|
социология. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1 Вопросы
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная/очно-заочная ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология Группа Эл19Ю271в
| Студент
|
| И.О.Макеев
|
|
|
| МОСКВА 2020
| Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1
Вопросы:
1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.
2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.
3. Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.
4. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).
5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.
6. Понимающая социология М.Вебера.
7. Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и
социокультурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина.
8. Концепция нелогического действия В.Парето.
9. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса.
Ответы:
1. Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда. Социальная динамика - это законы развития и изменения социальных систем. Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.
Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, непрерывно связано у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать. Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их роли в деле социальной интеграции. Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз, основанный и взаимный симпатии. Роль семьи - служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать природный эгоизм. Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа. В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится жить для других.
2. Основное учение Герберта Спенсера – учение об эволюции, которую он определяет так: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения». Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части:
1) Дифференциацию
2) Интеграцию.
Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.
3. Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца XIX — начала XX в., представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, т.е. разумного управления социальными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека. Наиболее крупные представители психологического эволюционизма — американские социологи Лестер Уорд (1841—1913) и Франклин Гиддингс (1855—1931).
4. Психология народов (или этническая психология) изучает психологический склад различных рас и народов. Появилась во второй половине 19 века под началом Штейндаля и Лацаруса (немецкие психологи и лингвисты). Они считали, что язык, религия, право, искусство, наука, быт и т.п получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума.
Лебон (1841-1931)
Основная идея заключается в том, что большими массами людей руководят бессознательные инстинкты.
Разделял толпу на типы:
Толпа разнородная:
Анонимная (уличная толпа, например).
Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д).
Толпа однородная:
Секты (политические, религиозные и т. д.)
Касты (военные, духовенство, рабочие и т. д.)
Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.)
Человек по его теории руководствуется двумя типами мотивации:
Биологическая (врожденная)
Умственная (приобретенная)
В толпе человек руководствуется больше биологическими мотивами, чем умственными.
Толпа иррациональна, в отличие от индивидуума, к этому приводит три фактора:
Анонимность — создаёт ощущение силы, при этом лишает чувства ответственности.
Заражение — бессознательное усваивание образцов поведения.
Внушаемость — наиболее важный механизм, потеря критической оценки стимулов и призывов к действию => неуправляемость и спонтанность
Тард (1843-1904)
Выдвигает две идеи для объяснения развития общества:
Подражание — люди копирует поведение друг друга во всём
Изобретение — адаптация к изменяющимся внешним условиям. Всё новое, что возникает в обществе, создаётся группой одарённых лиц, после чего их достижения распространяются, как круги на воде. Борьба изобретений приводит к конфликтам.
Михайловский (1842-1904)
Идеи:
О свободном выборе "идеала" — обоснование возможности изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении.
Теория "героев и толпы" — объяснение поведения толпы стремлением к подражанию
5. Одну из первых и плодотворных теорий развития общества в мировой социологии создал Э. Дюркгейм (1856—1918 гг.). В своей книге «О разделении общественного труда» он сказал о том, что общество движется от механической солидарности к органической.
Согласно Дюркгейму развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.
На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.
6. М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовс-кой социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XX в. к своеобразному «веберовскому ренессансу».
М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.
В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.
Однако Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д.
Отсюда «признание» – «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).
По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.
При перечислении возможных видов социального действия Вебер выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное.
1) Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.
2) Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях.
3) Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.
4) Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.
7. Питирим Сорокин – известный социолог ХХ века, живший и работавший в России и в США. Большое влияние на взгляды Сорокина оказали работы таких социологов, как Г. Спенсер, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, Г. Тард, Н.К. Михайловский, Л.И. Петражицкий, М.М. Кавалевский и др. Сам Сорокин называл себя учеником М.М. Ковалевского, так как в последние годы его жизни Сорокин занимал должность его личного секретаря. Сорокин стремился к созданию интегральной социологии, определению ее предмета и границ. У социолога О. Конта Сорокин позаимствовал мысль о законах функционирования и динамики, а у Г. Зиммеля – идею социологии, рассматриваемой как самостоятельная дисциплина, занимающаяся изучением родовых свойств явлений взаимодействия в социуме. Так им была создана интегральная социология, в которой общество выступало как процесс и результат социального взаимодействия.
Интегральная социология Сорокина – это социология, предмет изучения которой – социальные и культурные системы, рассматриваемые в своих структурных и динамических аспектах.
Интегральность социологии, по мнению Сорокина, проявляется следующими аспектами:
интегральная социология обобщает знания, касающееся социокультурных явлений и процессов, имея собственную методологию и отражая своим содержанием открытия, сделанные в других социальных науках;
интегральная социология занимается изучением всех сфер социокультурного пространства, исследую отдельные их элементы;
в интегральной социологии учтена масса факторов, объясняющих социальную реальность;
интегральная социология занимается исследованием статику и динамики жизни социума.
Интегральная социология Питирима Сорокина характеризуется следующими ведущими направлениями работы:
космосоциологическое направление, которым объясняются социальные явления и процессы посредством географических факторов; биосоциологическое направление, в котором общество рассматривается в качестве биологического организма;
социомеханическое направление, в котором общество предстает в качестве механического агрегата, основами функционирования которого представляются механические законы;
социопсихологическое направление, обуславливающее социальные процессы и явления состояниями психики людей;
социокультурное направление, рассматривающее развитие и функционирование общества как процесса «цикличности» иди круговорота разных культур.
Сорокин предпочитал рассматривать подробнее социокультурное направление, так как оно представляет действительную социологию в точном значении понятия.
8. По мнению Парето всякое человеческое знание имеет субъективный характер, однако оно может рассматриваться в двух аспектах и быть разделено на две категории, Парето назвал эти категории «объективной» и «субъективной». Объективная категория включает знание, которое, согласно нашим представлениям, соответствует фактам, подтверждается ими; «субъективное» включает знание, выступающее в качестве такового в сознании лишь некоторых людей.
«Логическими» действиями Парето называет такие действия, при которых средства логически соединены со своей целью не только в представлении субъекта действия, но также и в представлениях тех, кто обладает более обширными познаниями, т.е. имеющие смысл в субъективном и объективном отношении. Все остальные действия Парето называет «нелогическими», но при этом отмечает, что такие действия не являются непременно алогичными.
Проще говоря, для логических действий объективная цель идентична субъективной цели, для не логических действий объективная и субъективная цели отличаются друг от друга.
Классификация логических и нелогических действий
Все действия Вильфредо Парето классифицирует по классам, которые, в свою очередь, делятся на роды. Логические и нелогические действия относятся к первому и второму классам соответственно.
Нелогические действия делятся на роды в зависимости от наличия у них логической цели с объективной и субъективной точек зрения.
К первому классу Парето относит действия в области ремесел и научного труда, по крайней мере, те, которые совершаются людьми, хорошо знающими эти области.
По мнению Парето, у людей присутствует четко выраженная тенденция придавать собственным действиям «внешний облик логической продуманности», поэтому такие действия относятся ко второму и четвертому роду.
Третий род - это чистый тип нелогических действий, к таким действиям относятся инстинктивные поступки животных, хотя некоторые из них могут быть отнесены и к первому роду.
Характерные черты нелогических действий
Для изучения нелогических действий Парето рассматривает поведение животных и людей, приводя примеры инстинктивных действий насекомых, примеры возникновения логических обоснований у нелогических действий, рассуждает о формировании языка, анализирует многие поступки и пр. В результате исследований Парето приходит к выводам о проявлении следующих особенностей.
Существует нелогическое ядро, в котором соединены определенные поведенческие акты и некоторые слова, имеющие определенные результаты.
От таких ядер отходят многочисленные ответвления логических интерпретаций.
Логические интерпретации принимают формы, наиболее приемлемые для эпохи, в которой они появились.
Чисто нелогическое действие не трансформируется в действие логическое по форме, но сосуществует вместе с другими производными действиями.
Уровень образованности людей влияет на понимание того, что «определенные акты должны иметь своим результатом определенные факты», однако такая зависимость не является стабильной.
Нелогические действия приводят к созданию в целях их объяснения различных логических приемов и ухищрений - к попыткам придать нелогическим действиям «внешний облик логической продуманности».
Заключение:
Нелогические действия в жизни людей играют немалую роль, т.к. занимают значительную часть социальной сферы. На протяжении всей истории люди совершали огромное количество таких действий, пытаясь обнаружить и доказать в них рациональное объяснение происходящего в мире: природные явления, болезни, удачу и многое-многое другое.
По мере развития наук и других сфер знаний количество нелогических действий уменьшалось, однако они и по сей день занимают огромную часть всей человеческой деятельности.
9. Как известно, человек по своей природе существо общественное, и чтобы понять человека, необходимо постичь его социальное измерение. Здесь, однако, возникает целое поле проблем, связанных с трудностью однозначного определения феномена социума и социальности. Concepture публикует серию мини-лекций, посвященных различным социологическим концепциям.
Фердинанд Тённис родился в 1855 году. Он получил классическое филологическое образование в одном из пяти университетских городов Германии, в Тюбингене. В круг интересов юного студиозуса помимо античных текстов входила также социальная философия 18-19 веков. Особенно плотно он занялся изучением наследия Томаса Гоббса. Социополитическая проблематика, которую поднимал английский философ, побудила Тённиса к созданию собственной концепции, которую он изложил в своей работе «Общность и общество (теорема философии культуры)».
Фердинанд Тённис в академических кругах более всего известен как основатель так называемой «понимающей социологии», направления, сосредотачившего все внимание на целях и смыслах социальных действий людей. При этом сам Тённис придерживался позиций «формальной социологии», сторонники которой стремились выявить и определить вневременные принципиальные устойчивые формы социального взаимодействия без учета конкретного исторического времени и пространства.
Осознание многоуровневости социологической теории сподвигает Тённиса одним из первых создать иерархическую систему понятий. Поэтому он разделяет социологию на чистую, прикладную и эмпирическую. Первая изучает общество в состоянии статики, то есть неизменности. Особое внимание уделяется устойчивым социальным структурам (семья, труд, религиозные институты), их значению в формообразовании общества как целого.
Вторая исследует общество в аспекте динамики. Здесь основным предметом являются механизмы и закономерности социального реагирования на внешние и внутренние изменения, особенности общественной саморегуляции. Наконец, третья ветвь социологии (эмпирическая) занимается исключительно анализом статистических данных, поэтому Тённис называет ее социография.
В основе человеческой социальности, согасно Тённису, лежит воля. Существует два типа воли: естественная (сущностная) и рациональная (избирательная). В первом случае воля преобладает над мышлением, во втором наоборот – мышление над волей. Естественная воля в качестве основы формирует специфический вид социальных отношений, который Тённис именует «общность» (Gemeinschaft), рациональная воля же создает собственно общество (Gesellschaft).
Отношения между людьми в общности (Gemeinschaft) строятся на личном знакомстве и, соответственно, сущностном знании друг друга, доброжелательности и априорном доверии. Такие отношения характеризуются искренней открытостью и подлинной глубиной чувств. Общность может принимать как вид родственных связей, так и добрососедских отношений. В качестве примеров общности можно назвать первобытные племена, религиозные коммуны, цеховые объединения, деревни, кланы и др.
Общество (Gesellschaft), возникающее вследствие объединения людей на основе рациональной воли, напротив представляет собой связь между незнакомыми людьми. И поскольку незнакомые люди не могут естественным образом доверять друг другу, общество функционирует засчет искуственно созданных социальных институтов, регулирующих и регламентирующих человеческую жизнь.
Дихотомия общность/общество легла в основу различения традиционных и индустриальных обществ, а шире – культуры и цивилизации. Выстраивая систему оппозиций между параметрами общности и общества, Тённис выделяет следующие: знакомство – чуждость; доверие – недоверие; симпатия – антипатия; сущность – форма; взаимоутверждение (каждым человеком друг друга) – связанность (общими правилами); личность – личина (совокупность социальных масок).
| |
|
|