Предмет и метод изучения А. Смита. Контрольная Работа. Контрольная работА заочника по дисциплине История экономических учений I семестр
Скачать 40.92 Kb.
|
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» Институт международного образования Центр довузовской подготовки иностранных граждан Кафедра Экономика контрольнАЯ работА заочника по дисциплине История экономических учений I семестр Выполнил студент гр. IB760574i Капингана А.А.Ж Проверил Хлынин Э. В. Тула 2017 г. Содержание Введение 1.Предмет и метод изучения А. Смита 2. Адам Смит - экономист мануфактурного периода 3. Трудовая теория стоимости Адама Смита 4. Возрождение трудовой теории стоимости Заключение Литература Введение Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита - величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость» будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естественных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний в этой области, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. Среди них Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой. В историю экономической мысли он прочно и навсегда вошел своей книгой, о которой все слышали, но почти никто не читал - «Богатство народов» стоящая ему девяти лет отшельничества и опубликованная в тот же год, что и Декларация Независимости США - 1776. По зрелом размышлении трудно сказать, который из этих документов имеет большее историческое значение. Декларация звучала как призыв к созданию общества, основанного на «жизни, свободе и стремлении к счастью». «Богатство народов» объясняло, как именно такое общество должно работать. И ведь именно эта книга принесла Смиту славу «отца экономической науки»! Рынок в процессе своего функционирования опирается на действие экономических законов. Механизм функционирования классического рынка определяют два важнейших экономических закона - закон стоимости и закон спроса и предложения. Конкретными формами функционирования рыночных отношений выступают цены, поведение потребителя и продавца, конкуренция. Английская классическая и марксистская экономическая наука в лице А.Смита, Д.Рикардо и К.Маркса основным законом товарного производства считала - закон стоимости. Открытие классиками экономической науки этого закона составило целую эпоху в развитии человеческой цивилизации. К сожалению, в современной экономической науке, в особенности российской, этому закону не уделяется должного внимания. Между тем, принцип невидимой руки, о котором так много говорят в современной России, А.Смит увязывал с действием закона стоимости. В экономической теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределённость смысла, который вкладывается в слово стоимость. В течении XVII-XIХ веков сформировались. Длительный спор в экономической науке ведётся и по величине стоимости товара, и естественно, по его цене. Смит принимал за меру стоимости иногда рабочее время, необходимое для производства товара, а иногда стоимость труда, Рикардо - рабочее время на производство товара в относительно худших условиях производства. Сисмонди величину стоимости товара сводил к отношению между потребностью всего общества и количеством Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий стоимости и ценности. Отметим, что стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определённых, исторически конкретных условиях. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Трудовая теория стоимости Адама Смита" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Задачи данной работы: - показать историческое значение учения Адама Смита; - рассмотреть особенности «трудовой теории стоимости» А. Смита; - показать значение учения А. Смита в современных условиях. 1.Предмет и метод изучения А. Смита Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке Кирколде, в семье таможенного чиновника. С детства, проявив способности к учению, в 14 лет поступил в Глазговский университет. В числе лучших студентов был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете. Оттуда А. Смит вернулся в Эдинбург с намерением заняться самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. Уже тогда, судя по его лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма, особенно принципа свободы торговли. Крупная научная работа «Теория моральных чувств», изданная им в 1759 г., принесла ему широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес А. Смита смещается к экономической науке. Одним из важных моментов творчества А. Смита является важный вклад в развитие методологии научных исследований в области политической экономии. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он выделил ее центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. «Богатство народов», безусловно, одна из самых занимательных книг в истории политической экономии. Она делится на пять частей. Основной метод исследования в политической экономии – метод логической абстракции. Выделив в экономике ряд основных исходных категорий и связав их принципиальными зависимостями, можно далее анализировать все более сложные и конкретные общественные явления. Смит пытался проникнуть во внутреннюю связь явлений, обнаружить за внешней и поверхностной картиной глубинные закономерности. Адам Смит пытался построить свою систему, положив в основу такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость, и идя далее к доходам основных классов. Вместе с тем методология Смита страдала серьезными недостатками, в основе которых лежал его внеисторический взгляд на природу человека и представление о капитализме как о естественном и вечном общественном строе. Описательство, поверхностные представления часто мешали ему проводить более глубокий аналитический анализ. Эта двойственность была обусловлена эпохой и местом Смита в науке. Маркс в связи с этим писал: «Сам Смит с большой наивностью движется в постоянном противоречии. С одной стороны он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях конкуренции и как она стало быть, представляется чуждому науке наблюдателю, а равно и человеку, который практически захвачен процессом буржуазного производства и практически заинтересован в нем… Оба эти способа понимания у Смита не только преспокойно уживаются один подле другого, но и переплетаются друг с другом и постоянно друг другу противоречат». По мнению Маркса стремясь привести экономические знания в систему, Смит должен был не только абстрактно анализировать внутренние связи, но и описать буржуазное общество, подобрать номенклатуру определений и понятий. Эта двойственность Смита, его непоследовательность в проведении основных научных принципов имела большое значение для дальнейшего развития политической экономии. Смит имел глубокое представление о предмете политической экономии как науки, сохраняющее свое значение до настоящего времени. Политическая экономия имеет две стороны. Прежде всего, это наука, изучающая объективные, существующие независимо от воли людей, законы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ в данном обществе. Формулируя во введении тематику двух первых книг своего исследования, Смит, по существу, излагает это понимание политической экономии. Он будет рассматривать в них причины роста производительности общественного труда, естественный порядок распределения продукта между различными классами и группами людей в обществе, природу капитала и способы его постепенного накопления. Это позитивный, аналитический подход к экономической структуре общества. Изучается то, что есть в действительности, как и почему эта действительность развивается. Главное что видит Смит в политической экономии, прежде всего анализ социальных проблем, отношений между классами общества. С другой стороны, по мнению Смита, политическая экономия должна на основе объективного анализа решать практические задачи: обосновывать и рекомендовать такую экономическую политику, которая могла бы «обеспечить народу обильный доход или средства существования, а точнее, обеспечить ему возможность добывать себе их…». Политическая экономия должна, следовательно, вести дело к тому, чтобы в обществе действовал порядок, создающий максимально благоприятные условия для роста производительных сил. Это нормативный практический подход. Как правило, оба метода тесно взаимосвязаны и в любой экономической концепции один дополняет другой. Однако для многих крупных ученых характерно преобладание либо первого, либо второго подходов. Смит же, со свойственной ему многогранностью, очень органично соединял оба подхода. 2. Адам Смит - экономист мануфактурного периода Имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми современными учеными-экономистами сколь бы различных точек зрения они не придерживались. Наряду с именами Карла Маркса и Джона Мейнарда Кейнса имя этого выдающегося человека вызывает повышение кровяного давления у любого, кто имеет хоть какое либо отношение к экономической науке, так как именно к трудам этих трех великих экономистов обращаются за тем, чтобы понять основные цели экономики как науки. А путь Смита к такой славе, тем временем, был непростым. Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, который скончался всего лишь за несколько месяцев до рождения своего сына. Воспитанный матерью, которая посвятила ему всю свою жизнь, Адам в 14 лет поступил в университет Глазго, постепенно начав свою дорогу к постижению мира. Он довольно рано начал подавать большие надежды и в 16 лет получил стипендию для поступления в Оксфорд. Но Оксфорд в те времена не был центром обучения, как является теперь. Систематического преподавания там не было, или почти не было, студентам предоставлялась возможность самообучения: только бы они не читали опасных книг. Смита однажды чуть не исключили за то, что у него было сочинение Дэвида Юма «Трактат о человеческой природе», которое теперь считается одним из шедевров 18-столетия. Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни, этот молодой человек постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени. Признанием этого стало назначение его профессором философии и этики Университета в Глазго, после того, как он вернулся из Оксфорда в родную Шотландию. Остались записи его лекций, в которых он говорит об юриспруденции военной организации, налогообложении и «полиции» - последнее слово означает управление внутренними делами, которое мы бы назвали «экономической политикой». Считается также, что именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Поработав руководителем на кафедре нравственной философии, Смит заслуженно занимает должность ректора Университета Глазго. В 1759 году Адам Смит опубликовал «Теорию моральных чувств»- очень интересное исследование в области морали и психологии. Книга обратила на себя внимание и принесла Смиту знакомство с лордом Таунсендом - будущим канцлером Эксчекера, ответственным за знаменитый «чайный налог», вызвавший американскую революцию. Таунсенд пригласил Смита в воспитатели к своему пасынку и Смит, отказавшись от профессорского места, поехал в путешествие со своим воспитанником. Во Франции он встречался с Вольтером Руссо и с Франсуа Кенэ, блистательным врачом, которому принадлежит идея физиократии - первая попытка объяснения того, как работает экономическая система. Смит хотел посвятить ему «Исследование о природе и причинах богатства народов» (иначе «Богатство народов»). но Кенэ к этому времени умер.В 1767 году Смит возвратился в Шотландию, где и прожил остаток своей жизни профессором в отставке. Тогда-то и была тщательно и медленно написана его книга «Богатство народов». Книга вышла в свет в 1776 г. и упрочила и без того широкую известность ее автора. Она четырежды переиздавалась при жизни А. Смита и еще три раза со дня его смерти (1790 г.) и до конца века. Влияние А. Смита на своих современников было настолько велико, что даже английский премьер-министр У. Питт - Младший объявлял себя его учеником. Они неоднократно встречались и обсуждали ряд финансовых проектов. Одним из результатов этих контактов с ученым явилось подписание У. Питтом в 1786 г. первого Либерального торгового договора с Францией - договора Эдена, который существенно изменил таможенные тарифы. Результатом влияния творческого наследия автора «Богатства народов» можно также признать то, что один из его учеников Стюарт в 1801 г. стал читать в Эдинбургском университете самостоятельный курс политической экономии, который прежде входил в состав дисциплин курса нравственной философии. А. Смит выступил как экономист мануфактурного периода развития капитализма, кануна промышленного переворота, современником которого он был. К этому времени в Англии в основном завершается первоначальное накопление капитала, становление рыночной системы хозяйства. Эти социально-экономические процессы исследованы и обобщены А. Смитом, на основе чего он разработал свою экономическую доктрину. Важнейшим в ней является положение о «невидимой руке конкуренции». Смитом обоснован главный принцип экономического либерализма -- «дать свободу действию». Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие естественных (объективных) законов, которые действуют невидимо, а нередко против воли человека. Порядок свободного проявления и эффективного удовлетворения частного экономического интереса в условиях функционирования стихийных экономических законов представляется в доктрине А. Смита как естественный порядок, государству отводится роль «ночного сторожа». Оно не должно вмешиваться в свободно функционирующий экономический процесс, навязывай, свои административные рамки и регламентации. Предусматривались: свободное движение рабочей силы, свободная торговля землей; отмена правительственных регламентации в отношении функционирования промышленности и внутренней тор-говли; свобода внешней торговли; свободное движение капиталов и денежных средств. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. 3. Трудовая теория стоимости Адама Смита Познакомимся с теорией стоимости А. Смита, вокруг которой более всего полемизировали его последователи и противники. В основу своего исследования А. Смит положил трудовую теорию стоимости, считая закономерным определение стоимости затраченным трудом и обмен товаров, соответственно, - заключенным в них количеством труда. Им была предпринята попытка анализа реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразования в условиях капитализма свободной конкуренции. А. Смит определил и разграничил потребительскую и меновую стоимость товара. «Слово «стоимость», - писал он, - имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительской стоимостью, вторую - меновой стоимостью». Отметив наличие у каждого товара потребительной и меновой стоимости, первую А. Смит оставил без рассмотрения. Причина здесь в том, что в понятие «потребительная стоимость» А. Смит вкладывал смысл не предельной, а полной полезности, т. е. возможность отдельного предмета, блага удовлетворить потребность человека, причем не конкретную, а общую. Поэтому для него потребительная стоимость не может быть условием меновой стоимости товара. Как заметил в этой связи М. Блауг, «во времена Смита. отвергали теорию ценности, основанную на понятии полезности, поскольку казалось невозможным установить количественную связь между полезностью и ценой, - об этой трудности тогда просто не задумывались. Скорее, в то время просто не видели связи между полезностью в том смысле, в каком мы ее понимаем, и ценой». Отмежевавшись от рассмотрения потребительной стоимости, А. Смит обращается к выяснению причин и механизма обмена, сущности меновой стоимости. При этом он колеблется между различными определениями меновой стоимости: Стоимостью товара является затраченный на его производство труд. Стоимостью является труд, на который может быть куплен товар. Он отмечает, что поскольку товары чаще всего обмениваются, то «более естественным является оценивать их меновую стоимость количеством какого-нибудь товара, а не количеством труда, которое можно на них купить». Но уже на следующей странице автор «Богатства народов» вслед за неприятием версии количества «труда, на которое можно купить товар», опроверг и версию определения стоимости «количеством какого-нибудь товара», подчеркнув, что «товар, который сам постоянно подвергается колебаниям в своей стоимости (имея в виду золото и серебро), никоим образом не может быть точным мерилом стоимости других товаров». Затем А. Смит заявляет, что стоимость одинакового количества труда рабочего «во все времена и во всех местах» одинакова, и поэтому «именно труд составляет их (товаров) действительную цену, а деньги составляют лишь их номинальную цену». Что касается смитовской сентенции о постоянстве стоимости труда, которая по сути означает условие производства каждой единицы товара при постоянных издержках, то она, конечно, не выдерживает никакой критики, так как в зависимости от объема производства удельные издержки, как известно, подвержены изменению. Смит натолкнулся на противоречие, состоящее в том, что в отношениях между капиталистом и рабочим (при найме рабочей силы) закон стоимости, закон обмена эквивалентов вроде бы нарушается. Капиталист оплачивает рабочему в виде заработной платы лишь часть стоимости, которую создает труд рабочего и получает капиталист. Смит не мог объяснить это противоречие в рамках теории трудовой стоимости и делал вывод, что стоимость определялась трудом только в «первоначальном состоянии общества», когда не было капиталистов и наемных рабочих, т. е. при простом товарном производстве. Другой свой тезис, согласно которому труд «составляет действительную цену» товаров, А. Смит развивает с двойственных позиций, следуя которым впоследствии одни смитианцы увидели «трудовую» природу происхождения стоимости товаров, а другие - через издержки. Сама же двойственность развития тезиса состоит в следующем: Автор «Богатства народов» будто бы сделал окончательный вывод, говоря, что «труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах». Но буквально через несколько страниц последовали два уточнения. В соответствии с первым из них только «в обществе первобытном и малоразвитом, предшествовавшем накоплению капитала и обращению земли в частную собственность, соотношение между количествами труда. было, по-видимому, единственным основанием для обмена их друг на друга». В соответствии со вторым уточнением - стоимость определяется как сумма доходов (заработная плата, прибыль и рента), поскольку «в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену громадного большинства товаров». Он приходит к выводу, что в условиях капитализма рабочее время перестает быть постоянной мерой, регулирующей стоимость товара. Поэтому для условий капитализма ему пришлось сконструировать другую теорию, согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Для товаров, в производстве которых не участвует арендованная земля, цена слагается из заработной платы и прибыли. Он включал в слагаемую таким образом стоимость не просто прибыль, а естественную, среднюю норму прибыли на капитал. Для него было очевидно, что при отсутствии препятствий для перелива капитала норма прибыли в различных отраслях и при различных приложениях капитала должна уравниваться. Итак, по приведенным выше уточнениям, связанным с теорией стоимости (ценности), можно было бы предположить, что А. Смит был склонен не к трудовой теории, а к теории издержек. Но в двойственности его позиции не остается сомнений, когда он утверждает о трудовом происхождении всех доходов, из которых складывается цена, а не о сумме издержек, обусловливающих эти доходы, как составляющие цены. Ведь по словам автора «Богатства народов», рента - это «первый вычет из продукта труда, затраченного на обработку земли»; прибыль - «второй вычет из продукта труда, затрачиваемого на обработку земли»; заработная плата - «продукт труда», который «. составляет естественное вознаграждение за труд». О дальнейшем развитии А. Смитом теории стоимости свидетельствовало разграничение естественной и рыночной цен товара. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоему центру колебаний. Она «как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему». При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными. Смит положил также начало анализу факторов, способных вызывать длительные отклонения цен от стоимости; важнейшим из них он считал монополию. Это, в частности, открывало возможности исследования спроса и предложения как факторов ценообразования, а также роль разного рода монополий в этой области. Смит положил в основу своих взглядов теорию трудовой стоимости: определение стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенным в них количествам труда, определил и разграничил потребительную и меновую стоимости товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда как создателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновой стоимости товара, в его количественном соотношении с другими товарами, а при достаточно развитом товарном производстве - в деньгах. Смит не исследовал труд как субстанцию стоимости, не различал процессы труда как процессы создания и перенесения стоимости, поскольку все его внимание было устремлено на меновую стоимость, на количественную меру стоимости, на то, как она проявляется в обменных соотношениях и в конечном счете - в ценах. Он понимал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы при данном состоянии общества. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к нему посредством каких-то коэффициентов. Классы и доходы Смит исходил из того, что в обществе существуют три основных класса. В руках землевладельцев находится главное средство производства - земля. Они получают доход в виде земельной ренты, которая выступает непосредственно как арендная плата за землю, сдаваемую в аренду капиталистическим фермерам. Капиталисты владеют другими видами средств производства (промышленные здания, оборудование корабли, фермы, запасы сырья), нанимают рабочих и получают доход в виде прибыли. Если они арендуют землю, то часть прибыли они вынуждены отдавать в виде земельной ренты. Это может также касаться капиталистов, занятых в горнодобывающей промышленности и арендующих рудники. Смит не делал принципиального различия между капиталистами, занятыми в промышленности и в сельском хозяйстве. Однако среди капиталистов он особо выделял ссудных капиталистов, ссужающих промышленных капиталистов. Их доход - ссудный процент - в обычных условиях составляет часть промышленной прибыли, которую им отдают капиталисты-заемщики. Наконец, самый многочисленный и самый бедный класс составляют наемные рабочие, не располагающие никакой собственностью и вынужденные продавать свой труд за заработную плату. Смит видел, что реальное общество состоит не только из этих трех классов, но также включает различные промежуточные группы и слои. Но основные классы отличаются тем, что их доходы являются первичными, тогда как доходы всех других групп -вторичными, перераспределенными. Они имеют конечный источник либо в прибыли, либо в ренте, либо в заработной плате. Заработная плата. Смит говорил, что, работая со своими собственными средствами производства и на свое земле, производитель товаров получает полный продукт своего труда. Но с тех пор, как средства производства и земля находятся в собственности капиталистов и помещиков, а независимый производитель превратился в наемного рабочего, последний не получает в виде заработной платы стоимость всего продукта своего труда. Смит отмечал тенденцию к исчезновению независимости мелкого производства, к всеобщему распространению наемного труда. Смит писал: "Человек всегда должен иметь возможность существовать своим трудом, и его заработная плата должна, по меньшей мере, быть достаточной для его существования". Он считал, что в основе величины заработной платы лежит стоимость средств существования, необходимых для жизни рабочего и воспитания детей, которые сменят его на рынке труда. Он отмечал, что ее низшей границей является физический минимум. Если стоимость рабочей силы (нормальная заработная плата) наемных рабочих опускается ниже этого минимума, это грозит вымиранием "расы этих рабочих". Это возможно лишь в обществе, полагал Смит, где идет экономический регресс: в качестве примера так страны он называл территории в Индии, находившиеся под господством английской Ост-Индской компании, и Китай, где заработная плата лишь немногим превышала физический минимум, а экономика находилась в состоянии застоя. Однако в странах, где шло умеренное и тем более быстрое развитие хозяйства, заработная плата включала помимо физического минимума определенный избыток, размеры которого определялись сложившимися нормами потребления, традициями, культурным уровнем. Смит отмечал, что, например, в Америке заработная плата выше, чем в Англии, поскольку экономика первой развивалась особенно бурно. Он считал, что стихийный рыночный механизм удерживает естественную (среднюю, нормальную) заработную плату на определенном уровне, ограничивая отклонения фактической заработной платы от этого уровня. Значительное повышение заработной платы вызывает рост рождаемости в семьях рабочих, выживание большего числа детей и вследствие этого увеличение предложения рабочей силы и конкуренции между рабочими. Под влиянием этих факторов нормальный уровень заработной платы снижается, что может вызвать обратную тенденцию: падение рождаемости, увеличение детской смертности, сокращение предложения рабочей силы и усиление конкуренции между предпринимателями. В результате заработная плата может повыситься. Такое понимание соответствовало общему представлению Смита о роли свободного рынка в установлении определенного экономического равновесия. Одной из главных причин низкой заработной платы, ее близости к физическому минимуму Смит видел в слабых позициях рабочих по отношению к капиталистам. Большую роль в установлении конкретного уровня заработной платы Смит отводил борьбе рабочих и соотношению сил между ними и капиталистами-нанимателями. Разбирая вопрос об оплате по профессиям, Смит очень хорошо обосновывал необходимость повышенной оплаты тех видов труда, которые требуют специальной подготовки 4. Возрождение трудовой теории стоимости В своей теории трудовой стоимости Адам Смит указал на существование двух видов стоимости - потребительной стоимости и меновой стоимости. Первая, как он говорил, «обозначает полезность какого-либо предмета». Полезность, как понимал А. Смит, оценить нельзя, а потому товарный обмен по его теории должен происходить на базе другой, меновой стоимости. А вот эта меновая стоимость, как он считал, определяется затратами труда. «Один лишь труд, стоимость которого никогда не меняется, является единственным и действительным мерилом, при помощи которого во все времена и во всех местах можно расценить и сравнить стоимость всех товаров»,- писал А. Смит. Именно на базе меновой стоимости, указывал, А. Смит, в процессе рыночного обмена формируется естественная и рыночная цена. Если сформулировать положения стоимостной теории А. Смита в современном виде, то можно сказать, что он является автором следующих трех объективных стоимостных законов: закон стоимости товара - стоимость товара определяется стоимостью труда, затраченного на его производство; закон сохранения стоимости - стоимость сохраняется «во все времена и во всех местах»; закон стоимостного баланса - суммарная стоимость товаров всегда равна суммарной стоимости общественных затрат на их производство. Пытаясь обосновать переход от стоимости товара к его цене, А. Смит долго искал, но, не смог найти четвертый стоимости труда, а точнее той объективной единицы измерения труда, которая являются мерилом самого труда - мерой того, что мы сегодня называем физической работой. И это понятно: во времена А. Смита физика находилась на этапе становления, а потому не было таких понятий как энергия, физическая работа и т. д. Эти понятия появились в физике в 30-х годах XIX столетия, а закон сохранения энергии был сформулирован Майером еще позднее. В связи с этим, переход от стоимости к цене не получил научного количественного обоснования, а теория не получила практического выхода. Четвертый закон трудовой стоимости практически открыл замечательный американский ученый в области научно труда Гаррингтон Эмерсон. В 1912 году в своем замечательном труде «Двенадцать принципов производительности» он изложил не только сущность стоимости и прибавочной стоимости, но и показал, как и чем следует измерять стоимость труда. Вот что он писал: «Можно считать, что тонна угля заключает в себе столько же энергии, сколько могут дать пять человек, работая круглый год... в среднем на каждого взрослого человека у нас теперь работает по 22 механических раба, содержание которых обходится в 400 раз дешевле среднего заработка человека». «Механический раб», т.е. внешний источник энергии, используемый человеком в процессе труда, который «во все всех местах» измеряется в одинаковых единицах энергозатрат, - вот источник прибавочной стоимости, вот в каких единицах и нужно измерять затраты труда! Таким образом, четвертый закон теории стоимости утверждает, что стоимость труда измеряется энергозатратами труда на производство определенных товаров (продуктов труда). Г. Эмерсон на основании своих исследований труда сделал и еще одно выдающееся для экономики заключение, которое раскрывает и еще одну великую тайну современной экономики. Вот это заключение: «Мускульная сила человека теперь большого значения не имеет и впредь большого значения иметь не будет. Физическая энергия, которой живет мир, вырабатывается машинами». Это означает, что в экономически развитых государствах вся создаваемая меновая стоимость, т. е. весь внутренний продукт (ВВП), является не результатом физического труда людей, а практически полностью является стоимостью. В настоящее время это особенно заметно, поскольку рост энерговооруженности труда в развитых странах привел к тому, что в этих странах рядом с каждым человеком, «дополнительно трудятся» уже сотни «механических рабов» (С в конце 80-х годов их насчитывалось более 1500). Экономика развитых государств держится на огромном росте энергопотребления. Открытия Г. Эмерсона еще в начале XX века позволяли завершить теорию стоимости А. Смита в части его важнейшей компоненты - меновой стоимости, а значит и естественной цены, которая формируется на базе меновой стоимости. Однако это не было сделано. Вот почему можно как-то оправдать застой в экономической науке в XVIII - XIX веках, но делает его совершенно неоправданным в XX1 столетии. Все дело в том, что теоретики экономики перестали заниматься теорией труда, позабыв о том, что главные успехи в теории экономики А. Смит достиг именно на основе изучения общественного труда. Его теория разделения труда оказала огромное воздействия не только на появление политической экономии, но и на другие научные направления: под воздействием этой теории Чарльз Дарвин, например, начал создавать свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». Не занимаясь теорией труда, теоретики экономики принципиально не могли создать объективную теорию экономики. И только развитие промышленности, настоятельно требующее научного управления производством, т.е. научной opганизации труда привело к тому, что организацией труда стали заниматься многие выдающиеся ученые, такие как Ф. Тейлор, А Файоль, талантливые инженеры и предприниматели, как, например, Генри Форд. Но даже после того, как один из них сделал для экономики открытия, они так и осталось не замеченными экономистами на протяжении всего в XX века В СССР открытие Эмерсона, которое практически низвергало марксистскую политэкономию, а значит и марксизм в целом, и открывало широкие возможности для развития теории стоимости А. Смита, не могло быть использовано по и причинам. Справедливости ради следует сказать, что некоторые ученые - экономисты в СССР понимали необходимость увязки показателей с энергозатратами и неоднократно предлагали пути внедрения энергетического критерия в экономику. Например в одном из таких предложений, опубликованных в газете «Правда» 19 июня 1987 года, когда ослабли идеологические путы, говорилось: «Аргументом в пользу энергетического критерия в экономике является и то, что в наиболее общем виде цель любого производства - создание полезного результата в виде продукта или услуг, а средством для этого всегда являются затраты энергии». Но марксизм в СССР был превращен в религию, а «экономический бомонд» постепенно превратился в рьяного служителя культа и отвергал любые попытки «еретиков - ревизионистов». Но как только религия рухнула, именно в России в короткие сроки была завершена теория трудовой стоимости А. Смита и создана новая экономическая теория. О чем говорит современная теория трудовой стоимости? Современная теория стоимости полностью, строго научно подтверждает стоимостную теорию А. Смита, основываясь на современном понимании человеческого труда, на том, что любой человеческий труд имеет две стороны: энергетическую, связанную с физической работой, и информационную, связанную с информационной, или потребительской стороной труда. Опираясь на разработанную А.Смитом теорию разделения труда, современная теория стоимости показывает, что два вида стоимости являются результатом специфической особенности двух сфер общественного труда. Существуют две сферы общественного труда: научно - техническая сфера, в которой на основе науки, техники и создаваемой технологии разрабатываются новые товары и услуги в виде информации об их изготовлении, и сфера воспроизводства, в которой организуется массовое производство разработанных в первой сфере товаров. В научно-технической сфере потребительная стоимость А. Смита, или абсолютная стоимость, как еще называется в новой экономической теории. Во второй сфере, в сфере воспроизводства, создается меновая или относительная стоимость, определяемая энергозатратами на воспроизводство товаров и услуг. Исследование человеческого труда в рамках современной теории стоимости позволило раскрыть еще одну тайну экономики- сущность формирования заработной платы. Оказалось, что закон сохранения стоимости, который действует как в сфере стоимости товаров, так и в сфере стоимости труда в процессе товарного обмена выполняется только по совокупности всего общественного труда. Что касается индивидуального труда, то он, имея стоимость (которая, безусловно, сохраняется, как составляющая совокупной общественного труда), не имеет меновой стоимости, а, следовательно, и естественной цены и цены вообще. Теория стоимости показывает, что заработная плата людей, занятых в общественном труде, есть трансформированная по определенным правилам часть стоимости совокупного общественного труда в виде индивидуального вознаграждения за труд. Заработная плата работников различных видов труда расценивается обществом в зависимости от общественной значимости а зуда и возможностей экономики страны. Она формируется по определенным общественным, правилам и регламентируются государством. Это означает, что заработная плата не формируется рынком, не является рыночной, а следовательно, не существует и рынка труда. Это объясняется тем, что стоимость труда возникает в так называемых технологических циклах труда. Цикл труда - это временное разделение трудовой деятельности каждого человека, определяемое началом и завершением конкретной его работы. Каждый человек работает в своем технологическом цикле труда. Понятно, что стоимость, создаваемая в разных циклах труда, при одинаковом рабочем времени труда будет различна, т.к. определяется энерговооруженностью труда, или, по определению Г. Эмерсона, количеством «механических paбов», занятых вместе с человеком в соответствующем цикле труда. В каждом цикле действует и законы стоимости (стоимость труда и стоимость продуктов труда) и закон сохранения стоимости и закон стоимостного баланса. А это означает, что и стоимость труда и стоимость продуктов труда определяются энерговооруженностью труда, которая не является заслугой человека, занятого в этом цикле труда. В этих условиях оплата труда по стоимости созданных продуктов труда будет актом социальной несправедливости. Индивидуальная заработная плата, в отличие от меновой стоимости и общей заработной платы, является объективной. Такое общественное распределение стоимости труда через заработную плату является проявлением общественного характера труда и общественно необходимым актом. Заработная плата формируется вне рынка, итерационно на основе экономических возможностей общества путем законодательных и других правовых актов и фискально-налоговой политики государства. При этом неконтролируемое обществом формирование индивидуальной заработной платы из акта справедливости может превратиться в акт вопиющей несправедливости. Таким образом, современная теория стоимости впервые в экономической науки сформулировала принцип формирования заработной платы: заработная плата любого участника общественного труда является общественным индивидуальным вознаграждением за труд, исходя из общественных возможностей (общей стоимости труда, равной стоимости товаров и услуг) и общественной значимости труда. Суммарная заработная плата всех участников экономики должна быть равна общей стоимости труда. На основании открытого А. Смитом закона сохранения стоимости современная теория стоимости раскрывает содержание экономического понятия - интеллектуальная рента. Стоимость того труда, который человечество затратило за тысячи лет нашей цивилизации на создание человеческих знаний, также неизменна, как и стоимость труда, который затратили в течение года все люди, занятые сегодня в экономике страны. Разница состоит в том, что последний труд является трудом живых людей, а потому должен быть оплачен, т.к. определяет их существование, в то время как труд прошлых поколении не требует оплаты. Но так как результаты этого труда мы используем в своей работе, он выступают для нас в виде интеллектуальной ренты. Это бесплатная для нас составляющая результатов любого вида труда оплачена трудом прошлых поколений людей. Этого, к сожалению, не понимают и не учитывают в результатах общественного труда ни экономисты, ни политики, ни другие наши современники, которые в своей жизни во многом обязаны этому прошлому труду. Надо сказать и о том, что открытой Эмерсоном, источник прибавочной стоимости сегодня иногда правильно называют энергетической рентой, т.к. использование природной энергии в процессе труда позволяет получать доход, не зависящий от затрат собственного человеческого труда. Однако в официальной теории экономики такой рентный доход до сих пор не узаконен. Не определен в официальной экономической науке и механизм возникновения этой ренты, методология ее использования. Если учесть еще и наличие известной природной ренты в виде плодов земли, полезных ископаемых и энергоносителей, то станет понятным, что современное человечество - это рантье, благосостояние которого держится на трех видах ренты - природной, энергетической и интеллектуальной. Поэтому новая экономика отвергает прежнее многовековое утверждение экономистов о том, что экономическое развитие держится на таких экономических составляющих как земля, труд и капитал и доказывает, что в основе благосостояния любого государства, независимо от его экономической и политической системы, лежит его oбщественная способность получения общественного дохода за счет трех видов ренты - интеллектуальной, энергетической и природной. Таким образом, современная теория стоимости есть завершенная теория стоимости А. Смита, в основании которой современное понимание человеческого труда. Дуализм труда, связанный с всеобщим дуализмом энергии и информации позволяет научно обосновать два вида стоимости А. Смита, четыре стоимостных закона, принцип формирования заработной платы и рентный характер человеческого труда, ведущий к рентному характеру всей экономической системы государства. Заключение Невидимая рука А. Смита - это в переводе на современный язык система управления экономикой на основе стоимостной информации. Но т.к. стоимость, как утверждал А. Смит, трансформируется в естественную цену в процессе товарного обмена на рынке, то «невидимая рука» управляет именно этим процессом формирования естественных цен. Эта система управления ценообразованием в процессе товарного обмена и есть «рыночный механизм». При новом понимании стоимости нетрудно догадаться, что «невидимая рука» Адама Смита есть ничто иное, как «рука энергии». Энергия и сегодня остается невидимой, несмотря на то, что само существование людей немыслимо без ее использования. Однако свести все многообразие экономических процессов в современной экономической системе к действию рыночно механизма может только тот, кто не понимает, что экономика - это сложная многофункциональная система управления. Разумеется, концепция Смита не стала последним словом науки экономики; как нам уже известно, рыночный механизм не всегда работает успешно, и те два экономиста, которые делят с Адамом Смитом звание величайших экономических мыслителей- Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс, показывают, что процесс роста имеет серьезные недостатки. Но прозрение остается прозрением. Теперь, через двести лет, удивляет не то, как ошибался Смит, но то, как глубоко и ясно он видел. В сущности, имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми современными учеными-экономистами, сколь бы различных точек зрения они не придерживались. Список использованной литературы 1. Ильин С. С., Маренков Н. Л. Экономическая теория. Курс лекций. Изд. «Экзамен». М., 2005г. 2. Сорвиров Б. В. История экономических учений. Курс лекций. Изд. «Экзамен». М., 2008г. 3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. 4. Ядгаров Я. С. История экономических учений. М., 1996. |