Главная страница
Навигация по странице:

  • 5 слайд

  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • 11 слайд

  • 12 слайд

  • 13 слайд

  • 14 слайд

  • Доклад о рыцарской поэзии. Рыцарская поэзия. Красный цвет ева Черный лена 2 слайд


    Скачать 34.06 Kb.
    НазваниеКрасный цвет ева Черный лена 2 слайд
    АнкорДоклад о рыцарской поэзии
    Дата13.12.2022
    Размер34.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРыцарская поэзия.docx
    ТипДокументы
    #843678

    Красный цвет- Ева

    Черный- Лена

    2 слайд:

    В XII - XIII вв. происходит активное формирование и расцвет рыцарской литературы, представленной, во- первых, лирикой трубадуров и труверов, а во-вторых - стихотворным романом.

    3 слайд:

    Рыцарская лирика трубадуров (от провансальского trobar - находить, создавать, изобретать) существовала на юге Франции, в Провансе, с конца XI по начало XIII в. Прованс в этот период переживал полосу хозяйственного и культурного подъема. Процветали города, а борьба между горожанами и феодалами была значительно ослаблена или вовсе отсутствовала. Далее, Прованс был политически независимым краем; это вело к укреплению суверенитета южнофранцузских феодалов, чьи замки превращались в культурные центры, оказывавшие влияние и на города. Прованс тяготел и к религиозной независимости от папского престола, став, в частности, рассадником еретических движений. Наконец, он поддерживал тесные связи с соседними романскими странами, с мусульманскими народами и с Византией. В этих условиях и возникла лирика трубадуров как одно из классических воплощений становящегося рыцарского миросозерцания. 

    Благодаря этой лирике прежде всего осуществился радикальный сдвиг в языковой ситуации в Западной Европе. Если в эпоху раннего средневековья народные диалекты не были нормированы, а функцию литературного языка выполняла латынь, то историко-культурная роль поэзии трубадуров заключалась прежде всего в том, что это была первая в Западной Европе светская поэзия на народном (провансальском) языке, которая выработала его “правильные” нормы, довела его до высокой степени совершенства и положила тем самым начало общему переходу средневековых литератур с латыни на национальные языки.

    4 слайд:

    Гильом Аквитанский (1071— 1126 гг.) — граф Пуатье и герцог Аквитании, прадед Ричарда I Львиное Сердце, первый из известных провансальских трубадуров,
    считается родоначальником не только провансальской, но и европейской поэзии. До нас дошло одиннадцать текстов песен. Мы остановимся на двух из них.
    Знакомство Гильома IX с арабской поэтической традицией во время крестового похода обусловило появление рифм и сложной строфики, а также неизвестных античной литературе некоторых тем любовной поэзии. Исследователи творчества Гильома Аквитанского отмечают поэтическое совершенство стихов и их яркую индивидуальность.

    5 слайд:

    Ирменгарда. 1089 г.

    Все взвесив против я и за
    Решил таки на ней женится,
    Она красотка, не блудница,
    Так говорят все за глаза.

    В том я не смыслю ни аза,
    Но все ж поверю в небылицы.
    Поймаю в руки я синицу –
    Журавль умчался в небеса.

    Необходим мне сей союз,
    Вцеплюсь в него я мертвой хваткой,
    Ломает пальцы пусть француз

    И убегает без оглядки.
    В одном уже мне виден плюс
    А значит, будет все в порядке.

    6 слайд:

    Крестовый поход. 1101 г.

    Друзья мои, хочу поведать вам,
    Какой увидел я Святую землю,
    Поверьте, было там не до веселья,
    Досталось всем, баронам и графьям,

    Изведать всем пришлось кошмар и срам.
    Но все же я унынье не приемлю
    И даже там не раз любовным зельем
    Бал опоён, что предпочел псалмам.

    Да-да, и не судите слишком строго,
    Таков уж я по жизни… Я – поэт…
    Как только встретится мне недотрога

    Готовлю сразу для нее куплет
    Без предисловий разных и пролога…
    А мало коль того, отсыплю и монет!

    7 слайд:

    Арнаут Даниэль Дворянин по рождению, получил образование, но, как сообщает его средневековая «биография», «оставил науки ради пения».

    Лирика Даниэля туманна, стихи тяжеловесны. Средневековый автор его жизнеописания замечает, что он «избрал род сочинения в изысканных рифмах, так что песни его нелегко ни понять, ни запомнить». Но Данте высоко ценил его рыцарско-придворные песни и называл Даниэля «первым певцом любви». В 26 песне «Чистилища» «Божественной комедии» от лица поэта Гвидо Гвиницелли он называет Даниэля лучшим поэтом:

    Брат,— молвил он,— вот тот (и на другого

    Он пальцем указал среди огней)

    Получше был ковач родного слова.

    В стихах любви и в сказах он сильней

    Всех прочих…

    Творчество Даниэля — расцвет тёмного стиля. Даниэль первый из трубадуров стал писать свои произведения в форме секстины. Его секстина «Слепую страсть, что в сердце входит…» ) послужила образцом для подражания таким поэтам как Данте и Петрарка. К данной секстине сохранились ноты.

    8 слайд: там его стих, можно не читать, он слишком длинный (но если что вдруг, я прочитаю)

    9 слайд:

    Лирика трубадуров пережила расцвет в последней четверти XI - начале XIII в., однако ее естественное развитие было прервано так называемыми “альбигойскими войнами” - крестовыми походами северофранцузских феодалов, стремившихся искоренить религиозные ереси (отклонения от веры). В результате Прованс был разграблен и разрушен, а большинству трубадуров пришлось бежать в Италию, на Пиренеи и в германские земли. Однако их поэзия оказала сильное воздействие на культуру северных завоевателей, где, впрочем, существовала собственная миросозерцательная и поэтическая почва для восприятия трубадурcкой традиции и где возникла лирика труверов, существовавшая с середины XII до середины XIII в.

    А на слайде представлена Работа Педро Берругете XV века, иллюстрирующая легенду о святом Доминике и альбигойцах, в которой сочинения Доминика и катаров по очереди бросали в огонь. Пламя пощадило только тексты Доминика.

    10 слайд: ( на всякий случай «куртуазный»- это что-то вроде галантный)

    Кретьен де Труа

    средневековый французский поэт, основоположник куртуазного романа.

    Первый писатель в истории французской литературы, к пяти известным сочинениям которого применим термин «роман»; основатель цикла произведений о короле Артуре (бретонский цикл или артуриана), при дворе которого было основано братство рыцарей Круглого стола. Впервые обработал легенду (миф) о религиозно значимом сокрытом, но желанном и недостижимом объекте — Граале. Поэт и писатель, мэтр, родоначальник артурианы — таким представляется Кретьен де Труа (или Кретьен из Труа), о жизни которого ничего не известно. С достаточной уверенностью можно сказать только то, что писатель жил в конце XII века в Шампани и создал 5 достойных восхищения из 10 наиболее значимых романов своей эпохи, стилю которых подражали другие авторы

    11 слайд:

    ИВЭЙН, ИЛИ РЫЦАРЬ СО ЛЬВОМ
    (фрагмент из стихотворного романа)

    «Острее всякого меча
    Любовь разит сердца с плеча.
    И если ранит ваше сердце,
    Вам никуда уже не деться.
    Она в присутствии врача
    Над ним смеётся горяча.
    Кто чарами её пленён,
    Навеки тот приговорён.
    Любовь хозяйничает всюду,
    Я, повторять об этом буду,–
    Оказывает предпочтенье
    Святым местам уединенья.
    При этом, не стыдясь ничуть,
    Умеет даже в грязь нырнуть.
    И расточать усердно там,
    Свой аромат средь грязных ям.
    Любовь пленяет бедных Ев,
    И венценосных королев.
    Смиренно ей монахи служат,
    И старцы мудрые с ней дружат.

    12 слайд:

    В целом в основе лирики труверов лежат те же ситуативные, образные и композиционные схемы, что и у трубадуров, хотя схемы эти нередко имели иное конкретное наполнение и могли варьироваться.

    Источники лирики трубадуров и труверов разнообразны. С одной стороны, она во многом восходит к фольклорным песням и обрядам (прежде всего - весенним). С другой - несомненно влияние “Искусства любви?». Более сильным было влияние неоплатонизма, отчасти - религиозной мистики, а также развитой арабо-мусульманской поэзии с ее синтезом земной и небесной любви и идеалом целомудренного поклонения. Однако все эти влияния, трансформированные на почве феодальной культуры, породили совершенно новый феномен “куртуазной поэзии”, неизвестный дотоле ни в европейской, ни в восточной словесности.

    13 слайд:

    Различным было и общественное положение трубадуров и труверов: среди них встречались не только владетельные сеньоры, но и духовные лица, купцы, ремесленники, замковые слуги и т. п., однако объединяло их не сословное положение, а именно идеал поэтического творчества, рожденный в рыцарских замках, при, аристократических дворах Прованса.

    14 слайд:

    Следует отметить, что лирика трубадуров и труверов всецело подчинялась жанровому принципу. Жанр, во-первых, определялся предметом (темой) изображения, поскольку существовал достаточно ограниченный круг поэтических сюжетов, признанных достойными воплощения и переходивших из произведения в произведение, от поэта к поэту и даже от поколения к поколению; во-вторых, каждый жанр предполагал набор возможных трактовок избранной темы, так что поэт наперед знал, как должна складываться та или иная лирическая ситуация, как должен вести себя тот или иной лирический персонаж;

    в-третьих, лирика трубадуров располагала арсеналом фиксированных формул (лексических, синтаксических, стилистических и т. п.) для описания любого предмета или персонажа из тех, что входили в область куртуазного мира (так, существовал канон описания Дамы, клеветника-наветчика и т. п.); в-четвертых, жанр определялся характером своего строфического построения (известно до 500 строфических форм); наконец, поскольку средневековая лирика была неотделима от напева и сами трубадуры были не просто поэтами, но поэтами-композиторами, а их произведения - песнями, то специфика жанра определялась также складываемой трубадуром мелодией.


    написать администратору сайта