Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 1. Поэзия

  • Задание 2. Проза

  • Задание 3. Драматургия

  • 1 кт по литературе (20-30 годы). Контрольное задание 1 Литература 192030х годов. Итоги и перспективы


    Скачать 49.71 Kb.
    НазваниеКонтрольное задание 1 Литература 192030х годов. Итоги и перспективы
    Дата29.06.2022
    Размер49.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 кт по литературе (20-30 годы).docx
    ТипЛитература
    #620503

    Контрольное задание № 1

    «Литература 1920-30-х годов. Итоги и перспективы»

    Студентки первого курса филологического факультета группы «Педагогическое образование» Шармановой Александры Сергеевны

    Русская классическая литература на протяжении многих веков славилась сложившимся национальным своеобразием, являясь гордостью России и мировой культуры. Именно её яркие представители сказали новое слово о мире, о человеке, о жизни вообще, создав великие по своему художественному масштабу и значению произведения. К счастью, мы все имеем возможность читать шедевры, написанные настоящими мастерами, имена которых известны нам с самого детства. Век XVIII, век XIX, и, наконец, век XX. Как раз к нему мне хотелось бы сейчас обратиться и полностью окунуться в ту эпоху знаменитого «серебряного» века, которая смогла подарить России многих замечательных писателей и поэтов.

    1917 год вместе с Февральской и Октябрьской революциями потряс основы политической, идеологической и культурной жизни страны. Именно эти события и их последствия ставят перед обществом новые задачи, главная из которых - разрушение старого мира до самого его основания и формирование нового. По убеждению многих, новый человек должен быть коллективным, поэтому и искусству необходимо было говорить языком масс. Материала «о чём писать» для писателей и поэтов было более чем достаточно: революция, Гражданская война, советский патриотизм, справедливое будущее и коллективное общество…Главный вопрос заключался в том, как правильно всё это оформить. Вместе с писателями-мигрантами возникает литература русского зарубежья, существовавшая как политическое противопоставление литературе «метрополии». Представители этих двух больших групп для разрешения основной задачи стали постепенно объединяться в некоторые организации. Наиболее известными и значимыми стали группы: «Пролеткульт» (сторонники социалистического искусства), «Перевал» (сторонники принципов интуитивного искусства и его многообразия), «Серапионовы братья» (члены группы отстаивали независимость искусства от власти и политики), «Левый фронт искусств» (или «ЛЕФ», главными фигурами которого становятся бывшие футуристы, среди которых был В.В.Маяковский. Представители данного сообщества отстаивали принципы революционного по содержанию и новаторского по форме искусства), «РАПП» (или «Российская ассоциация пролетарских писателей», отстаивавшая идеологически чистое пролетарское искусство), «ОБЭРИУты» (или «Объединение реального искусства»). В отдельную организацию не были объединены представители новокрестьянской поэзии (имажинисты), члены которой считали фундаментом искусства нового времени фольклор, традиционную крестьянскую культуру, зародившуюся именно в деревне, а не в каком-либо индустриальном городе, уважительно относились к русской истории и культуре вообще, зачастую романтизируя её в своих произведениях.

    Также хочется сказать о явлении, которое, к сожалению, существовало в нашей стране в те годы – это феномен «потаённой» литературы. Многие произведения того времени стали «задержанными», «отсроченными», так как зачастую просто не допускались в печать, либо подвергались ужасной критике. Только в период хрущёвской оттепели советский, а в дальнейшем и русский читатель, имеет счастье читать эти запрещённые шедевры (не могу здесь не упомянуть превосходный роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», стихотворения замечательных поэтов О.Мандельштама, М.Цветаевой и А.Ахматовой).

    Я постаралась проанализировать общие характерные черты литературы того периода. Сейчас я постараюсь как можно подробнее рассмотреть начало нового столетия с трёх сторон – эпоса, лирики и драмы, чтобы было намного легче увидеть, какие тенденции присутствовали в каждом из этих блоков.

    Задание 1. Поэзия

    1. Многие поэты 20-30-х годов старались поддерживать традиции, сложившегося и устоявшегося в стране искусства, но уже основываясь на революционной тематике и идеологии (соответственно, происходит запрос на новую эстетику). Вместе с этим происходит деление уже небезызвестных поэтов на преданных социалистическим идеалам и их противников. Одни становятся «певцами революции» (например, А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин), другие занимают позицию «внутренних эмигрантов» (А.А.Ахматова, Н.С.Гумилёв), а некоторые были подвержены изгнанию из страны или эмигрировали добровольно (И.А.Бунин, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский). Поэзия становится революционно-романтической, включая в себя многочисленные элементы лирики и мечтательности. Многие поэты начинают экспериментировать с жанром, пытаясь внедрить свою авторскую новизну и уникальность. Например, продолжатели футуристов (Маяковский, Брик, Асеев) творят чудеса с визуальной поэзией (необычное расположение текстов, разные шрифты, появление новых метрик в стихотворениях, среди которых одним из самых известных становится тактовик, используемый Н.Тихоновым в «Балладе о гвоздях» и раритетная форма стиха, употребляемая В.Маяковским в стихотворении «Дней бык пег. Медленно лет арба…»). Особое внимание в лирических жанрах уделяется героям того времени (пионерам, октябрятам, комсомольцам), открытым людям, живущим активной жизнью, в которой постоянно бурлит деятельность, совершаемая в первую очередь во благо своим товарищам. Появляется целый ряд поэм, таких как «Смерть пионерки» Багрицкого, «Анна Снегина» и «Чёрный человек» Есенина, «Про это» Маяковского, «Двенадцать» Блока.

    2. Более подробно я бы хотела рассмотреть поэму Александра Александровича Блока «Двенадцать», написанную за несколько дней и представленную читателю в марте 1918 года. Автор произведения положительно принимает революцию, слышит её звуки, чувствует ритм. «Двенадцать» - символическая новаторская поэма, единственная в своём роде, имеет чёткую ритмическую организацию.

    События происходят в зимнем Петрограде. Поэма начинается с метели, которая является образом переворота, присутствия бесовского начала, охватившего не только Россию, но и весь мир вообще («Ветер, ветер – на всём божьем свете!»). Главным оказывается коллективный герой (что тоже указывает на связь с эпохой) – отряд красногвардейцев, несущий дежурство на ночных улицах города и готовый на всё, чтобы защитить новый мир от старого. «12» - цифра поистине необычная и загадочная, так как двенадцать – это количество апостолов и учеников Иисуса, а также в момент революции красногвардейские патрули действительно насчитывали по 12 человек. Также стоит отметить, что идёт параллель с образами разбойников, ведь в поэме не раз упоминается криминальное прошлое и настоящее некоторых из героев:

    Гуляет ветер, порхает снег.

    Идут двенадцать человек.

    Винтовок чёрные ремни,

    Кругом – огни, огни, огни…

    В зубах – цыгарка, примят картуз,

    На спину б надо бубновый туз!

    Стоит отметить, что лишь двое из двенадцати названы по имени – Андрюха и Петруха, остальные остаются безымянными до конца поэмы («идущие без имени святого»), поэтому реплики, произнесённые на протяжении всего произведения, можно приписывать любому члену отряда. Параллельно мы можем наблюдать ещё один сюжет – некий любовный конфликт, произошедший между Петром и Катькой, бывшей возлюбленной юноши. Увидев девушку, проезжавшую вместе с Ванькой на лихаче, красногвардейцы стреляют в своего старого товарища, но промахиваются: Ванька сбегает, а Катька остаётся лежать с простреленной головой. Как ни в чём не бывало, отряд отправляется дальше, но тут мы можем увидеть психологические переживания, угрызения совести и мучения одного из героев – Петра:

    И опять идут двенадцать,

    За плечами – ружьеца.

    Лишь у бедного убийцы

    Не видать совсем лица…

    Всё быстрее и быстрее

    Уторапливает шаг.

    Замотал платок на шее –

    Не оправится никак…

    Но товарищи не поддерживают его и даже осуждают, не понимая как в такое время можно переживать из-за смерти девки, образ которой, кстати, тоже является символом человеческих пороков. В поэме Катька представлена этакой анти-героиней, нетипичной представительницей образа русской женщины того времени.

    Помимо основного коллективного героя в поэме отражены ещё несколько образов: бабка, поп и старый пёс. В самом начале произведения мы можем наблюдать старушку, которая «убивается-плачет», завидев плакат «Вся власть Учредительному Собранию!». Она считает, что в нынешние времена государству необходимо заботиться о благополучии народа и уверена в том, что стране не нужна революция. Красногвардейцы призывают: «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь!», показывая тем самым, что даже церковь теперь лишена своей власти. Так появляется ещё один образ – «товарищ поп», покорный новой власти, которая не нуждается в вере и церкви. Наконец, третий, немаловажный образ – образ старого пса, который возникает в двенадцатой главе поэмы как символ старого, мертвенного мира, преследующего героев-революционеров («Только нищий пёс голодный ковыляет позади…», «Старый мир, как пёс паршивый»). Большое количество вопросов возникает в заключительной части произведения. Старый мир вот-вот рухнет, но виден ли просвет? Что всех ждёт после страшной вьюги? Революция обещала ещё больших разрушений, но разве можно построить что-то светлое на крови? Будет ли это будущее лучше? Эти и многие другие вопросы волновали автора, считающего, что пока у революции нет способности к созиданию. Сама поэма «Двенадцать» - становится неотъемлемой частью эпохи, демонстрируя все пороки и ошибки последователей революции. Но финал произведения всё же неоднозначен. Нельзя не заметить, что буря и вьюга, присутствующие во время всего действия, постепенно утихомириваются и появление Иисуса Христа «в белом венчике из роз» обещает спасение и даёт надежду на то, что народу хватит сил справиться с последствиями революции и попытаться сохранить и улучшить то, что создавалось на протяжении веков.

    1. Поэма «Двенадцать» отличается от других произведений Блока. Она настолько символична, что состоит из двенадцати разных по форме, но связанных частей, представляющих собой единое целое. Композиция в поэме – это не только расположение сюжетной линии в правильном порядке, но и соотношение всех частей по отдельности в совокупности с целым. Блок мастерски связывает все элементы, обращая внимание на мельчайшие детали, что читатель, сам того не замечая, становится свидетелем событий, наблюдая всё это как происходящее здесь и сейчас. Главы в поэме попарно симметричны, соотносятся друг с другом по принципу 1-я – 12-я, 2-я – 11-я, 3-я – 10-я,4-я – 9-я, 5-я – 8-я, 6-я – 7-я главы. Первая глава является экспозицией. Именно в ней автор сначала задаёт пространство вселенских масштабов, а затем сразу же переносит читателя в зимний и холодный, полуразрушенный и мрачный Петроград времён революции. Противоположная этой, складывается ситуация в последней, финальной главе: после событий, развернувшихся в городе, Блок, с помощью образа Иисуса обращается снова к Вселенским масштабам. Иногда повествовательная часть полностью отсутствует и действие описывается с помощью диалогов и монологов. Нет определённой метрики стихотворения, в каждой из глав – своя. Поэма, родившаяся из «духа музыки», непосредственно имеет чёткую ритмическую организацию. Главы связаны музыкальной темой марша, которая, по моему мнению, и является некой изюминкой произведения. Вообще, язык поэмы очень интересен: автор заменяет привычный литературный язык «голосом улицы», который становится ближе и доступнее народу. Также Блок использует некоторые фольклорные мотивы, романсы, лозунги, плакатные надписи, что помогает ему передать атмосферу революционного времени. Именно здесь великий символист позволяет себе окунуться в стихию простого народного языка, играя разными ритмами, используя повторы, междометия и даже звукоподражания (например, тра-та-та-та», - выстрел ружья, который присутствует практически в каждой из глав). Рифма в поэме непостоянна, а в отдельных эпизодах полностью отсутствует. Мне кажется, что больший упор Блок делал именно на то, чтобы с помощью простонародной речи (диалогов и монологов) читателю было проще понять дух того времени, когда гораздо больше волновало само событие, а не красивое его описание с помощью рифмы, эпитетов и прочих классических литературных приёмов.

    Таким образом, поэма А.А.Блока «Двенадцать» становится вершиной революционного творчества поэта. Даже сам он, будучи очень требовательным к себе человеком, только закончив писать, отметил: «Сегодня я – гений». Невозможно не согласиться, ведь Блок действительно гениален. Изначально славившись целым рядом замечательных стихотворений, поэмой «Двенадцать» поэт лишь подтвердил свой великолепный писательский дар.

    Задание 2. Проза

    1. Советская проза 20-30-х годов была целиком и полностью направлена на то, чтобы продемонстрировать сложившиеся в стране исторические перемены, поставить служение долгу выше велений сердца, коллективное начало выдвинуть на передний план, а личностное, наоборот, задвинуть. Так, практически любой человек, необязательно герой современности, становился воплощением идеи, лидером масс, воплощающим силу коллектива. В связи с этим становится популярным исторический роман – цельное по своей композиции произведение, описывающее недавно прошедшие события XX века. Большую известность приобретают романы Д.Фурманова «Чапаев», М.Булгакова «Белая гвардия», М.Шолохова «Тихий Дон». Именно эти знаменитые романы наглядно, через судьбу героев, показывают разлом в общественной и личной жизни людей, как из-за революций и гражданских войн были сломлены миллионы судеб. Здесь политические изменения, произошедшие в стране, вызывают больше негативные ощущения всенародной трагедии, чем радостное предвкушение чего-то великого и нового. Помимо этого, в 20-е годы начинает развиваться жанр юмористического и сатирического рассказа. Именно в этот период пишут И.Ильф и Е.Петров свои знаменитые романы о великом комбинаторе Остапе Бендере и его напарнике Кисе Воробьянинове «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Многие комедийные ситуации с ироническим подтекстом описывал в своих рассказах Михаил Зощенко. Ещё одним сатириком того времени был Исаак Бабель, известный уже как автор «Конармии» и написавший целый цикл «Одесских рассказов», повествующих о главном герое Одессы – Бене Крике. Большое внимание было уделено и возвышенным чувствам, нежности, любви. В романтическом ключе творил Александр Грин (Гриневский), написавший такие произведения, как «Алые паруса», «Золотя цепь», «Бегущая по волнам». Появляется роман-антиутопия Е.Замятина «Мы», вызвавший резонанс в обществе, так как был воспринят современниками как злая карикатура на социалистическое и коммунистическое общество. И, конечно, тут нельзя не сказать про восхитительный роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», судьба которого была достаточно непростой. Именно о нём я хочу поговорить более подробно, так как это одно из тех великолепных произведений, которое можно с лёгкостью назвать «вечным». Роман, который люди будут читать и каждый раз находить что-то новое, своё.

    2. Автором одного из самых известнейших отечественных романов был Михаил Афанасьевич Булгаков. Писатель родился 3 мая 1891 года в Киеве, там же ему удалось закончить одну из лучших киевских гимназий. Ещё в детстве будущий писатель проявляет свои способности в письме и любовь к книгам: в семь лет мальчик смог написать своё первое произведение «Похождения Светланы», в восемь – впервые читает «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго и запоминает роман наизусть. Затем Булгаков поступает на медицинский факультет в Киевский университет. Будучи ещё студентом, он пишет прозу на медицинскую тему. Затем получает диплом с отличием и начинает работать в деревне врачом. Булгаков был участником Первой мировой войны, некоторые годы работал военным врачом. Так, врачебная практика писателя была отображена в произведениях «Записки юного врача» и «Морфий». Булгаков любил творчество во всех его проявлениях: он очень часто посещал театр, а сохранять использованные билеты – его маленькая традиция. В дальнейшем и сам писатель представит себя как выдающегося драматурга, и даже сам будет принимать участие в нескольких спектаклях. Булгаков знал наизусть несколько оперных произведений, любимым из которых считалась опера «Фауст». В жизни литератора происходит множество интересных и значимых событий. С 1917 года Михаил Афанасьевич начинает принимать морфий на постоянной основе. В 1923 году он вступает во Всероссийский союз писателей. Произведения Булгакова начинают подвергаться всё больше и больше критике, и, наконец, к 1930 году его перестают печатать. С 1936 года писателю приходится зарабатывать на жизнь переводами. О личной жизни Булгакова известно, что он состоял в трёх браках: с Т.Лаппой, Л.Белозёрской и Е.Шиловской, которая и стала прототипом Маргариты в культовом романе. Но, правда, мало, кто знает о том, что само произведение «Мастер и Маргарита» писатель посвящал своей любимой женщине – Елене Нюренберг. С 1928 года он начал работу над своим знаменитым романом, который будет писать в течение 12 лет и закончит за месяц до собственной кончины. Произведение будет опубликовано и доступно читателю только спустя 26 лет после смерти автора. Наверное, поэтому последние годы своей жизни писатель проживает с чувством потерянного творчества. Стоит отметить, что с юности любимым автором Булгакова был Н.В.Гоголь, которому старался подражать Михаил Афанасьевич. Булгаков – писатель, предпочитающий мистику, его произведения – сочетание фантастического и реального. По сей день многие величают его «безумцем», а его роман – «Евангелием от Сатаны».

    3. Итак, «Мастер и Маргарита» - это по-настоящему мистический и бессмертный роман выдающегося писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова, в котором автор мастерски соединяет абсолютно разные эпохи (Москву 1920-1930-х годов и античные времена). Здесь переплетается несколько реальностей: советский быт Москвы 20-30-х годов, реальность могущественного Воланда и город Ершалаим. Булгаков ставит в произведении серьёзные вопросы философского и нравственного характера, чтобы показать читателю современную действительность со всеми пороками и недостатками общества. Для анализа мне были предложены главы 1, 12 и 25. В первой же главе под названием «Никогда не разговаривайте с неизвестными» мы можем наблюдать проблему, которая волновала писателя. В самом начале произведения Булгаков показывает читателю через образ пустослова Берлиоза характерную для того времени пропаганду атеизма, которая навязывалась невежественному и малограмотному советскому населению. Автор упрекает народ в безверии и с помощью такой фигуры, как Воланд, предупреждает о том, что человек не в силах управлять своей судьбой и что обязательно будет возмездие свыше. Воланд предлагает Берлиозу и Бездомному, как и всем людям, принимать веру в существование Иисуса как данность, не требующую никаких подтверждений («И доказательств никаких не требуется, - ответил профессор»).

    Двенадцатая глава «Чёрная магия и её разоблачение» насквозь пропитана сатирой. В ней автор описывает такие человеческие пороки, как жажда лёгкой наживы, жадность, желание задаром украсить себя, ничего не давая взамен, и стадное чувство. Хотя, стоит отметить, что не все люди были лишены чувства сострадания, если вспомнить момент, когда они просят вернуть голову, оторванную котом Бегемотом конферансье Бенгальскому («…милосердие иногда стучится в их сердца…»). Название главы символично: после всех событий, произошедших в театре «Варьете» во время сеанса Чёрной магии, действительно происходит разоблачение человеческих пороков, которые, к большому сожалению Воланда, не изменились с течением времени. Люди, находящиеся в постоянной погоне за внешним благополучием, красотой, блеском, совсем не замечают свой пошлый и безобразный внутренний мир.

    Как ни странно, третья предлагаемая глава «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» намного отличается своим содержанием от двух предыдущих, но и имеет несколько общих деталей, связанных с эпохой. К тому же, именно она является одной из самых значимых глав, связанных не только с Ершалаимом, но и с Мастером. Как нельзя ярко здесь отмечена тема трусости и позднего раскаяния, связанного с ней. Ведь именно боязнь впасть в немилость императора Тиверия вынудила Понтия Пилата обречь на смерть невиновного человека. Так же, как и жители современной Москвы (а именно члены того же МАССОЛИТА, такие как Берлиоз и другие, которые, упиваясь собственной властью сами не замечают, как начинают унижать и морально уничтожать человека, как это произошло с Мастером), Понтий Пилат в первую очередь думал о своей блестящей карьере и славе. В названии главы есть иносказание, ведь великий прокуратор Иудеи не мог наказать того, кто донёс на Иешуа, в то время как именно Га-Ноцри высказывается против власти.

    Что объединяет эти главы, изображающие три совершенно разных мира? По моему мнению, это – возможность выбора, которая всегда есть у человека: будь это вера в существование Иисуса, паническое влияние общего ажиотажа или трусость и решительность.

    В романе-мифе Булгаков старается избегать упоминаний высокопоставленных лиц (например, в тексте нет начальников выше председателя МАССОЛИТА и директора театра), но через некоторые детали время легко угадывается, то есть писатель даёт не изображение, а ощущение времени.

    1. Основными героями всего романа являются несколько персонажей: Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат (Ершалаим), Мастер и Маргарита (Москва) и Воланд вместе со своей свитой (Потусторонний мир). В данных для анализа главах, конечно же, на первый план выходят две значимые фигуры произведения – Понтий Пилат и Воланд.

    «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого месяца нисана…». Наверное, уже понятно о ком пойдет речь. Конечно, начну я с героя Ершалаимского мира, которого и Булгаков, и Мастер считают главным в своих романах. Понтий Пилат глубоко несчастный человек, хотя бы потому, что он ужасно одинок и единственное существо, к которому он привязан – это его собака Банга. Несмотря на власть, которой он обладал, прокуратор был ранимым мужчиной, скрывавшим под маской деспота своё настоящее лицо. На протяжении долгих лет он привык воспринимать казнь заключённых как должное, ни разу не задумываясь над тем, что у каждого из этих людей была своя жизнь, которой в один момент приходит конец. Но в любой закономерности есть исключение, каким был Иешуа Га-Ноцри – бродяга-философ, открывший прокуратору Иудеи глаза во время их диалога. Пилат понял, что арестованный совершенно невиновен в предъявленном преступлении. Но при всей данной ему власти, Понтий Пилат всё равно не смог отменить приговор и освободить бродягу. Здесь великий прокуратор Иудеи, Понтий Пилат, выступает как человек трусливый и слабый, совершивший невольное предательство, которое заставит его раскаиваться в содеянном «двенадцать тысяч лун» и лишит нормального сна. Выбор в качестве главного героя ершалаимских глав именно Пилата неслучаен: прокуратор может спасти Иешуа, он даже предпринимает попытки это сделать, но в конце концов сдаётся, не желая ставить под угрозу собственную жизнь и карьеру. Именно здесь, в Ершалаиме, Булгаков с помощью поступка Понтия Пилата показывает роковую необратимость каждого поступка. Писатель демонстрирует то, как человек, который никогда не интересовался теми людьми, которых он беспощадно казнил, внезапно становится способным к состраданию, раскрывается с совершенно другой, непривычной стороны. Понтий Пилат становится человеком, который постоянно прокручивает у себя в голове один и тот же диалог с бродягой-философом, где он, великий прокуратор Иудеи, всё-таки даёт Иешуа Га-Ноцри шанс остаться живым и гулять вместе с ним по лунной дороге, чему в конце романа всё-таки суждено сбыться. Он получает прощение за наказание спустя только 2000 лет, испытывая все эти бесконечные годы ужасные угрызения совести. Иешуа прощает его, обратившись к Воланду с просьбой отпустить Понтия Пилата.

    Воланд, он же сатана, является мастерским воплощением философской задумки Булгакова. Именно Воланд будет ключевой фигурой на протяжении всего романа, как представитель Потустороннего мира вместе со своей свитой, которую составляли три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и ещё девушка-вампир Гелла. Итак, Воланд представал перед людьми в разном обличии (например, Ивану Бездомному и Берлиозу он представился как профессор истории). Каждый, кто сталкивался с ним, описывал его по-своему, поэтому точного описания внешнего вида сатаны мы в романе наблюдать не можем. Было известно, что он прихрамывал на одну ногу (потом автор пишет о том, что всё-таки он не хромал), «росту был не маленького и не громадного, а просто высокого», «лет сорока с лишним» (хотя мы знаем, что это условные цифры, а настоящий возраст сатаны равен тысячелетиям), «выбрит гладко, брюнет», «глаза разного цвета», «словом – иностранец». В общем, Воланд был настоящим мастером перевоплощения не только в стиле и в одежде, но и в поступках: князь тьмы мог и наказать, и наградить, причём делая это всё по-дьявольски, но справедливо. Он предпочитает не марать свои руки, совершая непристойные и грязные дела. Именно для этого ему и нужна была помощь его преданной свиты. Единственной жертвой Воланда становится Барон Майгель – изменник и шпион – современный Иуда. Москвичи же после встречи с тёмными силами отделываются испугом и неприятными воспоминаниями, иногда даже изменяясь в лучшую сторону (как это произошло с Варенухой, превратившегося из наглого хама в отзывчивого и вежливого человека). Воланд умён и начитан, мудр и обаятелен. Если наблюдать за его поведением в первой главе, то можно заметить, что он достаточно воспитан, вежлив, рассудителен. Он является, так называемым, носителем справедливого возмездия. «Иностранец» предупреждает самоуверенного Берлиоза, утверждающего, что всё в этой жизни можно рассчитать и предвидеть, о скорой гибели. Реальность оказывается важнее всяких теорий, доказательство чему Берлиоз получает буквально за несколько секунд до смерти.

    В двенадцатой главе романа Воланд устраивает сеанс «Чёрной магии», благодаря которому хочет узнать ответ на один из самых важных философских вопросов всего произведения: «изменились ли эти горожане внутренне?» Именно здесь сила разоблачения жителей Москвы тёмными силами достигает своего апогея. Сравнивая людей нынешних и людей, живущих сотни и тысячи лет назад, Воланд делает интересное заключение: «Ну что же… они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. Ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

    Возможности зла ограничены. Воланд обретает полноту власти только там, где истребляются честь, вера, достоинство, правда. Он не представлял абсолютно никакого зла для тех, кто был чист сердцем, совестью и поступками. Люди, опошливаясь и ожесточаясь, сами открывают ему свои умы и души.

    Персона Воланда, князя тьмы, сатаны, дьявола, духа зла и повелителя теней вызывает противоречивые чувства. Его можно любить, можно ненавидеть, можно бояться, можно уважать, можно презирать, а можно восхищаться… Точно лишь то, что он никого, абсолютно никого, не может оставить равнодушным.

    1. «Мастер и Маргарита» - сложный и многоуровневый роман, построенный по принципу «роман в романе», так как соединяет роман Мастера о Понтии Пилате и роман о самом Мастере. Само произведение совмещает в себе три абсолютно разных мира: Ершалаимский, Московский и Потусторонний. Исследователи обращают внимание на «определённую соразмерность», заложенную в композиции романа. Он состоит из двух частей, в одной из которых сюжетные линии связаны с Мастером, в другой – с Маргаритой. Структура романа была тщательно продумана Булгаковым, ведь здесь можно увидеть чёткое распределение «пропорций» по двум половинам произведения: первая наполнена вопросами, вторая – ответами, в первой основные герои – рассказчики, во второй – деятели. Также постоянное соотношение злодеяния и возмездия (Воланд и москвичи), расставания и встречи (Мастер и Маргарита), казни и воскресения (Иешуа Га-Ноцри). Роман о Понтии Пилате является философским ядром произведения, незримо присутствующим во всём пространстве романа, на всех его уровнях, проникая в сознание различных героев через рукопись Мастера, в котором он «угадал то, что было на самом деле». Булгаков в художественной форме перерабатывает евангельскую историю. Главы с Ершалаимом и его героями вводятся в основу текста тремя способами: начало истории рассказывает Воланд Берлиозу и Ивану Бездомному на Патриарших прудах, казнь Иешуа Га-Ноцри снится Бездомному в доме сумасшедших и, наконец, главы об убийстве Иуды и встрече Левия Матвея с Пилатом читает по восстановленной рукописи Маргарита.

    Автором используются стилистические и художественные приёмы, которые целиком и полностью зависят от темы. Так, например, когда действие романа происходит в шумных и многолюдных московских сценах, то Булгаков использует гротеск. Отдельная глава под названием «Конец квартиры №50» представляет собой некую пародию на «сыщицкие» повести и рассказы. История о Понтии Пилате создаётся пером писателя-реалиста. В описании любовной линии произведения преобладают лирические мотивы. Можно заметить, что во время романа, несколько раз меняется образ рассказчика. В сценах, где принимают участие представители свиты Воланда – Коровьев и Бегемот, повествователь играет роль озорного шалуна, в Ершалаимских главах он предстаёт серьёзным летописцем, в эпизодах о МАССОЛИТе и «Грибоедове» становится «желчным визитёром». Также не могу не отметить, что многие фразы персонажей романа с годами превратились в самые известные цитаты и афоризмы, например: «Правду говорить легко и приятно», «Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя», «Никогда ничего не просите, особенно у сильных, они сами предложат и сами всё дадут». Ну, и конечно, самая главная – «рукописи не горят» - фраза, которой я хочу подытожить свой небольшой анализ этого поистине прекрасного шедевра, и которая как ничто другое может служить лозунгом этого мистического романа. Романа, который смог, несмотря ни на что, обрести любовь читателя, спустя уже многие годы после своего выхода в свет, не говоря о самом написании пером настоящего гения.

    Задание 3. Драматургия

    1. Произошедшие в стране революции, не сразу нашли своё отражение в драматургии. В 20-е годы XX века появляются пьесы о новых исторических героях, о восстаниях и мятежах, чётко разделяясь при этом на несколько поджанров:

    • Героико–романтическая пьеса, в основе которой любой глубокий конфликт (социальный, политический и т.д.), тема рождения нового мира на обломках старого. К таким произведениям относились «Любовь Яровая» Тренёва, «Разлом» Лавренёва.

    • Семейная хроника и самая знаменитая пьеса, ставшая «первой политической пьесой советского театра» (Луначарский), и которая была написана в этом жанре – «Дни Турбиных» Булгакова (создана писателем на основе романа «Белая гвардия») Одно из лучших произведений драматургии о гражданской войне, о переломанных судьбах людей, которым довелось жить в эту нелёгкую эпоху. Именно эта пьеса станет вершиной театральных успехов великого писателя. Однако, сценическая судьба «Дней Турбиных» оказалась сложной. Спектакль был встречен в штыки официальной критикой и вскоре был снят с показа, однако с 1932 года был снова восстановлен. Пьесу играли в главных театрах не только нашей страны, но и за границей, правда уже, переведённый её вариант (переводом и постановкой за рубежом руководил Каганский).

    • Сатирическая драма: пьесы наполнены идеей осмеяния всякого рода уродливых явлений, порождённых НЭПом. Именно здесь мы можем наблюдать за тем, как авторы высмеивают мещанство (бюрократов, карьеристов и т.д.), которое становится главным и излюбленным объектом писателей тех годов. Помимо того, что Булгаков не раз затрагивает эту проблему в романе «Мастер и Маргарита», он продолжает это прекрасно демонстрировать в своих комедиях «Зойкина квартира», «Блаженство», «Иван Васильевич». С помощью гротеска, резкого поворота драматической ситуации и метких реплик Булгаков разоблачает подноготную «Ателье мод» Зойки. Здесь автор безжалостно обнажает внутреннюю гнилую сущность дельцов, использующих новую экономическую политику в корыстных целях. «Зойкина квартира» становится некой изнанкой нового мира, который оказывается чуждым советской действительности. Также, помимо Булгакова в этом жанре писали В.Маяковский (пьеса «Клоп»), М. Горький (пьеса «На дне»).

    К 30- м годам тематика пьес сменяется на пафос всенародной борьбы за торжество революционной правды. Здесь в основном наблюдается героико-романтическая драма: В.Вишневский творит свою «Оптимистическую трагедию», Н.Погодин «Аристократов», «Темп», «Поэму о топоре» и пьесу «Мой друг». В этих произведениях драматурги изображают героический массовый труд людей во времена Гражданской войны и в последующие годы.

    Итак, я постаралась рассмотреть литературу одного из периодов XX века. 20-30-е годы этого столетия были непростыми как для граждан страны, так и для писателей. Менялся облик страны, его политическая и идеологическая стороны, соответственно, менялись и творческие поиски писателей. Русская литература этого периода намного полнее и глубже смогла передать мироощущение простого человека, жившего на Родине или вынужденного покинуть её по какой – либо причине. Автор старался через образ своих героев передать весь трагизм и ужас, присутствовавших тогда в жизни каждого человека. На примере лишь нескольких произведений и описания некоторых тенденций, я отобразила главные, на мой взгляд, характеристики этой непростой эпохи.



    написать администратору сайта