Индивидуальный проект Коренное население Пермского края.Татары и башкиры. индивидуальный проект. Коренное население Пермского края. Татары и башкиры
Скачать 48.65 Kb.
|
Индивидуальный проект
Пермь 2020 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………3 1. Этнический состав населения Пермского края………………………….5 2. Особенности расселения татар и башкир на территории Прикамья…..11 Заключение…………………………………………………………………..14 Список использованных источников………………………………………15 ВВЕДЕНИЕ Народы и культуры — одна из непреходящих ценностей любой территории, любого края. Пермская земля — не исключение. Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон — Европы и Азии, леса и степи, удобные транспортные водные и сухопутные пути — определили судьбу Прикамья как исторического «перекрестка», где в прошлом и настоящем переплелись судьбы многих народов. По этническому многообразию регион занимает одно из первых мест в составе регионов России. Когда знакомишься с историей и культурой Пермского края, то непременно отмечаешь одну из его особенностей – многонациональность. Переходя от деревни к деревне, можно познакомиться со всеми народами населяющими Поволжье и Приуралье. Актуальность данной темы заключается в том, что итоги Всероссийской переписи населения 2010 и 2020 гг. говорят нам о том, что население края очень многообразно. Так в список десяти наиболее многочисленных народов входят русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, чуваши, азербайджанцы. Поэтому в данной работе хотелось бы разобраться в причинах проживания многих народов на территории Пермского края на примере татар и башкир, так как они играют значительную роль по численности населения. Цель работы – анализ и систематизация данных литературных источников о коренном населении Пермского края (о татарах и башкирах). Задачи: изучить литературу о национальном составе населения Пермского края; проанализировать особенности процессов расселения татар и башкир и определить причины их проживания на территории Прикамья; проанализировать и сравнить итоги последних переписей Пермского края; систематизировать полученную информацию. Объект исследования – коренное население Пермского края. Предмет исследования – татары и башкиры. Методы исследования: - анализ; - сравнение; - обобщение. Гипотеза – население Пермского края многонационально, главной причиной этого являются особенности территории Прикамья. Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может помочь в изучении краеведения, при проведении внеклассных мероприятий и кружках. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ В Прикамье проживает около 3 млн. человек-это 15% населения Урала и 2% всего населения России. По числу жителей Пермский край занимает 14-е место в Российской Федерации и 4-е на Урале. По данным Всероссийской переписи 2020 г., на территории Пермского края зафиксировано более 120 национальностей, которые принадлежат к трём языковым группам: -славянской: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары; -тюркской: татары, башкиры, чуваши, азербайджанцы, узбеки, казахи, киргизы, туркмены; - финно-угорской: коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордва, коми, эстонцы1. Преобладающий по численности народ Прикамья - русские (80,87%), наиболее многочисленные татары (5,54%), коми- пермяки (4,56%), украинцы (2,4 %), башкиры (1,32%), белорусы (1,1 %), удмурты (0,73%), марийцы (0,19%)2. Рассмотрим каждую группу в отдельности, чтобы понять особенности каждой из них. 1)Народы финно-угорской языковой группы Коми-пермяки проживают на северо-западе Пермского края, в Красновишерском муниципальном районе, по реке Язьве - язьвинскиекоми. Исторически занимались охотой и рыболовством, пашенным земледелием, животноводством. В настоящее время основные занятия коми-пермяков — сельское хозяйство и работа в лесной промышленности. В конце XIX — начале XX века внешность коми-пермяков была описана следующими словами: «Коми-пермяки ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у коренных русских; волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздёрнутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом1». Удмурты - один из древних коренных народов Приуралья. Устаревшее название - вотяки. Удмурты проживают достаточно компактно в Приуралье и на сопредельных территориях. Основными хозяйственными занятиями были земледелие и животноводство, вспомогательное значение имели пчеловодство, рыболовство. Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен – многоголосых, мелодично-напевных. Большинство старых удмуртских песен грустные, от которых щемит сердце. Наверное, это один из самых поющих народов2. Марийцы. В Прикамье сложилось три ареала расселения марийцев: 1. Марийцы расселенные в настоящее время по реке Сылве(д.Каменка, д.Красный Луг, д.Сызганка, д.Тебеняки, д.Васькино, д.Иванково Суксунского района) 2. Марийцы расселенные по реке Сарсу( д.Тляково Октябрьского района). Они до сих пор сохраняют брачные и родственные связи с марийцами Свердловской области более всего с с.Юва . 3. Марийцы д. Буймарзино Октябрьского района и д. Текловка Чернушинского района. Марийское население Прикамья является составной частью Восточных марийцев и до настоящего времени сохраняют многие черты марийской культуры3. Мордва. На территории Прикамья компактных ареалов расселении мордвы не сложилось. В 2010 г. в Пермской области проживало более 2,5 тыс. человек мордовского населения. История и культура мордовского этноса, проживающего на территории Пермского края, специально не исследовалась. В общественной жизни региона мордва также себя в настоящее время не проявляет, как не создана и общественная организация этого народа в Прикамье1. 2) Этническая группа славянского происхождения. Украинцы. В годы Второй мировой войны, при эвакуации промышленности с Украины в Пермь переехало большое число украинцев. Тенденция перенаселения украинских специалистов по распределению в Пермский край сохранилась и после войны. После войны в Пермских тюрьмах сидели украинские диссиденты, философы, поэты, религиозные деятели, ученые, те, кто оказывал ненасильственное сопротивление режиму. Были здесь и видные представители национально-освободительных движений на Украине. Многим из них запрещено было возвращаться на Украину и они оставались в Пермском крае. Последняя волна миграции с Украины началась в 2014 году из за войны на Украине. 19 сентября 2014 года в Пермский край прибыло 1172 человека в составе 9 организованных групп2. Белорусы. Появление белорусского населения в Пермском Прикамье приходится на период конца ХIХ – начала ХХ в. за счет миграционного притока населения из западных губерний России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 6 570 белорусов большинство проживает в г. Перми (2 479 человек), Березниках (500 человек), Добрянском районе (303 человека), Чайковском районе (280 человек), т.е. в наиболее крупных населенных пунктах Пермского края. В Сивинском районе, где проживает значительное число потомков белорусских переселенцев, официальная численность белорусов незначительна – 49 человек, так как большая часть идентифицирует себя с русским народом. Из всего числа белорусов 5 127 человек (78,03 %) представлены городским населением, 1 443 (21,96 %) – сельским. Эти данные показывают высокую степень урбанизации у белорусского населения Пермского края3. Поляки. Характерной особенностью польского присутствия в Пермском крае был и тот факт, что значительная часть поляков в Прикамье и в ХIХ в. и в первой половине ХХ в. была расселена в регионе не по своей воле. Это относится и к участникам польских восстаний ХIХ в., отправленных в пермскую ссылку, и к раскулаченным и высланным на север Прикамья из западных областей Советского Союза в 1929 и 1930 гг., и к спецпереселенцам 1940 г. из восточных районов Польши. В большей степени поляки Пермского края представлены городским населением. Польское сообщество встроено в современную этнокультурную ситуацию и занимает определенное место в полиэтничной структуре региона. Перепись 2010 г. зафиксировала в г. Перми 261 поляка, что составляет 35,2 % от всего польского населения (742 человека) Пермского края1. 3) Народы тюркского населения Азербайджанцы. Азербайджанцев Пермской области условно можно разделить на две большие группы: «старые» и «новые иммигранты» – приехавшие до и после распада СССР, причем «новых» примерно в 4 раза больше. Причины приезда в Пермскую область «старых иммигрантов»: распределение после окончания вузов; стремление получить образование; «кочевой» поиск больших заработков. Причины приезда «новых иммигрантов» – война в Нагорном Карабахе. Занятия пермских азербайджанцев носят достаточно традиционный характер. Прежде всего, это торговля, крупная и рыночная, вырубки и торговля лесом, автосервис. Азербайджанцы работают на производстве, строительстве, в правоохранительных органах. Азербайджанская интеллигенция претендует на ведущую роль в общине и пользуется внутри неё заслуженным авторитетом. В её состав входят преподаватели вузов, врачи и творческая интеллигенция. Чуваши. Формирование чувашского населения в Прикамье началось в 1920-е гг. Главные причины, вызвавшие переселение – перенаселение в Поволжье, нехватка земли, лесов, покосов, а также голод в Поволжье в 1920-е гг. В начале 1930-х гг. в деревнях, где проживали чуваши, были открыты национальные школы, где велось преподавание на родном языке; в с. Пантелеевка Куединского р-на было открыто чувашское педагогическое училище. Родным языком в настоящее время в основном владеет лишь старшее поколение. Молодёжь не владеет родным языком1. Узбеки. В Прикамье формирование узбекской диаспоры относится ко 2-й половине 20 в. Узбеки в этот период активно занимались торговлей овощами, фруктами и сухофруктами на пермских рынках. Другая часть оставалась в Прикамье на постоянное место жительства после окончания вузов, службы в рядах Советской Армии; эти узбеки работали на промышленных предприятиях и в других сферах производства. Пермские узбеки продолжают сохранять некоторые черты традиционной культуры. Отмечаются праздники, положенные нормами ислама, сохраняются традиции национальной кухни. Казахи. В советское время в Прикамье проживало значительное количество казахов. Они приезжали в основном с целью получения образования или профессии и оставались на постоянное жительство. По переписи 2010 г. их численность составила 802 человека. В 1990-е гг. в Прикамье приток казахов – трудовых мигрантов был незначителен. Казахи проживают в Перми, Добрянке, Березниках, Чайковском, Чернушке, Октябрьском2. Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и башкир. Татары в Пермском крае чаще относятся к мусульманам-суннитам или являются атеистами3. Башкиры. Известно, что пермские (гайнинские, тулвинские, бардымские) башкиры – потомки башкир крупного древнего племени Гайна. По их преданиям, они – выходцы из Булгар – в конце XII в. поселились в Уральских горах по всем местам. В прошлом они занимали обширную территорию в междуречье Кама – Сылва – Быстрый Танып. Тулва была их «внутренней» рекой, отчего их, иногда называют «тулвинскими башкирами»1. Таким образом, мы видим, что народы Пермского края сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимодействовала друг на друга. ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ ТАТАР И БАШКИР НА ТЕРРИТОРИИ ПРИКАМЬЯ Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и татар сёл Куединского района. Татары Прикамья образуют одну из многочисленных групп коренного населения. После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро заселяются, в том числе и поволжскими татарами. Наибольшая их концентрация наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях. К поволжским татарам присоединилась часть сибирских татар, мигрировавшая сюда значительно раньше. Однако пермские татары неоднородны, исследователи выделяют среди них несколько этно-территориальных групп: сылвенско-иренских татар, муллинских татар и тулвинских татар и башкир. Сылвенско-иренские татары формировались на основе нескольких этнических компонентов тюркско-финно-угорского происхождения. В настоящее время они считают себя татарами и соотносят с другими территориальными группами татар Поволжья и Приуралья. В Тулвинском поречье (Бардымский район Пермской области) наиболее остро встает проблема этнической идентификации татароязычного населения. В конце XVI века в Тулвинском поречье начинаются новые этнокультурные процессы, во многом определившие этнокультурное своеобразие группы тулвинских татар и башкир. С XVI века в верхнем течении Тулвы появляются припущенники-тептяри, основу которых составили казанские татары, удмурты и марийцы. В этот же период в низовьях реки Тулвы появляется русское население, под давлением которого башкиры вынуждены переселяться в верховья реки, где они смешиваются с тептярским населением. Именно в этот период башкиры переходят от полукочевого скотоводства к земледелию и основывают постоянные поселения. Родственность татарской и башкирской культур, языка, основанная на общности раннего булгарского компонента, соседское, часто в одних поселениях, проживание, единая земледельческая система хозяйствования, иноэтническое окружение были главными факторами интеграционных процессов XVI-XIX веков, способствовали консолидации группы в единую этнокультурную общность. Удмурты и марийцы в большей части были ассимилированы. Именно участие казанских татар в формировании группы, а также значительное культурное влияние Казани стали причинами того, что к настоящему времени этническое самосознание тулвинских татар и башкир двойственно1. К середине XIX века окончательно сложилась единая этнокультурная общность тулвинских татар и башкир. На сегодняшний день, судя по этнической карте расселения народов Пермского края, можно сказать, что большая часть татар и башкир проживает на юге края. Возможно, причиной является то, что именно в этих районах края в большей степени развивается металлургия, машиностроение и химическая промышленность, а также расположена основная сеть дорожно-транспортных путей. Таким образом, можно сказать, что татары и башкиры занимают далеко не последнее место в истории заселения Пермского края. У них богатая и давняя история, уходящая в далёкий ХI в. Также видно, что история данных народов тесно связана между собой, и не может существовать отдельно друг от друга. Расселение этих народов сосредоточено не по всей территории края, а в основном на юге края, который является довольно централизованным. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив литературу о народах Пермского края, можно узнать о каждом из них много интересного. В результате исследования были получены данные о национальном составе населения Прикамья, его географии. Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Мы узнали, что в Прикамье проживает более 120 народов. Самый многочисленный народ – русские. Они являются пришлым населением. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни. В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияла друг на друга. Например, на татар, повлияли башкиры. Исходя из результатов данной работы, можно сделать вывод о том, что и татары и башкиры действительно являются коренным населением Прикамья, которые занимают значительную часть территории края. Из результатов исследования видно, что данным народам комфортно проживать в южной части Прикамья, т.к. этот регион края достаточно сильно развит. Таким образом, можно говорить о том, что цели и задачи, поставленные в начале данной работы, достигнуты. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Пермские татары – история, проблемы, пути решения (доклад на научно-практической конференции: «История Перми - вклад татарского народа в становление и развитие города») 19 апреля 2015 г. Д.Г. Закиров, д.т.н., профессор, краевед, член союза журналистов РФ, председатель совета Татарской национально-культурной автономии г. Перми. 2. Черных, А.В. Марийцы Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – 64 с. 3. Черных, А.В. Татары Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – 64 с. 4. Черных, А.В. Удмурты Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2017. – 64 с. 5. Черных, А.В. Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии / М.С. Каменских. – изд. С. – Петербург: Маматов, 2015. – 272 с. 6.Черных А. В., Шитова С. Н., Юсупов Р. М. Пермские башкиры // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. – 265 с. 7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cinref.ru/razdel/02400istoria_mira/11/223908.htm - (Дата обращения: 28.11.20). 8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/bashkiry-permskogo-kraya/viewer - (Дата обращения: 16.11.20). 9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/etnodispersnye-gruppy-narodov-permskogo-kraya-belorusy-migratsionnye-i-etnicheskie-protsessy/viewer - (Дата обращения: 16.11.20). 10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/polyaki-v-sovremennom-etnokulturnom-landshafte-g-permi/viewer - (Дата обращения: 16.11.20). 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://fb.ru/article/276941/narodyi-permskogo-kraya-traditsii-kultura-i-etnografiya - (Дата обращения: 14.11.20). 12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://permstat.gks.ru/folder/45394 – (Дата обращения: 15.11.20). 13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rosinfostat.ru/permskiy-kray/#i-6 – (Дата обращения: 14.11.20). 14. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Коми-пермяки - (Дата обращения: 15.11.20). 15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермские_татары - (Дата обращения: 15.11.20). 16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://tatarica.org/ru/razdely/narody/tatary/etnicheskie-gruppy-tatar/permskie-tatary Онлайн - энциклопедия Tatarica - (Дата обращения: 16.11.20). 17. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.etnoperm.ru/docs/Narody - (Дата обращения: 16.11.20). 18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - (Дата обращения: 15.11.20). 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rosinfostat.ru/permskiy-kray/#i-6 – (Дата обращения: 14.11.20). 2 Там же. 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Коми-пермяки - (Дата обращения: 15.11.20). 2 Черных, А.В. Удмурты Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2017. – С. 64 3 Черных, А.В. Марийцы Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – С. 64 1[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.etnoperm.ru/docs/Narody - (Дата обращения: 16.11.20). 2 Там же. 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/etnodispersnye-gruppy-narodov-permskogo-kraya-belorusy-migratsionnye-i-etnicheskie-protsessy/viewer - (Дата обращения: 16.11.20). 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/polyaki-v-sovremennom-etnokulturnom-landshafte-g-permi/viewer - (Дата обращения: 16.11.20). 1 Черных, А.В. Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии / М.С. Каменских. – изд. С. – Петербург: Маматов, 2015. – С. 272 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.etnoperm.ru/docs/Narody - (Дата обращения: 16.11.20). 3 Черных, А.В. Татары Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – С. 64 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/bashkiry-permskogo-kraya/viewer - (Дата обращения: 16.11.20). 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cinref.ru/razdel/02400istoria_mira/11/223908.htm - (Дата обращения: 28.11.20). |