танец. рк1 Ефименко Александра. Разнообразие видов хореографического искусства
Скачать 23.77 Kb.
|
Разнообразие видов хореографического искусства Классический танец — это хореографическая система, которая формируется в ходе развития искусства и общества. Это вершина хореографического искусства. Классический танец - исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа, сформированная на протяжении многих веков у многих народов. Классический танец формировался путём долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Он вбирал в себя достижения различных танцевальных культур, перерабатывал движения разнообразных, начиная с глубокой древности, народных плясок, пантомимных действий – искусства жонглёров и мимов, движения трудовых и бытовых танцев. На формирование системы классического танца огромное влияние оказало античное искусство, красота и пластическая гармония образов античной хореографии, запечатлённых в скульптуре и древней живописи Греции и Рима. Название «классический» и показывает, что эта система восходит к танцу античному, а также что она обладает классическим совершенством. Этот термин возник в России в конце ХIХ в., в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных». Постепенно термин вошёл в обиход, вытеснив существующие ранее термины – «академический», «серьёзный», «благородный» и другие. К образованию системы классического танца привело установление стройности, единства и одновременно строгой классификации в многообразии отобранных человеческих движений. Определился важный и обязательный принцип классического танца – выворотность. Это не красивое слово очень точно обозначает большое понятие на «балетном языке» - это развёрнутость ног и бёдер, особенность структуры человеческого тела, присущая не каждому человеку. - это прежде всего основа исходных положений и поз в классическом танце. Система классического танца разработала чётко ограниченное число групп движений, включающих в себя понятие о сгибаниях, приседаниях (plier – сгибать); о подъёмах (relever –поднимать); о вытягиваниях (tender – вытягивать); о скольжениях (glisser – скользить); о вращениях (tourner – поворачивать, вертеть); о прыжках (sauter – прыгать); о бросках, устремлённых вперёд (elancer– бросать) и др. Также в системе классического танца разработаны позиции ног, их шесть, и утвердились три позиции рук, строго разработаны положения корпуса и головы. Необходимо отметить, что классический танец, как система оформилась в XVI веке в Италии, дальнейшее развитие получила во Франции в XVII веке, здесь и появилась терминология на французском языке. Повсеместно он признан одним из главных выразительных средств танца. Как учебная дисциплина он представляет собой систему танцевальных упражнений (exercice - Экзерси́с), необходимую для развития выразительных средств исполнителя. Это комплекс тренировочных упражнений в классическом танце (балете), способствующий развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. В России преобладает школа профессора А. Я. Вагановой. Об Агриппине Яковлевне Вагановой очень ёмко сказала великая Майя Плисецкая: «Ваганова – царица балетной педагогики. Я редко жалею о чём-нибудь, но всю жизнь буду жалеть, что училась у Вагановой так мало – всего три месяца. Её уроки давали удивительное сочетание академической, идеальной «грамотности» и в то же время полной раскрепощённости, сознание своей власти над собственным телом. Не случайно все ученицы Вагановой так владеют классикой» Народно-сценический ТАНЕЦ — одна из основ любой хореографии. К основным его компонентам относятся музыкально-ритмическая основа, лексика танца (движения, жесты и позы, их пластическое соединение, рисунки танца), костюмы. Находясь в теснейшем единстве, они являются выразительными средствами танца, раскрывающими своеобразие содержания, передающими особенности стиля и манеры, создавая неповторимость колорита народной хореографии. Это один из наиболее распространённых видов танцевального искусства. Народный танец тесно связан с музыкой, песней, особенностями национального костюма. Эти факторы в совокупности с историко-географическими и социально-бытовыми признаками создают характерные черты хореографии разных народов. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения и музыки. Например, у народов Азии основными выразительными средствами становятся движения рук, головы и корпуса. Если переместиться в Европу, то здесь мы увидим, что корпус и руки в основном звучат как аккомпанемент, а главным в танце являются ноги. Некоторые танцы исполняются с бытовыми предметами, как-то: шляпа, шаль, пиала, поднос, серп и т. д. Народный танец призван научить человека познавать единство ценностей и понимать, что форма их выражения может различаться в зависимости от менталитета того или иного народа. Народный танец характеризуется такими качествами, как: -традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме); - синкретичность \от греч. synkretismos – соединение\ (единство, сплоченность, спаянность, неразрывность, целостность танцевального, инструментального и театрально-игрового начал); -вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец); -коллективность (ансамблевый характер народных танцев, коллективное начало) функциональность(связь с жизнью, ситуацией исполнения). Наиболее характерными элементами народной хореографии являются проходки, позы и характерные положения, элементы своеобразной национальной виртуозности (присядки, хлопушки, вращения, прыжки и др.), танцевальные шаги. Характерно-академический танец – вид сценического танца, в основе которого — система академического танца с привлечением элементов народно-сценического танца, одно из выразительных средств балетного театра. В первоначальном значении, относящемся к XVII –XVIII векам, характерным назывался танец, обладающий характеристическими чертами, элементами жанрового, бытового образа. Использовался преимущественно в интермедиях, в которых действующими лицами были крестьяне и ремесленники, разбойники и матросы. Танцы были построены на движениях, характеризующих данный персонаж. Позднее, в XIX веке, характерным стали называть сценические обработки народных танцев, вводившиеся в балетный спектакль. Этот процесс достиг расцвета в пору романтического балета, в 30-50-х годах XIX века, когда большое внимание уделялось национальному колориту. Постепенно вырабатывалась академическая форма отдельных национальных танцев. В отличие от народного танца, в его основе лежат приёмы профессиональной классической танцевальной системы. К началу ХХ века понимание этого термина сложилось окончательно и определилось, как национальный танец, подвергшийся обработке согласно требованиям сцены или танец, несущий в себе «характеристическое начало». Это русский академический танец, русский танец Чайковского, венгерский академический, испанский, вставные номера балета и др. Бальный танец — является преемником историко-бытового. Искусство бальной хореографии занимает значительное место в эстетическом воспитании населения и организации его содержательного досуга. Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Подавляющее большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы. В1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный (International Ballroom (or Standard) and International Latin) и социальный (social dance). Спортивно-бальный танец — невероятно красивое искусство, которое пользуется огромной популярностью в современном мире. Сегодняшний бальный танец отражает особенности танцевальной культуры, быта и этикета прошлого и нынешнего века. Появление конкурсов на исполнение бальных танцев внесло свои стилистические коррективы. Лидирует здесь английская школа. Существуют два направления, как-то: европейская (стандарт) и латиноамериканская программы. В каждой группе есть по 5 танцев. Европейская программа — это медленный вальс, медленный фокстрот, танго, венский вальс и квикстеп (быстрый фокстрот). В свое время именно эти танцы служили способом массового развлечения, но с появлением более быстрых, энергичных видов популярность классических разновидностей начала резко падать. Но сегодня европейские бальные танцы получили второе дыхание. Занятия ими помогут улучшить осанку и сделать движения более грациозными. Кроме того, за последние несколько лет классические разновидности танцев были несколько модернизированы. Модерн (современный танец) – Современный танец - это все направления танцевального искусства, появившиеся после классического балета. Говоря о современных танцах, мы говорим обо всем культурном пласте конца 20 – начала 21 веков имеющем отношение к движению. Современные танцы – это очень широкое понятие, объединяющее в себе буквально все модные танцевальные течения. Общим для всех направлений современного танца является то, что танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуального хореографического языка через синтез, актуализацию и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией жизни, движения и комплекса знаний о возможностях человеческого тела и взаимодействия тела-разума, тела-пространства, тела-тела. Для современного танца характерна многосторонность, универсальность и гибкость. Его можно танцевать в любой акустической среде (различные направления музыки, тишина, естественные звуки), комбинировать и объединять танцевальные техники, создавая новые стили и движения. Современный танец работает с природной структурой тела, и, поэтому доступен начинающим. В то же время легкость и естественность движения, которую дает это направление танца, позволяет профессиональным танцорам открывать для себя новые грани. Современный танец лишен единства стиля и эстетики. Он похож на запутанное здание со множеством по-разному обставленных комнат. В последнее время современный танец пользуется все большей популярностью. Хотя еще совсем недавно мы даже не подозревали, что существует такое разнообразие современных стилей и направлений. А всего несколько лет назад все танцы в современных ритмах назывались эстрадными. Современный танец состоит из огромного количества видов и подвидов танцевальных течений, поэтому считается самым обширным разделом в хореографическом искусстве. На протяжении последних 10 лет такие направления как джаз и модерн выделились в самостоятельные виды, на всех конкурсах и фестивалях они представляются в отдельных номинациях. Каждое направление имеет свои особенности, что делает современный танец богатым и ярким направлением в хореографии. Особенностью этого вида современного танца является философский подход к движению и отказ от канонов классического танца. Данному виду танца свойственно взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующие основы, а также поиск второго, третьего плана музыкального сопровождения. Это танцевальное направление зародилось в конце XIX – XX в. в США и Германии. Модерн (от нем. и англ. modern - современный) — создавался в противовес классическому танцу. Появление танца модерн – это попытка создать новую хореографию, которая отвечала бы духовным потребностям человека XX века. Предшественником танца модерн в танцевальном искусстве стало исполнительское творчество Айседоры Дункан. Средствами свободных, не подчинённых правилам движений босоногая танцовщица в лёгкой, прозрачной, развевающейся тунике стремилась выразить на сцене свои настроения и чувства, подсказанные музыкой композиторов – классиков. Реформатор русского балета Михаил Фокин писал: «Танцы Дункан привели меня в восторг, так как я нашёл в них элементы того, что сам проповедовал…выразительность, простоту, естественность». Вслед за неистовой Айседорой появились и другие поборники «свободного танца». В 20-е годы ХХ века и в Европе, и в Америке это направление развивалось под разными названиями: «новый художественный танец», «экспрессионистский танец», «современный выразительный танец», «ритмопластический танец». Основные принципы танца модерн: - отказ от канонов; ‑ оригинальность танцевальнопластических средств, как, то: гимнастическе упражнения, игры, небалетная пантомима; - особые движения корпуса: пульсирующий торс, выталкивающие движения бёдер и др.; - изломанность линий и криволинейность рисунка. - воплощение новых тем и сюжетов, как, то: отчаяние, страх, страдание и т. д. В модерне предпочитается спираль (в классике - жесткая вертикаль) спины. Для классики характерны выворотность, устойчивость, а для модерна — как свободные, так и выворотные позиции. Модерн – это свобода в поиске новых движений. Это танец, заключающий в себе большое количество стилей, он экспериментирует, ищет всевозможные способы выражения. Джазовый танец направление танца, зародившееся в США в конце XIX века в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Слово «джаз» в переводе на русский язык имеет несколько значений: «Гнаться», «преследовать», «соблазнять», «имитировать ритм ударных» - все эти значения полностью присутствуют в джаз-танце. Основные черты джазового танца - это основополагающая роль ритма, импровизация, сочетание экспрессии, силы и выразительности, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца является полиритмия, синкопирование, свинг. Сценическим искусством джазовый танец стал только в начале ХХ века. Впервые слово «джаз-танец» появилось в 1917 году, два года спустя после возникновения термина джаз-музыка. Выделяют следующие разновидности: – классический джаз; – афроджаз; – модерн-джаз. Джаз-танцу чужды психологические идеи и глубинная философия, например, танца модерн, или романтичная возвышенность классического танца. Джазовый танец, прежде всего, олицетворяет эмоции, силу и энергию, что так не похоже на другие стили. Характерные черты джаз-танца следующие: • эмоциональный характер исполнения движений; • импровизационный характер движений; • мелкие, вибрирующие движения различных частей тела; • приёмы «напряжения» и «расслабления», изоляционные приёмы, полиритмические эффекты; • характерные отбивания ритма, производимые с помощью хлопков, щелчков, притопов, ударов по бёдрам, ящикам; • большая значимость области таза, которая придаёт движениям чувственность и страстность; • доминирующий социальный характер танцев. На современном этапе развития исполнительской техники джазовый танец Объединяет в себе многочисленные стили, соответствующие направлениям современной музыки. Из фольклорных традиций исполнители и постановщики берут чаще всего восточные темы, афро-кубинские, испанские национальные музыкальные темы. Из классического танца джаз перенял французскую терминологию, некоторые базовые движения, позиции рук и ног. Из модерна взял огромную свободу раскрепощения, расслабления торса и включения его в очень активную работу. У степа была заимствована подчёркнутая ритмизация движений. Также джаз включает в себя социальные уличные направления: «хип-хоп», «брейк-данс», «хаус», «диско», «электрик-буги», «стрит» и другие. В конце XIX века в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Слово «джаз» в переводе на русский язык имеет несколько значений. «Гнаться», «преследовать», «соблазнять», «имитировать ритм ударных» - все эти значения полностью присутствуют в джаз-танце. Основные черты джазового танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, сочетание экспрессии, силы и выразительности, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца является полиритмия, синкопирование, свинг. Сценическим искусством джазовый танец стал только в начале ХХ века. Впервые слово «джаз-танец» появилось в 1917 году, два года спустя после возникновения термина джаз-музыка. Выделяют следующие разновидности: – классический джаз; – афроджаз; – модерн-джаз. Джаз-танцу чужды психологические идеи и глубинная философия, например, танца модерн, или романтичная возвышенность классического танца. Джазовый танец, прежде всего, олицетворяет эмоции, силу и энергию, что так не похоже на другие стили. Характерные черты джаз-танца следующие: • эмоциональный характер исполнения движений; • импровизационный характер движений; • мелкие, вибрирующие движения различных частей тела; • приёмы «напряжения» и «расслабления», изоляционные приёмы, полиритмические эффекты; • характерные отбивания ритма, производимые с помощью хлопков, щелчков, притопов, ударов по бёдрам, ящикам; • большая значимость области таза, которая придаёт движениям чувственность и страстность; • доминирующий социальный характер танцев. На современном этапе развития исполнительской техники джазовый танец объединяет в себе многочисленные стили, соответствующие направлениям современной музыки. Из фольклорных традиций исполнители и постановщики берут чаще всего восточные темы, афро-кубинские, испанские национальные музыкальные темы. Из классического танца джаз перенял французскую терминологию, некоторые базовые движения, позиции рук и ног. Из модерна взял огромную свободу раскрепощения, расслабления торса и включения его в очень активную работу. У степа была заимствована подчёркнутая ритмизация движений. Также джаз включает в себя социальные уличные направления: «хип-хоп», «брейк-данс», «хаус», «диско», «электрик-буги», «стрит» и другие. |