Кантовское учение о морали. К.р. Кантовское учение о морали. Контрольная работа Тема 35 Кантовское учение о морали Студент гр. 760902 Авдонин М. И проверила Петракова И. Н тула 2020
Скачать 481.29 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» Кафедра «Философии» Контрольная работа Тема 35: «Кантовское учение о морали» Выполнил: Студент гр. 760902 Авдонин М.И Проверила: Петракова И.Н Тула 2020 СодержаниеВведение 3 1 Истоки и основные понятия учения И.Канта о морали 5 2 Формы моральных требований в учении Канта об этике долга 10 3. Связь учения Канта о морали с современностью 13 Заключение 19 Список литературы 21 ВведениеСовременные представления о морали вобрали в себя представления классиков прошлого. Среди философского наследия прошлого выделяются особенно значимым вкладом исследование проблем морали: Аристотель, Кант, утилитаристы, бихевиористы середины 20 столетия. Иммануил Кант в конце 18 века разработал деонтологическую этику. В исследовании вопросов долженствования он выступил оппонентом уже имевшемуся подходу утилитаризма (И.Бентам, Дж. С. Милль и др.). Она является этикофилософской теорией, альтернативной утилитаризму. Кант выдвинул на первый план категорию долга, внутренне осознанного человеком должного поведения. Ключевым понятием кантовского учения о морали явялется нравственный закон. Иначе он назван кантом категорическим императивом. Категорическому императиву Канта дал три определения. Поступая определенным образом в отношении конкретного лица, человек предполагает, что он поступил бы таким же образом в отношении любого другого лица, и в отношении него любое другое лицо поступило бы так же. Человек по своей воле утверждает правило, которое становится «всеобщим законом» . Запрещает рассматривать других людей как средство для достижения собственных (пусть даже самых высоких) целей Здесь категорический императив - не просто всеобъемлющий закон нравственности, а такой всеобщий закон, который задает себе сам разумный индивид. Кант в своем учении о морали поднял и вопрос о соотношении права и морали, поскольку многие нравственные нормы в той или иной мере применяются в нормативно-правовых актах и процессе практической реализации этих норм в целях регулирования поведения участников правовых отношений. Кант считал, что право имеет ценность главным образом создавая альтернативу силовому решению вопросов конфликтующих сторон. Большее количество моральных оснований Кант находит также для политики. В целом, кантовское учение о морали проникнуто гуманизмом, отдельные стороны и положения его теории более двух веков находят самый значительный интерес и отклик. Актуальность темы состоит в том, что учение Канта о морали имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов. Цель работы – изучить кантовское учение о морали. Достижение цели работы предполагает решение следующих задач: - исследовать теоретические аспекты профессиональной этики; - изучить истоки и основные понятия учения И.Канта о морали; - рассмотреть формы моральных требований в учении Канта об этике долга; - раскрыть связь кантовского учения о морали с современностью. Объектом кантовское учение о морали. Источниками информации для написания контрольной работы стали труды отечественных и зарубежных авторов, таких как В.М.Артемов, А.А. Гусейнов, И.П. Кошевая, О.В. Одинцова учебные пособия и материалы, национальные законодательные акты, статьи в периодических изданиях, электронные ресурсы. 1 Истоки и основные понятия учения И.Канта о моралиНаучное философское наследие Иммануила Канта (1724–1804 гг.) весьма многообразно. Он является одним из основоположников немецкой классической философии. Наиболее разработанными темами в творчестве И.Канта являются его теории познания и морали. Кант был крупнейшим европейским философом эпохи Просвещения. Кант после окончания Кенигсбегского университета преподавал и на первом этапе своих философских изысканий он обращается к вопросам космогонии. Этот период в историографии творчества Канта принято называть «докритическим». В 1770 г. Кант обращает свое внимание на теорию познания, систематизируя свои философские взгляды в работе «критика чистого разума», которая вышла в свет в 1781 г. Период после публикации «Критики чистого разума» условно называют «критическим». В этот же период, во второй половине своего философского пути Кант работает также и над проблемами этики. В этой части Кант выступил настоящим новаторов, первым поднял несколько важнейших проблем, касающихся места морали среди других формам общественного сознания и отношений этики к общественных институтам. Границы области определения этики и морали представлены на схеме (рисунок 1). Рисунок 1 - Соотношение этики и морали Представленная схема показывает, что этика шире морали Этика изучает. Основоположником этики в европейской цивилизации считается Аристотель (384 - 322 гг. до.н.э.), который тоже разработал свою теорию применительно к нравственным качествам личности. Показательно, что у Аристотеля нравственное было связано не столько с исполнением долга или стремлением к идеалу, сколько с умением находить во всем меру, избегая крайностей. Этика Канта, в отличие от Аристотеля, «ориентирована не на то, как должны вести себя индивиды в тех или иных ситуациях, не на выявление разумности частных эгоистических интересов, не на конкретные добродетели, а на обязательства, которые сохраняются при всех обстоятельствах и применительно ко всем разумным существам. Этика в широком смысле изучает внутреннюю природу происхождение и развитие системы моральных норм и место морали в системе общественных отношений и институтов. Мораль более узкое понятие и происходит от лат. mores – нравы. Основные труды И.Канта в области изучения морали представлены схемой на рисунке 2. Рисунок 2 – Состав трудов И.Канта по вопросам морали и этики Ключевыми понятиями кантовского учения о морали считаются: нравственный закон, этика долга, императив, отношение морали и права, отношения морали и политики1. Таким образом, можно утверждать, что Канта обратился к исследованию этических проблем у будучи состоявшимся зрелым философом. В этой части его учения глубокий анализ проблем подкреплен всем жизненным философским опытом Канта. Кант видит в понимании сути и оснований нравственных норм, одну из важнейших задач философии. Классическим стало его высказывание: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Рассмотрим основные особенности природы нравственного поведения человека по Канту. Исследуя проблему свободы и необходимости, Кант утверждал, что человек поступает одном отношении необходимо, а другом – свободно, а именно: - человек подчинен необходимости, сам, будучи явлением среди других «явлений природы» - феноменов; - человек свободен - как нравственное существо, поскольку он часть мира ноуменов – «умопостигаемых вещей». Свобода человека как нравственного существа подчинена исключительно нравственному долгу. Кант в своем учении о нравственности различал «максимы» и «закон». Максимы имеют субъективный характер - это принципы воли конкретного лица. Максимы значимы для отдельного человека. Закон обладает общезначительностью. Поэтому как принцип волеизъявления, закон имеет силу для каждой личности. Именно такой закон по Кант называется категорическим императивом, о чем будет детально сказано в разделе 2. Кант настаивал на необходимости исследовать весь набор нравственных обязанностей человека, а также выявлять пороки личности человека, лишающие человека следовать нормам нравственного поведения. Первостепенным с позиции морали и нравственности Кант считал долг каждого человека заботиться о сохранении своей жизни и здоровья. К порокам, препятствующим моральному поведению в это он относит самоубийство, обжорство, пьянство. Второе по значимости место занимают «добродетели»: правдивость, честность, искренность, добросовестность, собственное достоинство. Противоположными нравственному поведению Кант называл пороки лжи и раболепия. Главной добродетелью Кант видел человеколюбие. Он осуждал все пороки, в которых выражены: человеконенавистничество: недоброжелательность, злорадство, неблагодарность. Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит большой набор добродетелей, создавая гуманистический смысл его учения о морали2. Две главные обязанности людей по отношении друг к другу по Канту - это любовь и участливость. Любовь он видел как благоволение к другим лицам, «как удовольствие от счастья других». Участливость он видел как сострадание другим людям в их несчастьях, как разделение их радостей. Механизмом, приводящим в действие нравственный закон Кант считал совесть в роли «нравственного судилища». Предшественниками Канта в изучении этики в 18 веке были утилитаристы. В утилитаризме теория морали - субъективно-идеалистического толка, где по существу, нравственный выбор человека к эгоистическим интересам и стремлениям человека к счастью. На вопрос, зачем человеку соблюдать моральные нормы и моральное поведение утилитаристы давали ответ: что освобождение от страдания возможно только при максимальном стремлении человека к счастью. Этическая концепция утилитаризма противоположна этике прагматизма, в основе которого лежит именно личный интерес (разумный эгоизма), а добро заключается в удовлетворении человеком в первую очередь осознанного личного индивидуального интереса. Собственно и сам утилитаризм возник из ранних идей эпохи Просвещения, опирается на взгляды Гельвеция и Гольбаха. Просветительская теория утверждала приоритет счастья. Счастье – это и личное, и общественное благо, оно определяет смысловое содержание жизни человека. Счастье (общественное благо) неотделимо от борьбы за свободу. Государственно-правовая система, когда она соответствует идеалам разума и справедливости, то становится гарантией свободы и общественного блага, то есть счастья для наибольшего числа людей3. Однако в утилитаризме присутствует определенная двойственность, - утилитаризм действия не совпадает с утилитаризмом правила. Утилитаризм действия диктует, что действию должно предшествовать взвешивание на весах моральных норм всех возможных последствий задуманного действия или намерения. Приходится признать, что это практически невозможно сделать в деталях, а только в общих чертах. Утилитаризм правила исходит из принципа дедукции и требует учета результатов не самого конкретного действия, а только вида действия (укрупнено). Исполняемые общественными институтами функции приводят к необходимости зафиксировать некоторый набор этических норм применительно к отрасли, корпорации, государственным структурам. Примером такой фиксации являются Кодексы профессиональной этики действующие для государственных служащих, положения о корпоративной этике в крупных компаниях с разветвленной сетью. Путем таких кодексов решается задача унификации подхода к решению вопросов, находящих в пределах компетенции и моральных дилемм с единых позиций вне зависимости от характера и склонностей конкретного человека. 2 Формы моральных требований в учении Канта об этике долгаКатегорийный аппарат этики И.Канта сделал ее на длительное время ведущим направлением этической мысли. Именно долг, согласно Канту сильнейшим образом влияет на моральную мотивацию деятельности людей4 [9, c.126]. Моральное сознание побуждает чувствовать, мыслить и действовать в определенном направлении. Направление действий задано высшими моральными ценностями, нравственными нормами. Долг по Канту - это высшее морально-ценностное свойство человеческого сознания, побуждающее человека к моральному действию. Однако этическое поведение, хотя и вменяется человеку, но всегда требует от него проявления воли. Для Канта должное поведение включает в свое содержание понятие ответственности перед людьми, обществом в целом, перед самим собой. Нравственный долг сформулирован Кантом как нравственный закон, или нравственного категорический императив. Требования такого закона для каждого человеку всегда – поступать так, чтобы правила его поведения могли стать правилами поведения всех людей5. В своем учении о долге И. Кант определяет высшую значимость человека как автономной личности, придавая его жизни особое, ценностное содержание и смысл. Кант выдвигает свой постулат о высшем назначении человека и с помощью этики долга решает сразу несколько значимых для практической деятельности проблем: 1) дихотомия двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. 2) свободе и необходимости; 3) возможности для человека стать субъектом морального закона. Деонтологический подход, означает примат долга в категориях этики и разрешение моральных проблем с точки зрения должного. Согласно теории Канта: - человек должен проявлять себя по отношению к другим людям проявлять себя как разумное существо, ответственное за соблюдение моральных правил; - общественная мораль должна основываться на соблюдении долга. Человек при этом может произвольно выбирать себе правила совершения поступков. Субъективные правила волеизъявления по Канту называются максимами. Максима будет моральной, если согласуется с нравственным законом на основе осознания человеком своего нравственного долга. Субъективному принципу противоположен объективный принцип. Веление задается разумом. Объективный принцип веления Кант называет императивом. Кант подразделял все императивы поведения на 2 типа: Первый тип – это гипотетические императивы. Они носят условный характер. Следование гипотетическому императиву возможно оценить только относительно какой-то цели. Например, поступки оценивается с точки зрения его возможных последствий. Второй тип – это категорические императивы. По велению категорического императива людьми совершаются поступки, которые хороши сами по себе, объективно, без учета последствий, безотносительно к какой-либо иной цели. Категорический императив выражается в различных формулах, принципиально значимыми являются три его формулы, представленные в таблице 1. Таблица 1 - Формулы, выражающие категорический императив Канта
Деонтологическая теория морали называет категорический императив единственным императивом нравственности. По сути, категорический императив – это и есть моральный закон6. Поступки, совпадающие с велением нравственного закона отделены от влечений продиктованных чувственной склонностью. Поскольку, как считает Кант, присутствие в поведении в поступках чувственной склонности не может быть названо моральным. Поступок человека будет моральным лишь только в том случае, если он совершается «из уважения к нравственному закону». Стержнем нравственности по Канту является «добрая воля». Именно добрая воля сопровождает поступки, совершенные исключительно во имя нравственного долга, без примеси других целей. Например, часто люди поступают определенным, правильным образом, но делают так: из-за страха, чтобы лучше выглядеть в глазах других людей, в корыстных интересах, рассчитывая на награду и т.п.). Все подобные основания для нравственного поведения Кант не считает истинно моральным. Реализация кантовского нравственного закона в общественном масштабе означало бы, что все люди в обществе или значительное большинство станет действовать во имя доброй воли , руководствуясь только категорическим императивом. Поэтому кантовская этика нравственного долга всегда противостояла утилитаристским, прагматическим этическим концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям. 3. Связь учения Канта о морали с современностьюВ своем трактате «Критика практического разума» Кант нашел положительное содержание для свободы людей, дополнив отрицательный смысл свободы личности, как независимости от внешнего мира. Положительный смысл свобода получает от нравственности. Само существование свободы Кантом обосновывается через приверженность человека нравственному закону, который для него является законом умопостигаемого мира (ноуменов)7. В основу нравственного долга Кант ставит разум, а не врожденные моральные качества и чувства. По мысли Канта, рациональные основания – единственные, которые делают мораль объективно необходимой и дают ей всеобщность. Канта в работе «Основание метафизики нравственности» пишет, что «… каждому разумному существу, обладающему волей, мы необходимо должны приписать также идею свободы и что оно действует, только руководствуясь этой идеей. Эмпирические принципы вообще непригодны к тому, чтобы основывать на них моральные законы» 8. И. Кант предлагал изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический общественный строй», опираясь на категорический императив. Он считал, что люди живут как бы в двух измерениях: - во-первых, среди регламентаций и установлений - в государстве; - во-вторых, в обществе - в мире морали. Мир, официально регламентируемый государством и церковью, он не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на обманах и пережитках животных влечений в человеке. Только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истинную свободу человеку. Кантовское учения о морали считается образцом этического абсолютизма. Абсолютизм этики Канта в том, что истинно моральным, этическим признается тот поступок человека, принимая решение, человек был точно уверен, что в результате не произойдет ничего плохого. Человек должен сознавать, что он поступает справедливо, только тогда его действия морально обоснованы. Значение этической теории И. Канта для этики трудно переоценить. Хотя в повседневной практике людей его трудно применять во всем многообразии ситуаций. Соотношение морали и права очень важно в изучении этических проблем, так как многие этические нормы в той или иной мере перенесены в правовые номы, регулирующие поведение субъектов делового мира. Еще большее количество моральных оснований, находит применение в практике разрешения споров между хозяйственными субъектами. Этика форма общественного сознания и более гибкий, чем право механизм регуляции поведения личности. Ее влияние шире, чем влияние права. С позиции морали осознание вины и раскаяние равноценны, тогда как правовая ценность имеется только у категории вины. Мораль же в отдельных случаях полагает, что цель (наказание) достигнута, коль скоро человек прошел через раскаяние, совершившее в нем внутренний переворот. Мораль в сравнении с правом представляется более гуманным способом разрешения противоречий и конфликтов. не к правовому закону, Справедливость по закону пресекает вредное воздействие и компенсирует уже нанесенный ущерб потерпевшей стороне. Нравственная справедливость обращает свою аргументацию к человеческой совести и разумности9. По мнению большинства российских авторов, преобладает мнение, согласно которому мораль, будучи шире и выше права, выступает его пределом и ограничением. Такой же взгляд на мораль и право преобладает и в общественном сознании. Кант подробно рассматривал и вопрос об отношения морали и юридического права. Он считал, что неизбежная конфликтность интересов, продиктованных частной собственностью может быть согласованна (до некоторой степени) методами права. Ценность решений с помощь права он видел в их альтернативности силовому решению конфликта двух сторон. Право Кант понимал как проявление «практического разума»: следуя правовым нормам, человек постепенно приучается быть хотя бы хорошим гражданином, если не морально добрым человеком10. Надо отметить, что в своей социальной философии И. Кант по своему подошел к проблеме соотношения морали и политики. Решительно выступает он против таких методов аморальной политики: - захвата чужих территорий при благоприятных условиях, постфактум выискивая оправдания этим захватам; - отрицание свей виновности в преступлении, которое сам совершил; - принципа «разделяй и властвуй». И.Кант предлагал и конструктивные решения по преодолению в политике этих принципов: гласность, в деятельность политиков с позиции гуманистического подхода, решительного устранения из бесчеловечности из политики. Кантовское утверждение: «Право человека надо считать священным, каких бы жертв это ни стоило действующей власти», стало постулатом продвижения идей гуманизма в политике11. Философские положения теории о морали И.Канта имеют высокую степень актуальности в настоящее время, поскольку современное общество закладывает моральные принципы и гуманистический подход в основу общественных взаимоотношений людей. Первая формулировка категорического императива в сфере профессиональной деятельности имеет отраслевую специфику. В бизнесе она находит самое широкое применения в обычаях делового оборота. Применительно к первому определению Примером таких действий является своевременный расчет предпринимателя с поставщиками и подрядчиками по своим обязательствам за поставленные ресурсы, полагая эту обязательность обычаем делового оборота. Одновременно предприниматель не только осознанно следует моральному закону, но укрепляет предприятие в роли надежного покупателя (либо поставщика). По второй формулировке нравственного категорического императива людям особенно трудно действовать в любой практической сфере жизни. В профессиональной деятельности всегда есть сильное искушение для человека планов использовать других людей как средство, - в бизнесе это особенно частое явление. Например, директор может видеть в работниках предприятия, своих сотрудника – только средство для извлечения максимальной прибыли, не вникая нужды работников, не считаясь с наличием у них собственных интересов, семей, не откликаясь на запросы работников, имеющие под собой моральные основания. В таком случае, согласно второй формулировке категорического императива директор относится к работникам безнравственно. В позиции государственных служащих часто встречается тенденция манипулировать людьми как орудием ни от своего имени, но от имени общества. Это тоже противоречит категорическому императиву морали (вторая формулировка), так как ущемляет свободу воли людей. Третья формулировка морального закона Канта наиболее пригодная как руководство к действию в реальной жизни. Ее позитивное решение находит свое выражение, например, в сознательном отношении рабочего к качеству производимой им продукции, подразумевая и подтверждение собственной высокой квалификации12. Таким образом, три формулы категорического императива, делают его более доступным для восприятия и возможности применения на практике. Современные авторы сопоставляют категорический императив впервой формулировке и «золотое правил» ( поступай в отношении других так, как ты хотел бы что поступили с тобой»). Кантовский императив глубже и требовательнее к человеку, который им руководствуется. Во многих общественных или профессиональных системах действуют нравственные требования, а также существует понятие долга, например, долг руководителя, долг врача, воинский долг. Профессиональный долг определяется ценностными характеристиками должного. Неслучайно термин «должность» имеет общий корень с этической категорией «долга» В основе профессионального долга - должностные обязанностей, выполнение которых вменено обществом к личности. В долге сфокусированы отношения по поводу высших моральных ценностей и связи индивида с другими личностями, с обществом. Распространению нравственного поведения по Канту способствует моральное сознание участников общественных процессов, взаимоотношения людей с государством и обществом, институтами общества, такими как семья, церковь, рынок и др. В итоге исследования необходимо отметить, что проблемы, поднятые при изучении кантовской теории о морали продолжают привлекать интерес исследователей в сфере философии и практической этики. ЗаключениеВ ходе проведенного исследования кантовского учения о морали было выяснено, оно имеет черты морального абсолютизма, так как именно критерием моральности поведения выступает внутренняя оценка своих поступков. Для того чтобы поступок был моральным по Канту, человеку должно следовать дорой воле, и устранить иные мотивы поведения. Моральность собственных поступков человек оценивает с помощью совести. Вначале были обозначены истоки кантовской теории, а также альтернативные философские концепции морали, предшествующие работам Канта. Дано краткое сопоставление более раннего учения утилитаризма и кантовской этики долга. Теория морали обусловленная долженствованием, позволила Канту решить в положительном ключе задачу интеграции свободы человека и нравственности его поведения. Кант называет категорический императив единственным императивом нравственности или моральным законом13. Поступки, совпадающие с велением нравственного закона отделены от влечений продиктованных чувственной склонностью. Поскольку, как считает Кант, присутствие в поведении в поступках чувственной склонности не может быть названо моральным. Мораль и право, имея дело с одним и тем же предметом — поступками живых индивидов, представляют собой независимые друг от друга, автономные формы долженствования, императивом. Императивы - это те правила, которыми характеризуется моральное поведение, они обусловлены долженствованием, выражающим обязательность поступка. Гипотетические императивы требуют наличия условий, а категорические - обязательны при всех условиях. Рассмотрены особенности деонтологической этики Канта и понятие категорического императива. В практической деятельности такой императив не ориентирует на какую-либо цель, но требует определенного морального рода поведения самого по себе. Канта интересует абсолютная категория долга человечества (человечности), воплощенный в нравственном законе и явленный с той безусловностью, которая одному этому закону только и свойственна». Актуальность для современного общества теории Канта о морали состоит в том, что определения категорического ориентира служат хорошим ориентиров не только для отдельных людей, но и для профессиональных сообществ. Как правило, принадлежность к конкретной профессии определяет для человека выбор специфической среды общения, набора нравственных позиций, корпоративной этики, а усвоение этих моральных норм оставляет след в сознании и поведении участников группы независимо от их желаний. Этические нормы в профессиональной деятельности занимают все более важное место в концепции «корпоративной социальной ответственности». То есть в нравственности должен быть только один категорический императив как высший ее закон. Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит большой набор добродетелей, создавая гуманистический смысл его учения о морали. Список литературыАлексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2017. - 588 с. Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. – М. : Проспект, 2016. - 560 с. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2005. -430 с. Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. – СПб.: Питер, Питер Пресс, 2017. - 426 с. Ретюнских, Л.Т. Философия: учебник для академического бакалавриата / Л. Т. Ретюнских. – М.: Юрайт, 2018. – 355 с. Тюгашев, Е. А. Основы философии: учебник / Е. А. Тюгашев. – М.: Юрайт, 2018. – 250 с. Этика : учебник для вузов / А. А. Гусейнов и др. ; под общей редакцией А. А. Гусейнова. — Москва.: Издательство Юрайт, 2020. — 460 с. Яскевич, Я. С. Философия. Краткий курс: учебно-методическое пособие / Я. С. Яскевич. – 2-е изд., стереотипное. – Минск: БГЭУ, 2019. – 228 с. Артемов В.М. Этика как нравственная философия: взгляд в контексте решения проблемы соотношения нравственности и права // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2019. №2 (30). –С.48-56 Гусейнов А.А. Мораль и право: линия разграничения // Lex Russica. 2018. №8 (141). – С. 188-194 Черняк Н.А. Постановка проблемы морали в философии Канта // Вестник ОмГУ. 2016. №2 (80). –С.57-59. 1 Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. – СПб.: Питер, Питер Пресс, 2017. – С.188. 2 Тюгашев, Е.А. Основы философии: учебник /Е.А. Тюгашев.- М.:Юрайт, 2018. - С.173. 3 Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2017. – С.136. 4 Артемов В.М. Этика как нравственная философия: взгляд в контексте решения проблемы соотношения нравственности и права // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2019. №2 (30). –С.52 5 Ретюнских, Л.Т. Философия: учебник для академического бакалавриата / Л. Т. Ретюнских. – М.: Юрайт, 2018. – С.143. 6 Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. – М. : Проспект, 2016. – С.214. 7 Черняк Н.А. Постановка проблемы морали в философии Канта // Вестник ОмГУ. 2016. №2 (80). - С.57. 8 Кант И. Кант И. Лекции по этике. М. : Республика, 2005. -С. 255. 9 Марков, Б.В. Указ.соч. - С.215. 10 Гусейнов А.А. Мораль и право: линия разграничения // Lex Russica. 2018. №8 (141). - С.190 11 Этика : учебник для вузов / А. А. Гусейнов и др. ; под общей редакцией А. А. Гусейнова. — Москва.: Издательство Юрайт, 2020. — С.275. 12 Яскевич, Я. С. Философия. Краткий курс: учебно-методическое пособие / Я. С. Яскевич. – 2-е изд., стереотипное. – Минск: БГЭУ, 2019. – С.85. 13 Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. – М. : Проспект, 2016. – С.214. |