Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание

  • Введение

  • Глава 1: Танцевальный фольклор сибирских татар

  • Что же может предложить этот коллектив на суд зрителей сегодня

  • Глава 2: Татарский национальный костюм

  • Список использованной литературы

  • Приложение 1

  • Реферат Танцеальные напрвления. Шакурова Лилия.Реферат Танцевальный фольклор сибирских татар. Танцевальный фольклор сибирских татар


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеТанцевальный фольклор сибирских татар
    АнкорРеферат Танцеальные напрвления
    Дата09.10.2022
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШакурова Лилия.Реферат Танцевальный фольклор сибирских татар.docx
    ТипРеферат
    #722904

    Министерство культуры Российской Федерации

    Кемеровский государственный институт культуры и искусств

    Институт хореографии

    Кафедра <<Балетмейстерского творчества>>

    РЕФЕРАТ

    На тему:

    «Танцевальный фольклор сибирских татар»
    Выполнил:

    Шакурова Лилия Николаевна

    Студентка 1 курса РХК – 151

    Рецензент:

    Палилей Александр Васильевич

    кандидат педагогических наук,

    доцент

    Кемерово 2015г
    Содержание


    1. Введение………………………………………………………3

    2. Глава 1: Танцевальный фольклор сибирских татар…………...5

    3. Глава 2: Татарский национальный костюм……………………15

    4. Заключение……………………………………………………17

    5. Список использованной литературы………………………...18

    6. Приложение1…………………………………………………19


    Введение
    Татарский народ, оставивший глубокий след в многовековой истории, объединяет в себе идею пространства и времени мира, дает ощущения, что история и культура татарского народа является неотъемлемой частью мировой истории и культуры. Сегодня татары проживают во всех без исключения районах планеты. Татарский танец является так же выражением истории, и самобытности народа.

    В настоящее время в Западной Сибири проживает более 300 тысяч татар, из них более 50 тысяч – в Омской области. Но кто они? Все ли относятся к сибирским татарам – к тем, предки которых жили здесь еще до похода Ермака? Изучение национального или, как этнографы называют, этнического (от греческого слова этнос – племя, народ) состава татар Западной Сибири показало, что здесь сибирские татары сегодня насчитывают около 190 тысяч человек.

    А остальные татары являются выходцами из районов Поволжья и Приуралья и их потомками. Это, прежде всего, казанские татары, мишари, кряшены и другие группы европейских татар. Что касается астраханских и крымских татар, то в сибирском регионе их проживает немного. В наши дни часть поволжско-приуральских татар тоже стали себя называть сибиртатарлар, т.е. сибирские татары. Одни из них называют себя так потому, что смешались с сибирскими татарами. Другие давно живут в Сибири и, как и русские, считают себя сибиряками.

    Сибирские татары состоят из трех этнических групп – томских (живут в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях), барабинских (живут в Новосибирской области) и тоболо-иртышских татар (живут в Омской и Тюменской областях). Те, в свою очередь, делятся на менее крупные группы. Так, тоболо-иртышские татары состоят из тюменской, тобольской, ясколбинской (заболотной), курдакско-саргатской и тарской групп. Татары последних двух групп живут в Омской области. В составе курдакско-саргатских татар (живут в основном в Тевризском и Усть-Ишимском районах Омской области и Вагайском районе Тюменской области) ученые выделяют еще курдакскую и саргатско-утузскую группы, а в составе тарских татар (живут в Большереченском, Знаменском, Муромцевском, Тарской районах) – аялынскую и туралинскую группы.

    Глава 1: Танцевальный фольклор сибирских татар
    У танца, как ни у какого другого вида искусства, есть качества, способствовавшие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков: в форме жестов и телодвижений человек за короткое время, успевал передать эти навыки более ярко и эмоционально, нежели любым иным способом. Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения.

    Всестороннее изучение народного танца важно, как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев. Костюмы и музыкальные инструменты также являются источником при изучении материальной и духовной культуры. Кроме того, данные хореографического искусства, сопоставленные с археологическими, фольклорными материалами и литературно-этнографическими сведениями прошлого и настоящего, позволяют более точно представить и понять этнические, в том числе этнокультурные контакты. Вот поэтому все эти аспекты принимались во внимание при изучении народной хореографии тарских и барабинских татар Западной Сибири, чье танцевальное искусство до сих пор не изучено этнохореоведами, этнографами и фольклористами. В этом, кстати, и состоит главная особенность исследуемой темы - ее не разработанность, которая определяет научную значимость данного исследования. Автором данной работы вводится новый материал, описывается, кинетографируется по системе С. Лисициан, делается сравнительно-исторический анализ традиционной народной хореографии, определяются основные черты хореографии сибирских татар на основе изучения полевых и "косвенных" источников. Исходя из этого, конечной целью предыдущих исследований явилось установление существенных черт народной хореографии сибирских татар, выявление этнокультурных связей и локальных особенностей бытования определенных форм хореографии.

    Что касается работ современных отечественных фольклористов, хореографов и этнографов, то планомерное выявление и сбор материалов по танцам населения Сибири и Дальнего Востока начались сравнительно недавно - в 1950-х годах нашего века. Но по традиционной народной хореографии народов европейской части нашей страны проводились исследования и в дореволюционной, и в послереволюционной время латышскими, молдавскими, армянскими, белорусскими учеными, исследователями, практиками и энтузиастами своего дела. За последние же полтора десятка лет интерес к танцевальному фольклору усилился во много раз, что во многом связано с идеей комплексного изучения фольклора, анализ в его функциональной и художественной целостности, а также с тем, что за этот отрезок времени собран такой объем первичной информации о народном танце многих этносов, что возникла необходимость в систематике и обработке этого материала. Изучением танцевального фольклора занимается немало отечественных ученых, практиков, собирателей-энтузиастов. Среди них признанные авторитеты, внесшие большой вклад в науку о народном танце, такие как Н.М. Бачинская, Т.Б. Бадмаева, М.Я. Жорницкая, С.Ф. Карабанова, Э.А. Королева, С.С. Лисициан, А.В. Руднев, Х.Ю. Супа, Т.С. Ткаченко, Ю.М. Чурко и другие.

    В последнее время стали появляться работы таких исследователей, как В.З. Славина (по танцам шорцев), Г.Х. Тагирова (по танцам поволжских татар), Л.И. Нагаевой (по танцам калмыков), Л.Г. Лукинов (по танцам Якутии), А. Фомина (теоретико-типологические разработки), которые постоянно расширяют географию исследований, охватывая материал танцевальных культур большинства народов России.

    В современных условиях традиционная народная хореография татарских татар, и особенно барабинских татар, сильно изменилась. Часть выводов автора статьи во многом перекликаются с основными выводами М.Я. Жорницкой, сделанными ею на основе изучения традиционной хореографии народов Дальнего Востока и аборигенов Сибири, что позволяет судить об этнической близости многих из народов Сибири и их культурном взаимовлиянии. В конце XIX - начале XX вв. тюркскими и барабинскими татарами была утрачена часть их самобытной, в том числе и хореографической, культуры, что связано как с процессом ассимилирования ее с русской культурой и, естественно, изменением традиционного уклада жизни, а также с изменением религии. Однако, несмотря на исламизацию, они сохранили в культуре и в хореографии элементы доисламских, шаминитских воззрений.

    В недалекие прошлые танцы сибирских татар были как обрядовыми, так и игровыми, носившими, в основном, подражательный характер. Хотя в более древние времена они, возможно, были непосредственно связаны с ритуальными, шаманскими действиями, связанными с культом различных птиц и животных (кстати, семантика движений особенно сильно выявляет это - движения рук наподобие движений крыльев). Часть танцев, вероятно, была связана с ритуальными церемониями, отражающими верования шаманистов - барабинских татар. При этом шаманские пляски частью представляли из себя древние пантомимы, отображающие хозяйственно-культурный тип данного народа и изменения его на всем протяжении их существования в природе как таковых. Как для более ранней, так и для традиционной хореографии конца XIX - начала XX вв. характерно проявление большой склонности татар к сочинительству новых танцев на основе использования местного и близкородственного танцевально-песенного фольклора. При этом он мог быть переложен на свой лад сообразно местным привычкам, обычаям и традициям.

    Со второго десятилетия XX в. заметна тенденция приобщения традиционной хореографии данных групп сибирских татар к русской народной хореографии, тем более, что в современных условиях кое-где идет процесс размывания грани между ними, процесс взаимопереплетения отдельных танцевальных элементов (например, на одну треть сибирские татары в своем репертуаре имеют танцы русских или европейского происхождения).

    Все записанные и закинетографированные танцы можно разделить на:

    1) мужские и женские (по половозрастному признаку);

    2) сольные, смешанные и групповые (по количественно-качественному признаку).

    Однако, несмотря на подобное деление, в танцах тарских и барабинских татар большая роль отводится женщине, что совпадает и с хореографической обрядовой практикой по данным историко-этнографических источников, в которых основная роль принадлежала женщине - хранительнице домашнего очага, благополучия и семейного спокойствия в далеком прошлом и современном настоящем.

    По тематике в данное время все танцы схожи, в основном преобладают лирические и бытовые мотивы: о любви счастливой и несчастной, о выборе невесты, о ссорах между любимыми и о многом другом. Подобная схожесть, вероятно, была присуща танцевальной культуре народа и раньше, с той лишь разницей, что посвящены танцы были духам воды, неба, матери-земли, от которых ждали дождя, урожая и т.д.

    По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести, музыкальный размер либо очень четкий - от 2/4 до 4/4, либо имеет переменный характер. Наиболее характерными являются следующие основные движения - волнообразные движения рук, мягкие переступания ног либо "топы", а также исполнение некоторых движений на полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками, топтание на месте, повороты вокруг своей оси на 1800, З6О0 и более. Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, но с определенным набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг и круг. Количество исполнителей в танцах варьируется: от одного до шести человек или же четное неограниченное количество человек, что, возможно, может быть связано с четной цифрой девушек в дружине - сорок - в тюркском эпосе.

    Танцы барабинских и тарских татар по виду мизансцен можно разделить на:

    1) хороводные (двух типов по темпераменту),

    2) парные (двух типов),

    3) сольные.

    Сольные, парные и хороводные танцы обычно в XX в. исполнялись с музыкальным сопровождением (гармонь, аккордеон использовали особенно часто в последние пятьдесят-шестьдесят лет), а вот в более ранние времена танцы сопровождались и голосовой партитурой (песни, причитания и т.д.) или же ударными инструментами (бубен, барабан, а в более древние времена кабыс и тюнгюр).

    Функциональная направленность танцев ныне носит больше художественно-эстетический смысл, нежели религиозный или обрядовый. Хотя прослеживается все же наличие двух простейших видов шаманских плясок в танцевальных движениях, однако их первоначальный смысл уже полностью утрачен. Однако вышеуказанные практические результаты и выводы, сделанные на основе полевых исследований (в том числе и по результатам экспедиции 1995 г.) и изучения всего спектра литературы, затрагивающей темы традиционной народной хореографии, не означают полной изученности ее и являются лишь стартовой площадкой для дальнейших исследований автора этого междисциплинарного зарождающегося направления в науке - этнохореологии.

    Благородством и достоинством, нежностью и смелостью, мудростью и глубокой человечностью покоряют народные татарские песни и танцы. Возникнув в глубокой древности, они прошли большой исторический путь, вбирая в себя и отражая достижения народа в его трудовой деятельности, мышлении, в его борьбе за светлое будущее. Песни и сказания, танцы и легенды, лирические поэмы доносят до нас тепло сердец их авторов.

    Лауреат Всесоюзного и Всероссийских конкурсов, лауреат Международного Карфагенского фестиваля фольклора в Тунисе, лауреат 43-го Интернационального фестиваля во Франции, лауреат Государственной премии Республики Татарстан. Тукая, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан вот уже 70 лет является активным пропагандистом богатейшей сокровищницы народного творчества.

    Ансамбль был основан в 1937г. Творческая жизнь ансамбля - его прошлое, настоящее и будущее - связана с фольклорными традициями татарского народа. Формирование творческого облика коллектива проходило в атмосфере становления татарской профессиональной культуры 30-40-х г. XX века, в тесном контакте с выдающимися фольклористами, композиторами, балетмейстерами, художниками, писателями.

    Народные песни просты и задушевны. Сколько в них глубины и мудрости, сколько неиссякаемой любви к людям, к родной земле. Создание на основе народных песен и танцев ярких художественных образов служит раскрытию эстетического идеала народа, его самобытной психологии. Хоровая группа ансамбля являясь творческой лабораторией композиторов республики, вносит большой вклад в развитие хоровой культуры Татарстана.

    Татарские танцы - это сочные жанровые картинки из народного быта, полные теплоты и юмора, часто насыщенные комедийными эпизодами. Они очаровывают эмоциональной живостью, непосредственностью, лирической проникновенностью.

    Женские танцы полны изящества и благородства, целомудрия и сдержанности, трепетной нежности. Мужской танец захватывает горячим темпераментом, энергией, молодым задором танцоров-джигитов.

    Постоянным спутником песен и танцев является оркестровая группа ансамбля. Оркестр знакомит зрителя со звучанием народных татарских инструментов - кубызом, кураем, гармониками.

    Праздничность концертного зрелища дополняет богатство красок национальных костюмов. Искусно расшитые сапожки и радужные переплетения самобытных орнаментов, украшающих национальный наряд, являются неповторимым образцом татарского прикладного искусства и предметом гордости народных мастеров.

    Ансамбль всегда был не только носителем традиций, но и пропагандистом идей современности. Всегда сочетал лабораторную исследовательскую работу с практикой активной концертной деятельности.

    За свой полувековой творческий путь ансамбль проехал с гастролями сотни тысяч километров. Где только не проходил этот путь! Коллектив выступал на сценах знаменитых театров и дворцов и на сколоченных из грубых досок подмостках, на лугах и полевых станах, на маленьких сценах деревенских клубов и на огромных городских площадях.

    В годы Великой Отечественной войны концертные бригады ансамбля в числе первых выезжали на передовые позиции фронта, обслуживали воинские части, госпитали.

    Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан ведет широкую гастрольную деятельность по России, странам СНГ и дальнему зарубежью. Выступая за пределами нашей Родины, ансамбль выполняет благородную миссию представляя национальное искусство разным народам мира. Ансамбль побывал с концертами в Китае, Корее, Монголии, Тунисе, Турции, Италии, Мальте, Чехии и Словакии, Англии, Германии, Японии, Йемене, Финляндии, Югославии, Франции, Сенегале, Бенине, Нигерии. По единодушному признанию прессы, коллектив Государственного ансамбля песни и танца РТ был признан лучшим из 37 стран участниц на Международном Карфагенском фестивале фольклорных коллективов в Тунисе в 1977г. На Втором Всероссийском смотре ансамблей песни и танца, который проходил в Москве под председательством выдающегося советского хореографа Игоря Александровича Моисеева, Государственный ансамбль песни и танца РТ был признан лучшим и удостоен диплома первой степени и звания лауреата. В связи с этим газеты писали:

    "Естественность и простота сценического поведения артистов, яркая эмоциональность, необыкновенная слаженность и танцевальной, и особенно хоровой группы, динамичное построение концертных номеров - все говорило о том, что на сцену вышли мастера".

    (Н. Шадрина, Гр. Гогоберидзе. Из народных истоков. "Советская культура", 19 апреля 1986г.)

    "Достоинство программ Государственного ансамбля песни и танца РТ в целом - в высоком идейном содержании, воплощенном в народном песенно-танцевальном искусстве, одухотворенности, поэтичности исполнителя и их высоком, в лучшем смысле слова, академическом мастерстве, в единстве песни, танца и музыки, единстве режиссерского решения программ". (Игорь Смирнов, народный артист РСФСР, профессор. Храня наследие народа. "Советская Татария", 11 мая 1986г.)

    В 2000г. коллектив Гос. Ансамбля принимал участие в 43-ем Интернациональном фестивале, который проводился во Франции. А в 2001г. участвовал в 39-ом Интернациональном фестивале Пиренеев, который проходил в городах Франции и Испании. И конечно мастерство коллектива Государственного ансамбля песни и танца РТ не оставило равнодушным французского зрителя и в 2004г. коллектив был приглашен на фестиваль "Российского искусства и кинематографии", проходивший в г. Ницце: (Культура/Российское искусство. "Эксперт" № 47, 2004г.)". большой успех имели танцоры и певцы из Татарстана - они-то как раз выкладывались на всю катушку, пели и танцевали, что называется, от всей души, не уставали менять в течение всего концерта яркие костюмы, и были вознаграждены многочисленными "бисами" и финальной авацией. После каждого номера публика визжала от восторга и порывалась танцевать в проходах. "


    Что же может предложить этот коллектив на суд зрителей сегодня?

    На основе татарских народных песен и танцев, сказаний и легенд созданы яркие высокохудожественные, вокально-хореографические композиции, которые в полной мере представляют традиции и эстетический идеал татарского народа: "Аулак ой" ("На посиделках") и "Сабантуй".

    Одной из последних программ репертуара Ансамбля стала театрализованная постановка "Сказ о Казани", посвященная 1000-летию столицы Республики Татарстан г. Казани. Эта оригинальная постановка знакомит зрителя с историческими фрагментами из жизни древних булгар.

    Работая над этой программой, ее создатели обратились к фольклорному материалу татар, и строго опирались на исторические и научные документы.

    А также в репертуаре коллектива представлена разнообразная - палитра песен и танцев многих народов мира: "Ирландский народный танец", "Боливийские вечера", греческий танец "Фрески Эллады", испанская "Фламенко", танец аргентинских пастухов "Гаучо", американский народный танец, перекликающийся с мелодиями негритянского спиричуэлса. Гостями программы стали итальянские, японские и мексиканские мотивы, которые передают жизнерадостное, праздничное настроение и дают возможность зрителям почувствовать себя частью мировой культуры. Творчество Ансамбля молодо по духу, пронизано светлым и жизнеутверждающим мироощущением. Истоки этого в богатейшей, неисчерпаемой сокровищнице национальной культуры, которую коллектив, словно родниковую воду, боясь расплескать, бережно несет людям.

    Глава 2: Татарский национальный костюм
    Одежда является ярким определителем национальной принадлежности, воплощением понятия об идеальном образе представителя своей нации. Костюм издавна рассказывал об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в мужской и женской одежде сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. Раньше невесту в деревнях выбирали по ее одежде. Жениху сразу было видно, рукодельница она или нет. Если девушка умеет шить и вязать, значит, терпение у нее есть, что важно для хозяйства. А если не умеет, то в жены такую брать не хотели.

    Татарский костюм, как общенациональная форма, одежды сложился в середине XVIII-начале XIX вв. Это, прежде всего, свободные рубахи - кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви, просуществовавшим до начала XX века. В национальном костюме нашли отражение и элементы восточной одежды, связанные в основном с мусульманской культурой, такие как чапан, жилян, чалма. Раньше костюм свидетельствовал о сословном, возрастном и семейном положении. Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

    Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины, и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета


    Заключение
    Несмотря на расширение сферы деятельности ученых в области изучения народной хореографии, танцевальный фольклор продолжает оставаться на периферии фольклористики. Наука о танце по-прежнему тяготеет к описательности. Попытки аналитического подхода, как правило, возникают на частном материале. Эта проблема связана с тем, что теория и эстетика танца в российской науке находятся в зачаточном состоянии, стадии зарождения теоретических и методологических принципов этнохореологии. Однако уже сейчас в общеэстетических трудах по фольклору и исследованиях ученых-хореологов танец справедливо утверждается как существенный и полноправный компонент народного искусства. Учеными до сих пор не выявлена до конца система научных понятий, не выработаны принципы систематизации и классификации танцев, нет общей методики кинетографирования танцевальных движений. Кроме того, усилия исследователей не скоординированы и не объединены, а это ведет к диспропорции в изучении танцевального искусства народов России и стран СНГ. Хотя в последние два года работа по координации усилий в теоретико-методологическом и практическом изучении народного танца активизировалась, что проявилось в выходе ряда работ: коллективной монографии, исследований отдельных авторов. Однако, есть и такое положение вещей, как полная ненаучность танцевального искусства, в частности, искусства некоторых народов Сибири, к каким можно причислить и сибирских татар.
    Список использованной литературы
    1. Бадмаева Т.Б. Танцевальный фольклор калмыков / Т.Б. Бадмаева. - Элиста, 1982.

    2. Бикбулатов К.М. Танцы татар-мишар / К.М. Бикбулатов. - Казань, 1999.

    3. "Исторический ежегодник" 1977 год. Н.Л. Левочкина - ОмГУ.

    4. Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник / С.Ф. Карабанова. - М., 1979.

    5. Лисициан С.С. Театральные представления армянского народа / С.С. Лисициан. - Ер., 1958.

    6. Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир / Л.И. Нагаева. - Москва, 1980.

    7. Ногаева Л.И. Танцы восточных башкир. - М., 1980.

    8. Н. Шадрина, Гр. Гогоберидзе "Советская культура". 19 апреля 1986г.

    9. Российское искусство "Эксперт N 47 2004г.

    10. Смирнов, народный артист РСФСР, профессор. Храня наследие. "Советская Татария". 1986г.

    11. Тагиров Г.Х. Татарские танцы / Г.Х. Тагиров. - Казань, 1960.

    12. Тагиров Г.Х. 100 татарских фольклорных танцев / Г.Х. Тагиров. - Казань,1988

    13. Татары. - М.: «Наука», 2001. - С. 24.

    14. Татары. - С. 25.

    15. Фуад Валеев "Татарский народный орнамент" Казань 2902г.

    Приложение 1









    написать администратору сайта