презентация Коренные народ Камчатки. коренные народы Камчатки. Коренное население Камчатки Коряки
Скачать 3.21 Mb.
|
Коренное население КамчаткиКорякиОсновное население севера Камчатки. По хозяйственным занятиям можно разделить на две группы: Оседлые коряки(нымыланы) Кочевые коряка(чавчувены). Общая численность - 7,3 тыс. чел. Говорят в основном по-русски, около 2 тыс. чел. сохраняет корякский язык, около 1 тыс. — алюторский язык. Письменность на русской основе. В отношении религии среди коряков распространено христианство (русское православие), однако остаются сильны традиционные верования (шаманизм). Оседлые корякижители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Включают:
алюторцы (северо-восточное побережье Камчатки) карагинцы (побережье Карагинского залива) жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей. Включают: каменцы (побережье Пенжинской губы) паренцы (река Парень) итканцы (сёла Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана) апукинцы (низовья реки Апука) Кочевые коряки Ительменыодна из коренных народностей полуострова Камчатка. Язык — ительменский. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»). Проживают на западе полуострова Камчатка, в основном в Тигильском районе Камчатского края (2 296 человек) Традиционные верования ительменов - связаны с поклонением духам -хозяевам На первом месте по хозяйственному значению стоит рыболовство, как морское, так и речное. В связи с большими объемами вылавливаемой рыбы, ее обычно заготавливали впрок — вялили, квасили, солили. Объектами морского зверобойного промысла являлись различные породы тюленевых. Практиковалась охота на лежбищах и Из крупных животных добывали камчатского бурого медведя и горных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлись соболь, лисица, песец и т. д. В хозяйстве ительменов широко представлено собирательство, причем не только пищевое, но и сырьевое. Алеуты — древнее население Алеутских островов. Не позднее 1825 года Российско-Американской компанией, осваивавшей Русскую Америку, были переселены с Алеутских островов на остров Беринга 17 семейств алеутов-промышленников для постоянного жительства. Со временем их число увеличилось. В 1828 году появилось поселение и на острове Медном. Несмотря на смешанные браки, у населения островов Беринга и Медного отчетливо сохранялись алеутский облик, черты быта, особенности характера, хотя командорские алеуты стали жить обособленно от своих соплеменников с Алеутских островов. Алеуты Проживает в Камчатском крае - 1779 человек. Язык - эвенский. Верующие -православные. В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя, рыболовство. Эвены ХололоЭтот традиционный праздник корякских охотников на морских зверей. В древности корякские зверобои праздновали «Хололо» в начале сезона охоты на морского зверя. На празднике обычно проводится обряд очищения, устраиваются танцы под бубен, игры, соревнования. Это перетягивание кожаного длинного ремня с деревянной вертушкой («талытал»). Во время праздника обязательно нужно восхвалять изготовленного из деревянной рогатины мифического человечка «Талыкамак». На празднике гостей всегда угощают традиционным национальным блюдом «толкуша», куда входит нерпичий жир, иван-чай, сухая икра). С древних времен обряд первой рыбы открывал сезон рунного хода лосося. Местные жители отдавали дань уважения реке-кормилице. Действие проводилось поздней весной или в начале лета. Именно в это время рыба начинает заходить в реки. На реке ставят чиручи или так называемые мордушки. Попавшую в чиручи рыбу разделывают: отрезают голову, вынимают икру и все оставшиеся внутренности. Затем срезают траву, собирают различные листья и все это сплетают вместе в длинную косу. При этом проявляют большую осторожность, чтобы все икринки остались целыми. Когда все готово, племя ительменов идет на реку, чтобы сплетенную косу протащить против течения воды, при этом громко выкрикивая: Ой, как много рыбы приплыло, много-много рыбы!. И пройдя некоторое расстояние против течения реки, вывешивают сплетенную косу около реки на дерево. Что интересно, в действие предпочтительно присутствие беременной женщины, ибо энергетика и связь с добрыми духами усиливается. Затем бросают в костер пищу богам, едят уху, приготовленную из попавшей в ловушки первой рыбы, танцуют танцы. |