Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология

  • Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №10 7.

  • К. Маркса и Ф. Энгельса

  • Социология (11). практическое занятие. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 10


    Скачать 21.54 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 10
    АнкорСоциология (11
    Дата10.04.2022
    Размер21.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическое занятие.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #460156

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Социология



    Группа ММ20Л111
    Студент
    В.Г. Демиденко


    МОСКВА 2022

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

    к семинарскому занятию №10
    7. Массовая культура.
    Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

    Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

    • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;

    • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;

    • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.



    К основным составляющим массовой культуры относят:

    • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;

    • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;

    • систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;

    • тиражируемую мифологию — от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.


    3. Типы структурной динамики культуры.

    Культурная динамика исследует социокультурные изменения с позиций различения типов культурного влияния и характера культурных изменений.

    Различают 3 типами динамики: фазовой или этапной; циклической и инверсионной. Наиболее простая концепция культурного развития - традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации. Ядром ее выступают классовые интересы в одном из своих ведущих разновидностей - имущественных преимуществ.

    Еще одним типом динамики называют инверсию. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилась прочная структура. Чем меньше степень стабильности общества, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.

    Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости.Изменения в рамках цикла оказываются повторяющимися, общества движутся по подобным траекториям протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, т.е. такое, которое периодически возвращается к исходной точке.

    2. Интерпретация социологии культуры А.Вебером, Б.Малиновским, П.Сорокиным, Л.Уайтом и др.

    Социология культуры, в интерпретации А. Вебера, должна способствовать постижению логики истории. Согласно современным стандартам, проект А. Вебера следует рассматривать, скорее, как философию истории. Истинной основой для всякой крупной культуры является определенный тип социальной организации, как и О. Шпенглер, различал "культуру" и "цивилизацию". Однако в его концепции культура и цивилизации не последовательные стадии развития, а разные аспекты общественного бытия. Культура соотносится с "духовностью" – религией, философией, нравственностью, искусством.

    Малиновский стремился толковать те или иные проблемы конкретной культуры в терминах фундаментальных человеческих ситуаций, изучать функционирование отдельных элементов культуры внутри культуры как целого. Он понимал культуру как целостную интегрированную согласованную систему, все части которой тесно связаны друг с другом.

    Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая в свою очередь, является “основой и фундаментом всякой культуры”.

    Л. Уайт рассматривает общество и культуру в качестве разнопорядковых явлений. Общество трактуется им как скопление живущих вместе организмов, обладающих социальной организацией, которая есть аспект питательного, защитного и воспроизводящего поведения. Согласно Л. Уайту, культура, а не общество является специфической особенностью человеческого вида. Он определяет культуру как экстрасоматическую (внетелесную, надорганизменную) традицию, ведущую роль в которой играют символы. Символическое поведение он считает одним из главных признаков культуры. Большое внимание ученый уделяет выявлению специфики культурологического подхода, стремясь размежеваться с психологическим подходом к анализу культурных явлений. Правда, он не всегда обоснованно отождествляет его с положением о том, что человек есть причина культуры, что он – независимая величина, а обычаи, институты, убеждения есть зависимые и производные. Вместо психологического объяснения культуры, основанного на индивидуально–личностных качествах человека, он предлагает культурологическое, основные положения которого заключаются в том, что люди ведут себя так, а не иначе, потому что они были воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение народа, по его мнению, определяется «внешней экстрасоматической традицией», оно зависит от того, какова культура данного сообщества.

    С точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса, культура — это результат человеческой деятельности. Исходя из того, что существуют два основных вида деятельности, на которых базируются два вида общественного производства — материальное и духовное, можно выделить и два основных вида культуры — материальную и духовную. Однако подобная дифференциации весьма относительна, она правомерна в тех пределах, в каких речь идет о существовании и развитии культуры в условиях общественного разделения труда. Однако и в ситуации разделения труда сохраняется единство, целостность общественного субъекта деятельности, который может реализовать себя в различных по своему содержанию и своим результатам видах деятельности. Из этого следует, что между материальной и духовной культурой существует теснейшая взаимосвязь. Поэтому, исследуя материальную культуру, мы тем самым получаем ключ, позволяющий проникнуть в тайну духовной жизни той или иной исторической эпохи, той или иной нации, того или иного народа. И, наоборот, рассматривая феномены духовной жизни (идеи, доминирующие в конкретном обществе научные, философские, религиозные доктрины, идеалы, нравственные нормы и т.д.), мы получаем возможность реконструировать условия материального бытия людей, постичь особенности сложившегося в данном обществе экономического механизма, системы производства и распределения совокупного общественного продукта.


    написать администратору сайта