Главная страница
Навигация по странице:

  • Проработка выпуклостей и впадин теневыми красками. Фиксирование грима пудрой. Безопасность труда при работе с гримом. Содержание лекции

  • Различные типы грима

  • Техника грима

  • Технические приёмы грима

  • К гримировальным принадлежностям относятся

  • К материалу относятся

  • Гигиена грима

  • лекция по мастерству актера. Лекция. Лекция 10 Раздел Основы сценического грима Тема Анатомический грим Грим черепа азбука сценического грима План лекции


    Скачать 433.21 Kb.
    НазваниеЛекция 10 Раздел Основы сценического грима Тема Анатомический грим Грим черепа азбука сценического грима План лекции
    Анкорлекция по мастерству актера
    Дата28.11.2021
    Размер433.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция.docx
    ТипЛекция
    #284285

    Лекция № 10

    Раздел 2. Основы сценического грима

    Тема 2.1. Анатомический грим

    Грим черепа – азбука сценического грима

    План лекции:

    Подготовка рабочего места к гримированию. Освещение. Подготовительные и заключительные работы.

    Характеристика гримировальных средств.

    Грим черепа – азбука сценического грима. Изучение лицевой части черепа на клиенте. Составление общего тона, теневых красок.

    Проработка выпуклостей и впадин теневыми красками. Фиксирование грима пудрой. Безопасность труда при работе с гримом.

    Содержание лекции:

    История гримировального искусства

    ГРИМ (франц. grime, от староитальянского grimo – морщинистый), искусство изменять внешность актера (в первую очередь лицо) в соответствии с требованиями исполняемой роли. Гримом также называют особые профессиональные гримировальные краски, используемые в театре.

    Грим – чрезвычайно древнее искусство, оно ведет свое начало от первобытных обрядов, связанных с «оживлением» тотема – животного, являющегося гербом и покровителем племени. Схематически зарождение и развитие грима можно представить следующей цепочкой: тотем – антропоморфная маска – маска с человеческим обликом – раскраска лица, позволяющая, в отличие от маски, передавать как индивидуальные особенности, так и мимическую трансформацию облика актера. Некоторые формы театра, основанные на древней классической традиции (Япония – «но» и «кабуки»; Индонезия – «топенг», традиционные китайские и индийские театры) и сегодня сохраняют крайне условный тип грима, когда раскраска лица актера максимально приближена к маске.

    В современном театральном искусстве грим чрезвычайно многообразен. Его характер зависит от многих факторов: жанра и стиля спектакля, режиссерской концепции, общего декоративно-изобразительного решения (включая разработку костюмов и световую партитуру), а также физических данных актера и его пластической трактовки образа.

     

    Различные типы грима

    В самом общем виде типы грима можно разделить на «реалистический» и «условный».

    Главная цель реалистического грима – достижение высокой степени жизни-подобия изображаемого персонажа. Здесь можно выделить целый ряд направлений грима:

    1. Возрастной (искусственное старение или омоложение лица, когда реальный возраст актера не соответствует возрасту персонажа);

    2. Национальный грим связан с расовыми и национальными особенностями персонажа, не соответствуют антропологическому типу актера. Мавр в Отелло Шекспира, китаец Херувим в Зойкиной квартире Булгакова и т.д.;

    3. Исторические (когда внешность персонажей корректируется в связи с канонами или особенностями конкретной историко-социальной среды спектакля: использование принципов макияжа «галантного» или «серебряного» века, существенно отличающихся от современного макияжа; создание изможденного лица в случае, если действие происходит в блокадном Ленинграде, и т.д.);

    4. Портретный (при изображении конкретного узнаваемого исторического лица – Петр I, Пушкин, Ленин и т.д.);

    5. Характерный (для отражения ярких особенностей внешности или психологического склада персонажа: длинный нос Сирано в Сирано де Бержераке Ростана; легкая асимметрия лица, помогшая К.Станиславскому найти зерно роли маклера Обновленского в пьесе Федотова Рубль – грубость и плутоватость; и т.д.).

    При разработке реалистического грима зачастую невозможно ограничиваться изменением лица; гримируются все открытые участки тела, в первую очередь – руки и область декольте. Скажем, когда молодая актриса играет возрастную роль, то гладкая, без морщин шея может разрушить правдоподобие образа. Точно так же актер, исполняющий роль мавра Отелло, не может выйти на сцену с белыми, не загримированными руками.

    Принципы условного грима основаны на отказе от реалистических традиций, на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа, или на использовании стилистики конкретного эстетического течения. Основные направления условного грима:

    1. Жанровый (выбеленное лицо Пьеро в комедии «дель арте»; «масочные» гримы классических театров Востока; использование традиций античных трагедий; клоунские нарисованные улыбки во все лицо; и т.д.);

    2. Гротескный, или эксцентрический (доведенный до максимума принцип характерного грима: резко асимметричный грим М.Чехова в Эрике XIV Стриндберга; инфернальный грим Э.Гарина в Ревизоре Гоголя; преувеличенно «одержимый» грим Ф.Шаляпина в Дон Кихоте Массне и т.д.);

    3. Сказочный, или фантастический грим, используется при воплощении вымышленных персонажей, либо «очеловеченных» образов: (Баба-Яга или Кощей Бессмертный в русских сказках; Хлеб, Огонь, Кот и др. в Синей птице Метерлинка; главный герой – лошадь в спектакле Холстомер по Л.Толстому и т.д.).

    Гримировальные краски меняют лицо актера живописными приемами: общий тон, штрихи, образующие складки, меняющие форму губ, бровей, овал лица, – в сочетании с разработанной световой партитурой спектакля, – позволяют достичь нужного эффекта.

    Для сильного изменения формы лица, которого невозможно добиться только с помощью гримировальных красок, используются разнообразные наклейки, как плоские, так и объемные. Например, сделать курносый нос или азиатский разрез глаз можно с помощью специального пластыря. Увеличение носа, изготовление бородавок, глубоких шрамов и т.п. производят с помощью специальной пластической массы, так называемого гуммоза, из которого лепят нужные детали, прикрепляют их с помощью театрального клея, а потом уже маскируют гримировальными красками.

    Важнейшим средством грима, позволяющим значительно изменять лицо и общий облик персонажа, являются различные постижерные изделия (парики, усы, бороды, шиньоны и другие волосяные накладки и наклейки). Они изготавливаются как из настоящих, так и искусственных волос и широко применяются во всех видах грима.

    Художник, разрабатывающий грим и помогающий актеру изменить свою внешность, называется гримером-постижером.

    Грим в различных видах зрелищного искусства имеет свои особенности. Например, грим в балетных и оперных спектаклях делается более ярким, без мелких деталей, так как учитывает большую удаленность зрителей от сцены (наличие оркестровой ямы). В кинематографическом гриме, напротив, уделяется особое внимание тщательной проработке всех деталей, выделяющихся при крупных планах актеров. Цирковые и эстрадные гримы, как правило, носят броский, праздничный характер; здесь широко используются блестки и светящиеся краски.

     

    Техника грима

    Сценический грим представляется только вспомогательным искусством, при посредстве которого, однако, артист может преображать, соответственно типу исполняемой роли, черты своего лица, налагая на него различные специальные краски, надевая парик, изменяя налепками и наклейками отдельные части своего лица.

    Если артист способен к творчеству, то он, узнав основы грима, так сказать фундамент, сам пойдет дальше и выработает свои правила применительно только к своему лицу, к своей индивидуальности.

    Художественный сценический грим есть полное сценическое перевоплощение в том или ином стиле, выполненное в строгом соответствии с задуманным типом и характером произведения, основанное на мимике, нередко связанное с изменением всей фигуры.

    Грим является неотъемлемой частью спектакля. Он тесно связан со стилем, жанром и зависит от эпохи, манеры, актёрских игр, методов режиссёрской работы, стиля работы художника – постановки, средств и способов освоения сцены.

     

    Технические приёмы грима

     

    Существуют два основных технических приема гримирования: живописный и скульптурно-объемный. Каждый из них базируется на конкретном изучении пластических особенностей лица.

    1. Живописный прием выполняют, используя гримировальные краски. Работа с красками во многом напоминает работу живописца. Соблюдают те же принципы, что и в живописи, так как в них много общего. Цвет, светотень, линии играют большую роль, связанную между собой и дополняя друг друга. Так как жанр произведения (опера, оперетта, драма, цирк, эстрада) оказывают определенное влияние на выбор грима, то характер грима меняется. В цирке и на эстраде можно использовать линейные гримы, которые иногда называют условными. Они отличаются тем, что в них отсутствует плоскостно-живописная выразительность, нет четкого выражения объемных форм, а лишь графичность изображения, цвет используется в чистом виде, без оттенков и переходов из одной тональности в другую.

    2. Скульптурно-объемный прием грима отличается от живописного тем, что в нем используют кроме красок налепки, наклейки, аппликации, подтяжки, постижерные изделия. В выполнении его много общего с работой над скульптурой по передаче объемной формы. Используя скульптурно-объемный прием грима, можно изменить лицо до полной неузнаваемости, чего нельзя сделать в живописном приеме. В скульптурно-объемном приеме используют разнообразные материалы: вату, папье-маше, кожу, пробку, пластические детали, постижерные изделия. Особенно наглядно это может проявиться при гримировании сказочных персонажей в спектаклях-сказках, феерических и цирковых представлениях.

    В театре процесс гримирования называют упрощенно "грим". Грим требует внимания и аккуратности, в противном случае он может быть неудачным. Надо запомнить такую последовательность грима, (подготовка рабочего места, протирание лица, наложение общего тона и румян, подводка деталей лица, бровей, глаз, губ, носа и др.). Если в гриме применяют так называемую растительность - усы, бороду, бакенбарды, брови, то те места, на которые они будут наклеиваться, вазелином или общим тоном не покрываются. Клеят растительность после окончания гримирования. Это делается для того, чтобы не запачкать волосы гримом, пудрой и не испортить формы. Все налепки из гуммоза, ваты, поролона, а также пластические детали клеят насухо вытертую кожу перед началом гримирования. Чтобы налепка лучше держалась, кожу лица припудривают или промазывают гримировальным клеем.

    Женский парик надевают после окончания гримирования, чтобы рукой при гримировании не помять прически. Мужские парики со лбом надевают до гримирования, чтобы наклеить шифоновую ленту и замаскировать рубец перехода от искусственного лба к естественному. Так же надевают полупарики и накладки. Прически из естественных волос делают в два этапа: перед гримированием завивают волосы и закалывают их шпильками, для того чтобы они остыли, а после гримирования укладывают в прическу. Если прическа требует густых волос, то используют накладные элементы: шиньоны, косы, локоны. Театральный костюм надевают через ноги, если такой возможности нет, то через голову, а лицо на этот момент покрывают куском тонкого капрона или газа и аккуратно продевают в отверстие ворота. Это делается для того, чтобы матеря костюма, скользила по капрону и предохраняла от гримировальных красок. Снимают костюм сразу после окончания спектакля. Затем снимают парик, различные постижерные изделия, разгримировываются, используя крем.

    Театральный грим будет только тогда удачен, когда соблюдена полная гармония между всеми компонентами.

     

    К гримировальным принадлежностям относятся:

    1. гримировальные краски

    2. мастика для налепок (гуммоз)

    3. клей для грима

    4. вазелин

    5. пудра белая, розавая, темная.

    6. сухие румяны

    7. крепе жесткая и мягкая разных цветов для наклеек.

    К инструментам относятся:

    1. мягкие кисти для грима (колонок)

    2. растушевки

    3. расчески

    4. парикмахерские ножницы

    5. щипцы для завивки

    6. кисть для клея.

    К материалу относятся:

    1. лигнин для снятия грима,

    2. вата, марля

    Приступая к гримированию надо знать назначение каждой краски.

    Московская фабрика грима (ВТО) выпускает несколько сортов гримировальных красок, в каждой коробке 10-12 цветов.

    Три тона фоновых (основные)

    1. светло розовый

    2. темно розовый

    3. загара.

    Девять оттеняющих красок

    1. светло - красный (кармин)

    2. темно – красный (бакан)

    3. белый

    4. желтый

    5. черный

    6. синий

    7. зеленый

    8. коричневая

    9. светло – коричневый

    Каждая краска в чистом виде не употребляется. Иногда смешивая 2-3 краски что - бы получить желаемый оттенок.

    Гримировальные краски изготавливают из безвредного по составу растительного сырья. Мелко тертые порошки красок перемешивают с натуральными жирами, ароматическими маслами которые не растворяются в воде.
    Составлением грима занимаются в специальных лабораториях специалисты с медицинским образованием.

    Коричневый – для прорисовки впадин, морщин, подводки глаз и бровей.

    Кармин и бакан – для губ и румян.

    Синий – для подводки глаз и изображение небритости.

    Белый - в чистом виде не употребляется, а служит для смягчения цветов.

    Есть краски в тюбиках, они содержаться в закрытом состоянии. Выпускаются наборы красок в карандашах, которые имеют такие же оттенки как в коробке.

    Гримирование больших участков (шеи, рук, плеч) выпускаются жидкие краски. Жидкий грим состоит из воды, глицерина, одеколона, мелко тертого порошка ….. или коричневой краски. Эти краски быстро сохнут и не пачкают костюм. Продают в стеклянных или полиэтиленовых флаконах. При употреблении их взбалтывают, выливают в плоскую миску и наносят с помощью губки быстрыми движениями. Можно наливать в ладонь и растирать рукой. Легко смываются теплой водой с мылом.

    Современные краски высокого качества, производство грима основано на применение продуктов переработки нефти (жидкий парафин). Для налепок используют гуммоз, он представляет собой пластичную массу, должен быть липким, эластичным, легко мяться. Из него делают налепки для (носа, скул, подбородка).

    Клей используется, для налепки борот, усов, подклейки парика.

     

    Гигиена грима

     

    Основное гигиеническое правило – чистота. В помещении, где происходит гримировка, должно быть очень чистым. Стол, на котором раскладываются гримировальные принадлежности, покрывается полотенцем, салфеткой или листом чистой бумаги.

    Руки должны быть чистыми, в чистоте должны содержаться и гримировальные принадлежности. Кисти после каждого гримирования мыть и просушивать. У каждого участника спектакля должна быть коробка грима и кисти.

    Если на лице находиться ранка, царапина, прыщик его заклеивают пластырем или марлей, перед тем как начать гримирование.

    Снимают грим не сразу, а постепенно. Сначала наклейки, потом налепки, краски с бровей и глаз, лицо покрывают вазелином, протирают салфеткой. Грим нельзя втирать в кожу, нужно стирать легко от середины к краям лица. Можно снимать маслом или специальным средством. Клей для грима нужно содержать в плотно закрытой бутылке.

    Анатомические основы грима

    Банк Авангард — банк для ООО

    ЧЕРЕП

    Череп по своему анатомическому строению разделяется на мозговой череп и кости лица.

    Мозговой череп или черепная коробка образована костями лобной, височными, теменными и затылочной (решетчатая и клиновидная помещаются внутри черепа и участия в пластической форме не имеют). В зависимости от того, как срастаются в своих швах кости, образуется та или иная форма черепа, благодаря чему форма головы принимает вид круглоголовой и длинноголовой, седлообразной и башнеобразной.



    ЧЕРЕП.



    1. Лобная кость. 2. Височная. 3. Скуловая. 4. Верхняя челюсть.
    5. Нижняя челюсть. 6. Надбровная дуга. 7. Полукружная височная линия
    8. Надпереносье. 9. Передняя носовая кость. 10 Собачья ямка.
    11. Подбородочный бугор.



    ЧЕРЕП СБОКУ.



    1. Лобная кость. 2. Теменная кость. 3. Височная линия. 4. Височная кость
    5. Затылочная кость. 6. Сердцевидный отросток. 7. Скулоав дуга.
    8. Скуловая кость. 9. Верхняя челюсть. 10. Нижняя челюсть.
    11. Угол нижней челюсти. 12. Передняя носовая кость. 13. Носовая кость.

    Кости затылочная и теменная обычно покрыты волосами, и их характерная форма редко выступает, но с особенностями их строения приходится считаться при изображении лысой головы. B этом случае следует обратить внимание на форму затылочной кости, которая определяет выпуклость задней части черепа, или круто спускающейся вниз или оттягивающейся назад; при этом теменные кости выявляют свою более выпуклую часть, так называемый теменной бугор.

    Резкое изменение и подчеркивание этих особенностей строения черепной коробки передается в гриме посредством клееных жестких париков.

    Височные кости образуют боковые части мозгового черепа, граничат спереди с лобной костью, сверху — с теменными, сзади — с затылочной и снизу с отростком скуловой дуги. Это пространство образует так называемую височную впадину.

    Височная впадина. Знание ее границ, умение подчеркнуть или маскировать имеет большое значение в гриме. Особенное значение имеют расположенный у виска отросток скуловой дуги и граница между лобной и височной костями, так называемая «лобная полукруглая линия, которая при лысой голове выявляет весь свой характерный вид и представляет собой почти замкнутый круг вокруг слухового отверстия.

    Лобная кость, являясь фронтальной, принимает участие в формировании лица, и все особенности ее строения отчетливо видны. Лобная кость похожа на выпуклую створку раковины. Верхняя часть кости несколько выступает вперед, образуя два симметричных выступа — лобные бугры и внизу от отростка нос и над глазничными впадинами два как бы «полулунной» формы валика — надбровные дуги. Величина надбровных дуг и лобных бугров бывает различна (в общем они бывают менее сильно развиты у женщин). Между надбровными дугами и лобными буграми образуется ромбовидная площадка, имеющая иногда вид довольно отчетливо видимой впадины, так называемое надпереносье. Книзу от надпереносья, лобная кость переходит в отросток, который, соединяясь с костями носа, образует переносье, имеющее форму то широкого, то узкого, более вогнутого и т. д.

    Среди различных форм переносья следует отметить так называемый греческий профиль. Сущность его состоит в том, что линия профиля лба, почти не вдаваясь у корня носа, прямо переходит в прямую спинку носа; кроме того вся линия приближается к вертикальной. Имело ли греческое искусство для своего профиля лица прообраз в действительности? По мнению Кампера, греческий профиль в своей самой совершенной форме есть плод фантазии древних скульпторов, не имеющий ничего подобного себе в природе. По мнению других, встречаются и среди современных дам обитателей Кавказа и Армении отдельные лица с более или менее отвесной линией (профиля носа и лба и с чуть намеченной впадиной переносья.

    Верхнеглазничный край лобной кости по краям переходит в скуловые отростки, соединяющиеся со скуловыми костями, образуя скуловые дуги.

    Характерные особенности височных и лобной костей в гриме передаются, главным образом, живописными приемами.

    Кости лица составляются из следующих частей: верхняя челюсть, нижняя челюсть, скуловые кости и кости носа.

    Верхняя челюсть имеет отростки: скуловой, зубной и носа, последний вместе с костями носа образует костный его остов, книзу от которого лежит грушевидное отверстие. Зубной отросток своей величиной, а также формой и характером расположения зубов влияет на характер верхней губы.

    На самом теле верхней челюсти имеется углубление — щечная ямка, которая является как бы основанием впадины под скулами и отчетливо видна у худощавых людей. Скуловые отростки, соединяясь со скуловыми частями, вместе со скуловыми отростками лобной кости образуют скуловые дуги

    Скуловые дуги определяют ширину лица и придают определенный характер общей пластической форме лица. Верхними своими краями скуловые дуги образуют нижние границы глазничных впадин.

    Общий выступ скулы натягивает кожу лица, образует под скулой впадину, более или менее сильно выраженную у худощавых людей, у полных же людей, у которых выступ скуловой кости округлен, отчетливо видна только граница между щекой и виском.

    Нижняя челюсть представляет собой тело, от которого отходят боковые ветви, которыми нижняя челюсть сочленяется в суставной ямке с верхней челюстью. На теле нижней челюсти мы имеем подбородочный бугор, определяющий форму подбородка лица.

    Ветви нижней челюсти отходят от тела под углом, который отчетливо выступает у шеи. Этот угол меняется с возрастом человека, приближаясь и прямому в зрелом возрасте; в старости, при выпадении зубов и смещении челюсти линия ветвей нижней челюсти принимает новое характерное косвенное направление.

     

    МЫШЦЫ И МИМИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

    Рассмотренный в предыдущей главе череп определяет конструктивную форму головы человека и является жесткой основой, к которой прикрепляются мышцы, — сложная система лицевых мускулов, управляющая мимическими движениями лица.



    Мышцы лица



    Мышцы лица и шеи



    Череп с указанием прикрепления мышц



    Череп с указанием прикрепления мышц

    Мышцы лица подразделяются па два типа:

    1) жевательные мышцы,

    2) мимические мышцы.

    1) Жевательных мышц, прикрепленных снаружи и имеющих пластическое значение, всего две — жевательная и височная.

    Жевательная мышца представляет мясистую четырехстороннюю массу, начинается от скуловой дуги и прикрепляется к углу нижней челюсти. Благодаря своей толщине мышца образует резко выраженный рельеф к углу нижней челюсти От этого щеки у худощавых людей кажутся как бы ввалившимися, а у полных, благодаря скоплениям жира, щеки принимают шарообразный вид.. Сокращаясь, жевательная мышца поднимает нижнюю челюсть и производит акты жевания. Мышца сокращается также при всяком усилии, крике, при выражениях угрозы, гнева

    и т. д. Это сокращение мышцы обрисовывается на боковых частях лица в виде ярко выраженного утолщения щек. Резко очерченная форма жевательной мышцы придает физиономии выражение энергии.

    Височная мышца занимает все пространство височной кости и оканчивается на венечном отростке нижней челюсти. Влияет на пластическую форму височной впадины, скрывая иногда границу перехода от лобной к височной кости.

    2}Мимические мышцы прикрепляются с одной стороны к скелету, а с другой — к коже. Сокращаясь, они перемещают и изменяют форму складок и морщин кожи. Сокращение каждого мускула лица образует на коже одну или несколько складок, направление которых перпендикулярно направлению мышцы.

    К мимическим мышцам относятся: лобные, пирамидальная, сдвигатели бровей, круговые глаз, большие и малые скуловые, поднимающие верхнюю губу и крылья носа, поперечная носа, круговая рта, треугольные и квадратная подбородка и кожная мышца шеи.

    Лобная — нижний край прикрепляется к коже бровей, оттуда, поднимаясь вертикально вверх, на уровне корня волос переходит в сухожильную пластинку надчерепной мышцы. Сокращаясь, тянет кожу лба снизу вверх, поднимает при этом брови и образует поперечные складки на лбу. Сопровождает мимические выражения внимания, удивления и т. д.

    Пирамидальная — нижним концом прикрепляется к костям носа, а верхний теряется в коже между бровями. Является как бы антагонистом лобной мышцы и, сокращаясь, тянет вожу надбровного пространства книзу, образует короткие поперечные, складки, спускает немного внутренние концы бровей. Сопровождает выражения гордости, угрозы, вызова и т. д.

    Сдвигатели бровей — прикрепляются на лобной кости над надбровными дугами, отсюда натравляются кнаружи и немного вниз и прикрепляются к глубокой. поверхности кожи бровей. Сокращаясь, притягивают брови внутрь и немного вверх, как бы переламывая в точке присоединения, наподобие занавески, которую шнурок приподнимает и прикрепляет к неподвижной точке. На коже лба образуются складки, расположенные концентрически над этим изломом бровей, на средней части лба. Сопровождают выражения страдания, боли.

    Круговая мышца глаз — окружает орбиту глаз. Разделяется на мышцу век и орбиты. Мышцы век, сокращаясь, смыкают их. При слабом сокращении веки только прищуриваются, сопровождая выражение презрения.

    Круговая мышца орбиты разделяется на верхнюю и нижнюю. Нижняя, сокращаясь, оттягивает несколько нижнее веко и образует морщину при соединении со щекой, дополняя выражение смеха.

    Верхняя часть круговой мышцы орбиты находится под кожей брови. Волокна ее идут в том же направлении, как и бровь, описывая дугу, вогнутую вниз, концы ее присоединяются к соответствующим краям глазницы. Сокращаясь, она. выпрямляет свой изгиб, а так как она прикреплена к коже бровей, то изменяет и изгиб брови, делая ее более прямолинейной. Сопровождает выражения размышления, думы.

    Большая скуловая — начинается от скуловой дуги и, направляясь косвенно вниз, прикрепляется к внутренней поверхности кожи углов рта. Сокращаясь, оттягивает утлы рта вверх и наружу. Растягивая рот, изменяет его прямолинейный характер, при этом боковая половина рта направляется косвенно вверх; нижний конец носогубной складки также поднимается вверх, описывает кривую, концентрическую с углом .рта, а остальная часть носогубной складки переходит в кривую с выпуклостью вниз. Кожа щек, собранная к скуле, становится более выдающейся и у наружного угла глаза образует расходящиеся морщинки (гусиные лапки). Сопровождает выражение смеха.

    Малая скуловая мышца — начинается от щечной поверхности скуловой кости и прикрепляется в толщине носогубной складки. Сокращаясь, изменяет носогубную складку так же, как и большая скуловая, но менее сильно (участия в смехе не принимает). Сопровождает выражение плача.

    Мышца, поднимающая верхнюю губу — начинается от нижнего края глазницы, идет вертикально вниз и прикрепляется частью к крылу носа, частью к верхней губе, недалеко от серединной ее части. Сокращаясь, оставляет угол рта неподвижным и придает каждой половине линии губ косвенное направление вниз и наружу, в то же время приподнимает крыло носа и расширяет ноздри. Сопровождает выражение плача.

    Поперечная мышца носа — прикрепляется к коже щеки на уровне боковых частей носа; отсюда она направляется поперечно по боковой поверхности носа, достигает спинки его и тонким сухожильным растяжением, составляющим ее неподвижную точку, соединяется с такой же мышцей другой стороны носа. Сокращаясь, образует на боковых поверхностях носа ряд вертикальных складок. Сопровождает выражения презрения, отвращения и т. д.

    Мышца, поднимающая угол рта — начинается на собачьей ямке верхней челюсти, а оканчивается в коже угла рта. При сокращении она поднимает угол рта и исполняет роль антагониста мышцы, опускающей угол рта.

    Круговая рта — окружает отверстие рта, образуя толщу губ. Сокращаясь, видоизменяет форму их, подтягивая губы или вытягивая их вперед. Сопровождает акт жевания.

    Треугольная мышца — образует маленький треугольник, основание которого прикрепляется к нижней челюсти снаружи подбородочного бугра, вершиной своей прикрепляется к углу рта. Сокращаясь, опускает угол рта, придавая линии туб косвенное направление вниз и наружу; тянет вниз нижний конец носогубной складки, так что делает ее почти прямой, а нижний конец носогубной складки обрисовывает небольшой изгиб, обхватывающий угол рта. Сопровождает выражения грусти, презрения и т. д.

    Квадратная — несколько скрыта основаниями предыдущих треугольных мышц, прикрепляется к передней части нижней челюсти, направляясь вверх, теряется в нижней губе. Сокращаясь, опускает нижнюю губу, несколько выворачивая ее. Сопровождает выражение отвращения.

    Подкожная мышца шеи — начинается .от верхней части кожи груди, направляется вверх, прикрепляется к коже подбородка нижней губы, угла рта и щеки.

    Самые верхние ее волокна почти горизонтальны и протягиваются от кожи в области уха к углам рта (так называемая мышца смеха — Санторини). Сокращение подкожной мышцы шеи, не производя само по себе определенных выразительных .движений, усиливает мимические выражения лица.

     


    написать администратору сайта