Главная страница
Навигация по странице:

  • Педагогическая технология Содержание педагогической технологии 1

  • Информационная технология

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии

  • "ТРИЗ методика"

  • PowToon

  • Moovly

  • 5* Краткая характеристика педагогической технологии РКМЧП

  • Педагогическая технология

  • Размышление (рефлексия)Reflection – возможно на практическом занятии Задачи каждого этапа

  • Методические приемы для каждого этапа

  • Краткая характеристика инновационных педагогических технологий


    Скачать 90 Kb.
    НазваниеКраткая характеристика инновационных педагогических технологий
    Дата20.11.2022
    Размер90 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkratkaya_harakteristika_ped_tehnologiy.doc
    ТипДокументы
    #801106

    Краткая характеристика инновационных педагогических технологий




    Педагогическая технология

    Содержание педагогической технологии

    1

    Игровая технология


    Связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

    Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.)

    2

    Метод проектов


    Это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

    Метод личностно-ориентированного обучения, развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.

    В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления.


    3

    Проблемное обучение


    Создание «правильной» проблемной ситуации и поиск путей ее решения. Примеры проблемных ситуаций: два противоречивых факта; вопрос, предполагающий противоречивые мнения учеников; задание, содержащее ошибку, недостаток/переизбыток информации, противоречащие данные; вопрос «с затруднением», т.е. задание, не знакомое ученикам.

    Этапы: проблема  осознание учениками  поиск решения  «ага-реакция» применение нового знания и рефлексия  закрепление, контроль.

    Методы проблемного обучения:

    - частично-поисковый (эвристический)

    - репродуктивный (решение проблемы по образцу учителя)

    - проблемное изложение

    - исследовательский метод.

    4

    Информационно-коммуникационная технология


    «Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

    Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

    Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения (так как передача информации – это не передача знаний):

    • Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;

    • Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;

    • Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;

    • Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым;

    • Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;

    • Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

    Основным потенциалом современных компьютеров являются возможности сети Internet и прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.


    5*

    Технология развития критического мышления


    5* Вынесено за рамки таблицы

    6

    Модульная технология


    Жёсткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организации работы учащихся при помощи полных, логически завершённых учебных блоков. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки; заранее запрограммированы не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения. Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

    Роль учителя на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы есть возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.

    Обучающий модуль - это автономная часть учебного материала, состоящая из компонентов:

    1. точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

    2. банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)

    3. методическое руководство по достижению целей (как?)

    4. практические занятия по формированию необходимых умений

    5. контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

    Преимущества модульных технологий:

    • Центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

    • Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

    • Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

    • При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем, в отличие от традиционного обучения.

    • Данная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.




    7

    Кейс-технология


    KS - метод конкретной ситуации, привязывает обучение к реальности («погружение в действительность»), повышает мотивацию в профессиональном обучении. Основан на разработке учебной конкретной ситуации и дальнейшей ее проработкой: индивидуальное изучение ситуации  работа в малой группе  общегрупповое обсуждение под руководством преподавателя. Развитие квалификационных качеств: анализ и диагностика проблемы, формулирование и высказывание своей позиции, умение дискутировать, воспринимать и оценивать информацию.

    8

    Здоровьесберегающие технологии


    Все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся: медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Важен системный подход.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии: организационно-педагогические (структура учебного процесса, СанПиНы), психолого-педагогические (воздействие учителя на уроке), учебно-воспитательные (программы по обучению ЗОЖ и пр.), социально-адаптирующие и личностно-развивающие (психологическое здоровье), лечебно-оздоровительные (лечебная педагогика, ЛФК)


    9

    ТРИЗ-технология


    ТРИЗ – теория решения изобретательных задач (Г.С.Альтшуллер) Главная идея: технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию учеников, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

    "ТРИЗ методика" состоит из 2-х взаимосвязанных разделов:

    1. Методы решения изобретательских задач, возникающих на пути эволюционного развития технических систем;

    2. Методы развития творческой личности.

    Основным средством работы с учениками является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов:

    1 - задания даются не как форма, а как поиск истины и сути, ученика подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

    2 - «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

    3 - разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система задач. 4 - на этапе изобретательства основная задача: научить учеников искать и находить свое решение. Изобретательство выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

    5 - решение задач и придумывание нового с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды деятельности.

    6 - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ученик учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь учитель только наблюдает, ученик же рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Ученики ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.



    10

    Скрайбинг


    В сети Интернет представлены ресурсы, помогающие создавать скрайбинг-презентации:
    - GoAnimate (сервис превращает презентацию в мультфильм),

    - PowToon (генератор презентаций, имеет готовые шаблоны),

    - сервис Wideo (при его использовании можно добавить в презентацию изображения, персонажей, музыку),

    - Moovly,

    - VideoScribe.


    Скрайбинг- новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Таким образом, скрайбинг – это новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации.

    Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык. Опытному скрайберу, кроме него самого, необходимы лишь поверхность, на которой можно делать зарисовки, и инструмент, которым их можно делать, и группа людей, готовая слушать и смотреть. По сути, это визуализация информации: Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты. Скрайберу не обязательно владеть техникой классического рисунка, но он должен понимать, как правильно и понятно заменять глаголы и существительные на символы и образы в форме зарисовок. 

    11

    Веб-квест
    Шаблоны для разработки веб-квеста представлены на некоторых сайтах:

    - http://zunal.com (англоязычный)
    - конструктор сайтов Jimdo
    - сервисе для создания бесплатных сайтов Google-сайты

    Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

    Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).

    Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).


    5* Краткая характеристика педагогической технологии РКМЧП

    Педагогическая технология:

    РКМЧП – Развитие критического мышления через чтение и письмо

    Базовая модель для построения занятия (этапы):

    Вызов

    evocation

    Осмысление

    (реализация)

    Realization of meaning

    Размышление

    (рефлексия)

    Reflection – возможно на практическом занятии

    Задачи каждого этапа:

    Побудить интерес к активному постижению материала

    Подача нового материала – обучение студентов активному и творческому его осмыслению

    Извлечь пользу из того, чему научили

    Методические приемы для каждого этапа:

    Подсказка

    Маркировка текста INSERT – interactive Notation System for Enhanced Reading and Thinking, Читаю - думаю

    Маркировочная таблица INSERT

    Наводящие вопросы

    Дневник двойной записи

    Обзор дневников двойной записи

    Покопаемся в памяти (парная или групповая мозговая атака)

    Вопрос – ответ

    Парный мозговой штурм – подведение итогов

    Классификация

    Разработка для самостоятельных занятий

    Разработка для самостоятельных занятий

    Читаю – думаю

    Вспомогательные пособия

    Дискуссия «Совместный поиск»

    Ключевые слова

    Взаимообучение

    Ключевые слова

    Перепутанные логические цепи

    Зигзаг

    Перепутанные логические цепи

    Верные-неверные утверждения

    Группы совместного обучения

    Концептуальная таблица


    Разбивка на кластеры (блоки идей) – используется мозговой штурм

    Продвинутая лекция

    Кластеры

    ЗХУ – Знаем – хотим знать – узнали (заполняется позже)

    Думай – делись на пары – делись мнениями

    ЗХУ – Знаем (заполнено)– хотим знать (заполнено)– узнали (заполняется)

    Свободное сочинение – групповая мозговая атака

    Сочинение (свободное письмо), пятиминутное эссе

    Вопросы по тексту

    «Последнее слово за мной»

    Перекрестная дискуссия

    Общая полемика

    Выходная карта


    написать администратору сайта