Практическая работа по социалогии. Практическая работа социалогия. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 4
Скачать 23.86 Kb.
|
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология Группа 21ГУ174в Студент О.Н Морозова МОСКВА 2022 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №4 ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. Общественное бытие имеет две стороны: • объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.; • субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей. Основными сферами жизни общества являются: • экономическая; • социальная; • политическая; • духовная. 3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: • производство; • распределение; • обмен; • потребление материальных благ (содержание экономической сферы). Экономическая сфера существует в следующих формах. • экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь; • деятельность институтов управления экономикой; • способ производства материальных благ. Способ производства материальных благ имеет две составляющие: • производительные силы; • производственные отношения. Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства. Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство: • орудия труда; • сырье и материалы • здания, сооружения; • транспорт и т. д. Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат: • отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату; • отношения обмена деятельностью на базе разделения труда • отношения по поводу распределения произведенных материальных благ. Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно: • создает материальную базу существования общества; • способствует решению проблем, стоящих перед обществом; • непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); • влияет на политические процессы; • влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги). 4. Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основные элементы социальной структуры общества: • классы; • страты; • сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях); • люди города и деревни; • представители физического и умственного труда; • социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); • национальные общности. По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: • классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и не собственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии; • стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии. Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.). Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ. Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно: • страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Италия, Япония; • страны со средним уровнем мобильности - Канада, Великобритания; • страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания. В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, "занятостью" мест в обществе. Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество— общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции. Тенденцией развития современного общества является: • превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами; • усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых групп". 5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются: • государство и государственные органы; • политические партии; • общественные организации; • профсоюзы; • иные институты. Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны. Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть. Основными функциями государства являются: • представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); • регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами); • охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; • внешнеполитическая; • интеграционная. Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти. 6. Основными элементами духовной жизни общества являются: • духовная деятельность; • духовные ценности; • духовные потребности людей; • духовное потребление; • индивидуальное сознание; • общественное сознание. Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия. Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Элементами общественного сознания являются: • обыденное и теоретическое сознание; • общественная идеология и психология; • формы общественного сознания Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности. Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия. Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй. Формами общественного сознания являются: • политическое; • правовое; • моральное; • научное; • религиозное. 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ИХ СПЕЦИФИКА И ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и др., которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим. Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых, национальных и других отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства. Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создаст большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли. Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества. Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении. Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д. Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для сто настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры. 6. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА Социальное развитие —длительный и постепенный процесс накопления изменений в социальной сфере, занимающий большой интервал времени. Четкая концепция поступательного общественного развития содержится в теории марксизма, однако процессы развития далеко не всегда можно оценить однозначно. Многочисленные примеры этого приводит история. Изучение процессов социального развития получило распространение в XX в. Особое внимание уделяется его внутренним причинам. Развивающиеся объекты, в частности такие, как общество, изучаются с позиции их организации, особенностей и причин функционирования. Социальный прогресс — переход от низшей ступени развития общества к более высшей. Социальный прогресс может охватывать все общество, а может быть применим к отдельным элементам его структуры. Понятие «прогресс» было в ходу уже в XVII в. Образованные люди эпохи феодализма спорили о его целесообразности. Были среди них и те, кто предпочитал прогрессу эволюцию. Существует также точка зрения, согласно которой развитие мировой истории требует иногда сделать шаг назад во имя будущих достижений. Прогресс в рамках этой концепции может происходить за счет дестабилизирующих процессов, разрушающих общество. К тому же результаты прогресса оцениваются каждым индивидом по-своему в зависимости от конкретной ситуации. В настоящее время выделяют несколько критериев общественного прогресса: экономические, технологические, социальные, гуманистические, идеологические, критерии знания. Это позволяет объективно оценить те или иные идеи с точки зрения их прогрессивности и пользы для общества. Критерий социального прогресса — это ценностно-идеологическая формула, соответствующая представлениям о совершенствовании социума. Технологический критерий прогресса информационного общества — эффективность технологии коммуникации, эмпирическое основание его выделения — рост объемов и скорости передачи информации с помощью информационно-коммуникационных технологий(ИКТ). Оперирование данным критерием несет регрессивные тенденции политически опасного тотального контроля информационных потоков, трудностей адаптации к новым способам информационного обмена, технократии. Критерий знания — уровень развития интеллекта людей и рациональных основ общественной жизни, его эмпирическое основание — повышение уровня образования в мире, рост объема знаний человечества в целом. Противоречие прогресса по критерию знания заключается в том, что в информационном обществе производится полезное, прикладное знание, одновременно с новым знанием также возрастает новое «незнание», неопределенность, риски, знание несет в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал. Экономический критерий - производительность труда в информационной экономике, основанной на инновационной ценности, основание его выделения - рост производительности экономики, основанной на применении знаний к знаниям, которые по природе неисчерпаемы. Проблемы применения критерия заключаются в том, что он не снимает противоречий развитого капитализма, в иллюзорности символического производства и информационного ресурса. Гуманистический критерий - свободная самореализация личности на основе доступа к информации и знаниям, эмпирическое основание выделения — увеличение свободы выбора, творческих возможностей, качества жизни. Противоречия прогресса в информационном обществе по данному критерию: преувеличение целерациональной основы жизни человека в ущерб духовности и нравственным основам; концептуальная подмена человеческого счастья его предпосылками (образование, комфорт, безопасность, информированность); преобладание роли пассивного потребителя, падение творческого потенциала, деструкция личности. Идеологический критерий — сохранение и приумножение культурного наследия и многообразия, эмпирическое основание — рост возможностей локальных культур заявить о себе в условиях глобальной коммуникации, «оцифровывание» и легкий доступ к культурному наследию с помощью ИКТ. Противоречия прогресса по данному критерию: экспансия западной культуры и приоритет ценностей техногенной цивилизации, коммерциализация духовной сферы, размывание культурных ценностей. Процесс развития, направление которого оценивается позитивно, определяется признанными ценностями. Он приближает нас к такому общественному состоянию, в котором реализуются некие важные социальные ценности. Прогрессивность всегда относительна. Она определяется ее привязкой к какой-либо группе, которая данную оценку формулирует. Она относительна в историческом плане. То, что считается прогрессом сегодня, вполне могло не оцениваться как прогрессивное явление вчера и даже могло быть воспринято как регрессивное. Прогрессивность зависит от принятых критериев прогресса, - признанных ценностей, - то что прогрессивно в соответствии с одним критерием, может не быть прогрессивно в соответствии с другим, противоположным, конкурирующим критерием, более того, в этой перспективе может даже представлять собой регресс. По поводу определенных критериев прогресса представляет собой фильтр, отсеивающий побочные, незначительные критерии. Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором: - возрастает число ее подсистем, - усложняется структура системы, - увеличивается число связей между элементами системы, - возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы. К основным формам прогрессивного развития общества относят реформы и революции. Хуже конечно, когда критерии прогресса касаются только частных интересов. Тогда отсутствует общее согласие о том, что является прогрессивным. В современной жизни очень сильно смешались направления и критерии. Где «левые», где «правые», где революция, где контрреволюция, где авангард, где арьергард? Что прогрессивно, что реакционно? Существует ли какой-либо убедительный критерий, позволяющий определить какое-либо общество как прогрессивное, считать каких-либо людей носителями прогресса, оценить какую-нибудь теорию, идеологию или доктрину как выражение прогресса? Понятие прогресса должно быть радикально переосмыслено и сформулировано в соответствии с вызовами в XXI веке. С точки зрения системного подхода в качестве основного критерия прогресса выступает повышение уровня организации системы, что находит свое отражение в такой дифференциации и интеграции элементов и связей, которая повышает степень целостности системы, ее адаптационные возможности, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. |