Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3 Особенности формирования образа «телесного я» дошкольника

  • Ендерова Ирина ВКР формирование телесного я дошкольника. Вкр Формирования образа телесного Я детей дошкольного возраста


    Скачать 131.69 Kb.
    НазваниеВкр Формирования образа телесного Я детей дошкольного возраста
    Дата15.10.2022
    Размер131.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЕндерова Ирина ВКР формирование телесного я дошкольника.docx
    ТипРеферат
    #734669
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    1.2 Роль телесности в психическом развитии дошкольника

    При рассмотрении работ, посвященных исследованию телесности, обнаруживается некоторая противоречивость понятий и терминов, употребляемых в контексте данной темы, так как телесность является непростым понятием в науке и рассматривается в различных парадигмах: медицинской, исторической, философской, социальной, религиозной и т. д.

    В нашем исследовании мы опирались на идеи Д. А. Бесковой, И. М. Быховской, О. В. Лавровой, Т. С. Леви, Е. Т. Соколовой, А. Ш. Тхостова, которые, несмотря, на определенные различия во взглядах, рассматривают телесность как феноменологическую реальность. Везде подчеркивается, что телесность человека не тождественна его телу, а напротив, представляет собой отдельную реальность, являющуюся результатом деятельности природы человека. Телесность предполагает различие трех пространств, в которых пребывает человеческое тело: природного, социального и культурного. Телесность имеет характер высшей психической функции и является феноменом не только восприятия, но и самосознания, который формируется в совместной деятельности с другими людьми.

    Отмечая плодотворность различных исследований, следует признать, что проблема телесного развития детей раннего возраста не в полной мере осмыслена психологической наукой. Между тем, давно установлено, что все основные двигательные навыки, свойственные человеку, формируются у ребенка до 3-5 лет. Именно в этом возрасте активизируется процесс освоения тела. Ребенок начинает владеть своим телом, чувствовать его. Очевидным становится противоречие между признанием связи телесного и психического, но недостаточностью информации об особенностях этой связи, о ее использовании в практической деятельности педагогов и родителей дошкольников.

    На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены показатели телесности дошкольника: способность владеть и управлять собственным телом, способность чувствовать свое тело, представления о своем теле и отношение к нему.

    Первая составляющая связана с двигательной активностью ребенка, так как способность осознания телесности формируется в процессе познания индивидом своих телесно-двигательных возможностей посредством овладения разнообразными видами двигательной активности. Движение человека содержит в своем составе компоненты психики и может, при определенных условиях, служить источником возникновения и развития внутренних психических действий. Необходимым условием того, чтобы знания и готовые способы решения двигательной задачи стали средствами психического и двигательного развития является перерастание телесной активности ребенка в интрапсихическую деятельность.

    Вторая составляющая касается эмоций и чувственных ощущений, возникающих в результате телесной активности. Происходит процесс развития чувствования своего тела, который в свою очередь определяет характер отношения к своему телу.

    Способность владеть и управлять своим телом осуществляется через такие психомоторные качества, как координация движений, равновесие, мелкую моторику, и чувство ритма. Способность чувствовать свое тело особенно ярко проявляется в ориентации ребенка в пространстве. Понимание своего тела и отношения к нему формируется во взаимодействии со взрослым, и напрямую зависит от телесного контакта со взрослым.

    Опыт ощущения своей телесности ребенок впервые получает через тело, ещё в перинатальный период, находясь в теле матери. А во время родов человек получает самый сильный телесный опыт. Естественные роды с успешным прохождением родового канала благоприятствуют последующей адаптации к условиям окружающей среды, создают возможность почувствовать важность и своеобразие собственного тела.

    Первое время после родов способы общения с ребенком по большей части телесные. Ребенок посылает сигналы о своём самочувствии, дает заботливому взрослому возможность понять приятно или неприятно переживается им контакт. Этот контакт, устанавливаемый как правило с матерью, жизненно важен для развития ребенка. Кормление грудью, уход, доброжелательное общение и забота закладывают, в том числе основу телесности, влияющей на развитие эмоциональной памяти младенца. Для него телесность проявляется и внутреннем, так и во внешнем мире, поскольку пока нет возможности различать их.

    Принимая во внимание индивидуальные отличия детей, следует отметить, что формирование восприятия собственного тела происходит у них совершенно по-разному, в различном темпе. Это во многом зависит от интенсивности эмоционального, и телесного контакта со взрослым при ношении ребенка на руках, выполнения гигиенических процедур, массажа, общения и т.п. По мере взросления формирование телесности продолжается при обучении его взрослыми способностям сидеть, стоять, ходить.

    Последствиями неполного генезиса телесности у ребенка могут быть проявления умственной отсталости в различной степени, вплоть до остановки развития. Крайним вариантом недостаточного развития телесности является т.н. «синдром госпитализма».

    Важное значение имеет гармоничное развитие телесности в младенчестве и раннем возрасте (1-3 г.). Слишком активное участие взрослого, ограничивающее инициативу ребенка, приводит к сверхразвитию телесности. Ребенок, который чрезмерно защищен от контакта с реальностью, с другими детьми, становится повышенно капризным. Это связано с изъятием у него функциональной роли контроля, сознания, воли и невозможности формирования этих важных компонентов личности. У малыша исчезает необходимость развивать пространственную самостоятельность и ответственность, регуляцию своих эмоций. Хотя такой ребенок может быть интеллектуально развит, но труден в управлении, его мотивационная сфера довольно слабо развита. Все это может стать значительным препятствием для дальнейшего развития и успешного обучения.

    После трёх лет развитие ребенка продолжает происходить в процессе овладения собственным телом – начинает активно изучать возможности своего тела в рисовании, подвижных играх с предметами, в лепке и т.п. Также он исследует свое тело и окружающую среду в плане телесно-пространственных отношений. В этом возрасте он уже довольно хорошо овладевает и телом и перемещением в пространстве, демонстрируя способность не только говорить и общаться, но и чувствовать потребности тела и называть их. Ребёнок учится реагировать на внутренние раздражители, различать телесные ощущения, он постепенно начинает отличать свое тело от внешних объектов, от других тел.

    В период дошкольного детства ребенок также впервые получает сведения о гендерных отличиях людей, об изменении размера тела в разные периоды жизни. Он начинает понимать и различает внешние различия между мамой и бабушкой, отцом и дедушкой, братьями и сестрами. Сначала это знание вызывает у ребенка удивление, а затем приводит к пониманию постоянной трансформации и своего собственного тела, к принятию норм поло-ролевого поведения. Благодаря развитию собственной телесности ребенку становится намного легче общаться и расширять кругозор, усваивать социальные нормы.

    В период дошкольного возраста происходит интенсивное познание картины мира, а также строение картины собственного «Я», образа «телесного Я», в дальнейшем это находит свое отражение в поведении ребенка и сказывается на его личностном росте. Известные ученые, такие как Р. Бернс, К. Блага и другие, говорят о том, что любое поведение ребенка есть отражение составляющих его образа «телесного Я».

    Этапы становления образа «телесного Я» у детей дошкольного возраста:

    В период от рождения до 3 месяцев младенец, не воспринимает себя как «субъекта», который хочет и может исследовать окружающий его мир и оценивать его значимость для себя.

    В 3-месячном возрасте ребенок начинает проявлять значительный интерес к детальному исследованию пространства собственного «Я». Наиболее выраженным и значимым проявлением этого является изучение и освоение ребенком своего физического тела. Младенец с большим интересом открывает для себя собственные руки и пальчики на них, исследует и познает их возможности, совершая различные движения, понятные только ему. Ноги в этот возрастной период для ребенка представляют менее действенную часть тела, однако он с удовольствием изучает и свои ступни, в том числе и ртом.

    К 6 же месяцам ребенка начинают в большей степени интересовать собственные ноги, он делает попытки «использовать» их по прямому назначению, поддерживая вертикальное положение тела и совершая первые передвижения. Для малыша открытие того, что он сам может «передвигаться» в этом пространстве, отыскивать в нем то место, которое ему кажется привлекательным, овладевать любыми интересующими его предметами, имеет крайне важное значение. Ведь, совершая первые движения (сначала ползком, а потом и перебежками), ребенок обретает столь желанную самостоятельность, самоутверждается, становится увереннее и крепче в своих движениях. Все это приводит ребенка в восторг, и он стремится разделить свою радость со взрослыми.

    Раннее осознание «телесного Я» у ребенка связано прежде всего с опытом тех движений и действий, которые малыш осуществляет в процессе освоения пространства своего физического тела. Более целостно Я-образ впервые воспринимается ребенком при знакомстве со своим отражением в зеркале.

    До 8 месяцев очевидно, что ребенка привлекает изображение в зеркале, однако узнает ли он себя, однозначно сказать трудно.

    Между 8 и 16 месяцами малыш уже может отличить собственное изображение в зеркале от зеркальных образов других людей, например от ребенка старшего возраста или взрослого.

    Именно в этот возрастной период младенец начинает связывать конкретные особенности внешности с чувством своего «Я».

    Примерно в 18 месяцев ребенок уже более не нуждается в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между изображением в зеркале и собой, – он понимает, что видит свой собственный образ. Теперь, если вновь повторить эксперимент с губной помадой, последует иная реакция малыша: он укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза и смущенно улыбнется.

    К 2 годам познание ребенком себя расширяется еще больше. Он уже не только узнает свое изображение в зеркале, но постепенно начинает осознавать и смысл тех действий, которые совершают взрослые, причесывая или умывая его. Так, 2-летний ребенок, прихорашиваясь сам перед зеркалом, любуется собой, начиная задумываться над понятиями красоты, опрятности, аккуратности.

    Критерии сформированности образа «телесного Я» у детей 3-5 лет выделяют на основе основных видов движений. Этот связано с тем, что представления об образе телесного Я у детей возникают в двигательном процессе от накопления двигательного опыта через развитие основных видов движений. В качестве критериев перехода ребенка с одного уровня на другой, выступают: телесно-двигательный (обеспечивает движения мышечного аппарата, поддержание и изменение позы тела; движения, связанные с передвижением); телесно-экспрессивный (регулятор непосредственного проявления эмоций – мимики и пантомимики, а также эмпатии); телесно-семантический (деятельность тела понимается здесь как носитель определенного значения); телесно-импрессивный (характеризуется пониманием и определением ситуаций, приводящих к тому или иному эмоциональному переживанию, а также содержания этих переживаний).

    В качестве показателей телесно-двигательного критерия выступают: дифференцированные движения поз; дифференцированные движения, связанные с передвижением. Показателями телесно-экспрессивного критерия являются: степень проявления экспрессии в мимике; степень проявления экспрессии в пантомимике; эмоциональная отзывчивость; эмпатия. Показателями телесно-семантического критерия выступают: ассоциативно-образное видение; двигательный сюжет; эмоциональная и двигательная «устойчивость». Показателями телесно-импрессивного критерия являются: конгруэнтная двигательная и вербальная формы выражения; креативная двигательная и вербальная формы выражения.

    В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своей работе «Психология человека» пишут, что наивысшей точкой развития личности является индивидуальность, которая проявляется в субъективных возможностях личности. Приблизительно к трем годам ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности, именно в этот момент происходит становление первоначальной социальной системы «Я» личности. В речи ребенка появляется местоимение «Я», которое он приставляет ко всему, что принадлежит ему, тем самым ребенок заявляет о себе. В этом возрастном периоде происходит закладка элементов коррекции собственного поведения и самовоспитания в пространстве собственного «Я» ребенка, что так же является неотъемлемой частью в становлении образа «телесного Я».

    Многие исследователи, среди которых Г.М. Андеева, Н.Ф. Голованова, О.В. Хухлаева и другие, придерживаются мнения о том, что становление сознательного «Я» происходит в социальном процессе. Только при взаимодействии с окружающими людьми и окружающим миром в целом ребенок может познать свое «телесное Я», постепенно ребенок начинает осознавать себя как существо, которое имеет определенные намерения и желания. Основа формирования образа «телесного Я» ребенка закладывается с помощью взрослых, которые окружают его. Исходя из этого, необходимо сказать о том, что очень важно со стороны взрослых обращать внимание на то, какую информацию они сообщают ребенку о нем, какую оценку они дают достижениям ребенка и каким способом взрослые осуществляют педагогическую и психологическую работу, направленную на поддержку ребенка. Именно эти компоненты ложатся в основу становления образа «телесного Я» у дошкольника. В связи с недостаточным собственным опытом дети способны легко присвоить себе всевозможные как позитивные, так и негативные характеристики.

    Развитие и укрепление всех структурных компонентов создавшегося образа «телесного Я» происходит в период межу третьим и шестым годами жизни ребенка, так утверждают ученые Р. Бернс, К. Блага и М. Шебек.

    Таким образом, гармоничность прохождения генезиса телесности, т.е. образа «телесного Я» во все возрастные периоды детства очень важна. Учеными установлено, что негативное отношение к собственному телу повышает общую тревожность детей, усиливает неблагоприятное воздействие социальных интересов и боязнь самовыражения, снижает мотивацию успеха.

    1.3 Особенности формирования образа «телесного я» дошкольника
    Исторически закрепленная рационалистическая традиция противопоставления «человека телесного» и «человека духовного» продолжает воспроизводиться не только в русле теоретических поисков, но в том числе и на практике, (в различных институтах социализации: в семье, в системе образования, воспитания), где эта традиция закрепляется и продолжается. Распространенным и даже обычным является подход, при котором телесно-физические качества человека являются объектом воздействия сами по себе, а интеллектуальные и духовные – сами, без какого-либо сопряжения их между собой.

    На сегодняшний день современная система образования личности для развития его тела и формирования образа его телесного «Я» рассматривает вопрос следующим образом. Основное внимание уделяется развитию у субъекта психофизических качеств, связанных с выполнением главенствующих и оперативных действий, необходимых ему для социального взаимодействия. Формирование отношения к телесности сводится к механическому, неосознаваемому освоению субъектом возможностей своего тела как носителя сознания. Телу отводится роль пассивного образования, поддерживающего и воспроизводящего процесс ментального обучения. Самоидентификация личности связывается с тем, что личность должна определить свое положение в социальном мире и усвоить те телесные техники, которые являются необходимым условием для осуществления тех или иных видов деятельности и восприятия сообществом поведения данной личности как приемлемого. «Таким образом, применение современной модели образования может иметь одним из побочных результатов того, что человек отчуждает от себя собственное тело. «Отчуждение» происходит тем быстрее, чем в большей мере субъект ориентируется на общепринятые формы поведения и чем меньше значения он придает собственной уникальности. Страх порождает слабое тело, напряжение ума и ограничение эмоционально-чувственных проявлений». [8, 102] Устойчивость традиции разъединения телесности и духовности, разведения «внутреннего» мира человека и его внешней проявленности, влечет за собой, наряду с уже упомянутой проблемой, проблему отсутствия подлинной культуры здоровья, и иные, не менее важные социальные проблемы – к примеру, расширение платформы для роста девиантного поведения в ситуации, когда телесно-физическое развитие оторвано от других аспектов становления личности. К такого рода последствиям – как личностно, так и социально значимым – следует отнести и отсутствие у большой части людей эстетики двигательной деятельности, несформированность эстетики тела как немаловажного компонента общей культуры.

    В рамках отечественного социально-гуманитарного знания и социальной практики этот вывод был существенно дополнен.

    В то же время, оставляя в стороне конкретно-исторические обстоятельства проблемы «разъятия» телесного и духовного в человеке, необходимо отметить, что в самом общем плане периферийность проблемы человеческого тела и его образа в структуре личностного «Я» в системе социально-гуманитарного знания является не слишком неожиданной – ведь эта область знания традиционно ориентирована на изучение не природных феноменов (одним из которых и видится человеческое тело), а на постижение специфического, искусственно созданного человеческого мира – мира культуры. Утвердившийся в гуманитарной науке «бестелесный» подход сводит всю сущность человека к его сознанию, не замечая того, что сама телесность в ходе своего прижизненного существования теряет свою природное естество, очеловечивается и приобретает новые внеприродные качества. «…Гораздо раньше, чем человек начинает манипулировать с внешними объектами, практически с первых дней жизни ему постепенно, поэтапно прививают навыки культурного осуществления таких важных человеческих функций, как умение по-человечески есть, пить, выделять экскременты, ходить и пр. [9, 189] «Телесность человека – это первый в онтогенезе предмет овладения и трансформации в орудие и знак». [12, 4]

    Стоит отметить, что понятием «тело» обозначается материальное образование, обладающее качеством протяженности, имеющее форму, вес, размер, которое формируется, развивается и умирает в процессе жизни. Установление параметров тела является важнейшим способом его изучения и описания, применяемым в естествознании как метод исследования его жизни.

    «Телесность» же есть одухотворенное человеческое тело, это объективно наблюдаемое и субъективно переживаемое выражение, и свидетельство вектора заинтересованной энергии индивида. На состоянии телесности отражаются мотивации, установки и, в целом, система смыслов индивидуума, поэтому она представляет собой материальный, видимый аспект души (психе). Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа.

    Разграничение понятий «тело» и «телесность» связано также и с тем обстоятельством, что первое из них чаще всего ассоциируется с некоторым фиксированным, относительно статичным, ограниченным анатомо-физиологическим объектом. Термин же «телесность» в силу того, что за ним «стоит» человек, действующий и преследующий свои цели, приобретает дополнительный смысл, связанный с динамической характеристикой тела –его двигательной активностью. Таким образом, понятием «телесность» мы обозначаем тело с присущей ему двигательной активностью, экспрессивными формами проявления, находящееся в социокультурном пространстве и взаимодействующее с ним, детерминированное в своих соматических и двигательных характеристиках как природными закономерностями, так и особенностями этого пространства.

    Если тело человека является вещественной субстанцией, телесность – вещественно-духовной, то «образ тела» выступает как представление человека о своем теле, передаваемое посредством понятий и категорий, а значит, не содержит в себе ни грана вещественности. «Образ тела» не есть образ отдельно взятого материально тела или образ телесности. «Образ тела» есть интегрированное психологическое образование, складывающееся из представлений человека, как о теле, так и о телесности. Каждому человеку свойственно свое собственное восприятие телесности и отношение к телу, которое он воспроизводит в своей повседневной жизненной практике, выбирая тот или иной вектор телесного поведения, проявляющийся в гигиене, питании, отношению к моде, спорту, вредным привычкам и пр. Образ тела формируется, развивается и изменяется на всем протяжении жизни человека.

    Наше представление о собственном теле характеризуется необычайной подвижностью и противоречивостью, что во многом объясняется ограниченностью человеческих возможностей «познать самого себя», сложить свой телесный образ. В сущности, Я должен составить себя из мозаики разных элементов, которые добываются с помощью пяти органов чувств, притом в неравных объемах. Но это возможно лишь в достаточно ограниченной степени, остальное приходится «достраивать» с помощью воображения, интуиции и сложнейших интеллектуальных усилий. Как известно, в освоении мира человеком и самого себя в этом мире, главенствующую роль играет зрение. Но даже зрение не дает нам полную информацию о нашем теле. «Оборачивая во все стороны свою голову, я могу достигнуть видения всего меня со всех сторон окружающего пространства, в центре которого я нахожусь, но я не увижу себя, действительно окруженного этим пространством» [14, 117].

    Таким образом, «ясность и отчетливость» восприятия мира достигается именно в процессе активной человеческой деятельности, инструментом которой является тело человека, присваивающего в этой деятельности анатомию и механику предметного мира. Осваивая мир, человек судит о его форме и параметрах в соответствии с формами и параметрами собственного тела, т.е. образом своего телесного Я. А эти самые формы и параметры своего тела человек добывает, встраиваясь в систему социально-культурного пространства. Человеку с момента его рождения противостоит не просто внешняя среда, а предметный очеловеченный мир, в котором все вещи и их отношения имеют не биологическое, а общественно историческое значение, следовательно ему приходится действовать в предзаданном осмысленном поле социальности и смыслы этой социальности удерживаются не только посредством языка или всей знаково - коммуникативной системой общества: мифы, символы, тексты, традиции, но как мы полагаем, так же и действием телесных техник. «Культурная история человека, история создания орудий, инструментов, метрических систем, способов действия, технологий и др., – это одновременно история формирования и человеческого тела конфигурации субъект-объектного членения.» [8, 74]. Уже на уровне сенсомоторного мышления развитие ребенка отличается от развития животного. «Дело в том, что сенсомоторные схемы человеческой деятельности завязываются как схемы деятельности с вещами, созданными человеком для человека, и воспроизводят логику» опредмеченного» в них разума, общественно-человеческого мышления». [15, 183] Не биологическими, а собственно человеческими телесно-двигательные характеристики делает не механика или энергетика движения, а его встроенность в социально-культурное пространство, использование в структуре человеческого осуществления, подразумевающего определенный характер целеполагания, детерминированность социальными потребностями, мотивами, ценностями; структурированность, оформленность посредством усвоенных навыков, знаний, стереотипов двигательных привычек, определяющих в значительной мере, как исполнение, так и восприятие действия, характер его осмысления.

    Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

    С самых ранних лет ребенок сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, на, под, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

    Формирование пространственных представлений о собственном теле тесно связано с использованием разных систем пространственной ориентировки. Наиболее естественной и онтогенетически более ранней системой ориентации является схема тела человека. Исследования прошлых леттрактовали восприятие тела и представлений о нем, как отражение его особенностей, процессов, протекающих в нем. По мере накопления данных возникала все большая убежденность в сложности феноменологии отражения собственного тела, в её обусловленности различного рода факторами не только биологической природы.

    З. Фрейдом была высказана мысль о том, что познание ребенком собственного тела связано с общим ходом его психического развития. Смещение либидо в теле, происходящее в детском возрасте, обуславливает особое внимание ребенка к конкретной части тела. Согласно З. Фрейду, социальное окружение ребенка сильно влияет на психосексуальное развитие и, тем самым, на познание своего тела, однако его влияние сводится лишь к обеспечению нормальных условий его развития. Познание своего тела – это особая деятельность, подчиняющаяся тем же закономерностям, что и познание внешнего мира.

    По мнению большинства психологов, приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми начинается с формирования представлений о самом себе. Уже в раннем возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе, своему телу, своим движениям, своему внешнему виду. Сформированные представления о себе влияют на отношения ребенка с людьми и на развитие всех видов детской деятельности.

    На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о самом себе существенно меняются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие. К концу дошкольного возраста у ребенка складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей. Известно, что в онтогенезе сформированные представления о схеме собственного тела предполагают узнавание себя в зеркале.

    Одним из источников представлений о схеме тела явились наблюдения с древности известного и документально описанного в XVI веке французским хирургом Амбруазом Паре феномена фантома ампутированной конечности, а также клинические наблюдения пациентов с определенными видами церебральной патологии, у которых возникали искажения в представлениях о собственном теле и окружающем пространстве.

    В 1911 году Х. Хэдом и Г. Холмсом было предложено близкое к современному определение схемы тела, как формирующегося в коре головного мозга в ходе синтеза различных ощущений представления о величине, положении и взаимосвязи частей тела. Исследователи также предполагали, что схема тела служит для преобразования сенсорной информации, необходимого как для восприятия, так и для планирования и организации движений. Развитие представлений об этом понятии приписывается австро-американскому психиатру и психоаналитику Паулю Шильдеру, который в 1933 году опубликовал статью «Образ тела и социальная психология», где он описывает «образ тела» как телесно-психологическую «карту», т.е. систему представлений человека о собственном теле, как носителе «Я». При этом «образ тела» динамичен и складывается из различных фрагментов переживания телесного опыта. Он трансформируется вместе с возрастными изменениями самого тела, в процессе деятельности человека, в результате оценок других людей, в связи с отдельными жизненными ситуациями.

    Термином «схема тела» также обозначают систему обобщенной чувствительности собственного тела в покое и при движении пространственных координат и взаимоотношений отдельных частей тела. Карта таких сенсорных проекций в коре больших полушарий получила название «гомункулюса Пенфилда» – по имени автора ее описавшего – канадского нейрохирурга Уилдера Пенфилда. Топографически распределенная по поверхности передне-теменной зоны коры чувствительность всего тела составляет ту основу, из которой путем объединения формируются целостные функциональные блоки крупных отделов тела. Эти интегративные процессы завершаются у взрослого организма и представляют собой закодированное описание взаиморасположения частей тела, которые используются при выполнении автоматизированных стереотипных движений.

    Базой этих процессов служит анатомически закрепленная «карта» тела, поэтому такие процессы составляют лишь основу статического образа тела. Для его формирования необходимо соотнести эту информацию с положением тела по отношению к силе земного притяжения и взаиморасположением функциональных блоков тела в системе трех пространственных плоскостей. Вестибулярная система воспринимает перемещение всего тела вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз, а соответствующая информация поступает в теменные зоны коры, где происходит ее объединение с информацией от скелетно-мышечного аппарата и кожи. Туда же поступает импульсация от внутренних органов, которая также участвует в создании на бессознательном уровне особого психофизиологического образования – статического образа тела.

    Таким образом, статический образ тела представляет собой систему внутримозговых связей, основанную на врожденных механизмах, усовершенствованную и уточненную в онтогенезе. Выполняя ту или иную деятельность, человек меняет взаиморасположение частей тела, а обучаясь новым двигательным навыкам, он формирует новые пространственные модели тела, которые и составляют основу динамического образа тела. В отличие от статического, динамический образ тела имеет значение лишь для данного конкретного момента времени и определенной ситуации, при изменении которой он сменяется новым. Динамический образ базируется на текущей импульсации от чувствительных элементов кожи, мышц, суставов и вестибулярного аппарата. Не исключено, что скорость и точность формирования динамического образа тела – фактор, определяющий способность человека быстро овладевать новыми двигательными навыками.

    В мозге происходит постоянное взаимодействие того и другого образов тела, осуществляется сличение динамического образа с его статическим аналогом. В результате этого формируется субъективное ощущение позы, отражающее не только положение тела в данный момент времени, но и возможные его изменения в непосредственном будущем. Если согласование не достигнуто, то вступают в действие активные механизмы перестройки позы.

    Е. Д. Хомская отмечала, что при поражении верхней теменной области коры мозга, возникают симптомы нарушения «схемы тела» (соматоагнозия), т.е. расстройство узнавания частей тела, их расположение по отношению друг к другу. Обычно больные плохо ориентируются в одной (чаще левой) половине тела, что сопровождает поражение правой теменной области мозга. Больные игнорируют левые конечности, иногда как бы «теряют» их. При этом часто возникают ложные соматические образы в виде ощущений «чужой» руки, увеличения, уменьшения частей тела, удвоения конечностей и т.п. В. М. Смирнова и Т. Н. Резникова (1983) понимали схему тела как мозговой аппарат, преимущественно таламопариентальная система. Благодаря ей сенсорные и висцеральные процессы получают пространственную отнесенность и локализованный эмоциональный тон ощущений.

    На физиологическом базисе «схемы тела» формируется личностная надстройка. Это связано с такими психологическими процессами, как представление, воображение, мышление. А. Ш. Тхостов в своей работе отмечал, что ощущения от собственного тела превращаются в перцептивный образ, ядром которого является схема тела. В результате этого они становятся конкретными, стабильными, локализованными, сравнимыми по степени интенсивности, модальности, могут быть вербализованы и соотнесены с культурными перцептивными и языковыми эталонами.

    Н. Я. Семаго и М. М. Семаго в структуре пространственных представлений схемы тела выделяют четыре основных уровня, каждый из которых состоит из нескольких подуровней. В основе выделения уровней пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями.

    1 уровень: пространственные представления о собственном теле:

    • ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов;

    • ощущения, идущие от «внутреннего мира тела»;

    • ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством;

    2 уровень: пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу):

    • представления о взаимоотношении внешних объектов и тела;

    • представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве;

    3 уровень: уровень вербализации пространственных представлений: у ребенка вначале в импрессивном плане, а позже в экспрессивном (иногда параллельно) появляется возможность вербализации представлений второго уровня.

    Существует определенная последовательность появления в речи обозначений топологического плана. Проявление пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т.п.

    4 уровень: лингвистические представления (пространство языка).

    Этот уровень является наиболее сложным. Он формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.

    Понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития. Временной фактор играет значительную роль, определяя стиль мышления и собственно когнитивное развитие ребенка.

    Освоение пространственных характеристик среды осуществляется на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном пространстве. У человека пространственное восприятие формируется по мере того, как обогащается чувственный опыт ребенка, углубляются его знания об окружающем мире, расширяется его сфера практической деятельности. Первоначально начинает формироваться представления о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу, которое происходит через ощущение напряжения и расслабления мышц, ощущение от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка с взрослым. Ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как это поймет его тело. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Завершается данный процесс формирования примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи. С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются пространственные представления.

    На следующем этапе ребенок обучается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально.

    Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в квазипространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов - представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций.

    Критериями оценки сформированных пространственных представлений являются:

    • сформированные первоначальные представления о себе;

    • сформированный анализ собственного тела;

    • сформированный анализ взаимоотношения внешних объектов и тела (по вертикальной и горизонтальной оси).

    В соответствии с этим технология процесса формирования образа «телесного Я» у детей дошкольного возраста может происходить различными средствами музыкальной деятельности, включающими в себя двигательные игры, которые представляют собой образно-двигательные действия, направленные на формирование осознания своей телесности.

    В процессе двигательной игры ребенок осознает себя в компоненте возможностей своего тела, учится осознанно и целенаправленно действовать, подчиняя свои действия определенному образцу; через движение тела осознает свою телесность, создает новые сюжетные линии, новые формы движений.

    Осознание ребенком образа «телесного Я» включает в себя три этапа:

    • этап ощущения своего тела (по мере расширения двигательного опыта);

    • этап овладения собственным телом на основе тактильно-кинестетического канала воспроизведения эмоциональной информации (которую содержит в себе музыка), выразительными движениями тела;

    • этап осознания образа телесного Я через музыкальные образы (образ телесного Я как одна из ориентировочных основ поведения).

    Таким образом, стоит отметить, что в период дошкольного возраста происходит интенсивное познание картины мира, а также строение картины собственного «Я», образа «телесного Я», в дальнейшем это находит свое отражение в поведении ребенка и сказывается на его личностном росте.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта