Главная страница

Опыт работы концертмейстера-баяниста в классе народной хореографии. Степанов В.Ю. О работе концертмейстера-баяниста. Опыт работы концертмейстерабаяниста в классе народной хореографии


Скачать 397.37 Kb.
НазваниеОпыт работы концертмейстерабаяниста в классе народной хореографии
АнкорОпыт работы концертмейстера-баяниста в классе народной хореографии
Дата02.06.2022
Размер397.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтепанов В.Ю. О работе концертмейстера-баяниста.docx
ТипРеферат
#566163



Опыт работы концертмейстера-баяниста

в классе народной хореографии
Автор:

Степанов Виктор Юрьевич, концертмейстер

Санкт-Петербург

2021


Содержание

  1. Введение

  2. Терминология и о комплексе упражнений у станка и на середине зала

  3. Музыкальное оформление занятия

  4. Особенности музыкального сопровождения на различных этапах обучения

  5. О подборе музыкального материала

  6. Педагогические функции концертмейстера в содружестве с педагогом хореографом

  7. Инновационные технологи

  8. Заключение

  9. Список используемой литературы и ссылки на публикации в интернете.



  1. Народная хореография — это сценическое искусство, которое имеет свою особенность передачи характера, чувств, эмоции человека без помощи слов, посредством танца, а значит, имеет свою систему воспитания и обучения. Чтобы понять и изучить специфику народной хореографии нужно знать истоки этого искусства. Народный танец неотделим от фольклора, который диктует постановщику характер и стиль, определяя манеру исполнения, сюжетную основу, выразительность и пластику.

Работа концертмейстера-баяниста народной хореографии заключается в освоении и подборе музыкального сопровождения, связанного с хореографической спецификой, разобраться в которой возможно только зная специфику классического танца, дающего ясное понимание родственных связей и отличий между данными видами - классическим и народным танцами.

  1. Чтобы свободно ориентироваться в данной области, нужно изучить основную танцевальную терминологию, знать, о каком движении идет речь. Музыкальная терминология, чаще всего имеет итальянское происхождение, а хореографические, как и самое слово «балет», – французское. Значит, чтобы верно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному движению, концертмейстер должен свободно понимать язык педагога-хореографа.

Занятие по народному танцу начинается с экзерсиса у станка, непосредственно за которым следует экзерсис на середине зала. Переходы от комплекса упражнений у станка к середине зала и обратно, поклоны музыкально оформлены так, чтобы обучающиеся могли согласовать свои движения с музыкой.

Экзерсис у станка состоит из упражнений, каждое из которых требует своего музыкального сопровождения.

Занятия у станка начинаются с Plie: Demi plie, Grands plie — это упражнения, основанные на приседаниях разной глубины: полуприседание и полное соответственно. Исходя из специфики выполняемых движений, можно понять, что музыкальный материал в данном случае должен иметь плавный, мягкий, лирический характер, медленный темп, а на начальном этапе обучения преимущественно в четном размере (4/4).

Следующим упражнением идёт Battements tendus (Battements tendus jetes). Выброс ноги в этих движениях выполнятся довольно резко(на начальном этапе делается более плавно) по кресту, т.е. вперёд, в сторону, назад и в сторону. Тут музыкальное сопровождение должно соответствовать четким, ритмичным, акцентным, движениям учащихся. Соответственно размер пьес должен быть 2/4 или 4/4.

Следующие движения Rond de jambe par terre и Port de bras – довольно плавные и грациозные. Первое может исполнять на 2/4 или 4/4, режже на 3/4 , а во втором - лучше использовать размер 3/4 (медленный вальс).

В народном танце многие движения могут носить совершенно другой характер, амплитуду и ритм, чем в классическом танце, или вообще не иметь аналогов. В частности, flic-flac, (дословный перевод - «туда-обратно»), - движение, при котором нога учащегося раскачивается от колена до стопы как маятник. Довольно часто он используется в русских, цыганских, мексиканских, испанских, татарских и танцах других народностей. В эту же категорию специфических движений можно отнести «подготовку к верёвочке» и саму «Верёвочку». Для примера, этот элемент танца используется в «Яблочке». Размер соответственно 2/4 или 4/4, в зависимости от темпа характера.

Следующий этап урока – это работа на середине зала. Здесь к ранее изученным движениям добавляются новые элементы, объединяются в одну композицию. Так последовательность танцевальных движений время исполнения которых укладывается от 32 до 64 тактов( в зависимости от темпа) образуют сценические этюды. А более крупные хореографические законченные композиции на середине зала – народно-сценическими танцами.

  1. Концертмейстер своей игрой должен правильно донести национальный колорит музыки, показав характер народа, его темперамент, особенности мироощущения, ведь от этого зависит степень соответствия той или иной национальной принадлежности, выражаемой танцующими ребятами посредством определенных движений, положений рук, ног, корпуса, головы.

Концертмейстеру необходимо довольно хорошо знать структуру упражнений, технику их исполнения. Чтобы лучше понять природу танцевальных движений и впоследствии максимально помочь детям выучить все грамотно, правильно и органично, при полной гармонии с музыкой, он должен как бы сам оказаться на месте того или иного обучающегося, представить, будто сам выполняет заданное движение. Поэтому, в своей практике очень важно внимательно наблюдать за упражнениями в стадии их разучивания педагогом-хореографом с обучающимися. Мысленно «протанцовывать» их вместе с детьми, при этом запоминая их ритмическую основу, все имеющиеся синкопы, акценты и другие их характерные особенности.

Это важно для того, чтобы четко представлять себе, какое музыкальное произведение будет соответствовать тому или иному движению, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать его исполнению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с начинающимся движением танца. Поскольку педагог может остановить упражнение в любом месте, или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно, концертмейстеру необходимо иметь буквально реактивную мыслительную способность: не просто ориентироваться в нотном тексте, а делать это чрезвычайно быстро и оперативно. Для этого нужно быть собранным и сконцентрированным, внимательно следить за ходом занятия, тонко улавливать каждое слово и каждый жест педагога–хореографа и даже предвидеть заранее его манипуляции. Всегда нужно быть готовым к импровизационным моментам, вариативности исполнения. Это может пригодиться, например, при разучивании нового элемента, при дифференцированной работе хореографа, при которой движения отрабатываются либо только с группой мальчиков, либо с девочками и в прочих ситуациях.

Так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции, то уверенное знание техники исполнения всех хореографических упражнений, которыми обучающиеся овладевают на занятиях, будет способствовать успешному проведению полноценного занятия и в отсутствие педагога.

Музыкальное оформление занятия должно прививать обучающимся осознанное отношение к музыкальному материалу – умению слышать музыкальные фразы, иметь понятие о том, что такое характер музыки, ритмический рисунок, динамика, уметь сравнивать фразы по сходству и контрасту, их выразительному значению. На занятиях хореографии у детей формируются первичные эстетические оценки, идет приобщение к шедеврам народной музыки и как итог развивается музыкальный слух и образное мышление.

  1. Выбор музыкального материала также зависит и от возрастных особенностей учащихся.

В первые два года обучения с детьми вырабатывается постановка корпуса, рук, головы, правильная координация движений, головы, развиваются мускулатура ног. По ходу процесса происходит знакомство с музыкальной составляющей занятий, учащиеся обретают знания о ритме, размере, образах, которые в последствии будут воплощать в танце. Для детей младшего возраста следует выбирать музыку с простыми ритмами, незамысловатой, но интересной мелодией, прозрачной фактурой и с четкой жанровой характеристикой, например марш, полька, хоровод, вальс. Если композиторская версия музыки сложна для восприятия, то я подвергаю её некоторым изменениям. То есть упрощаю фактуру, при необходимости меняю ритмический рисунок аккомпанемента, стараюсь выделить самые яркие мелодические обороты, для этюдов беру самый удобный по структуре и восприятию фрагмент пьесы.

Далее комбинации усложняются, и музыкальный материал тоже. Музыка исполняется не в едином темпе, как в начале обучения, а в разных сочетаниях с применением агогики, более сложным ритмом и структурой.

И как итог появляются уже более сложная фактура, глубина образов, более быстрые темпы исполнения, развитая мелодия.

Самое главное, на прохождении всех этапов обучения дети формируются эмоционально, ведь эмоции – один из главных движущих факторов в достижении успеха. Поэтому музыкальное сопровождение урока должно давать и яркий эмоциональный посыл.

5. Одним из главных критериев в подборе музыкального материала является его художественность, особенно при выборе музыкального сопровождения к концертным номерам. Музыка танца должна доставлять эстетическое удовольствие, как танцовщикам, так и постановщикам композиции. При этом концертмейстер-баянист должен использовать все технические возможности инструмента. Это касание клавиш, сила и скорость прижатия, ведение меха и меховые приёмы, штрихи. Всё это поможет придать максимальную выразительность звучанию и максимально точно отобразить характер танца данной народности.

6. Работа концертмейстера содержит в себе также и некоторые педагогические функции. Например: музыкально-ритмическое воспитание, которое основывается на моторно-пластической проработке музыкального материала, что как итог формирует умение подчинять движения согласно музыкальному сопровождению. Следовательно, создаётся усиленное эмоциональное воздействие музыки и грамотное развитие художественного образа. Здесь надо отметить, что хореографическую составляющую обучения дает хореограф, а музыкальную - концертмейстер.

7. Когда работа над танцем переходит в стадию использования фонограммы, концертмейстер также играет важную роль на данном этапе. Во-первых, хореограф не должен отвлекаться на включение и остановку фонограммы , поиска нужного момента в музыке, это задача концертмейстера. Во-вторых, созданием фонограммы, её компоновкой, темпом также лучше заняться концертмейстеру, тем самым давая хореографу больше времени для работы непосредственно над хореографией.

И тут стаёт вопрос о необходимости использования в концертмейстерской работе инновационных технологий, а именно изучать различные музыкальные программы. В своей работе я использую такие программы как:
Audacity (программное обеспечение для создания и микширования музыки)

.
Эта программа обладает достаточными возможностями для создания качественного музыкального материала и дальнейшей работы с ним. Например, можно изменить темп, сократить или увеличить фонограмму, повторить или вырезать музыкальный фрагмент, состыковать несколько музыкальных эпизодов в один трек, добавить различные звуковые эффекты, отдельные звуки, менять динамику, делать плавное ускорение или замедление. Всё зависит от поставленной хореографом задачи. Также появляется возможность оцифровки фонограмм с аналоговых носителей с дальнейшей очисткой звука от шумов и треска.

Musescore (нотный редактор),

Работа с нотными редакторами даёт возможность редактирования, транспонирования и прослушивания нотного материала.

Владение ПК также облегчает самостоятельное изучение и использование инновационных технологий на поприще концертмейстерской работы.

8. Исходя из всего выше сказанного, следует, что работа концертмейстера в классе народного танца на сегодняшний день состоит из нескольких принципов. Это участие в воспитательном процессе; постоянная работа с репертуаром, как концертным, так и учебным; знание хореографической терминологии, подбор музыкального материала в соответствии с возрастом и уровнем подготовки учащихся; владение ПК и программами по обработке звука и нотными редакторами; оказание необходимой помощи педагогу в организации и проведении учебных занятий, концертных мероприятий. Конечно же, владение инструментом – один из важнейших аспектов такой работы.

И как вывод:

Успешная работа коллектива зависит от многих факторов, но одним из самых важных является слаженный тандем педагога-хореографа и концертмейстера, надо быть активным союзником и помощником педагога, стремиться к созданию плодотворной творческой атмосферы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Блок Л.Д. Классический танец и современность – М, 1987



  1. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. -


М., 2002.



  1. Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.

  2. https://urok.1sept.ru/articles/676547

  3. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2020/02/01/metodicheskiy-doklad-osobennosti-raboty

  4. https://sozvezdital.ru/wp-content/uploads/2019/11/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%9C%D0%91%D0%9E%D0%A3%D0%94%D0%9E-%D0%A8%D0%A0%D0%94%D0%A8%D0%98-%D0%94%D0%A8%D0%98-%D1%81.-%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%A2%D0%BE%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%98.%D0%93.pdf

  5. https://www.maam.ru/detskijsad/profesionalnaja-rabota-koncertmeistera-v-klase-horeografi.html

  6. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-osobennosti-raboti-koncertmeystera-na-urokah-horeografii-i-tehnologiya-podbora-repertuara-dlya-3938274.html



написать администратору сайта