Главная страница
Навигация по странице:

  • социологии

  • фетишизм.Политеи́зм

  • кратБифКонт. Краткая биография О. Конта


    Скачать 24.4 Kb.
    НазваниеКраткая биография О. Конта
    Дата14.01.2022
    Размер24.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакратБифКонт.docx
    ТипБиография
    #331050

    Краткая биография О. Конта.

    Огюст Конт (1798 – 1857) родился в 1798 году в Монпелье (Франция) в семье чиновника. С 1807-го по 1814 г. учится в лицее этого города.  В четырнадцать лет он пересмотрел свои религиозные и политические взгляды, объявил себя атеистом и республиканцем, чем разочаровал своих родителей, являющихся католиками. Переехав в Париж, пятнадцатилетний Конт получает высшие отметки по все предметам на вступительных экзаменах в Высшую политехническую школу, но приняли его туда лишь через год. В 1816 г. его исключают и отправляют домой за вольнодумство в результате студенческого выступления, а школу закрывают за радикализм. В Монпелье Конт слушает курсы по медицине и физиологии в университете этого города и вновь уезжает в Париж, где зарабатывает на жизнь репетитором по математике.

    Период с 1817 по 1824 Конт работает секретарем Сен-Симона. В этот период Конт печатает несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем. Одна из них - "Плац необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество"; Она стала базой для первого крупного труда - "Система позитивной политики". Первая часть первого тома этой работы была продана Сен-Симону и опубликована им в 1824 г. без подписи автора в серии "Катехизис промышленников". Этот факт задел чувства Конта и он порвал связь с Сен-Симоном.

    В 1825 г. Конт заключил брак Каролин Массэн. Он оказался недолговечным и позже был признан самим Контом самой серьезной ошибкой его жизни. Жена уходила от него несколько раз, что оказалось глубоким потрясением для Конта. Последующие два года его жизни омрачены серьезным психическим заболеванием и даже попыткой самоубийства. Но Конт смог выйти из кризиса. Брак длится до 1842 года, но за это время Конт выступил с грандиозным курсом приватных лекций, которые были прерваны в самом начале нервным расстройством Конта, но вскоре лекции возобновились.

    С 1829-го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни "Курс позитивной философии" в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. В последних трех томах "Курса" излагаются основы "социальной физики" (социологии). В четвертом томе говорится о необходимости изучения социологических законов, а в пятом и шестом формулируется главный из них - закон трех стадий.

    В 1845 он встречается с мадам Клотильдой де Во, память о которой после ее смерти становится предметом поклонения для Конта.

    Конт, несмотря на свою популярность никогда не занимал постоянную акакдемическую должность. Мыслитель зависел по большей части от подписок, собираемых его поклонниками в Англии и Франции.

    В1844 г. социолог публикует " Рассуждение о духе позитивной философии", В 1848-1851 гг. - "Рассуждение о позитивизме в целом", в 1851 г. - "Позитивистский катехизис" (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов), в 1851-1854 гг. - "Систему позитивной политики". В1848 г. Конт создает "Позитивистское общество", задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. В последние годы жизни он часто выступает с лекциями для рабочих, в которых в резкой форме осуждает революционные действия парижского пролетариата.

    5 сентября 1857 г Конт умирает от рака.


    Всё остальное в одном месте.


    Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:


    1. Реальное - противоположность химерическому (нереальному, несбыточному).

    2. Полезное - противоположность бесполезному.

    3. Достоверное - противоположность сомнительному.

    4. Точное - противоположность смутному.

    5. Положительное - противоположность отрицательному.

    К основным идеям позитивной философии Огюста Конта следует отнести следующие:

    · Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трёх фаз

    · Иерархический подход и классификация научных отраслей

    · Социальная статика и социальная динамика («Порядок и прогресс»)

    · Опора на здравый смысл

    · Принципы взаимоотношения теории и практики, а так же науки и искусства

    · Формирование новой социальной морали посредством социальной философии

    · Направленность на непосредственное, но при этом мирное, воздействие на общество

    Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трёх фаз. Согласно Огюсту Конту интеллектуальное развитие человечества состоит из трёх фаз (стадий) - теологической (фиктивной), метафизической (абстрактной) и положительной (реальной). "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

    Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т. п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.
    Фети́ш — обожествляемый предмет, вещь, становящийся объектом поклонения, фетишизм.
    Политеи́зм
     —многобожие, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.
    Монотеизм – вера в единого Бога.
    Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.

    Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

    Третья стадия - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т. е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

    На третьей стадии полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.



    Социология по Конту (societas - общество и логос – наука) - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Социология единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

    В социологии Конт разработал несколько методов: метод наблюдения, экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.

    - Наблюдение.
    Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий. Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков

    - Эксперимент.
    Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.

    - Сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества.

    - Метафизический (исторический) метод.
    Метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Общественные явления, в отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития во времени. Их сущность – историчность.


    Социальная статика, согласно Конту, включает в себя общественные институты и отношения, которые являются основой существования любого общества, без которых невозможно нормальное функционирование общества. Это индивид, семья, общество, разделение труда и частная собственность, солидарность или консенсус. Конт считал, что должно осуществляться разделение властей не на законодательную, исполнительную и судебную, а на мирскую и духовную, при этом духовная власть в обществе будущего должна принадлежать учёным, а мирская - «индустриалам». Социальная динамика согласно Конту - это прогресс, происходящий согласно закону трёх стадий и осуществляемый под влиянием стремления к улучшению заложенного в человеческой природе.
    Другим важным принципом позитивной философии О. Конта была опора на здравый смысл. Полученные закономерности должны были проверяться не столько при помощи некой абстрактной логики, сколько при помощи здравого смысла. Этот же самый здравый смысл и должен быть мерилом полученных результатов.
    О. Конт впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития на основе эмпирических исследований.


    написать администратору сайта