удается к этому прийти, но лично для меня это важно – понимать интересы собеседника, и порой, чтобы комфортно себя чувствовать, я готова пожертвовать отдыхом в тишине, но зато гармонично и счастливо провести время на природе со своими близкими.

    3. Определить тип неправильного воспитания в семье и возможные социально-психологические последствия
    Задача: Семья, где члены семьи, применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют ребенку порою противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.
    В данной ситуации тип воспитания определяется как: противоречивое воспитание.

    Члены семьи в таких случаях применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки (Источник: А. Личко "Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков", Москва, 1999.).

    Такое воспитание впоследствии оказывается особенно пагубным для ребенка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Ребенок оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к «ахиллесовой пяте» его типа акцентуации характера.

    Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

    Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия – это не «люблю, потому что ты – хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».

    Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии, как же хвалить, если знаешь сколько у него недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание, воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во всё то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.

    Список литературы
    1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений \ Г.М.Андреева. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2005 – 65с.

    2. . Анциферова, Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости/ Л.И. Анциферова // Психол. журн. № 3 (2001). - С. 21-30.

    3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 295с.

    4. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Изд. 2-е, доп. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 112с.

    5. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 208с.

    6. Немов Р.С. Общая психология: учеб. Для студ. образоват. уч. Сред проф. образования. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 400с.

    7. Ричардсон Р. Сила семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. - СПб.: Акцидент, Ленато, 2017

    8. Сережко Т.В.Волобуева….. Психология 1994.социально – правовой деятельности, 2019

    9. Кибанов А.Я., Захарова Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 368с.

    10. Крегер О. Типы людей: 16 типов личности, определяющих как живем, работаем и любим/ Отто Крегер, Дженет Тьюсон; пер. с англ. Ю.Ю.Ступак. – М.:АСТ:Астрель, 2009. – 348с.

    11. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник. – М.:ФОРУМ:ИНРФА-М, 2006. – 336С.

    12. Хоментаускас Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 2018


    написать администратору сайта