Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему необходимо далее развивать дискурс «подлинного Ислама»

  • Работа. Контрольной работы Общественнокультурное развитие стран мусульманского Востока


    Скачать 228.99 Kb.
    НазваниеКонтрольной работы Общественнокультурное развитие стран мусульманского Востока
    АнкорРабота
    Дата30.04.2023
    Размер228.99 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла731748.rtf
    ТипРеферат
    #1099486



    Содержание


    Введение 2

    1. Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока 3

    1.1 Современная исламская культура 3

    1.2 Фундаментализм 6

    1.3 Основные характеристики досуга в странах исламского мира 9

    Заключение 13

    Список используемых источников 15


    Введение



    Тема контрольной работы «Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока».

    Мусульманская культура, являющаяся составной частью мировой культуры, сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные области жизни разных стран мира.

    Отсюда проистекает естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока. В России изучение мусульманской культуры имело не только академическое, но и общественно-политическое значение, что обусловлено непосредственным соседством с мусульманскими странами, а также тем обстоятельством, что определенная часть населения России исторически связана с мусульманским историко-культурным ареалом.1

    Целью контрольной работы является изучение общественно-культурного развития стран мусульманского Востока.

    Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

    1. Рассмотреть исламскую культуру на современном этапе.

    2. Раскрыть понятие исламского фундаментализма.

    3. Рассмотреть основные характеристики досуга в странах исламского мира.

    Объектом контрольной работы является культурное развитие.

    Предметом - культурное развитие стран мусульманского Востока.

    Теоретической базой для написания контрольной работы послужили материалы таких авторов, как Шишова Н. В., Малашенко А. В. и др., а также материалы с Интернет-серверов.


    1. Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока



    Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше – ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство – разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н.э. основали торговые фактории. Во II в. до н.э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.2


    1.1 Современная исламская культура



    Двадцатый век принес с собой небывалые и стремительные перемены. Ими оказались затронуты все сферы человеческой жизни. Ближний Восток, т. е. арабскомусульманский ареал, испытал на себе эти перемены наравне со всем остальным миром.

    В Европе модернизация началась вместе с индустриализацией и коммерциализацией (иначе — обращением в товар человеческих отношений), процессами главным образом экономическими, которые заставили общество освоить новые способы производства и распределения товаров и отказаться от традиционных моделей экономических отношений. В экономике важнейшим принципом стало накопление капитала. Люди, прежде привязанные к земле и сезонным работам, теперь стали сами принимать хозяйственные решения и действовать по своему усмотрению. Подобная свобода выбора уводит человека от традиционного уклада жизни и расширяет спектр его ожиданий. На Западе процесс индустриализации проходил в специфических условиях и сопровождался нововведениями, которые изменили и всех людей по отдельности, и общество в целом. Людям пришлось стать более мобильными и научиться чувствовать и принимать перемены. Модернизация на этом не завершилась, и сегодня, в так называемую эпоху постмодернизма, индустриализация перестала быть ее непременным условием. Технологии теперь импортируются оптом, а крупные отрасли промышленности сокращаются.

    Модернизация — это процесс, который в нормальных условиях создает общество модерна. Происходит это, когда общество становится всерьез озабочено тем, как человек делает выбор, будь то нравственный, личный, экономический или политический. Для современных людей главной является проблема рационального выбора. Выбор предполагает взвешивание альтернатив, право сомневаться в эффективности решений, предлагаемых традицией или политиками. Недаром говорят, что модерн институционализировал сомнение в норму. Свобода выбора и право на сомнение невозможны без рациональной дискуссии и полемики, и у рационально настроенных людей могут быть разные мнения по поводу ее результатов.

    Одна из главных установок модерна — это вера в способность человека управлять социальными и природными явлениями. В девятнадцатом веке очень многие на Западе верили в неизбежность прогресса и в силу человеческого разума. В современном же мире, где процесс модернизации еще продолжается, вера во всеобъемлющие решения почти угасла, а прогресс, если он вообще признается, представляется лишь частичным и прерывистым.

    Противники модерна, защищающие то, что они воспринимают как традиционный образ мышления, считают, что нынешние перемены нашему миру ни к чему. В переменах они видят лишь нечто новое и наличное — не более. Модерн в их глазах — это система правил поведения, которая, не будучи шагом вперед, просто вытеснила другие системы. При этом они не видят никакой необходимости в новом для ума и сердца человека.

    В арабском мире разгорелись споры о сравнительной ценности модерна и аутентичности (асала), понимаемой как верность самому себе. Защитники последней считают чрезвычайно важным вопреки стремительным, кардинальным переменам сохранять свою самобытность. Они утверждают, что перемены разрушают исконную систему культурных ценностей, хотя и могут быть обращены вспять посредством нового осознания начал ислама. Настоящее для них — это лишь промежуток между утратой подлинных корней и новым их обретением. Эти люди ведут войну против современного мира. Пусть внешний мир меняется, но подлинная, исконная, бессмертная душа арабского народа должна быть сохранена — душа, которая находит свое выражение в его языке, культуре, истории — одним словом, в исламе.

    Современному мусульманину приходится четко определять свое отношение к исламскому прошлому, ведь в основе модерна лежит принцип развития, который отвергает прошлое. Мусульманин сегодня живет в мучительном разрыве со своей до-современной историей, а переход к нынешним условиям жизни затруднен для него стремительностью перемен, нередко и чувством полной дезориентации, возникшим в то время, когда исламский мир потерпел политическое и духовное поражение от Запада, казавшегося непобедимым и вездесущим. Разрыв с прошлым был слишком неожиданным и резким. А потому многие современные мусульмане не могут не пытаться вернуть себе это прошлое, в котором заключены все их верования и убеждения, и вновь включить его в современный мир. Отсюда возникает вопрос: возможно ли возродить прошлое в совершенно новых условиях и как это сделать? Вот что пишет по этому поводу современной марокканский мыслитель Абду Филали-Ансари: «Как сегодня остаться мусульманином? Ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны, предстает ислам как собрание верований, не менявшихся веками, с другой — современность предлагает нам систему новейших представлений, соответствующих последним научным теориям и идеям, интеллектуально более состоятельным в глазах современного человека. Две эти стороны часто оказываются несовместимыми, если под исламом понимать не только религию, но и форму, в которой она воплощается в сознании миллионов. Большинство мусульман живет двойственной жизнью: сохраняет верность мусульманской общине, но не следует всем принципам, которые диктует такая верность. Таким образом, религия и повседневность вступают в резкое противоречие друг с другом».

    Проблема, которую мусульмане пытаются решить уже полтора столетия: как быть современным и при этом оставаться мусульманином? Выходов предлагалось множество. Одни, сочтя эту проблему неразрешимой, смирились с безрелигиозным миром или отреклись от веры. Те, кто остался верен исламу, предлагали три разных пути: возрождения (тадждид), реформизма (салафийя) и фундаментализма.3


    1.2 Фундаментализм



    Фундаментализм не есть нечто присущее исключительно исламу. Его появление связано с христианством, вернее, с протестантизмом, с реакцией протестантского богословия на социальные и культурные феномены христианской цивилизации начала XX в. "Фундаментализм" - термин, отражающий более общие идеологические процессы, применимый к иным религиям и светским идеологиям. Существуют, например, понятия православного и коммунистического фундаментализма. Впервые это понятие было использовано для определения консервативного движения в евангелической церкви Соединенных Штатов. Само слово "фундаменталист" введено редактором баптистской газеты "Watchman Examiner" К. Л. Льюисом.4

    Буквальное значение понятия «фундаментализм» значительно отличается от того, что под ним обычно подразумевается в обыденной речи. До того, как исламские деятели начали говорить о фундаментализме, они часто использовали слово «подлинный».

    Стоит заметить, что многие из них не возражают против использования буквального значения понятия, которое отсылает верующих к фундаментальным истинам вероучения. Как предыдущие, так и нынешние поколения мыслителей Ислама остаются достаточно последовательными в своих призывах к мусульманам вернуться к изначальным основам их религии.

    Но в отличие от прямолинейных доводов или лозунгов первого поколения т.н. «мусульманских реформаторов», второе поколение сумело выработать аргументы в пользу возвращения Ислама к «подлинности» и адаптировали это понятие к реалиям XX века. Современный исламский призыв старается привести образ жизни мусульман в соответствие с нормами, указанными в исторических текстах и исламской традиции, и в то же время пытается приспособить содержащиеся в них смыслы к контексту современности.

    Эти мыслители предприняли попытку создания дискурса, в котором традиционные концепции исламской общественной жизни были бы изложены посредством современных интерпретационных моделей. Они предлагали подходы, предложения и альтернативы, позволявшие решать стоящие перед современной уммой проблемы на основе следующих принципов:– вернуться к оригинальным источникам Ислама - или фундаментальным понятиям, сформулированным в Коране и Сунне, - и избавиться от неточностей, искажений и утративших адекватный смысл интерпретаций;

    – воспользоваться плодами научного прогресса и расширить горизонты мусульманского миропонимания;

    – посредством иджтихада взяться за решение современных проблем, беспрецедентных для прошлых эпох.

    Таким образом, пересмотр всего исламского дискурса с позиций обращения к «подлинности» Ислама, основанный на описанных выше подходах, зашел намного дальше, чем прямолинейная реакция первых реформаторов. Он стал источником вдохновения для целого поколения мыслителей, писателей и активистов, которые еще более расширили мусульманский кругозор и понимание окружающего мира.

    Ко второй половине XX века неудача светских программ развития общества и национальных правительств стала очевидной. Одряхлевшие традиционные религиозные школы были вынуждены признать интеллектуальные течения нового формата единственно возможной исламской альтернативой современным идеологиям.

    На этом пути были успехи и достижения. Хаос в Алжире и Афганистане, ограниченные успехи в Иране, Пакистане и Судане, провал исламских движений во многих мусульманских государствах, опыт мусульманских групп в Малайзии, Турции и Иордании создают новые условия и стимулы, которые толкают на проведение следующей фазы обновления.

    Сегодня становится очевидным, что дискурс второго поколения современных мыслителей Ислама уже более неадекватен для решения вопросов, возникающих перед новыми поколениями мусульман. В настоящее время стоит необходимость двигаться от попыток примирения противоречий старины и современности посредством апеллирования к «подлинному Исламу» к конструированию современного исламского дискурса отвечающего критериям «подлинности».


    Почему необходимо далее развивать дискурс «подлинного Ислама»?

    Самая насущная проблема, стоящая перед мусульманами, имеет не политический или экономический характер, но заключается в кризисе нашего осмысления и изучения самих себя, Ислама, мусульман и человечества в целом. Какой-либо критический обзор внешних условий, симптомов или причин современного упадка исламского мира не представляет практической ценности до тех пор, пока его не будет предварять серьезный и глубокий самоанализ.

    Становится ясно, что идейно-культурная среда играет критически важную роль в формировании сознания и в развитие человеческих характеров. Подсознательно, она питает умы предположениями, готовыми смысловыми схемами и нормами. Условия жизни направляют эмоции людей, влияют на них и формируют их пути развития.

    Как правило, люди не размышляют особенно глубоко над аксиомами своих убеждений, однако многие обращают на них гораздо более пристальный взгляд во времена кризисов, серьезных вызовов эпохи или будучи подверженными крупному внешнему влиянию.5


    1.3 Основные характеристики досуга в странах исламского мира



    В подавляющем большинстве арабы - народ темпераментный, их душа жаждет зрелищ, острых ощущений, всплеска эмоций и выброса адреналина. Правда, Коран, как известно, запрещает азартные игры. Но выход между тем, что нельзя, и тем, что хочется, всегда можно найти.

    Там, где запрещено казино, разрешены верблюжьи бега. Верблюд - благородное животное и самый верный друг арабов, так же как для россиян - собака. До недавнего времени верблюды кормили, поили, одевали, возили людей и грузы. Теперь еще и участвуют в скачках. Специалисты утверждают, что у верховых пород этих животных настолько быстрый бег, что ни с каким конем не сравнится.

    Обычно бега проводятся в осенне-зимний период, с октября по апрель. Участники этого захватывающего действа преодолевают расстояния от 8 до 10 км, как правило, по круглому или овальному треку. Треки построены специально для этого необыкновенного зрелища. Бега устраивались раньше во время таких важных событий в жизни бедуинской общины, как свадьба, обрезание, дождь, а также во время визитов глав крупных племен. Кроме того, они могли быть результатом пари, вызова, в котором ра-зыгрывался престиж, уважение соплеменников, репутация. Сегодня это уже профессио-нальный вид спорта со своими правилами и организацией. Да и разведение беговых верблюдов превратилось в прибыльный бизнес, со своей инфраструктурой, огромным капиталом и теневыми сторонами. Правительство, государственные организации, банки и частные компании выделяют немалые средства на развитие этого вида спорта. Так же как и на конных скачках, порода и родословная верблюда имеют большое значение, в связи с чем владельцы животных прилагают все усилия, чтобы улучшить беговые качества питомцев. Цена высококлассного бегового верблюда может достигать один млн.долл.

    Еще одно любимое увлечение восточной знати - скачки знаменитых арабских жеребцов. Когда рождается жеребенок от знаменитых производителей, знатоки собираются на специальный совет, чтобы записать имя новорожденного и родословную его матери. Этот важный документ скрепляют подписями и печатью, прячут в кожаный мешочек, который привязывают на шею жеребенку. Удивительно, но в условиях пустыни арабы всегда умели выращивать первоклассных скакунов. Сильные, легкие в беге, с независимым норовом - арабские кони не могут не вызывать заслуженное восхищение. Только не надо забывать, что в мусульманских странах никакого тотализатора на ипподромах нет и ставки на лошадей не делаются.

    Но, пожалуй, самой главной страстью и престижным увлечением является соколиная охота. За некоторых боевых птиц на рынках Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Бахрейна, Катара и Омана дают столько же, сколько за автомобиль высшего класса. В Дубае есть даже соколиный центр, который включает в себя рынок, музей и специальную площадку для продажи ловчих птиц. В музее рассказывается об истории соколиной охоты на Аравийском полуострове, а специалисты демонстрируют навыки обученных соколов. Учитывая большое число туристов в ОАЭ, многие иностранцы могут воочию узнать о повадках и образе жизни соколов. В том же Дубае существует и больница для соколов с оборудованием для анестезии, сердечными стимуляторами и рентгеновскими аппаратами. Правда, непосредственно в ОАЭ сегодня такая охота запрещена - в целях сохранения поголовья пустынных животных, и любителям этого спорта приходится посещать другие страны, где есть пустыни.

    Соколиная охота почти столь же древняя, как и сама охота. Во время того, как человек добывал себе пропитание, для более эффективного результата он стал использовать на охоте различных помощников среди животных. Ловчие птицы оказались самыми преданными и смышлеными. Только вот ухаживать за самими соколами надо постоянно, кормить их отборной пищей, следить за ходом линьки, устраивать на зиму и т. д. Не каждому это под силу из-за нехватки времени и финансов. В том числе и поэтому соколиная охота считается привилегией знати. В современном мире соколиная охота переживает период возрождения. Она считается более экологичной по сравнению с ружейной охотой, поскольку наносит природе несравнимо меньший ущерб.

    Вообще, мужчины восточных стран очень любят различные спортивные состязания: будь то традиционные для региона верблюжьи бега или соколиная охота либо европейский футбол. К примеру, в Кувейте расположено шесть стадионов мирового класса, около двух десятков морских клубов. В ОАЭ множество теннисных кортов, гольф-клубов, яхт-клубов, футбольных полей, боулинг-клубов и дайв-центров. Здесь были осуществлены самые смелые проекты строительства, например, первый в мире крытый горнолыжный спуск в пустыне и один из самых больших аквапарков Азии. В Катаре, за счет приближенности к водам Персидского залива большинства населенных пунктов, особое место отведено водным видам спорта: подводному плаванию, всевозможным регатам, виндсерфингу.

    Любителей же спокойного отдыха - как в арабских странах, так и в Турции - всегда можно застать в многочисленных кофейнях, где они курят кальян (наргиле), играют в нарды, пьют кофе и ведут неспешные разговоры обо всем. Чтобы выкурить полную чашечку фруктового табака, требуется не менее часа. Спешка не совместима с долгим разжиганием и смакованием экзотического вкуса. Курение кальяна давно превратилось в традиционный ритуал, собирающий людей вместе после суетного рабочего дня. На Востоке предложение выкурить кальян является важнейшим признаком доверия и расположения.

    Для каждого посетителя управляющий заведением сам выбирает сосуд, и «заправляет» в него небольшое количество табака. Неотъемлемые части кальяна: мундштук, верхушка, трубка и сосуд, заполняющийся водой. Первые кальяны были сделаны в Индии, но своему современному внешнему виду они обязаны Турции. Позже османы-кочевники занесли культуру наргиле в арабские страны, где традиция настолько прижилась, что сегодня считается национальной гордостью. В течение веков сосуд постоянно усовершенствовался и получил не только функциональную, но и эстетическую ценность, став частью восточной культуры, истории и традиций.6


    Заключение



    Итак, можно сделать следующие выводы.

    Двадцатый век принес с собой небывалые и стремительные перемены. Ими оказались затронуты все сферы человеческой жизни. Ближний Восток, т. е. арабскомусульманский ареал, испытал на себе эти перемены наравне со всем остальным миром.

    В арабском мире разгорелись споры о сравнительной ценности модерна и аутентичности, понимаемой как верность самому себе.

    Современному мусульманину приходится четко определять свое отношение к исламскому прошлому, ведь в основе модерна лежит принцип развития, который отвергает прошлое. Мусульманин сегодня живет в мучительном разрыве со своей до-современной историей, а переход к нынешним условиям жизни затруднен для него стремительностью перемен, нередко и чувством полной дезориентации, возникшим в то время, когда исламский мир потерпел политическое и духовное поражение от Запада, казавшегося непобедимым и вездесущим.

    Проблема, которую мусульмане пытаются решить уже полтора столетия: как быть современным и при этом оставаться мусульманином? Выходов предлагалось множество. Одни, сочтя эту проблему неразрешимой, смирились с безрелигиозным миром или отреклись от веры. Те, кто остался верен исламу, предлагали три разных пути: возрождения (тадждид), реформизма (салафийя) и фундаментализма. "Фундаментализм" - термин, отражающий более общие идеологические процессы, применимый к иным религиям и светским идеологиям. Ко второй половине XX века неудача светских программ развития общества и национальных правительств стала очевидной. В настоящее время стоит необходимость двигаться от попыток примирения противоречий старины и современности посредством апеллирования к «подлинному Исламу» к конструированию современного исламского дискурса отвечающего критериям «подлинности».


    Список используемых источников


    исламский культура досуг

    1. Азарт по-арабски//Элита Татарстана. – 2008. – № 5 (84) – C. 66 – 67

    2. Кирабаев Н. С. О философских основаниях мусульманской культуры.// СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, - 2002. - № 12. – С. 316 – 323.

    3. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. –М.: Гендальф, 2001. — 180 с.

    4. Муслим Абд уль-Хакк. Фундаментализм и «исламская подлинность»/ Междунароный форум исламского диалога IslamXXI. – Режим доступа: [http://www.islam.ru/pressclub/analitika/fuispod/].

    5. Хопвуд Д. Культура современности в исламе и на Ближнем Востоке. //Отечественные записки. – 2003. - № 5. – Электронная версия журнала. – Режим доступа: [http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=682#s*].

    6. Шишова Н. В. История и культурология. - М.: Логос, 2002. - 456 с.



    1 Кирабаев Н. С. О философских основаниях мусульманской культуры.// СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, - 2002. - № 12. – с. 316 

    2 Шишова Н. В. История и культурология. - М.: Логос, 2002. - с 168

    3 Хопвуд Д. Культура современности в исламе и на Ближнем Востоке. //Отечественные записки. – 2003. - № 5. – Электронная версия журнала. – Режим доступа: [http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=682#s*].

    4 Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. –М.: Гендальф, 2001. — с. 48

    5 Муслим Абд уль-Хакк. Фундаментализм и «исламская подлинность»/ Междунароный форум исламского диалога IslamXXI. – Режим доступа: [http://www.islam.ru/pressclub/analitika/fuispod/].

    6 Азарт по-арабски//Элита Татарстана. – 2008. – № 5 (84) – с. 67


    написать администратору сайта