Ендерова Ирина ВКР формирование телесного я дошкольника. Вкр Формирования образа телесного Я детей дошкольного возраста
Скачать 131.69 Kb.
|
Тема ВКР: Формирования образа «телесного Я» детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕВведение Актуальность исследования. В современных условиях преобразования и инновационного развития образовательных учреждений возникает проблема организации педагогических процессов, обеспечивающих самоопределение и самопознание ребенка. Самым ранним этапом осмысления ребенком своего «Я» является формирование его «телесного Я», на которое затем «надстраивается» образ «телесного Я» и другие компоненты самосознания (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина и др.). В контексте разработки проблем личности и самосознания образ «телесного Я» ребенка влияет на личностные, в том числе поведенческие, и социально-значимые характеристики. В таком случае образ «телесного Я» выступает как фрагмент мировоззрения, определяющего место ребенка в системе мироздания, природе, социуме, в культуре, и проявляется в гармонизации телесного и духовного начал. В основе таких отношений – всестороннее развитие детей. Понимание отношений между ребенком, природой, социумом и культурой отражается в модернизации дошкольного образования и нацелено на создание условий для всестороннего развития детей, их подготовку к обучению в начальной школе. Однако, по данным В.А. Петровского и Г.И. Ягодина, в современном обществе условия воспитания таковы, что появляется высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. Подобные нарушения откладывают отпечаток на «личностном Я» ребенка, воплощением которого являются его собственное тело и образ «телесного Я», рисующие образ человека телесного и мира, и на интегральной миссии тела как инструмента самореализации, как «органа личности» (В.В. Зеньковский). По данным современных исследований, у 85% детей отмечаются соматические нарушения, которые сводятся к отсутствию осознания ими своих физических возможностей и умений. Около 50% детей характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Сказанное подтверждается исследованиями В.А. Петровского и Г.И. Ягодина, которые отмечают необразованность дошкольников и первоклассников в области понимания собственных чувств и потребностей. Это означает, что дети в должной мере не знают себя, не обладают конкретными представлениями об образе «телесного Я» и «духовного Я». Полученные данные В.А. Петровский и Г.И. Ягодин связывают с тем, что пути достижения физического и психического здоровья ребенка в ДОУсводятсятолько к физическому воспитанию, тогда как они должны пронизывать всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей. Психологическое неблагополучие объясняется усиленной интеллектуализацией обучения, его направленностью на обеспечение высоких показателей готовности детей к школе, в то время как их эмоциональное самочувствие на занятиях отходит на второстепенный план. Начиная уже с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом движений, что приводит к отсутствию представлений об образе «телесного Я». Сказанное проявляется в том, что дети не умеют строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства (произвольность). Осложняет ситуацию информация, полученная об эмоционально-личностных особенностях детей, по которым их поведение определяется как закомплексованное, застенчивое, стеснительное, робкое и скованное. Это приводит к тому, что дети затрудняются в освоении социальных норм выражения собственных чувств. Возникающий кризис 7 лет обостряет эту ситуацию и затрудняет переход к обучению ребенка в школе. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок не удовлетворен своимположением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, и, как следствие, в его поведении появляется негативная симптоматика. Это делает актуальным изучение процесса формирования образа «телесного Я» в период дошкольного возраста. Таким образом, анализ состояния проблемы показал, что ее актуальность обусловлена противоречиями между признанием педагогической наукой и практикой необходимости развития образа «телесного Я» как фактора воспитания целостности личности и недостаточной теоретической разработанностью сущности образа «телесного Я»дошкольника и основ его формирования. Названные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы разработки научных основ и практических путей построения педагогического процесса формирования образа «телесного Я» детей дошкольного возраста. На основании указанного противоречия была сформулирована тема нашего исследования: «Формирование образа «телесного Я» детей дошкольного возрастав условиях ДОУ». Цель – определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста образа «телесного Я»в условиях ДОУ. Объект исследования – процесс воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Предмет исследования –психолого-педагогические условия процессаформирования «образа телесного Я»детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Гипотеза исследования: формирование образа «телесного Я» дошкольникав условиях ДОУ будет успешным при выполнении следующих условий: создание пространственной предметно-развивающей среды, способствующей, развитию познавательного интереса и самостоятельности у детей дошкольного возраста; взаимодействие с родителями по созданию условий для познавательного интереса дошкольников в условиях семьи. Цель, объект, предмет обусловили постановку следующих задач исследования: определить сущностные характеристики понятия образа «телесного Я» дошкольника; изучить роль телесности в психическом развитии дошкольника; изучить особенности формирования образа «телесного Я» дошкольника; рассмотреть методики по формированию образа «телесного Я»дошкольника; провести диагностику сформированности образа «телесного Я» дошкольников в условиях психолого-педагогической практики; определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования образа «телесного Я» у детей дошкольного возраста. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за воспитательным процессом, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных. Теоретическая база исследования. Зарубежные концепции анализировали психическое развитие дошкольников с двух позиций: в рамках подхода биогенетики к оценке движущихся сил и источника формирования психики в онтогенезе (З. Фрейд, М. Кляйн, А. Адлер, М. Малер и др.) и в рамках признания значимости роли воспитания и наружных условий среды в качестве основных элементов, которые находятся в основе формирования поведения (Э. Эриксон, Дж. Гевирц, Р. Сирс, Д. Бокум, Г. Крайг, и др.). Большинство ведущих отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский, Д.Б. Эльконин и др.) оценивают психическое развитие в согласии с формированием личности. Теоретическая значимость исследования - Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования в педагогической деятельности работников дошкольных образовательных учреждений. База исследования:___________________ Структура работы. Работа имеет следующее содержание: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА «ТЕЛЕСНОГО Я» ДОШКОЛЬНИКА 1.1 Сущность и содержание понятия образа «телесногоЯ» дошкольника В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование считается первой ступенью общего образования. Существенный фактор, обуславливающий формирование личности ребенка и характер развития, есть процесс становления «образа Я» дошкольника. В течение продолжительного времени дошкольное образование определяло ориентацию ребенка на требование социума, на получение им знаний об окружающем мире. Современные образовательные программы направлены на личностно ориентированное образование и предполагают осуществление педагогического содействия в становлении «образа Я», осознание ребенка себя в качестве представителя определенного пола, члена семьи, государства. И по этой причине проблема исследования «образа Я» становится в наши дни одной из наиболее актуальных. Согласно суждению многих специалистов по психологии, ознакомление детей с обществом, создание взаимоотношений с другими людьми начинается с развития взглядов о себе. Дошкольный период – очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного и ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Ребенок стремительно познает мир вокруг, смысл человеческих взаимоотношений, понимает себя в концепции предметного и социального мира, у него формируются познавательные способности. К окончанию детского сада у хорошо развитых детей закладываются первые формы самосознания – познание и оценка собственных свойств и полномочий, открытие им для себя собственных переживаний, что является основным новообразованием данного возраста. Согласно учениям Д.Б. Эльконина, ребенок дошкольного возраста проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни. Недостаточность сформированных знаний о себе, их несоответствие с реальностью делает ребенка беспомощным перед негативным воздействием окружающей среды. Ребенок воспринимает полученные знания на веру, что иногда приводит к развитию отрицательного отношения к себе, блокирует его активность. Неадекватное самомнение осложняет жизнь, считается предпосылкой конфликтов как с самим собой, так и с окружающими. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение, исходя из понимания своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Понятие «образ Я» используется с такими понятиями, как «самосознание», «самооценка», «Я- концепция», «Я», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно с ними связано. «Образ Я» рассматривается такими науками, как философия и психология. В истории философии «образ Я» рассматривался, как отношение объекта и субъекта, человека и мира, сознания и бытия. Платон говорил, что деятельность души – не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой. Декарт заметил, что «Я» означает то же самое, что «душа моя», благодаря которой «Я являюсь тем, что я есть». В философско-психологической литературе, «образ Я» анализируют с творческо-созидательным характером его жизни. «Образ Я» как личность – это носитель культуры. Гегель именует данный процесс как подъем от теоретического к определенному. Л. Фейербах подошел к выводу, что отношение человека и природы опосредуется отношением человека к человеку. Данные мысли нашли свое отражение в прогрессивных педагогических концепциях, рассматривающие межличностные отношения в становлении «образа Я». Немецкий философ Г. Плесснер полагает, что индивид способен разделять свое «Я» от физического существования и понимать собственную индивидуальность, осознавать себя как личность. В психологии основателем исследования «образа Я» общепринято рассматривать У. Джеймса. Он анализировал «Я», как двоякое формирование, объединяющее Я – сознающее и Я – как объект. Я – сознающее – это чистый опыт, объект деятельности, а Я – как объект – это содержание этого опыта, феноменальное, рефлексивное Я. Эти два аспекта«Я» выделяют исключительно символически, они существуют вместе постоянно. По У. Джеймсу, Я – как объект – это то, что индивид может назвать собственным. Он выделяет три модальности: физическую личность (включая материальные ценности); социальную личность; духовную личность. Он же заложил фундамент в исследовании «Я – концепции» как целостной установки, определив ее модель. В первых десятилетиях ХХ века в социологии«образЯ»исследовалиЧ. Х. Кули и Дж. Г. Мид. Ученые сформировали концепцию «зеркального Я» и поставили в базу собственной позиции идею о том, что именно социум определяет, как развитие, так и содержание «образа Я». Формирование «образа Я» совершается на базе двух типов сенсорных сигналов: конкретного восприятия и последовательных реакций людей, с которыми индивид себя определяет. При этом главной функцией «Я – концепции» является общность как генерализованная позиция в социуме, происходящая из статуса индивидуума в группах, членом которых он является. В когнитивной психологии «образ Я» принадлежит к процессам («Я – процессы»), характеризующим самопознание человека. Единство «Я – концепции» здесь отрицается, поскольку утверждается, что человек обладает многочисленными концепциями «Я» и процессами самоконтроля, которые могут изменяться в различные периоды времени, в зависимости от ситуации. В конструкции «Я» деятели этого направления, в частности Х. Маркус, акцентируют внимание на «Я – схемы» – когнитивные структуры, обобщения сравнительно себя, сделанные на основе прошлого опыта, которые ориентируют и упорядочивают процедуру обработки данных, связанной с «Я». Совершенно иной аспект к исследованию «Я» предлагается психоаналитической школой иностранной психологии. Так, З. Фрейд предлагал рассматривать «образ Я» в целостности телесных переживаний и показывал важность общественных связей и взаимодействия с другими людьми в психическом развитии человека, выводя при этом все психические акты из биологической природы тела. Сторонники традиционного психоанализа сдвигали акценты в изыскании проблемы «Я – концепции» в исследовании воздействия значимости био в общество – в психосоциальной концепции Э. Эриксона, в школе межличностных отношений Г. Салливан, К. Хорни, в концепции «собственного Я» Х. Кохута. В данных теориях «образ Я» рассматривается в рамках рассмотрения взаимодействия лица равно как биосоздания и социума в разных плоскостях. Вследствие этого были выделены эволюционная, динамическая и структурная концепции создания взглядов о своем «Я». В теории К. Хорни «актуальное», или «эмпирическое Я» разделяется от «идеализированного Я»,с одной стороны, и от «реального Я» – сдругой. «Актуальное Я» обусловливалось автором равно как представление, включающее все без исключения, нежели представляется личность в этот период (тело, душа). «Идеализированное Я» описывается ею при помощи «иррациональное воображение». Силу, функционирующую первоначально в направленности личного увеличения и самореализации, абсолютной идентификации и независимости от невроза, К. Хорни именовала «реальным Я» – в сопоставлении «идеализированному Я», достичь которого невозможно. Представители гуманистической направленности в психологии оценивают «образ Я» равно как концепцию самовосприятий и объединяют формирование взглядов о себе с прямым навыком индивидуума. Наряду с этим выдвигается идея о единстве организма, связи внутреннего функционирования и взаимодействия с окружением в рамках единого поля жизнедеятельности. Характерной чертой этого подхода можно назвать исследование утверждений об персональности опыта человека и его желании к самоактуализации. В гуманистической психологии понятие «Я – концепции» было введено впервые, определены ее модальности «образов Я». Термин «Я – концепции» здесь определяется как структурированный образ, складывающийся из понятий свойств «Я» равно как субъекта и «Я» равно как объекта, а также из восприятия взаимоотношений данных качеств к другим людям. Функциями «Я – концепции», согласно К. Роджерсу[13], считаются контроль и трактовка поведения, его воздействие на выбор человеком своей активности, что может обуславливать характерные черты положительной и отрицательной «Я-концепции». Из-за рассогласования между «образом Я» и реальным опытом может наступить психологическая дезадаптация. В такой ситуации механизмы психологической защиты используются для преодоления разногласия между непосредственным опытом и понятием о себе. Поведение индивида интерпретировалось К. Роджерсом как стремление достичь согласованности «образа Я», а его формирование – как процесс расширения зон самосознавания в следствии когнитивного самомнения. Подчеркнем, что непосредственно гуманистический аспект обозначил взаимосвязь между поведением человека, характером самовосприятия и разными элементами «Я – концепции». В отечественной психологии «образ Я» рассматривался, в главном, в русле исследования самосознания. Данная тема отражена в монографических изучениях В. В. Столина, Т. Шибутани, Е. Т. Соколовой, С. Р. Пантилеева, Н. И. Сарджвеладзе. «Образ Я» образует набор характеристик, с помощью которых каждый человек описывает себя как индивидуальность, как существо, владеющее психологическими свойствами: характером, индивидуальными чертами, возможностями, привычками, странностями и предрасположенностями. Тем не менее, перемены локальных, специализированных «Я – образов», как и личных самооценок, не меняют «Я – концепцию», составляющую основу личности. Е. Т. Соколова, Ф. Патаки трактуют «образ Я» как интегративное инструкционное формирование, содержащее элементы: когнитивный – стиль собственных свойств, возможностей, способностей, общественной важности, внешний вид и т.д.; аффективный – подход к самому себе (чувство собственного достоинства, эгоизм, самоунижение и т. д.), равно как и к владельцу этих свойств; поведенческий – осуществление в практике мотивов, целей в определенных поведенческихдействиях. Раскрывая понятие «Я» как активно творческое, интегративное начало, позволяющее индивидууму не только осознавать себя, но и преднамеренно направлять и координировать собственную деятельность, И.С. Кон подмечает дуализм данного определения, основанную на том, что сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» (активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я», илиэго); «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства (объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я», или «образ Я», «понятие Я», «Я-концепция»). При этом С. Кон акцентирует внимание, что «образ Я» – это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но и социальная установка, разрешаемая через отношение личности к себе самой. В свой черед, В. В. Столин в «Я – концепции» определяет три уровня: – физический «образ Я» (схема тела), обусловленный потребностью в физическом благополучии организма; – социальная идентичность, связанная с потребностью человека принадлежать к общности, и обусловленная стремлением быть в этой общности; дифференцирующий «образ Я», характеризующий знания о себе в сравнении с другими людьми, придающий индивиду ощущение собственной уникальности и обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Он же отмечает, что рассмотрение итоговых результатов самосознания, проявляющихся в построении взглядов о самом себе, «образе Я» или «Я – концепции», исполняется либо как отбор видов и систематизацией «образов Я», либо как поиск «измерений», т.е. содержательных параметров этого образа. Исходя из вышесказанного анализа научной литературы, мы видим, что имеется много подходов к исследованию«Я–концепции»,«образа Я» которые рассматривают проблему в тесной связи с самосознанием человека, с разных абстрактных позиций, в некоторых случаях взаимозависимых, а в некоторых и противоречащих одна другой. |