Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочнаяВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

  • ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ Группа Студент МОСКВА 2022 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 2. Вопросы

  • Ответы: 1.

  • 2. Утопический социализм

  • Практическое задание Социология ММУ. ПЗ_Социология. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 2


    Скачать 229.54 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 2
    АнкорПрактическое задание Социология ММУ
    Дата25.05.2022
    Размер229.54 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПЗ_Социология.pdf
    ТипКонтрольные вопросы
    #549738

    Автономная некоммерческая организация высшего образования
    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная/очно-заочная
    ВЫПОЛНЕНИЕ
    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ
    СОЦИОЛОГИЯ
    Группа
    Студент
    МОСКВА 2022

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 2.
    Вопросы:
    1.
    Протосоциология: возникновение и развитие представлений об устройстве о бщества.
    2.
    Общественные взгляды теоретиков первых социалистических утопий.
    3.
    Внутринаучные и социальные предпосылки возникновения социологии.
    4.
    Научное и обыденное социологическое знание.
    5.
    Макросоциология и микросоциология: возможен ли синтез.
    6.
    Понятие общественного идеала в социологии.
    Ответы:
    1.
    Развитие социологической мысли до конца первой трети 19 века называется протосоциологией. Еще античная мысль заложила ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также политика Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, а в частности, государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе.
    В эпоху Возрождения над изучением различных сторон общества работают Э.
    Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традицией. Человек в такой системе мировоззрения играл весьма незначительную роль.
    В эпоху Просвещения Гельвеций, Дидро, Руссо, Вольтер и другие начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах.
    Возникновение же социологии как самостоятельной науки было
    обусловлено целой серией фактов. Назовем 2 наиболее важных из них:
    1) Европейские буржуазные революции 17-18 ст., которые способствовали становлению обществ модерна: капиталистических, индустриальных, демократических обществ с рыночными экономиками и парламентскими политическими системами. Одним из следствий этого процесса стало возникновение гражданского общества. Впервые появляется общество не как объект политического управления со стороны государства, а как относительно автономная сфера спонтанного социального взаимодействия и социальных форм.
    Соответственно впервые появляется общество не как объект и предмет политической или социальной философии, а как объект и предмет социологии.
    2) Становление науки. Нового времени и новой научной картины мира, в раках которой были разработаны и сформулированы принципы научности и конц епция естественнонаучного закона.
    Этап классической социологии. Его еще называют этапом универсалиама, посколь ку считалось, что обществом, как и природой, руководят универсальные законы развития. Основными представителями этого этапа являются О. Конт и Г. Спенсер.
    О. Конт вычленил и обосновал социологию, как исторически сформировавшуюся на "позитивной стадии" развития человечества новую науку, обладающую своим собственным позитивным методом и своим предметом.
    Этап формирования национальных социологических школ (последняя треть 19 в.-
    20-30-е гг 20 в.). Этот период называют периодом концептуального империализма
    (концепция, которая предлагалась тем или иным автором, считалась абсолютной).
    - Французская социологическая школа. Основатель - Эмиль Дюркгейм
    (социологический реализм, основатель функционализма). Представители: Г. Тард
    (психология толпы, подражание), Г. Лебон (изучает толпу). Особенность школы - изучение явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможным передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу.
    - Немецкая школа. Представители - Теннис (община и общество),
    Зиммель (формальная социология), Вебер (понимающая социология, теория социального действия).
    - итальянская школа. Представители - В. Паретто (идея матемизации социологии),

    Ч. Лам-брозо, Кроче, Э. Ферри.
    Российская соц. школа. М.М. Ковалевский (разработка методологических основ социологии как самостоятельной научной отрасли), Зибер (марксизм), Плеханов
    (марксизм), Ленин.
    Американская соц. школа. Отличается преобладанием эмпиризма. Представители -
    Гиддингс (попытался очертить основополагающие проблемы С.), Л. Уорд, Дж.
    Мид (символический интеракционизм), У. Самнер.
    Этап политико-идеологического противостояния двух мировых систем - капитализма и социализма и связанные с этим противостояния в науке
    (марксистская концепция общества и структурный функционализм- Парсонс,
    Мертон).
    Этап индигинизации или отуземливания С. (70-е гг. 20 в.) Представители - Кардозо
    (латинская амер), Макиндзе, Акивово (африка).
    Этап глобализации социологии. Все свое почти двухвековое существование социол огия потратила на то, чтобы "понять" несколько важных вещей:
    Системный подход к анализу общества. Специфика социальных связей, социальных взаимодействий и социальных отношений. Общество как взаимодействие индивидов, как групповое взаимодействие, как иерархия социальных статусов (ролей), как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивида. Основные теоретические модели общества
    («люди», «отношения», «культура»). Многообразие представлений и социальной структуре. Теории социальных институтов и теории социального неравенства как основные подходы к рассмотрению социальных структур.
    Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.
    Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий
    представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей культуры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддержания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современная социология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное, и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.
    2. Утопический социализм — социалистические учения, которые в отличие от теории научного социализма Маркса строили широкие и всеобъемлющие планы переустройства общества оторвано от реальной жизни общества и классовой борьбы. Свои социалистические идеалы социалисты-утописты обосновывали чисто идеалистически, не понимая первенствующей роли условий материальной жизни общества в историческом развитии. Утопический социализм появился в период разложения феодализма и связан с революционными движениями.
    Родоначальником утопического социализма был Томас Мор , выдающимся социалистом-утопистом был Кампанелла. Дальнейшее своё развитие утопический социализм получил в XVIII в. Великими социалистами-утопистами в начале XIX в. были Клод Анри Сен-Симон , Шарль Фурье и Роберт Оуэн .
    Утопический социализм возник, когда классовая борьба пролетариата была ещё недостаточно развита. «Все социалисты — основатели сект, — писал Маркс, — принадлежат к тому периоду, когда ни рабочий класс не был еще достаточно вышколен и организован ходом развития самого капиталистического общества, чтобы выступить исторически действующим лицом на мировую арену, ни материальные условия его освобождения не созрели в достаточной мере в недрах самого старого мира. Нищета рабочего класса существовала, но условия для его собственного движения еще не существовали». Поэтому проповедь социализма принимала неизбежно утопический, т. е. мечтательный, нереальный, характер.
    Утопический социализм глубоко и ярко критиковал противоречия капитализма, убеждал в необходимости замены его социализмом, предвидел уничтожение противоположности между городом и деревней, уничтожение частной собственности и т. д.

    Однако представители утопического социализма не могли понять и объяснить сущности капиталистического способа производства и тех объективных условий, которые ведут к победе социализма. Они не видели и той силы, которая способна стать творцом нового общества. В пролетариате утописты видели только угнетённую массу, которой надо сочувствовать и помогать, а не великую историческую силу, которая одна только и способна своей борьбой обеспечить претворение социалистических идей в жизнь. Утописты «хотели создать счастье на земле законодательством, декларациями, без помощи самого народа (рабочих)»
    Поэтому теории утопистов оставались лишь теориями, проходящими мимо пролетариата, среди массы же зрела великая мысль о том, что освобождение рабочего класса может быть делом только самого рабочего класса.
    В России идеи утопического социализма выражали такие выдающиеся умы, идеологи революционного крестьянства, как Чернышевский , Добролюбов и др.
    Социалистические идеи великих русских революционных демократов XIX в. стояли значительно выше идей западноевропейского домарксовского социализма.
    Эти идеи отличались последовательной революционностью, боевым духом революционного демократизма. Революционные демократы понимали, что одной лишь мирной проповедью нельзя осуществить социалистические идеалы, что только трудящийся народ кровно заинтересован в замене старого общества новым.
    Однако их социализм был тоже утопическим.
    Исторические условия крепостнической России ещё не созрели для возникновения научного социализма, пролетариат ещё только зарождался. В силу этого революционные демократы не могли придти к научному выводу о том, что только пролетариат является той силой, которая может построить социализм, значит не могли придти и к теории научного социализма. Революционные демократы мечтали о переходе к социализму через старую крестьянскую общину. Только
    Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку. Они доказали, что социализм — не выдумка мечтателей, утопистов, а необходимый результат, вытекающий из развития капиталистического общества и классовой борьбы пролетариата, задачей которого является уничтожение капитализма и построение социализма.

    3. Появление социологии как самостоятельной науки знаменует радикальный перелом в понимании человека и общества. Если до ее возникновения последнее составляло предмет философской рефлексии и отчасти предмет исследования зарождавшейся классической экономической науки, то социология стала единственной в своем роде научной дисциплиной, интересы которой фокусировались на жизни человека в обществе.
    Само по себе возникновение нового ракурса видения «человека социального» именно в Европе XIX в. нуждается в интерпретации и объяснении, поскольку указывает на изменения в социальной и духовной атмосфере. Рассмотрим процессы, приведшие к этому, последовательно в двух плоскостях: вначале с точки зрения исторического развития общества того времени, а затем с точки зрения состояния научной ментальности, имея в виду как естественные науки, так и философию и методологию подхода к человеку.
    Исторические предпосылки возникновения социологии сводятся к формированию капиталистических рыночных отношений, буржуазии как базисного социального класса и гражданского общества, т.е. такого, в котором реальное экономическое неравенство маскируется формальным политическим равенством.
    В этом смысле конкретным историческим основанием появления социологии как науки следует считать буржуазные революции Нового времени и связанный с ними идеологический переворот. Формирование буржуазии и выход ее на политическую и идеологическую арену сопровождались ломкой существовавших представлений об обществе. До этого времени под «обществом» понимались только социальные слои, составлявшие исторический и социальный «фасад», — аристократия и связанные с ней носители образования и культуры, а все, что оставалось позади этого «фасада», не находило отражения в философских размышлениях о человеке и истории.
    Предреволюционная идеология Нового времени поставила вопросы, ответ на которые в конечном счете дали революции. Первым и главным из них был вопрос о естественном праве, которым каждый человек в силу рождения человеком обладает независимо от принадлежности к какому-то социальному слою. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о кардинальных переменах в мировоззрении и социальной жизни, ибо ранее естественное право аристократа
    естественным и очевидным для всех образом отличалось от естественного права человека низкого происхождения. Появление вопроса о естественном праве говорит о распространении понятия «общество» на все социальные слои. Сразу возникло и стало ключевым для новой идеологии понимание того, что существующее государство не является «естественным» и не обеспечивает соблюдения естественного права. В этом видится зародыш противопоставления государства и гражданского общества.
    Английский философ-эмпирик Т. Гоббс (1588-1679) создал первую договорную теорию происхождения государства, согласно которой оно возникает по договоренности между всеми членами общества и сувереном, для того чтобы защитить каждого отдельного человека от стихийного состояния «войны всех против всех» и тем самым реализовать естественную потребность в порядке и защите.
    Французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778) в отличие от него считает, что стихийное — додоговорное — состояние общества исключало вражду между людьми и реализовывало их естественное право на свободу. Государство возникло как негативный результат неравного общественного договора, чтобы закрепить имущественное неравенство, появившееся вследствие разделения труда и возникновения частной собственности. Своим возникновением оно нарушило естественное право, которое должно быть восстановлено путем установления республиканского правления.
    О естественном праве человека на жизнь, свободу и собственность писал также
    Дж. Локк (1632-1704), а представители шотландской школы «моральной философии», в частности А. Смит, оперировали понятием «гражданское общество», означавшим общество, в котором обеспечивается равенство прав индивидов и сословий. Такое общество складывается постепенно, естественно- исторически, самопроизвольно и отдельно от государства, которое может лишь замедлять или ускорять своим вмешательством этот процесс.
    Реализация идеалов общества «естественного права» в ходе буржуазных революций и последовавшее за этим развитие привели к формированию капиталистического рыночного общества и государства, в котором экономическая
    поляризация достигла высочайшего уровня при сохраняющемся политическом равенстве и идеологии «равных возможностей». Соответственно в социальной мысли происходила кристаллизация понятия «общество» применительно к индустриальной форме социального существования, которая противопоставлялась
    (например, у Ф. Тенниса) «общине» как патриархально-традиционной его форме.
    Мировоззрение и дух индустриального общества исключали романтизм в понимании человека и социальных отношений. На смену идеологеме
    «естественного права» пришло представление об автоматическом, работающем с механической логикой социальном устройстве, которому присущи стабильность, самопроизвольное регулирование и рациональность идеального хозяйства.
    Социология является результатом именно такого представления об обществе, и в этом смысле она — порождение индустриального мира, распространение его рациональности на социальную рефлексию.
    Но для того чтобы возникла социология, был необходим радикальный переворот в научном видении мира. Такой переворот, происходивший на протяжении всего
    Нового времени, выражался в постепенном формировании представления о позитивной науке, т.е. о знании, которое получено непосредственно эмпирическим или рационально-эмпирическим путем и противоположно спекулятивно- теоретическому типу знания, присущему философским системам и богословским построениям. Первоначально это касалось только естественных и математических наук, которые, стремительно развиваясь, способствовали формированию мировоззрения, альтернативного религиозному и характеризовавшегося стремлением исходить только из достоверной, полученной из опыта информации, и все выводы доказывать математически или проверять на опыте.
    Однако представления о человеке и обществе еще долго оставались прерогативой религии и спекулятивной философии. Человек рассматривался как исторически неизменяющееся творение Бога, а общество — как неизменный заданный свыше социальный порядок. Социальное положение конкретного индивида ионима- лось как предопределенное Богом и потому справедливое и неизменяемое.
    Христианское понимание общества содержало и представление о направленности истории: она должна была завершиться последней схваткой добра и зла и справедливым воздаянием всем людям по их делам. Идею эволюционного развития общества впервые в зачаточной форме высказал итальянец Дж. Вико (1668- 1744),
    считавший, что общество проходит эволюционный цикл, состоящий из трех стадий
    — «векабогов», «века героев» и «века людей»; в конце цикла общество впадает в кризис и погибает. Спекулятивные схемы социального развития были предложены немецкой классической философией, прежде всего Г.В.Ф. Гегелем, рассматривавшим историю как последовательное раскрытие в мире абсолютной логической идеи, как движение к самому разумному и адекватному социальному устройству. Таким образом, в рамках спекулятивной философии кристаллизовалось понятие историзма.
    Еще одним важным элементом развития философии, подготовившим возникновение социологии, стала разработка немецкой классической философией понятия деятельности. В отличие от более ранних представлений о человеке как неизменяющемся и пассивном творении Бога или столь же пассивном «чистом интеллекте», содержащем жизненные впечатления, человек классической философии — это носитель великих творческих и преобразующих мир способностей, перед которым стоит проблема определить границы своих возможностей и найти им применение. К такому пониманию генетически восходит понятие «социального действия».
    Следует отметить также интеллектуальное влияние философии И. Канта, впервые заговорившего о границах спекулятивного познания и подошедшего к выводу о невозможности философии как науки. Тем самым было показано, что сфера человеческой духовности и социальности не может быть достоверно изучена философскими средствами и философия должна только определять границы знания.
    Великим событием интеллектуальной жизни стало появление эволюционной теории происхождения видов Ч. Дарвина. Под ее влиянием у социальных мыслителей того времени сложилось стремление к объяснению общества и человека на основе естественно-научных знаний, с точки зрения биологических факторов — расовой принадлежности, наследственности, борьбы за существование. Современный историк науки Л. Мукьелли отмечает, что биологический подход составляет главную характеристику первых социологических учений. Такой подход сводил все многообразие индивидуального и социального в человеке к биологическому началу, страдал биологическим
    детерминизмом. Характерным примером может служить теория врожденной преступности Ч. Ломброзо: изучая физические характеристики индивидов, в частности черты лица, он делал вывод о наличии (отсутствии) у этого человека врожденной склонности к совершению преступлений.
    Однако все это показало возможность изучения природы человека и общества на основе методов естественных наук, т.е. позитивной науки о человеке и обществе, которая была бы такой же эмпирически доказательной, как биология или химия.
    Именно такой «позитивной наукой» хотел видеть социологию ее основатель французский философ-позитивист О. Конт.
    4. Познание – процесс приобретения знаний, деят-ть людей по созданию понятий, схем, концепций, обеспечивающих ориентацию в окружающем мире. Критерии отличий научного познания:1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвиденье будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.3) Непосредственная цель и наивысшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.4) Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов., которые объединяют отдельные знания в целостную систему.5) Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.6) Научному знанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.7) Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний.8) Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки.9) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование.10) Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности – отдельный исследователь, научное сообщество, коллективный субъект.
    Наука и обыденное познание. Сравнение 1. Наука – это историческое явление, возникновение которого было обусловлено особыми историческими факторами. 2.

    Наука и обыденное познание пользуются различными средствами. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Методы обыденного познания не специализированы и являются в то же время моментами повседневной жизнедеятельности. Приемы, посредством которых объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. 3. Существуют также и отличия научных знаний как продукта научной деятельности от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы; и не обоснованы.4. Есть отличия и по субъекту познавательной деятельности. Для обыденного познания особой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида, Обыденное знание и познание является базой и исходным пунктом становления науки
    Важнейшие особенности обыденного познания:
    1. форма существования - здравый смысл.
    2. субъект познания - человек без профессиональной научной подготовки.
    3. объект познания - то, что имеет практическую значимость.
    4. метод познания - метод "проб и ошибок", индуктивное обобщение, обыденное наблюдение и широкие аналогии.
    5. несистематизированность знания.
    6. синкретизм - объединение рационального и иррационального.
    7. отсутствие специальных средств выражение.
    Вывод: обыденное познание не хуже научного, оно имеет достижения превышающие научные, оно просто другое и имеет право на существование.
    5. Подразделение социологического знания на области макросоциологии и микросоциология представляет собой отражение реального опыта людей в постижении внешнего мира. В нашем опыте общества мы одновременно обитаем в разных мирах. Прежде всего, решающим образом и непрерывно, мы обитаем в микромире нашего непосредственного опыта с другими в отношениях лицом к лицу. Помимо этого, с различными степенями значимости и продолжительности, мы обитаем в макромире, состоящем из гораздо более крупных структур и включающем нас в отношения гораздо более абстрактные, анонимные и
    удаленные. Оба мира существенно важны для нашего опыта изучения общества, в котором микромир и макромир взаимодействуют, взаимно проникают друг в друга.
    Таким образом, понятия «макромир» и «микромир» отражают различные уровни анализа общества в социологической науке.
    Макросоциология — это теоретические и эмпирические исследования больших
    социальных систем и социальных структур, экономического и политического
    строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а так же
    факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теорию конфликта. Представители
    макросоциологии, рассматривая в качестве объекта своего исследования общества в целом и его крупные структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социетальных явлений и их несводимость к социально- психологическому уровню.
    Что касается микросоциологии, то к этой области социологического знания и познания принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений.
    Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее
    формирование как самостоятельной области исследования связывают с
    энергичным развитием техники прикладных социологических исследований
    экспериментальных процедур в 2030-х гг. прошлого века. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них (и даже сами дискуссии и критические выпады в адрес противников) по-своему обогащает социологическую теорию.
    6. Общественный идеал - представление о наиболее совершенном общественном строе, соответствующее социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющееся конечной целью их стремлений и деятельности.


    написать администратору сайта