Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Либерализм

  • Возникновение и особенности русского либерализма

  • Европейский либерализм XIX века

  • «на высочайшее имя» .Серьёзный толчок к развитию либерального движения дали реформы Александра II 60-70-х гг. 2. Идеология либеральной интеллигенции

  • В 1863 г.

  • В кон. XIX в.

  • 4. Значение либерализма

  • Список использованной литературы

  • История. Контрольная работа российский либерализм второй половины xix века студент 1 курса Группы ист20 Бондаренко Денис Преподаватель


    Скачать 28.33 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа российский либерализм второй половины xix века студент 1 курса Группы ист20 Бондаренко Денис Преподаватель
    АнкорИстория
    Дата06.06.2021
    Размер28.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKontrolnaya_Rabota_Bondarenko_Denis_IST-20.docx
    ТипКонтрольная работа
    #214555

    Уральский государственный горный университет

    Факультет геологии и геофизики

    Контрольная работа

    РОССИЙСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

    Студент 1 курса

    Группы ИСТ-20

    Бондаренко Денис

    Преподаватель:

    Доцент

    кандидат

    педагогических наук

    Абрамов С. М

    Екатеринбург 2021

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………3

    1. Возникновение и особенности русского либерализма…………………….4

    2. Идеология либеральной интеллигенции……………………………………5

    3. Земский либерализм………………………………………………………….8 Значение либерализма……………………………………………….…...……10

    Список использованной литературы…………………………………………12

    Введение

    Либерализм (лат. свободный) – это учение, призывающее к обеспечению свободы личности, гражданских, политических и экономических прав и свобод.

    Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их основой общественного и экономического порядка. Либерализм — стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества.

    Либерализм зародился во многом как реакция на злоупотребления властью абсолютными монархами и иерархами Католической церкви. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника истины. Фундаментальные принципы либерализма включают установление равенства всех граждан перед законом; установление свободной рыночной экономики; прозрачность государственной власти; обеспечение данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, на личную свободу, на собственность).

    Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии неукоснительного соблюдения прав меньшинств и отдельных граждан.

    3

    1. Возникновение и особенности русского либерализма

    Либерализм является детищем капиталистического общества, когда освобождённая от феодальной зависимости личность начинает борьбу за равные с правящей верхушкой права и свободы.

    Поэтому либералы стояли на позициях западничества, признавая закономерность развития в России капитализма, и считая естественным необходимость реформирования общественно-политического строя.

    Зачатки либеральной мысли в России начали формироваться в 20-30-е гг. XIXв.

    Одними из первых в России с либеральными требованиями наделения общества правами и свободами и закрепления их в Конституции выступали декабристы.

    Во 2-ой пол. XIX в. капитализм в России ещё только начал развиваться, поэтому русский либерализм формировался под сильным воздействием западноевропейской либеральной мысли, но с коррективами на особенности русской действительности.

    Европейский либерализм XIX века выдвигал требования свободного развития человека, верховенства личности и её интересов над коллективизмом, гарантированные государством права и свободы человека, право на собственность и свободную конкуренцию и пр.

    Русские же либералы, впитав в себя идеи славянофильства, пытались разработать теорию реформирования государства с одновременным сохранением чисто русских традиций – монархии, крестьянской общины и т.п.

    4

    Они требовали ликвидации сословных привилегий, создание волостного земства, понижение выкупных платежей, реформу Государственного совета, привлечение земств к законосовещательной деятельности и т.п.

    Эти требования не затрагивали основ самодержавия и направлены были лишь на постепенное реформирование его в конституционную монархию, создание в России гражданского общества и правового государства.

    Буржуазия, как главный носитель либеральных идей на Западе, в России была ещё настолько слаба и зависима от власти, что сама боялась радикальных реформ, и поэтому занимала правый фланг движения – так называемый либеральный консервативизм.

    Поэтому главными носителями либеральных идей в России были прогрессивное дворянство и интеллигенция, что лишь усиливало промонархические оттенки этого общественно-политического движения.

    После разгрома революционного декабристского крыла, русское дворянство отказалось от нелегальной деятельности, ограничиваясь петициями «на высочайшее имя».

    Серьёзный толчок к развитию либерального движения дали реформы Александра II 60-70-х гг.

    2. Идеология либеральной интеллигенции

    Во время полемики западников и славянофилов в сер. XIX в. либеральные взгляды высказывались крупными политическими и государственными деятелями Кавелиным и Чичериным.

    Ослабление цензурного гнета в правление Александра II привело к появлению множества периодических изданий, ставших своего рода трибуной для многих желающих высказаться по проблемам общества.

    5

    В Лондоне эмигрант Герцен А.И. издавал «Полярную звезду», «Голоса из России», а совместно с Огаревым Н.П. – «Колокол». Эти издания значительно способствовали росту общественного самосознания в конце правления Николая I и расцвету публицистики при Александре II.

    В первую очередь, до отмены крепостного права, основной темой был крестьянский вопрос, но помимо него, были и другие злободневные темы. Программу русского либерализма выразил Чичерин Б.Н. Он был последовательным противником аристократии, и считал, что каждый человек достоин быть активным гражданином своей страны, влияющим на ее реальность, а не просто орудием чьих-то интересов. Кроме того, Чичерин был убежден в необходимости свободы слова без последствий в виде ссылки или, как минимум, допросов в III Отделении. Однако необходимо подчеркнуть, что либеральная программа ни в коей мере не понижала позицию императора и не требовала никаких особых прав. Известный лозунг о либерализме принадлежит именно Чичерину:

    «Либерализм! Это лозунг всякого образованного и здравомыслящего человека в России. Это знамя, которое может соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений».

    Чичерин с радостью встретил реформы Александра II, считая путь реформ самым оптимальным для России.

    Взгляды Чичерина о преобразовании России «сверху» получила поддержку многих либерально настроенных государственных деятелей, среди который был министр иностранных дел А.М.Горчаков, имевший большое влияние на императора Александра II.

    Чичерин предлагал и реальные методы решения вопросов – разумеется, ликвидация крепостничества, свободное общественное мнение, свобода книгопечатания и преподавания, гласный и публичный суд, доступность

    6

    информации обо всех действиях правительства.

    Либеральных идей придерживался и Кавелин К.Д. Он особенно настаивал на развитии свободного предпринимательства. Для 50-х гг. подобные предложения были новаторскими. Они способствовали дальнейшему росту числа сторонников либерального движения.

    В 1863 г. Чичерина пригласили читать курс государственного права наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, на которого либералы возлагали большие надежды.

    Однако им не суждено было оправдаться – в 1865 г. цесаревич Николай умер, а наследником стал цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III), не настроенный продолжать либеральные преобразования.

    После убийства Александра II 1 марта 1881 г. Чичерина избрали московским Городским головой, но политическая карьера не сложилась.

    Его либеральные взгляды столкнулись с консерватизмом К.П. Победоносцева, готовившего контрреформы.

    Выступления Чичерина новая власть восприняла как требование конституции, что привело к его отставке.

    В кон. XIX в. в русское либеральное движение влилась «свежая кровь».

    Одной из самых ярких фигур этого времени стал Павел Николаевич Милюков.

    Политическим идеалом Милюкова была парламентская конституционная монархия английского типа, которая должна заменить неограниченный самодержавный режим.

    Он выступал за созыв Учредительного собрания, которое выработает конституцию и превратит Россию в правовое государство с парламентской монархией, предоставив гражданам широкие политические права.

    7

    Программа конституционных демократов предусматривала введение всеобщего избирательного права и демократических свобод, реализацию требования культурного самоопределения наций и народностей России, 8-часовой рабочий день, решение аграрного вопроса путём передачи крестьянам монастырской, государственной и выкупленной государством части помещичьих земель.

    Как и дворяне-либералы, Милюков выступал за эволюционный путь общественного развития, но, если правительство неспособно своевременно провести необходимые реформы, допустима политическая революция (но не социальная).

    Милюков избегал любых крайностей, за что его взгляды критиковали как радикалы, так и умеренные, называя их «трусливым либерализмом»

    3. Земский либерализм

    Земское либеральное движение — одно из направлений общественного движения второй половины XIX – начала XX вв. В основу земской либеральной программы легли размышления либеральной оппозиции 1850-х-1860-х гг. о сочетании политической централизации с административной децентрализацией, признании необходимости гласности, ослаблении цензуры и др.Корни формирования земской оппозиции связаны, во-первых, с либеральными убеждениями части дворянства, а, во-вторых с притеснениями со стороны правительства. Например, в 1866 г. было установлено предельное обложение земскими сборами торгово-промышленных заведений, в 1867 г. последовал запрет губернским земствам поддерживать контакты друг с другом, вводилась цензура земских отчетов и журналов. Эти меры вряд ли адекватны ситуации, так как земства пока стояли вне политики.

    8

    Наконец, чрезвычайные меры против революционных народников в конце 1870-х – начале 1880-х гг., особое судопроизводство по политическим делам не соответствовали размаху действий народников, что побудило земство развернуть легальную борьбу с произволом властей. В западной литературе распространено мнение о недовольстве дворянства государственной экономической политикой, отдававшей предпочтение индустриализации, как побудительном мотиве оформления земской оппозиции.

    Программные требования земского либерализма как самостоятельного направления общественного движения были сформулированы в конце 1870-х гг., когда в земских адресах монарху прозвучала просьба о конституции. Одно из самых радикальных выступлений земских деятелей конца 1870-х гг. – записка И. И. Петрункевича «Очередные задачи земства» (1879), где выражались требования свободы слова и печати, а также созыва Учредительного собрания. Распространенной идеей становился созыв представительного органа при монархе, что мыслилось как «увенчание здания» земских учреждений.

    Экономические требования земского либерализма заключались в снижении выкупных платежей, отмене паспортной системы и круговой поруки для крестьян, отмене подушной подати, введении прогрессивного подоходного налога, организации переселений и мелкого поземельного кредита для крестьян как способов решения проблемы малоземелья. Земские либеральные круги представляли бесспорную оппозицию индустриальной политике С.Ю.Витте.

    Голод в России (1891—1892) привёл к активизации общественности для помощи голодающим через земские учреждения и путём сбора и распределение благотворительных средств. Постепенно сформировался своеобразный «либеральный миф» о голоде 1891—1892 годов — неудачи правительства в организации помощи голодающим, равно как и успехи

    9

    волонтёрского движения, в общественном мнении воспринимались чрезвычайно преувеличенными. Такое, далёкое от объективности, восприятие событий приводило к широкому выводу о том, что царизм и бюрократический строй являются тормозом, препятствующим нормальному развитию страны; а передача максимума инициативы и власти обществу (в лице местного самоуправления, парламента, общественных организаций) приведёт к быстрому процветанию и прогрессу. Первым практическим последствием такого взгляда оказалось постепенное сплочение земского движения, сыгравшего одну из главных ролей в событиях революции 1905—1907 годов. Таким образом, события 1891—1892 годов оказались как бы спусковым крючком, запустившим медленно развивавшийся конфликт либеральной общественности и самодержавия.

    4. Значение либерализма

    Либерально-демократическое движение развивалось в России и в период реформ Александра II, и во время контрреформ Александра III.

    Несмотря на расхождения во взглядах различных либеральных направлений, их всех объединяла идея верховенства интересов личности, широких прав и свобод, парламентского и конституционного строя.

    Широкое распространение либеральных идей в высших слоях населения свидетельствовало о политическом кризисе правящей верхушки. Однако страх перед повторением в России европейских революций, несущих хаос и опасность для личности, общества и государства, отвращало русских либералов от революционных методов.

    Слабость русского либерального движения была и в том, что оно оставалось разобщённым, и потому слабым. Они не смогли не то что объединиться с народниками, но и даже создать единого либерального фронта.

    10

    Главное значение русского либерализма в том, что на фоне активизации радикалов-социалистов и усиления консервативной реакции, он предлагал русскому обществу эволюционный реформаторский путь развития.

    От общества и власти зависело в этот момент, как будет развиваться Россия.

    11

    Список использованной литературы

    1. И. П. Белоконский, Земское движение. М.:1914.

    2. Б.Б. Веселовский, История земства за 40 лет. В 4 т. СПб.: 1909-1911.

    3. А. А. Корнилов, Курс истории России XIX века.: 1993

    4. Земское самоуправление в России. 1864-1918. В 2 т. .: Наука, 2005.

    5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Либерализм

    6. https://studwood.ru/564772/istoriya/liberalnoe_dvizhenie_rossii_vtoroy_polovine_veka

    7. https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/obschestvenno-politicheskie_idei_vtoroy_poloviny_xix_v/liberalnoe_dvizhenie_v_rossii_vtoroy_poloviny_xix_v/

    8. http://husain-off.ru/hb2n/xix/hb2-a2lekcXIX_14.html#top


    12



    написать администратору сайта