Типы религиозных организаций. Котко Людмила
Скачать 0.8 Mb.
|
Типы религиозных Типы религиозных организаций организаций Выполнила: Котко Людмила Выполнила: Котко Людмила ПСД 11-о ПСД 11-о Цель религиозных организаций - Цель религиозных организаций - нормативное воздействие на их членов, нормативное воздействие на их членов, формирование у них формирование у них определённых определённых целей целей , , ценностей ценностей , , идеалов. идеалов. Осуществление этих целей Осуществление этих целей достигается посредством выполнения достигается посредством выполнения ряда функций: ряда функций: 1) Выработка систематизированного 1) Выработка систематизированного вероучения; вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осуществление культовой 3) Руководство и осуществление культовой деятельности; деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за 4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм; исполнением религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими 5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным организациями, государственным аппаратом. аппаратом. Четыре основных типа Четыре основных типа религиозных организаций: религиозных организаций: Церковь; Церковь; Секта; Секта; Харизматический культ; Харизматический культ; Деноминация. Деноминация. Церковь Церковь Имеет сложную, строго Имеет сложную, строго центрированную и иерархизированную центрированную и иерархизированную систему взаимодействия систему взаимодействия между между служителями и верующими, которая служителями и верующими, которая осуществляет функции выработки, осуществляет функции выработки, сохранения и передачи религиозной сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за деятельности и контроля за поведением людей. поведением людей. Церковь Церковь Как правило, имеет большое количество Как правило, имеет большое количество последователей ; последователей ; Принадлежность к церкви определяется Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а не свободным выбором индивида, а традицией. традицией. Фактом своего рождения в той Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид определённого обряда индивид автоматически включается в данную автоматически включается в данную религиозную общность. религиозную общность. Церковь Церковь В церкви отсутствует постоянное и В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. строго контролируемое членство. Секта Секта Возникает как оппозиционное течение Возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным по отношению к тем или иным религиозным направлениям, в религиозным направлениям, в результате отделения от церкви части результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты Характерными чертами секты являются: являются: Сравнительно небольшое количество Сравнительно небольшое количество последователей; последователей; Добровольное постоянно Добровольное постоянно контролируемое членство; контролируемое членство; Стремление отгородиться от других Стремление отгородиться от других религиозных объединений и религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, изолироваться от мирской жизни, СТРЕМЛЕНИЕ К ДУХОВНОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ СТРЕМЛЕНИЕ К ДУХОВНОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ ; ; Характерными чертами секты Характерными чертами секты являются: являются: Претензия на исключительность Претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем” ; “избранничестве Божьем” ; Проявление оппозиционности и Проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим; непримиримости к инакомыслящим; Отсутствие деления на Отсутствие деления на священнослужителей и мирян, священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов провозглашение равенства всех членов организации. организации. Харизматический культ Харизматический культ Можно рассматривать в качестве одной из Можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. характеристики. Особенность же харизматического культа связана с Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. процессом его формирования. Данная религиозная Данная религиозная организация создаётся на основе объединения организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы) . божественных качеств (харизмы) . Основатель и Основатель и руководитель такой религиозной организации руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы. Бога или какой-либо сверхъестественной силы. Виссарион (Сергей Тороп), Виссарион (Сергей Тороп), основатель секты «Церковь основатель секты «Церковь последнего завета». последнего завета». Особенности: Особенности: Как правило, малочисленен; Как правило, малочисленен; В более яркой степени выражены В более яркой степени выражены претензии на исключительность, претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм. изоляционизм, фанатизм, мистицизм. «Белое братство» (90-е годы), «Белое братство» (90-е годы), г. Киев. г. Киев. Создатели: Юрий Кривоногов и Мария Создатели: Юрий Кривоногов и Мария Цвигун Цвигун Деноминация Деноминация Промежуточный тип религиозной организации. Промежуточный тип религиозной организации. Соединяет в себе черты церкви и секты. Соединяет в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. ценностей, идея богоизбранничества. Использованные источники Использованные источники 1. Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. 1. Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова, Основы религиоведения Яблокова, Основы религиоведения Учеб.//М.:Высш. шк., 1994.- 368 с. Учеб.//М.:Высш. шк., 1994.- 368 с. 2. Радугин А. А., Введение в 2. Радугин А. А., Введение в религиоведение // М., 1996 религиоведение // М., 1996 |