Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Философия. КР философия тема 73. Контрольнокурсовая работа по дисциплине Философия тема 73 Движение как философская категория студент гр. Иб161592 Хабибуллин Ренат Дамирович


    Скачать 54.68 Kb.
    НазваниеКонтрольнокурсовая работа по дисциплине Философия тема 73 Движение как философская категория студент гр. Иб161592 Хабибуллин Ренат Дамирович
    АнкорФилософия
    Дата28.10.2022
    Размер54.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР философия тема 73.docx
    ТипКурсовая
    #759935
    страница3 из 3
    1   2   3

    2.3 Философское значение теории относительности

    Разрешение этого противоречия было осуществлено Эйнштейном А. в 1905 г. созданием специальной теории относительности. Принципиально новым в теории Эйнштейна является утверждение относительности и пространства и времени, рассматриваемых в отдельности. Существенно иным стало понимание смысла одновременности двух событий. С точки зрения специальной теории относительности (СТО), два события, одновременные в одной инерциальной системе отсчета, будут неодновременными в другой системе, движущейся относительно первой. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить об одновременности двух событий лишь в том случае, если они произошли в одном и том же месте 6, с. 90-91.

    Утрата абсолютности одновременности означает, что не может быть единого времени в различных системах отсчета. В каждой такой системе имеется «собственное» время. Длина также стала относительной. В самом деле, что такое измерить длину какого-либо отрезка? Это значит одновременно зафиксировать его начало и конец. Однако поскольку понятие одновременности утратило свой абсолютный смысл, в различных системах отсчета длина отрезка будет различной. Причем установление, что длина отрезка будет сокращаться в направлении движения, а промежутки времени увеличиваться, т.е. течение времени должно замедляться. Возникает вопрос: реальны ли подобные релятивистские эффекты?

    Теория утверждает их реальность. Причем дело не в том, что каждый отрезок в разных системах действительно короче другого. Просто наблюдатели в каждой системе отсчета при измерении найдут, что отрезок в другой системе короче отрезка в их системе (например, каждому из двух одного роста людей, стоящих по разные стороны двояковогнутой линзы другой будет казаться меньше, хотя это не значит, что каждый из них меньше другого). Реальной же причиной изменений будет взаимное относительное движение тел. Таким образом, о длине тела, в отличие от классической физики, можно говорить лишь в отношении его к той или иной системе отсчета. То же самое относится и к временным промежуткам. Аналогией этому является то, что мы не можем говорить о скорости тела вообще, безотносительно к какой-либо системе, ибо не существует скорости тела самой по себе. Также лишены смысла понятия «верх» и «низ», «право» и «лево», если не указано, относительно чего устанавливается ориентировка в пространстве 10, с. 108.

    Развитие представлений о пространстве и времени показало, что как таковые пространство и время раздельно не существуют. Они являются сторонами единой сущности – четырехмерного «пространства-времени». Окружающий мир при этом, это мир событий, которые характеризуются местом и временем. СТО, показав относительность пространства и времени, ввела новый абсолют – четырехмерное «пространство-время», где три координаты пространственные, а четвертая – временная.

    В целом философское значение специальной теории относительности состоит в том, что она открыла неразрывную связь, единство пространства и времени. Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени и их взаимосвязи с материей связано с возникновением общей теории относительности (ОТО), одним из основных постулатов которой являются гравитационные уравнения Эйнштейна, где правая часть есть физическая величина, выражающая материю - энергию – импульс, а левая часть выражает геометрические свойства четырехмерного пространства-времени.

    Таким образом, уравнения Эйнштейна описывают одновременно и гравитационное поле, и геометрию пространства-времени. Установление зависимости гравитационного поля, а через него и пространства-времени от распределения в нем материальных масс является важнейшим фактором не только в физическом, но и в общем философском плане. В этом смысле уравнения Эйнштейна следует рассматривать как математическое выражение диалектического принципа, утверждавшего, что пространство и время как формы существования материи должны быть неразрывно связаны с материей и ее свойствами. Это значит, что ОТО в решении проблемы пространства и времени отличается от классической физики.

    Своеобразно в ОТО и проявление релятивистских эффектов. Согласно ей сокращение длин и замедление времени наблюдаются даже в рамках одной и той же системы отсчета, при переходе от одних точек системы к другим. Например, во всех точках, расположенных ближе к центру материальных масс, гравитационное поле будет интенсивнее и, следовательно, время будет течь медленнее, а длины отрезков короче, чем в точках, более удаленных от центра гравитации. В 1958 году немецкий физик Мисбауер открыл способ изготовления «ядерных часов», измеряющих время с громадной точностью. Опыты с применением эффекта Мисбауера показали, что у поверхности земли время течет медленнее, чем, положим, на крыше какого-либо здания 6, с. 122.

    Итак, общая теория относительности является новым подтверждением диалектико-материалистического учения о неразрывной взаимосвязи пространства и времени с движущейся материей.

    В заключение можно сказать, что развитие современной физики подтвердило правильность диалектико-материалистической концепции пространства и времени.

    Заключение

    Движение не только не означает существование материи, а неизбежно предполагает. У материи нет иных способов существования, кроме движения, так как движение – единственный способ ее существования. Поэтому движение и существование материи оказываются одним и тем же. Движение и есть существование материи.

    Взаимодействие является первым, что выступает перед нами при рассмотрении движущейся материи. Мы наблюдаем ряд форм движения: механическое движение, теплоту, свет, электричество, магнетизм, химическое соединение и разложение, переходы агрегатных состояний, органическую жизнь, которые все (если исключить пока органическую жизнь) переходят друг в друга, обуславливают взаимно друг друга, причем общая сумма движения, при всех изменениях формы, остается одной и той же. Например, механическое движение превращается в теплоту, электричество, магнетизм, свет и т.д.

    Пространство и время – формы движения материи, т.е. формы ее изменения, формы связи и взаимодействия. Без материи они ничто. Пространство и время – это не материя, не движение, не изменение, не связь и не взаимодействие как таковые, а только направление, структура, организация, форма движения в отличие от самого движения материи как содержания. Пространство – это не взаимодействие тел и частиц, а его организация и структура; время не само изменение, а только направление, порядок изменения. Существуют не пространство и время сами по себе, а движение материи. Пространство и время – только характеристики, признаки этого движения 4, с. 98-99.

    Познание сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Движущаяся материя полностью представлена ее движением и наоборот. Поэтому познавая материю, мы познаем формы и стороны движения.
    Список использованной литературы

    1 Ахундов М. Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. – М.: Наука, 1974. – 254 с.

    2 Бутаков А. А. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки. – М., 1974. – 264 с.

    3 Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. Высшее образование. – М.: Филол. общество «СЛОВО», ООО Изд-во «ЭКСМО», 2003. – 672 с.

    4 Крапивенский С. Э. Общий курс философии: Учеб. Для студентов, аспирантов нефилос. специальностей. – Волгоград: Либрис, 1999. – 471 с.

    5 Липкин А. И. Философия науки. – М.: Эксмо, 2007. – 605 с.

    6 Свидерский В. И. Пространство и время. – М., 1968. – 126 с.

    7 Солопов Е. Ф. Материя и движение. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1972. – 241 с.

    8 Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.

    9 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2001. – 272 с.

    Размещено на Allbest.r

    1   2   3


    написать администратору сайта