Главная страница

Вклад эпохи Возрождения в методологию управления. Вклад эпохи Возрождения в методологию управления


Скачать 17.38 Kb.
НазваниеВклад эпохи Возрождения в методологию управления
Дата03.11.2022
Размер17.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВклад эпохи Возрождения в методологию управления.docx
ТипДокументы
#768173

Вклад эпохи Возрождения в методологию управления

Идеи мыслителей античности оказали большое влияние на передовую общественно-политическую мысль средневековья. Особенно широкое признание они получили в эпоху Возрождения, когда люди, вырвавшиеся из плена средневековой схоластики и засилия церкви, вновь стали налаживать жизнь по более справедливым и прогрессивным канонам.

Эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. Культура Возрождения обращается к культурному наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры – Возрождение. Культуру Возрождения отличают светский, антиклерикальный характер и гуманизм.

Своеобразные концепции управления сформулированы в эпоху Нового времени в социальных утопиях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они указывали на необходимость изменения системы управления в направлении построения идеального общества. Построение такого общества, по их мнению, должно происходить на принципах равенства, солидарности, равнодоступности благ, коллективизма и добровольности труда каждого на общую пользу.

Наиболее известной работой Томаса Мора является «Утопия» (1516 г.). В ней обосновывается проект идеальной страны, представляющую собой своеобразную федерацию из 54 городов, среди которых главный город – Амаурот. Устройство и управления каждого города одинаковы. Никто не имеет собственного жилья и каждые десять лет утопийцы по жребию определяют, кто в каком доме будет жить. Основная социальная ячейка – семья. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Люди попеременно живут в селах и городах.

Все должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей в год выбирают себе представителя исполнительной власти. Должность князя пожизненная, хотя он и может быть смещен в случае проявления самоуправства. Наиболее важные дела решает народное собрание.

На острове Утопия нет частной собственности, разделения общества на классы, осуждаются деньги, а труд обязателен для всех. Для работы утопийцы отводят только шесть часов в день. Свободное время посвящают чтению, общению, музыке и др. Главная цель общественного строя – лишить граждан телесного рабства, освободив им больше времени для духовной свободы и образования.

В Утопии есть много религий и все ревностно придерживаются веротерпимости. Не терпят утопийцы атеизма. По их мнению, не может быть полноценным гражданином тот, кто не боится высших сил.

Таким образом, Т. Мором описано много гуманистических функций и принципов управления. Считается, что он впервые представил проект коммунистической организации, которая основывается на принципах равенства, свободы и демократизма государственных институтов.

В своем произведении «Город солнца» Томмазо Кампанелла изложил свое понимание идеального общества. Он, так же как и Т. Мор, рисует вымышленное общество. Народ, создавший его, якобы бежал из Индии от тирании «насильников и разбойников», разоривших его страну. Целью народа стал «философский образ жизни общиной.

Подобно Т. Мору, Т. Кампанелла очень подробно описывает систему управления Городом Солнца – принципы ее формирования, сферу деятельности, отношения с гражданами. Его внимание к этой проблеме вполне объяснимо, поскольку он видит прямую зависимость сохранения и процветания нового общества не только от совместного владения его гражданами всей собственностью, но и от рационального и справедливого распоряжения ею, равно как и от умелого руководства отношениями между людьми.

Общим с Утопией является небольшое число управленцев высшего уровня в Городе Солнца. Так, всего тринадцать человек справляются с организацией дел в каждой из трех названных сфер жизнедеятельности общины.

Таким образом, в Городе Солнца складывается вполне определенная система власти со своей иерархией, распределением функций высших и низших звеньев, особенностями отношений с гражданами. Следует отметить, что здесь, как и в Утопии, действует важнейший демократический принцип – верность закону. Законы города также «немногочисленны, кратки и ясны» и известны гражданам.

В политических трактатах, исторических очерках и новеллах Никола Макиавелли (1469–1527 гг.) можно обнаружить идеи, в совокупности составляющие организованную систему практического управления.

Макиавелли учил правителя, стремящегося к успеху, согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. Сила на стороне лидера, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственных привычек, достоинства и недостатки. Очевидно, что действиями людей, наряду с другими качествами, правит честолюбие.

Свойство стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует в людях наподобие объективного закона, независимого от воли и сознания. «Воля к власти», если воспользоваться ницшевской терминологией, выше человеческих чувств. Она управляет нами вопреки нам самим.

Успех в продвижении наверх зависит не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько от наличных средств. Обладающие многим имеют в распоряжении больше средств – деньги, связи, – чтобы сеять смуту в обществе, дестабилизировать существующий порядок.

Имея многое, они фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, ибо противозаконными действиями провоцируют у неимущих те же самые алчные чувства.

Наряду с властью несомненной ценностью для людей обладает свобода. Она – такой же императив человеческих поступков, как и власть. Если власть чаще стремятся захватить, то свободу – не потерять.

В «Рассуждениях о Тите Ливии», сравнивая исторические факты, он делает вывод о том, что свободу республики правильнее доверить простым людям, а не дворянам. Последние одержимы желанием господствовать, а первые хотят всего лишь не быть угнетенными. Значит, они больше любят свободную жизнь и имеют меньше средств для похищения свободы, чем дворяне.

Подтверждая свои выводы, флорентийский философ многократно повторяет одну и ту же мысль: человек может смириться с утратой власти или чести, смириться даже с потерей политической свободы, но не с утратой имущества.

Самый знаменитый вопрос Макиавелли, который до сих пор будоражит умы менеджеров: что для лидера лучше – внушать страх или любовь? Что для него полезнее: чтобы его любили или чтобы боялись?

На этот вопрос он отвечает так: лучше сочетать оба мотива, но, если в жизни такое недостижимо, для личной выгоды правителя полезнее держать подданных в страхе. Однако поступать надо так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе ничто не спасет государя от разбушевавшихся страстей.

Макиавелли предложил четыре принципа управления:

1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;

2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;

3) лидер должен обладать волей к выживанию;

4) лидер – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Сегодня в Макиавелли видят высочайший интеллектуальный авторитет, создателя одного из самых эффективных лидерских стилей, образец консультанта по управлению, теоретика социального конфликта.

Также следует отметить, что первые упоминания о разделении труда встречаются в работе ученого и государственного служащего Джеймса Стюарта «Исследование принципов политической науки» (1767 г.), в котором он дает советы по управлению страной. Производительные силы он делит на две группы, из которых одна работает руками, а другая – головой, причем у второй группы есть преимущество в случаях, когда речь идет о необходимости подумать, прежде чем сделать.

Таким образом, после веков засилья теологии в эпоху Возрождения в центре внимания оказываются гуманистические идеалы, а не религиозные. Провозглашение самостоятельной ценности человека как индивидуума, несомненно, нашло свое отражение и в управленческих концепциях этого периода истории человечества. Формирование протестанства и раскол Церкви в Европе приблизили крушение феодальной системы и возникновение новых подходов в Управлении. Новая методология управления рассматриваемой эпохи заложила принципы в современную систему управления.


написать администратору сайта