социология дз. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию N5
Скачать 26.47 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ Группа Студент МОСКВА 2022 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию N5 Основные типы стратификации и сертификационных систем Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы. Рабство - неотъемлемой̆ чертой̆ рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей. Обычно указывают на три причины рабства: долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Общие характеристики рабства: рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Касты - в такой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни. Индийское общество: наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом. Кланы - клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников – кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена. Кланы напоминают систему кастов: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Классы - системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса – одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Социальная мобильность: типы и виды, современные особенности Социальная мобильность – это перемещение индивидов или их групп между различными уровнями социальной иерархии (т.е. мобильность – это изменение места в социальном пространстве). Начало изучению явления социальной мобильности положил П.А.Сорокин. Он рассматривал данный̆ процесс как выполнение жизненно социальной функции. Основными характеристиками социальной мобильности выступают: направление, разновидность и направленность. Основными видами социальной мобильности являются: межпоколенная (интергенерационная, межгенерационная) – это изменение положения в социальном пространстве индивида по сравнению со статусом родителей; внутрипоколенная (интрагенерационная) – это сравнение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в разные моменты трудовой жизни. Основными типами мобильности являются: вертикальная – перемещение из одной страты в другую. Может быть восходящей или нисходящей. Как правило, восходящая мобильность, связанная с повышением социального статуса, доходов, является добровольной, а нисходящая – вынужденной; горизонтальная – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне социального пространства. Как разновидность выделяют географическую мобильность – перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если подобное перемещение сопровождается переменой статуса, то говорят о миграции. Факторы, определяющие социальную мобильность в обществе: исторический тип стратификации, состояние экономики, степень её развитости, социальная обстановка в стране, идеология, традиции, религия, образование, воспитание, семья, место жительства, индивидуальные особенности человека (талант, способности). Сорокин П.А. разработал теорию каналов вертикальной мобильности. В качестве подобных каналов выступают социальные институты: семья, школа, армия, церковь, собственность. Причем семья и школа являются одним из самых главных механизмов социального отбора, определения и наследования статуса. Советское общество одним из самых мобильных, так как доступное все слоям бесплатное образование открывало перед каждым возможности продвижения. Общие закономерности социальной мобильности: В периоды серьезных изменений в обществе появляются группы с ускоренной моделью мобильности ("красные директора" в 30-е гг.). Фактор происхождения (место рождения, социальный статус семьи) играет меньшую роль. Общее направление межпоколенной мобильности молодежи – из группы работников физического труда в группу работников умственного труда. Чем выше социальный статус родителей, тем чаще профессия передается по наследству, и наоборот. Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемы. Диалектика социального развития общества Диалектика общественного развития — это диалектика противоречий «живой жизни» людей. Человеческое общество - сложная динамическая система разнообразных материальных и духовных отношений индивидов и социальных групп. В отличие от процессов природы нельзя рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребностей, ценностных ориентации, воли, разума, чувств людей, характера их практических действий. Ведь история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Объединяясь в большие социальные общности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на основе в первую очередь отношений материального производства, люди сами (со всеми своими особенностями) предстают важнейшим фактором объективной диалектики общественного развития. Научное понимание социальных процессов требует тем самым изучать людей в их исторических действиях. При рассмотрении социальных процессов нужно непременно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание сознательного целеполагания и стихийности, взаимопроникновение классового и общечеловеческого в жизни отдельных индивидов и их сообществ. Человеческие качества существенно модифицируют функционирование всеобщих законов развития. В философском анализе исторических событий и общественных процессов нельзя ограничиваться лишь самыми общими диалектическими представлениями (о противоречиях как единстве и борьбе противоположностей, о переходе противоположностей друг в друга и т.п.). Их надо сопрягать с живыми социальными реалиями: интересами людей, их идеалами, надеждами, сомнениями, верой, знаниями, любовью и ненавистью, добротой и злобой и т.д. Все подобные человеческие качества, страсти и пороки не могут не сказываться на конкретных действиях людей. |