Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Исследование динамики процессов заучивания Корана

  • 2.2. Исследование факторов, влияющих на сохранение Корана в памяти

  • 2.3. Исследование поулчения Иджазы Корана

  • Выводы по второй главе

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Курсовая по Корану. Курсовая работа, Мухамеджанов Мурат. Коран как источник всех знаний


    Скачать 304.5 Kb.
    НазваниеКоран как источник всех знаний
    АнкорКурсовая по Корану
    Дата24.06.2022
    Размер304.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа, Мухамеджанов Мурат.doc
    ТипКурсовая
    #613338
    страница2 из 2
    1   2
    Глава 2. Практические исследования методов заучивания Корана
    В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает Коран, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов Учитель имеет дело с тремя основными переменными:

    1. деятельностью усвоения или заучивания;

    2. интервалом между усвоением и воспроизведением;

    3. деятельностью воспроизведения [6, с. 52].

    Коран может предъявляться испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой. В своей работе мы коротко остановимся более подробно на основных методиках исследования памяти человека, которые позволяют наиболее полно и глубоко проанализировать все её стороны, виды и свойства.
    2.1. Исследование динамики процессов заучивания Корана

    Ключи к успеху

    Самое важное правило при заучивании Корана — это искренность перед Аллахом!

    Если твое намерение будет чистым, к тебе непременно придет победа! Поэтому исключи из своего намерения все выгоды, связанные с этой дунья, и посвяти это дело одному только Аллаху!

    Второе, что поможет тебе достичь цели — это обращение к Аллаху с просьбой даровать тебе успех в заучивании Священной Книги. Воистину, Он — Единственный, кто облегчает все дела, и только по Его Воле ты сможешь осуществить свое намерение. Дуа — это одна из главных вещей, которые помогут тебе выучить Священный Коран. Читай дуа как можно чаще и выбирай времена, когда больше вероятность, что оно исполнится — между азаном и икамат, во время поездки, во время дождя, в пятницу, в последние 10 дней Рамадана. И ты увидишь, что эти дуа не остались без ответа, и почувствуешь особую благодать.

    Еще одно важное правило — не совершай грехов! Не надейся в совершенстве выучить Книгу Аллаха, нарушая при этом Его повеления и поступая наперекор тому, что написано в Его Книге!

    Когда учишь Коран -действуй в соответствии с ним! Укрась себя не только прекрасным чтением, но и прекрасными поступками. Сказано в аяте 155 суры 6 «Аль-Ан’ам», означающее:

    «Это – Коран — благословенная Книга, ниспосланная Всевышним. Следуйте же ему и бойтесь нарушать то, что сказано в нем, чтобы вы были помилованы!»

    Заучивание наизусть Священного Корана — это грандиозный проект! Осознай важность этого — выдели время для заучивания и повторения Корана каждый день и будь готов приложить усилия для его запоминания. Это очень ценное время, поэтому ни в коем случае не пропускай его! Не делай заучивание Священной Книги чем-то второстепенным!

    Твои попутчики и помощники

    Приняв решение выучить Коран наизусть, не слушай тех, кто считает заучивание всего Корана трудным делом.

    Не позволяй этим людям влиять на твое намерение и ослаблять твое старание. Общайся с теми, кто поддержит тебя в твоем прекрасном стремлении и постарайся привлечь их к твоему проекту по заучиванию Священного Писания. И будет еще лучше, если твои родные и близкие будут разделять с тобой твою цель, приободряя, вдохновляя и помогая тебе на этом пути!

    Если хочешь сделать процесс заучивания Корана более быстрым и интересным — соревнуйся с кем-нибудь из своих друзей или членов семьи.

    Вдохновившись идеей выучить Коран, найди хорошего и достоверного учителя, который получил свои знания по цепочке. Ни в коем случае не начинай учить Коран самостоятельно, даже если ты знаешь арабский язык!

    Шаг за шагом

    Любое дело, а тем более такой грандиозный проект, как заучивание наизусть Небесной Книги, требует плана. Составь план заучивания Корана, исходя из того, как быстро ты хочешь его выучить, а также из своих возможностей, ведь у людей разная память и разная занятость. Составить план означает определить, сколько каждый день тебе нужно учить нового, а также повторять то, что выучил раньше.

    Многие люди спрашивают:

    Для каждого человека это индивидуально. Есть люди, которым Аллах даровал выучить весь Коран всего за несколько месяцев! Некоторые выучивают Коран за 5 лет. Важно не то, сколько времени ты потратил на заучивание, а то, насколько хорошо ты выучил Благородный Коран! Но для большинства людей реально выучить Коран за 3 года. Это означает, что в день нужно заучивать 1 страницу.

    Как составить план, исходя из твоих возможностей? Тебе нужно определить, сколько из Корана ты можешь выучить за день: несколько аятов, страницу, две или три… А также нужно определять, сколько ты можешь повторять. Сколько дней в неделю ты можешь ходить к шейху: два дня, три или всего один? Ответив на эти вопросы, ты сможешь составить план и определить конец — через год, два, три и даже больше.

    Вот расчет для заучивания Корана за 1 год, 3 года и 5 лет. Коран состоит из 30 джузов, каждый джуз — это около 20 страниц.

    Если учить по 2 страницы в день, то выучишь весь Коран за 1 год. Хотя 2 страницы в день — это меньше года, это 10 месяцев, и останется 2 месяца на повторение.

    Если ты настолько занят, что не имеешь времени учить 1-2 страницы в день, то сделай план для заучивания Корана за 5 лет — это по 1/4 хизба8 в неделю, т.е. меньше половины страницы в день.

    Все эти планы абсолютно реальны — надо только выбрать тот, который тебе подходит. Но какой бы план ты ни выбрал, важно выполнять этот план, а не заучивать Коран, думая: «Когда-нибудь я выучу его полностью».

    Дополнение: Возможно, что в будущем тебе придется подкорректировать свой план, учитывая реальные обстоятельства. Например, человек думает, что не сможет учить много за раз.

    Но по мере того, как он учит, память тренируется, и он понимает, что может учить больше. Тогда ему следует подкорректировать план — увеличить норму заучивания, и так он выучит Коран быстрее. Бывает наоборот — человек поставил себе высокую планку, но потом по каким-то причинам не может выполнять свой первоначальный план. Тогда нужно уменьшить объем заучивания и удлинить срок. Однако в любом случае учить нужно по плану [7, с. 88].

    После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе словесный отчёт испытуемого о мнемических приёмах, которые он использовал в целях запоминания. В заключении подсчитывается общее количество правильно воспроизведённых слов при каждом повторении, подсчитывается частота воспроизведения каждого слова и подводятся выводы о процессе запоминания.
    2.2. Исследование факторов, влияющих на сохранение Корана в памяти

    Факторов, которые влияют на сохранение Корана в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. Результаты ряда исследования ретроактивного торможения (так называется ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта) является особенно сильным, если промежуточная деятельность между заучиванием и воспроизведением является гомогенной, т.е. сходной с первоначальным заучиванием. В связи с этим, исследованию должны, в первую очередь, подвергнуться эффекты ретроактивного торможения [8, с. 253]. Остановимся более подробно на нескольких методиках исследования эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.

    Заучивая Коран, следуй принципу — мало, но постоянно, лучше, чем помногу, но с перерывами.

    Используй для заучивания один музхаф — зрительная память запомнит страницу как картинку, и тебе будет легче вспомнить нужный аят, когда потребуется: ты мысленно вызовешь в памяти эту страницу и «увидишь» этот аят — он справа или слева, вверху, в середине текста или внизу. Ты будешь читать его из своей памяти, словно из настоящего мусхафа.

    Издания Корана отличаются между собой. Некоторые советуют использовать мусхаф, в котором каждая страница начинается с аята и заканчивается аятом, то есть аят не разрывается между двумя страницами.

    Есть еще один способ задействовать зрительную память для лучшего запоминания — после того, как ты хорошо выучил заданный тебе отрывок обычным способом, открой мусхаф и читай в нем этот отрывок, не отрывая глаз от текста, не меньше 15 раз.

    А также лучшему запоминанию очень помогает записывание выученного по памяти, не глядя в мусхаф. Запоминание через записывание — основа марокканского метода заучивания Корана, а он считается одним из самых эффективных.

    Лучшее время для заучивания — фаджр. В это время память и мышление чистые и ясные, и в этом времени есть особая благодать.

    Старайся не просто заучивать Коран наизусть, но и понимать его смысл. Изучай тафсир аятов с достоверным учителем, чтобы глубже прочувствовать их значение — тогда твое чтение будет еще более проникновенным, а запоминание прочным.

    Если ты заучиваешь за один раз большой отрывок, то одно из основных и важных правил — делить его на смысловые части, заучивая их по отдельности и соединяя их.

    Многие жалуются, что, выучивая новый отрывок, забывают то, что выучили раньше. Поэтому, заучивая новое, всегда привязывай его к старому. Это поможет тебе не забыть то, что уже выучил.

    Говорит шейх Айман Суейд:

    "….. И когда появились в наше время современные изобретения , из которых также возможность записи голоса и изображения люди стали записывать на этих инструментах все что можно [9, с. 432].Также и Коран, с голосами очень многих чтецов. Среди них есть специалисты , есть полуспециалисты , есть те у кого нет никакого качества. И многие из них читают в соответствие с музыкальными звуками. Так что простолюдины , которые не почувствовали и запаха таджвида, стали говорить: "Чтение такого и такого чтеца – отличное!", "Чтение другого –великолепное!", "Я люблю чтение такого то чтеца!". И подобные этому пустые выражения, под которыми нет никакого мерила кроме страсти к музыкальности, понижению и повышению голоса , следованию музыкальным нотам ….."

    См. Аль-Байян ли хукми кираати ль-Куръан биль-аль-ахан 8\9

    Каждый может стать Хафизом:

    Качества учителя

    * Учитель обязательно должен быть хафизом.

    * Быть терпеливым.

    * Быть культурным и улыбчивым.

    Качества группы учеников

    * Желательно, чтобы группа не превышала 5-7 человек. Если учеников будет больше, учителю будет трудно проследить за каждым и принять у каждого дневной урок.

    * Желательно, чтобы ученики были примерно одного возраста. Если говорить точнее, более взрослые ученики должны заниматься отдельно от маленьких детей.

    Обязанности учителя в отношении учеников

    * Когда учитель заходит в комнату, где проводится урок, он обязательно должен поприветствовать учеником салямом и коротко поинтересоваться их делами.

    * Уделять большое внимание питанию учеников.

    * Иногда проводить мероприятия, расслабляющие учеников.

    * Следить за здоровьем учеников.

    * По возможности каждый день проводить беседы о достоинствах хафизов.

    * Если учитель заметил, что у ученика плохое настроение, следует постараться поднять его.

    * Уделять внимание даже самым незначительным проблемам ученика. Поистине, может случиться так, что кажущаяся учителю пустяковой проблема для ученика носит жизненно важный характер.

    * Учитывая возможности ученика, необходимо постоянно ставить перед ним цели. Если ученик очень юн, надо пообещать ему, что например, он сможет поиграть во дворе, если сдаст сегодня две страницы. Самое главное – чтобы у ученика был стимул для учебы.

    * Если ученик сдал урок раньше положенного, учителю следует выказать свою радость.

    * Если урок сдан без единой ошибки, следует поздравить ученика, а остальных надо побудить брать с него пример.

    * Всегда выполнять обещания, данные ученикам.

    * Напишите на лист бумаги все ваши требования по отношению к ученикам, и пусть они тоже напишут свои. Затем подпишите этот лист, заключая с ними соглашение, и повесьте список на стену, чтобы обе стороны не забывали о данном слове.

    Для наиболее успешного и продуктивного овладения исламскими науками человеку, по мнению Имама Аш-Шафии, необходимо выработать в себе следующие качества: адаб, усидчивость, острый ум, упорство и проницательность. А если подогнать эти критерии конкретно под заучивание священного Корана, то сюда следует приплюсовать еще и прекрасную память. Хорошую память, как известно, на распродаже не купишь и в пруду не поймаешь – она или есть или ее нет, совсем как красота. Если вам повезло, и вы счастливый обладатель «рабочей» памяти, практикующийся при этом в области хифза (заучивание Корана наизусть), то остается вас только поздравить, и когда вы станете хафизом, попросить о дуа. Говоря о феномене человеческой памяти, необходимо заметить, что какой бы блестящей памятью вы ни обладали, ее нужно целенаправленно тренировать, и что не менее важно – беречь [10, с. 560].

    Придерживаемся данной методики для каждой изучаемой суры, не заучивая при этом в один день слишком большие объемы, в противном случае это может сказаться на качестве усваиваемого материала.
    2.3. Исследование поулчения Иджазы Корана

    Считается аксиомой, что "повторение - мать учения" [11, с. 816]. Повторение можно использовать как хворостинку для заучивающего Коран, как последний довод, когда уже ничего не помогает, но никак не основной методический прием, на котором держится вся система тренинга памяти [12, с . 584]. Мы сначала рутинными методами обучения отбираем у детей в медресе и школах то, чем их одарила природа, затем исследуем, что получилось или осталось, а потом выдаем это за научную истину и навязываем обществу как норму. При этом предпочитаем не замечать, как неординарные дети и учителя сопротивляются этому. Практика показывает, что надо тренировать точность и скорость воспроизведения [13, с . 125]. У специалистов бытует мнение, что плохо вспоминается то, что плохо воспринималось. Отсюда следует вывод, что надо учиться правильно воспринимать информацию, критически ее осмысливать, рационально повторять. И тогда, припоминая главную мысль, можно восстановить и все содержание [14, с . 447].

    Иджаз аль-Куран (араб.إعجازالقران ) – технический термин исламской догматики, обозначающий чудесность и неподражаемость Корана по содержанию и форме. Словарный смысл слова «Иджаза» - разрешение, дозволение. Но в понимании людей знания – это документ, включающий в себя цепочку приемственности по одной или более наук. В медресе, устроенных по старому методу, «Иджаза» выдавалась ученнику, прошедшему полный курс обучения. Так же «Иджазу» называют «Иджазетнаме», того, кто получил Иджазу «Муджаз», а выдавшего её «Муджиз». Также Иджаза делится на «Аам» и «Хасс» (общая и частная). Если ученик прошёл большое количество наук с учителем, то по завершению учитель выдаёт ему «Иджазу Аам».

    Иджаза начинается с Биссмиллях, восхваления Аллаха и его посланника (саляллаху алейхи ва саллям), затем уделяется внимание важности получения знаний, распространению исламских наук и важности санада (цепочки приемственности). В ней обязательно упомянается имя ученика, также учитель своё имя и всю цепочку (своих учителей) вплоть до Посланника Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям). И в завершение учитель ставит свою печать и подпись. А что касается разницы Иджазы и обычного диплома, то мне кажется, разница очевидна, разве может быть большее счастье, чем быть связанным непрерывной цепочкой с самим Пророком, любимцем Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям). Центр подготовки хафизов функционирует с 2003 года. Студенты и выпускники центра хафизов становились победителями международных и региональных конкурсов чтецов и хафизов Корана. В этом есть заслуга Хазрата Фаизова Р.Р.

    – Какая польза от получения иджазы и что говорили об этом учёные?

    Необходимо, чтобы студент овладел определёнными шариатскими знаниями. Студенты минимум за 2 года и максимум за 3 года выучили Коран наизусть. Также важно, чтобы студент овладел правильным чтением. Поэтому центр проводит курсы по таджвиду. Есть в стихотворной форме – тухватуль – атфаль, который проводятся в течении года 2 раза. На курсах участвовали 30 девушек. Из них 8 выучили Коран наизусть, а 22 девушки получили аль – иджазу, в степени тухватуль- атфаль.

    Сегодня 30 октября 2020 года, в Центре подготовки хафизов Корана Казанского исламского университета муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин вручил шакирдам иджазы – свидетельства о знании свода правил чтения Корана в стихотворной форме «Мукаддима аль-Джазария» о знании книги по таджвиду «Тухватуль атфаль». В торжественной обстановке муфтий Камиль хазрат Самигуллин вручил шакирдам 17 свидетельств иджазы? 11 из них были переданы по «Тухватуль-атфаль» и 6 по «Мукаддима аль Джазарии».

    Документы удостоверяют, что их обладатели заучили труды целиком. В мусульманском мире люди, имеющие иджазу, получают разрешение передавать знания своим ученикам. В этом есть большой баракат.

    – Иджаза – это то, чем отличил Аллах нашу умму, это благородный иснад, он сохраняет Шариат. Сохранение Корана от искажений Аллах взял на себя, в Коране сказано: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (сура «аль-Хиджр», аят 9).

    А Сунна – это второй источник Шариата, и он сохраняется посредством иснада и иджазы. Кто изучает знания с иджазой, его имя связывается с именами великих учёных уммы (да будет доволен ими Аллах).

    Выводы по второй главе

    На 2-ом курсе мы провели исследование основных методик развития памяти. И пришли к следующему выводу.

    Можно выделить следующие общеизвестные и популярные способы запоминания:

    Ассоциации:

    а) логический образ,

    б) эмоциональный образ,

    в) сравнение по звучанию, форме, т. д.,

    г) обозначение символами, буквами, т. д.

    Метод мест:

    а) размещение предметов в комнате,

    б) расставление образов по дороге, по которой часто приходится ходить, на улицах, в городе,

    в) составление картины из образов или размещение образов на хорошо известном фоне.

    Повторение:

    а) обязательное повторение информации,

    б) повторение через определенные интервалы,

    в) повторение с соблюдением установленных правил.

    Если вы выберете для запоминания методику повторения, на помощь вам могут прийти интернет-программы. В данном случае это будет не простое механическое повторение, программы предлагают различные тренировочные упражнения, позволяют запланировать частоту и длительность повторения. Хотелось бы сказать о программах Quran Academy, которую мы с учащимися использовали на практике в ходе исследования методик запоминания.

    Для обеспечения экспериментального материала, широкого варьирования временных режимов, а также для регистрации различных параметров ответной реакции испытуемых с необходимой точностью используются компьютерные технологии. Использование компьютеров в исследованиях памяти значительно расширяет возможности экспериментатора, а результаты проводимых опытов делает более точными.

    Интервальное повторение весьма эффективно, при регулярных занятиях, новый словарный запас или другая информация крепко усваивается в памяти. Программа Quran Academy удобна еще с той точки зрения, что доступна для разных операционных систем, например, для Android. Так что, можете заниматься по ней на разных электронных устройствах, например, на мобильном телефоне.

    В ислледование принимали участие 6 учеников. Мы разделили 6 учеников на 2 группы. В первой группе 3 ученика учили по 2 страницы Корана. Во второй группе 3 ученика учили по 1 странице. В ходе исследования выснилось, В первой группе учили по 2 страницы в день. В итоге выучили весь Коран за 1 год. Хотя 2 страницы в день — это меньше года, это 10 месяцев, и останется 2 месяца на повторение. Во второй группе учили по 1 странице в день. В итоге выучили весь Коран за 3 года.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В заключении нашей работы подведём основные выводы.

    1. Основой изучения Корана является память. Для развития развития памяти необходимо развивать навыки скоро чтения и упражнения для памяти.

    2. Запоминание Корана можно проводить методами ассоциаций, мест и повторения. Ассоциациотивный метод является основным методом для большинства видов методик запоминания и является повседневным в обыденной жизнедеятельности. Он наиболее часто используется в жизни и запоминании, а так же именно из него вытекают методы мест и повторений, так как они являются использованием уже существующих ассоциативных цепочек памяти.

    3. В современной психологии память понимается как форма психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память характеризуется на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

    4. Все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.

    Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Биологический энциклопедический словарь / редкол.: М. С. Гиляров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 893 с.

    2. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 1974. – 24 с.

    3. Джеймс У. Психология. – М., 1991. – 17 с.

    4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. - М., 1981. – 92 с.

    5. Ильина М.К. Психология памяти. – Новосибирск, 2000. – 178 с.

    6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978. – 52 с.

    7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Издательство московского университета, 1968. – 88 с.

    8. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.: Издательство московского университета, 1976. – 253 с.

    9. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.

    10. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.

    11. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: “ЧеРо”, 2002. – 816 с.

    12. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584с.

    13. Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. – Харьков, 1985. – 125 с.

    14. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.



    Приложение

    Схема «Виды памяти»



    1   2


    написать администратору сайта