Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ

  • Вопрос 2. Менталитет как глубинная структура культуры. Ответ

  • Вопрос 3. Наука как профессия и призвание. Ответ

  • Практическая работа. Социология. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 10


    Скачать 20.85 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 10
    АнкорПрактическая работа
    Дата23.10.2021
    Размер20.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #253933




    Кафедра экономики
    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    СОЦИОЛОГИЯ


    Группа
    Студент


    МОСКВА 2020

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

    к семинарскому занятию №10
    Вопрос 1. Взаимодействие культур.

    Ответ: Особенности культуры. Взаимодействие культур, как процесс, является определенной формой существования культуры. Культура - это явление по своей структуре неоднородное и распадающееся на множество отличных друг от друга культур, которые объединены в основе своей национальными традициями.

    Проблема взаимодействия культур. Один из способов взаимодействия, или вернее сказать сопротивление взаимодействию, это изоляция культуры. Она является одним из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры в целом. Сущность изоляции культуры состоит в запрете любых изменений извне и пресечению любых чуждых влияний. Такой способ реагирования на влияние других культур приводит к тому, что культура перестает развиваться и превращается в набор прописных истин, которые не имеют ничего общего с постоянно изменяющейся окружающей жизнью. Для существования и развития любой культуре необходимы взаимодействие, открытость, признание равенства и уникальности каждой из существующих культур. Конструктивный диалог культур является основой для формирования и укрепления в человеческом сознании ценностей уважения, взаимопомощи и милосердия.

    Уровни взаимодействия культур. Выделяют следующие уровни взаимодействия культур: 1. Этнический – данный уровень взаимодействия характеризуется существованием двойственных тенденций. С одной стороны происходит взаимное усвоение элементов другой культуры, что способствует усилению контактов между представителями различных культур. С другой стороны на данном уровне процесс взаимодействия сопровождается усилением этнического самосознания. Особенностью его является то, что самые малочисленный этнические группы стремятся к защите своей неповторимости и уникальности. 2. Национальный уровень взаимодействия культур возникает на основе уже существующих этнических отношений. Взаимодействие между представителями различных культур возникает через совместную хозяйственную деятельность, осуществление государственной и политической регуляции, дополняется созданием единого государственного языка, являющегося языком межэтнического общения, принятием идей общественного строя его норм, обычаев и традиций, то есть осознанным принятием особенностей иной национальной культуры. 3. Центральным элементом, выполняющим регуляционную функцию, элементом национального единства, выступает государство, которое регулирует межэтнические отношения внутри своих границ и межнациональные в отношениях с другими государствами. 4. На цивилизационном уровне происходит объединение нескольких соседних народов, которые связаны общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями. Существующие культурные связи и контакты внутри цивилизаций гораздо сильнее, чем внешние контакты. Общение на цивилизационном уровне способно привести к очень высоким результатам при обмене различного рода достижениями: духовными, художественными, научными и техническими.

    Вопрос 2. Менталитет как глубинная структура культуры.

    Ответ: Менталитет (от французского mentalite – мышление, мыслительное содержание), понятие, призванное объединить в себе многообразие смыслов и значений, так или иначе ассоциирующихся с проблемой национально своеобразия культуры. На самом деле понятие «менталитет» шире, объемнее, нежели национальное своеобразие: возможно выявление и изучение ментальностей, охватывающих и другие общности, помимо наций. В этом смысле принято говорить, например, о менталитете кочевников, христианства как мировой религии, и о менталитете православия в отличие от католицизма и протестантизма; о различном классовом менталитете дворянства, крестьянства, буржуазии, разночинцев или пролетариата; о технократическом или гуманитарном менталитете в современном постиндустриальном обществе и т.п. Во всех перечисленных выше вариантах этого понятия менталитет понимается как совокупность глубинных смысловых и поведенческих структур, довольно размытых, составляющих малоизменяемый в течение длительного времени, а значит, метаисторический фундамент социокультурной истории, способствующий самоидентификации данной формы или разновидности культуры, вообще какой-либо духовной общности на всем протяжении ее становления и развития как ценностно-смыслового единства. Это совокупность констант, включающих жизненные установки, принципы, модели поведения, эмоции и настроения, опирающихся на глубинные зоны смысла а потому имеющих системообразующий характер для национальной культуры и ее истории, для становления и развития данной цивилизации. Менталитет воплощает в себе то общее, что лежит в основе сознательного и бессознательного, логического, рационального и эмоционального, интуитивного, мышления и поведения, веры и образа жизни, общественного и индивидуального, теоретического и практического, истории и современности, изменчивого и неизменного в эпохе, этносе, нации, церкви, гражданском обществе, типе деятельности, культуре, цивилизации.

    Национальным менталитетом мы называем глубинные структуры культуры, складывающиеся на протяжении длительного времени и определяющие типологическое, как национально-этническое, так и эпохально-историческое своеобразие цивилизации. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе истории, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути, от зарождения до расцвета и, может быть, гибели.

    Вопрос 3. Наука как профессия и призвание.

    Ответ: В настоящее время, когда в науке существует сильная спецификация и может преуспеть молодой специалист. При этом он должен помнить, что он стоит не на пустом основании. До него на протяжении тысяч лет были мужи науки, делающие большие открытия, благодаря которым он стал таким и изменился мир. Теперь его черед творить историю. После него будут еще века, на которые ему суждено повлиять и в которых его, возможно, будут помнить.

    Чтобы преуспеть в науке человек должен иметь призвание. Конечно, одного призвания недостаточно, необходим еще большой труд. Кроме того следует всегда помнить, что в большинстве случаев догадка приходит не в тот момент, когда упорно размышляешь за письменным столом, а в тот момент, когда ее ждешь меньше всего.

    Наука является активным процессом. В отличие от искусства, когда художник, написав свое полотно, создает шедевр на века, в которых оно и останется шедевром, в науке каждый из ученых должен быть готов к тому, что его открытия устареют, – они будут улучшены другими.

    Ценность науки и ученых в том, чтобы нести свет знания людям, которые находятся во тьме незнания. Она не может указать, как необходимо жить. На эти вопросы могут ответить пророки и Спаситель. Наука ценна ради знания как такового.

    К сожалению, в науке множество людей, которые относятся к ней как профессии, а действительно развивают только те, для кого она призвание.

    Наука похожа, в некотором смысле, на религию в которой ученый должен принести в «жертву» интеллект – это неизбежно.




    написать администратору сайта