социология. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 6
Скачать 29.92 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ Группа 22П176в Студент Р.Д. Горобчук МОСКВА 2023 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №6 Эрих Фромм и его радикальный гуманизм. Свою концепцию Фромм назвал радикальным гуманизмом. Перечень идейных источников, на которых основывается эта концепция, весьма интересен. В него входят теории З.Фрейда, К.Маркса и И.-Я.Бахофена, а также учения таких деятелей грандиозной культурной трансформации, названной К.Ясперсом "осевым временем", как израильские пророки и Будда. Это сочетание выглядит странным. Действительно, что общего между патриархальным библейским монотеизмом, не менее патриархальным Фрейдом (кстати, отождествлявшим себя с Моисеем) - с одной стороны - и открывателем матриархата Бахофеном - с другой? Что общего между буддизмом и учением Маркса? Идея Фромма состоит в том, что практически любое учение - как религиозное, так и светское - содержит авторитарную и гуманистическую составляющие. При этом если учение находится у власти, то начинает преобладать первая тенденция, а если в оппозиции, то преобладает вторая. Фромм считает, что реальная граница проходит не между разными учениями, а между этими двумя тенденциями во всех учениях. Он иллюстрировал эту мысль, зачитывая разным людям отрывки из "Экономическо-философских рукописей 1844 года" К.Маркса и выслушивая версии собеседников об авторстве этих отрывков. Назывались как Фома Аквинский, так и современные теологи, а популяризатор дзен-буддизма на Западе Дайсэцу Судзуки говорил, что это дзен. Название "радикальный гуманизм" говорит само за себя, - этот подход отрицает любые надчеловеческие (не надличностные, а именно надчеловеческие) цели для человека. Приведенных выше идейных вдохновителей концепции радикального гуманизма объединяет ориентация на решительную борьбу с господствующими над людьми иррациональными силами. Зигмунд Фрейд посягнул на сферу иррациональных инстинктов, применяя к ним силу познающего разума. Карл Маркс аналогичным образом вторгся в область социальной инфернальности, стремясь к ее преодолению путем переустройства общества на основах разума и свободы. Пророки боролись против любых форм идолопоклонства, считая человека выше идолов. Иоганн Якоб Бахофен, реконструировавший эгалитарную и миролюбивую стадию в развитии общества, нанес удар по иллюзии естественности преобладания таких патриархальных ценностей, как агрессивность, эксплуатация, конкуренция и социальная иерархия. Преодоление любых иллюзий, держащих нас в плену, проповедовал Будда - радикальнейший сторонник человеческой независимости. Подробный разбор с необходимыми обоснованиями всех этих учений, естественно, выходит далеко за рамки предлагаемой статьи. Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека никаким высшим силам. В этом состоит негативная свобода, свобода от. Но у свободы есть также позитивный аспект - свобода для. Одна только голая свобода от невыносима для человека, - утверждает Фромм в книге "Бегство от свободы". Поэтому личность, не сумев развиться до позитивной свободы и получив свободу негативную, спасается от нее, убегая в объятия новой зависимости. Типология социального характера Д.Рисмена Американский социолог Дэвид Рисмен является автором оригинальной концепции о типах социального характера, которая изложена им в книге «Одинокая толпа. Исследование американского характера» (1950). Д. Рисмен разделил все общества по признаку роста народонаселения и дал их характеристику. По его мнению, в истории существует три типа общества. 1. Общество «высокого потенциала прироста населения». Смертность и рождаемость в этом обществе примерно равны и обе очень высоки, рост населения незначителен. К этому типу общества Рисмен относил средневековую Европу и другие страны, которые можно назвать народными, статусными, общинными. 2. Общество «переходного роста населения». Для него характерны: смена стабильного соотношения смертности и рождаемости, бурный рост населения, резко возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация. Общество нуждается в новом типе социального характера, предприимчивом, инициативном, любящем риск и все новое. И такой характер появляется. К данному типу общества Д. Рисмен относил общество эпохи Возрождения и Реформации. 3. Общество «начинающегося спада населения». Это современное индустриально развитое общество (Америка, Западная Европа). Для этого общества характерно сочетание образования с возрастающим потреблением информации и образов, предоставляемых СМИ. Меняются способы и средства достижения целей, воспитания детей, отношения в семье. Этим трем типам общества, по мнению Д. Рисмена, соответствуют три типа социального характера. 1. «Ориентированный-на-традицию». В обществе «высокого потенциала прироста населения» социальный характер людей формируется на основе следования традиции, поэтому Рисмен называет его «ориентированным- на-традицию». Для него характерны следующие черты: высокая степень конформности; приверженность традиции и подчинение властным структурам; контроль за поведением со стороны семьи, клана, религиозной общины; приписываемый статус. Индивид занимает в таком обществе четко определенное место, играет строго фиксированные социальные роли; минимальная социальная мобильность; слабое развитие индивидуальности. Общество не испытывает потребности в социальной мобильности и индивидульности; внешняя мотивация, страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам. 2. «Ориентированный на-себя». Этот тип социального характера соответствует «обществу переходного роста». Его основными чертами являются: наличие внутреннего, а не внешнего источника мотивации. Человек ориентируется не на внешнее окружение, а на внутренний голос, который определяет его поведение. Зависимость от других людей кажется незначительной; предприимчивость, инициатива, любовь к риску; индивидуальность, самостоятельность, творчество; свобода в выборе целей; разнообразие средств достижения целей; меньший контроль со стороны семьи, клана, прочих авторитетов. 3. «Ориентированный-на-другого». Этот тип характера присущ обществу начинающегося спада населения. По мнению Рисмена, он возникает впервые в среде высшего среднего класса современной индустриальной. Одномерный человек в концепции Г.Маркузе. С 30-х годов Маркузе начинает разрабатывать так называемую «критическую теорию», направленную против культуры индустриального общества, несущей угрозу индивидуальной свободе. Этому посвящена его уже упомянутая работа «Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества». Развитое индустриальное общество, в представлении Маркузе, - это общество комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы. На ранних этапах индустриального общества права и свободы играли роль жизненно важных факторов. В процессе перехода этого общества на более высокую ступень они утрачивают своё значение, сдают свои позиции. Свобода мысли, слова и совести первоначально выступали как критические идеи, способствующие вытеснению устаревшей культуры и становлению более продуктивной и рациональной. Но постепенно они «вросли» в общество, стали его составной частью. Всё содержание общественной жизни - транспортные средства, средства массовой информации, пища, одежда, многообразные развлечения и т.д. - навязывает обязательные отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции. По мере того как продукты, которые обладают манипулирующей силой, становятся доступными для новых социальных классов, они превращаются в образ жизни. Возникает, по выражению Маркузе, одномерное мышление и поведение. Одномерное мышление систематически насаждается политиками и их представителями в средствах массовой информации. Современное общество благодаря технологиям зашло в тупик тоталитаризма. Технология не может быть безразличной по отношению к обществу и личности. В условиях капитализма она способствует подавлению индивидуальности и свободы. Происходит выравнивание людей на уровне их «усреднения». Это облегчает осуществление власти и господства одних над другими. Именно при таких технологиях возникает «одномерное общество». Критическое мышление людей потерялось под лавинами разнообразия продуктов. Люди теряют подлинность, становятся конформистами. Индивид не в состоянии критически оценить ни общество, ни своё место в нём, ни тем более перспективы собственного развития. Он становится «одномерным человеком». Его многостороннее культурное, социальное, моральное, чисто человеческое, индивидуальное развитие становится невозможным. Маркузе первым указал на любовное обожание, с которым люди относятся к приобретённым вещам. Раньше это чувство относилось к детям. Сейчас «люди видят себя через свои вещи. Их душа в их автомобиле, в их электронике, в их доме, в бытовой технике». Современное индустриальное общество, считает Маркузе, способствует формированию у своих членов определённой структуры элементарных жизненных потребностей («влечений»), которые соответствуют требованиям этого общества. Затем создаёт необходимые условия для их удовлетворения или по крайней мере не препятствует их реализации. Этим обеспечивается молчаливое согласие членов общества с существующим состоянием общества и со своим положением в нём. Главными среди потребностей, утверждает вслед за Фрейдом Маркузе, являются сексуальные - «влечения». Всё это означает, что революция против подобного «одномерного» общества может быть успешной только в том случае, если она выйдет на уровень жизненных индивидуальных потребностей. Маркузе имеет в виду создание необходимых предпосылок, которые бы способствовали превращению социальной революции в сексуальную, или, точнее говоря, соединению их в единую революцию. Таким образом, Маркузе был поставлен один из центральных социологических вопросов: «Как возможна революция в индустриальном обществе?». Занимаясь поисками ответа на него многие годы, он приходит к выводу, что его решение может иметь трёхуровневый характер. Первый уровень - сугубо индивидуальный. Революция должна была стать сексуальной, т. к. речь идёт об «освобождении» подавленных капиталистическим обществом эротических влечений. Второй уровень имеет уже культурный характер. Здесь главным является борьба против «репрессивной культуры» индустриального общества. Сущность «культурной революции» Маркузе видит в победе авангардистского сюрреалистического искусства, в котором выражается бунт сексуальных влечений. Наконец, третий уровень - социальный. Есть общественные группы, которые не интегрированы в современное индустриальное общество - представители стран «третьего мира», люмпенизированные слои, бунтующие, не согласные с истеблишментом, интеллектуалы, студенты, сексуальные и этнические меньшинства и др. Они осуществляют социальную революцию, направленную против тоталитаризма, репрессивной культуры индустриального общества. Следует отметить, что Маркузе (как и другие представители Франкфуртской школы) отказался видеть в рабочем классе главную революционную силу, как это считал Маркс. Основной аргумент состоял в том, что рабочим классом стали успешно управлять с помощью «массовой культуры», и он перестал представлять угрозу для индустриального общества. Поэтому на передовые революционные позиции выдвигаются новые социальные силы, о которых отмечалось выше. Единственное, что они могут противопоставить Системе, - это Великий Отказ, тотальное неприятие Системы и её ценностей. Трёхуровневая социологическая концепция революции получила большой отклик у новых левых, молодёжного (студенческого) движения, которые объявили «тотальную революционную войну» против капиталистического общества. Эта концепция обеспечила огромную популярность социологу среди различных групп и движений, и прежде всего среди экстремистов. Однако увидев, к чему приводит его идея «Великого отказа» на практике (терроризм, нигилизм и аморализм), Маркузе испугался такого их воплощения и отошёл от левых экстремистов. Это привело к резкому падению его авторитета в левых кругах. Особенно явно это проявилось, когда вышла работа «Контрреволюция и бунт». В ней Маркузе осудил экстремистские и террористические действия 1968-1969 гг. |