философия. Контрольные вопросы Каковы характерные особенности философии средневековья
Скачать 17.28 Kb.
|
Лекция Философия Средних веков Контрольные вопросы Каковы характерные особенности философии средневековья? Дайте характеристику этапов средневековой философии (патристики и схоластики) В чем отличие средневековой философии от античной? 1 Особенности средневековой философии представляют христианскую веру как инструмент для объединения всех людей, независимо от их материального положения, национальности, профессии, пола. Средневековые философы добились того, что каждый человек, принявший крещение, получил возможность обрести в будущей жизни те блага, которых был лишён в этой. Философия Средних веков - служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных истин, но и для прихода человека как личности к Богу. 2 Два периода философии Средневековья. «Патристика» (IV-VIII в.) - от лат. Pater – отец. Система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. «Схоластика» (VI-XVв.) – «школьная философия». Постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся нам доводы разума обоснование веры. 3 Античная философия - культ человеческого тела, разума, произведений искусства, природы как составляющей человеческого бытия. Антропоцентризм. Гуманизм. Средневековая же философия объявила человеческое (а в особенности женское) тело сосудом греха; культивировался аскетизм, равнодушие к земным благам. Взамен же предлагалось царство небесное и райское блаженство. Господствовал теоцентризм. Лекция Философия эпохи Возрождения Контрольные вопросы 1.Какие направления можно выделить в философии эпохи Возрождения? 2. Выделите основные характерные черты философии Возрождения. 3. В чем состоит сущность антропоцентризма как мировоззренческого принципа эпохи Возрождения? 4. Какие открытия в естествознании способствовали формированию философии эпохи Возрождения? 5. Что характерно для социально-политических воззрений эпохи Возрождения (подкрепите примерами). 1 Гуманистическое направление (XIV - XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви. Неоплатоническое направление (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма. Натурфилософское нгаправление (XVI - нач. XVII вв.), к которомупринадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Реформационное направление (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Мопцер, Жан Кальвин, Джон Усснлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью. Социально – политическое направление (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей. 2 Важная отличительная черта мировоззрения этой эпохи – его ориентация на искусство. При этом главное внимание уделяется человеку. Человек не только является объектом философского исследования, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Поэтому философское мышление Возрождения можно назвать антропоцентрическим. Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Для гуманистической философии эпохи Возрождения характерно рассмотрение человека в его, прежде всего, земном предназначении. Его отношения с природой и Богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого себя. Его позиция – гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, он склонен приписывать все свои заслуги себе. Человек сам теперь – творец, а потому фигура художника-творца становится символом Ренессанса, он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. Философские направления эпохи Возрождения, объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. 3 Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовавшему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос. В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. 4 Огромное значение для развития философии эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его, открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. 5 Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Например,: Макиавелли отделил политику от религии и морали, считая ее воплощением свободной человеческой воли. |