Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет»

  • Интернет-институт Кафедра философия Контрольно-курсовая работа

  • 1.2 Основные формы движения

  • Философия. КР философия тема 73. Контрольнокурсовая работа по дисциплине Философия тема 73 Движение как философская категория студент гр. Иб161592 Хабибуллин Ренат Дамирович


    Скачать 54.68 Kb.
    НазваниеКонтрольнокурсовая работа по дисциплине Философия тема 73 Движение как философская категория студент гр. Иб161592 Хабибуллин Ренат Дамирович
    АнкорФилософия
    Дата28.10.2022
    Размер54.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР философия тема 73.docx
    ТипКурсовая
    #759935
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    «Тульский государственный университет»
    Интернет-институт
    Кафедра философия


    Контрольно-курсовая работа
    по дисциплине «Философия»
    ТЕМА 73: Движение как философская категория


    Выполнил: студент гр.ИБ161592

    Хабибуллин Ренат Дамирович

    Номер договора: ИИ00573-19

    Преподаватель: к.и.н., доц.

    Соколова Светлана Николаевна


    Тула 2021
    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………3

    1. Движение и его сущность…………………………………………….…..5

    1.1 Принципы классификации форм движения…………………………….5

    1.2 Основные формы движения……………………………………………..8

    1.3 Свойства движения……………………….……………………………12

    2. Движение и развитие…………………………………………………….18

    2.1 Движение в пространстве и времени…………………………………..18

    2.2 Свойства движения в пространстве и времени………………………..21

    2.3 Философское значение теории относительности……………………..25

    Заключение………………………………………………………………….29

    Список использованной литературы………………………………………30


    Введение

    В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», в ряду с такими понятиями как «пространство», «время» или «энергия»; механическим перемещением, у которого может быть направленность и оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д.

    В диалектическом материализме движение – это объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать, и который не может существовать без неё. Согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии 2, с. 25.

    Для движения, как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить.

    Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.

    Мир, в котором мы живем и частью которого являемся – это материальный мир. В этом мире очевидно наличие какой-либо материи, движущейся материи. Однако проблемы взаимосвязи форм движения материи еще не решены и не могут быть решены по одной причине – бесконечная сложность реального мира и его процессов приводит к бесконечности их познания. Нельзя создать «вечную» и «окончательную» классификацию форм движения. Хотя в прошлом столетии это пытался сделать Евгений Дюринг. Предпринимаются попытки уточнить положения энгельсовского учения о формах движения и их классификации. Выдвигаются гипотезы о существовании ранее не известных форм движения – наличие космологической (Пахомов Б. Я., Панцхава И. Д.), кибернетической (Кедров Б. М.), ландшафтной (Самойлов Л. Н.) форм движения 3, с. 65.

    Особое внимание в этой работе уделяется таким формам движения материи как пространство и время. Сами по себе эти формы движения не существуют и существовать не могут. Взятые в абстракции от движущейся материи, они превращаются в пустые представления, существующие только в нашей голове. Именно такие пустые представления принимались за объективные формы философией и наукой больше двух тысяч лет. Согласно им, пространство и время – отдельные, самостоятельные, пустые формы, в которых располагается, пребывает и размещается материя.

    Однако, существуют не пространство и время сами по себе, а движение материи. Пространство и врем – только характеристики, признаки этого движения. Первое характеризует форму расположения одного подле другого, второе – форму последовательности одного подле другого.

    1. Движение и его сущность

    1.1 Принципы классификации форм движения

    Понятие «форма движения» имеет столь же фундаментальное значение, как и «материя». В этом понятии четко проявляются следующие наиболее существенные признаки материи:

    - источником саморазвития каждой формы движения материи является только ей присущее противоречие;

    - основу каждой формы движения материи составляет определенный тип взаимодействия структурных элементов, образующих в совокупности ее материальный носитель;

    - в каждой форме движения материи присутствует самостоятельная и достаточно широкая область объектов, процессов и явлений, не имеющая такого положения в других условиях;

    - для каждой формы движения материи присуща качественная общность и однородность, определяющая ее внутреннее единство при самых различных его внешних проявлениях;

    - каждая форма движения материи подчиняется своим общим законам развития, т.е. обладает самостоятельной единой сущностью;

    - каждая форма движения материи находится в строго определенной связи с соответствующим ей материальным носителем (ее субстратом), способом существования которого она является;

    - каждая форма движения материи представлена соответствующими науками, которые имеют ее в качестве своего самостоятельного предмета и не делят с другими науками 5, с. 44.

    Из признаков «материи» вытекают принципы классификации форм движения. Прежде всего, не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлений от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

    Каждая последующая форма движения материи не только сохраняет в себе эквиваленты всех предшествующих ей стадий и развивается на их основе, но, в свою очередь, оказывает значительное обратное влияние. При этом под движением понимается не какой-либо конкретный его вид, а изменение, вообще, происходящее в различных формах и обладающее внутренними источниками движения.

    Данное обстоятельство следует отметить особо. С одной стороны, изучение конкретных объектов, процессов и явлений материального мира тесно связано с вопросом о необратимости развития или со «стрелой» времени, что изначально предполагает существенные ограничения на степень обратного воздействия. С другой стороны, само обратное влияние высшей формы движения на низшую осуществляется в рамках количественно-качественных изменений. Например, противоречия в социальной форме движения материи дифференцируются в первую очередь количественными показателями. Это проявляется в том, что проблемы между отдельными индивидами (какими бы ни серьезными они не были) все же меркнут перед проблемами общества и, тем более, всего человечества 1, с. 116.

    Основной проблемой всего человечества является проблема сохранения жизни, что напрямую зависит от разрешения противоречия в биологической форме движения материи между организмом и внешней средой. Рост численности населения и увеличение его энерговооруженности усиливает антропогенное давление на природное окружение, что, в свою очередь, снижает возможности биосферы по поддержанию жизни. Сокращение жизненных ресурсов в биосфере приводит в биоорганизмах к преобладанию процессов диссоциации (распада) перед прямым субстратным синтезом. Такие изменения в химической форме движения материи немедленно отражаются на физическом эквиваленте биоорганизмов, где противоречие между массой и энергией начинает разрешаться в пользу первой стороны, т.е. происходит сокращение энергетических количественных показателей индивидов или их физическая смерть. Следовательно, абсолютно изолированного движения не существует, так как все формы движения материи взаимосвязаны между собой в пространстве и во времени.

    По- прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем или точнее, с набором определенных материальных носителей.

    Остается актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это по-существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм. И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

    С принципом генетической обусловленности тесно связан принцип несводимости высших форм движения к низшим на неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения материи на низшие. Это принцип качественной специфики всякой формы движения. В высшей форме движения низшие его формы представлены не в «чистом», а в синтезированном («снятом») виде. «Механические» движение руки человека – это результат сложения сложных процессов и собственно механического, и биологического, и химического, и. т. д. Поэтому всякая попытка создать чисто механический аналог руки человека абсурдна 6, с. 71.

    Абсурден и перенос животного мира на общество, даже если на первый взгляд кажется, что в нем господствует «закон джунглей». Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвестны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.

    С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскания в низших формах движения материи элементы его высших форм. Мыслящий булыжник – это нонсенс. Однако, это – крайний, так сказать случай, гипербола. Менее смешной выглядела, попытка одного из крупных советских учёных-биологов, который пытался создать обезьянам «человеческие» условия, рассчитывая через сотню – другую лет обнаружить в их потомстве антропоида (первобытного человека).

    И, наконец, нельзя включить и еще один очень важный принцип, лежащий в основании классификации форм движения материи – принцип связи каждой из них с определенной наукой. Этот принцип позволяет связать проблему классификации форм движения с проблемой классификации наук.

    Принципы классификации форм движения материи позволяют критически отнестись к редукционному механицизму, сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к закономерностям низших форм, а так же к витализму (от лат. жизнь) – философскому течению, абсолютизирующему специфику биологической формы движения и объясняющему специфичность всего живого наличием некоей особой «жизненной силы».
    1.2 Основные формы движения

    Любой вид движения, каждый совершающийся процесс подчиняются действию тех или иных законов. Можно сделать вывод, что формой движения, вообще, являются законы движения. Однако эти законы по-разному связаны друг с другом. Поэтому на основании некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения будем называть группы изменений, объединенные подчинением действию определенных законов.

    Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду с единичным.

    Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями 4, с. 73.

    Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, – распространение в пространстве полей, например, – это не механический процесс. «В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств». Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество. Под физическим движением Энгельс понимал следующие свойства: теплота, электромагнетизм, гравитация и т.п.

    Химическое движение – превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений». Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

    Биологическое движение – специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система». И социальное движение, с которым связано мышление.

    Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзма (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному).

    Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи – социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механический двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системой деятельности человека. А жизнедеятельность организма – условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности – масса 7, с. 33.

    Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном плане, она, тем не менее, должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и общественных наук.

    Выше указанная классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

    - пространственное перемещение;

    - электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

    - гравитационную форму движения;

    - сильное (ядерное) взаимодействие;

    - слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

    - химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

    - геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т. д.);

    - биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.);

    - социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

    Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

    Противоположную материализму позицию занимает энергетизм, выдвинутой немецким ученым Оставальдом В. В своей теории Оставальд пытался свести материю и движение к энергии (отсюда и произошло название теории энергетизма). Как известно, энергия – это физическая мера движения. Оставальд же объявляет энергией все, что существует в мире. Следовательно, и материя, и сознание, и познание – все это энергия, а поэтому материя и сознание являются производными от энергии и движения 6, с. 77.

    Современная форма энергетизма связана с попытками доказательства процесса превращения материи в энергию на основе известного закона соотношения массы и энергии Эйнштейна. Однако эти попытки оказались несостоятельными, как в физическом, так и в философском отношении.

    С физической точки зрения этот закон отражает пропорциональность взаимосвязи массы вещества и энергии ее межатомных связей и коэффициентом этой пропорциональности является квадрат скорости света в вакууме. С философской же точки зрения он лишь подтверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объективно существуют. Более того, они находятся в связи со столь же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя (электрическими, магнитными, лептонными, микролептонными и т. п.). И, наконец, этот закон, подтверждает принципиальное положение материалистической философии о возможности превращения всего во всё, в том числе и вещества в поле 9, с. 101.

    Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, «читаемых» экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.
      1   2   3


    написать администратору сайта