Содержание:
Введение Краткие биографические данные Основные положения философской концепции Гносеологическая позиция Социальная философия Понимание сущности человека Оценка концепции философа Заключение Список литературы
Введение Термин «древность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Их принято называть особым периодом в развитии Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, но они во многом совпадают со временем существования самих древних государств: с XI-IX вв. До н.э., время формирования античного общества в Греции и до н.э. - гибель Римской империи от ударов варваров.
Общими для древних государств были способы общественного развития и особая форма собственности - древнее рабство, а также основанная на нем форма производства. Их цивилизация была общей с общим историко-культурным комплексом. Это, конечно, не отрицает наличия в жизни древних обществ неоспоримых черт и различий. Религия и мифология были главными, стержневыми в античной культуре. Для древних греков мифология была содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - древнее рабство. Это была не только основа экономики и общественной жизни, но и основа мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить науку и художественную культуру как стержневые явления в античной культуре. Изучая культуру Древней Греции и Рима, необходимо, прежде всего, сосредоточиться на этих доминантах античной культуры.
Древняя культура - уникальное явление, которое дало общекультурные ценности буквально во всех сферах духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры, жизнь которых практически вписывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образцы для подражания на тысячелетия. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное разнообразие, мобильность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот перед народами, подражать грекам, строить культуру по созданным ими моделям.
Краткие биографические данные
Демокрит - материалист, человек энциклопедических знаний. Он работал во всех областях: этике, математике, физике, астрономии, медицине, теории музыки. Он создал учение об атоме. Атом - «неделимый», от греческого или целостная природа.
Атом не возникает и не погибает, не претерпевает изменений извне, а превращается в геометрическое тело без физических свойств. Это вечно.
Он считал, что материя состоит из атомов, но отрицал делимость материи. Атом отличается формой, порядком, положением в пространстве, размером и весом. Бесконечное разнообразие атома. Я представлял, что атом - это маленькие фигурки, фигурки, которые не видны и не ощущаются человеком. Душа состоит из атомов, огненных, тонких, круглых, гладких. После смерти они распадаются на бессмертные атомы. Мышление - это высшая форма атома, хотя и носит телесный характер, основанный на ощущениях. В этике он считал высшим блаженством видеть все свободным от чувственного и случайного. Историческое развитие, как и прогресс, является неотъемлемой потребностью людей.
В те времена, когда город Абдера во Фракии, нуждавшийся в сильном союзнике, присоединился к персам, здесь родился будущий великий философ Демокрит. Но вскоре персидский царь потерпел поражение от греков и бежал в Абдеру, где нашел спасение. Местные богачи оказали теплый прием и приятное пребывание в городе персидского царя вопреки воле народа, не желавшего союза с персами. Древние историки философии Филосрат и Диоген Лаэртский свидетельствуют, что отец Демокрита принадлежал к знати, принявшей Ксеркса. Желая наградить гостеприимных абдеритов, Ксеркс оставил в некоторых семьях нескольких персидских жрецов-магов в качестве учителей и наставников для детей. Включая семью Демокрита. Таким образом, Восточная мудрость была первым, что понял Демокрит. Решающее влияние на формирование идей. Демокрита исполняли не восточные мудрецы, а Левкипп, прибывший из Милета в Абдеру, верный ученик, которым стал Демокрит. Сведения о Левкиппе весьма скудны. Некоторые ученые даже сомневаются в его существовании, но многие факты говорят об обратном. Левкипп учился у элейцев, что отразилось на его ученике, впитавшем многие взгляды этой западной греческой школы. Левкипп, искренне ненавидевший персов, завоевавших его родной город и жестоко подавивший в нем восстание, привил своему ученику любовь к свободе.
Ряд авторов считают, что Протагор был первым слушателем и учеником Демокрита. Протагор был беден и работал носильщиком. Случайно он встретил Демокрита, который, определив, что у него есть ряд способностей, со словами «... ты можешь делать со мной более важные и лучшие дела!», Взял Протагора в ученики. Однако у нас нет прямых доказательств того, что Протагор был учеником Демокрита, но тот факт, что Протагор много заимствовал у Демокрита, не вызывает сомнений. Возможно, они вместе посещали лекции Левкиппа. Все рассказы о Демокрите и его учениках характеризуются двумя деталями: уважением к труду и атеизмом. Известен случай, когда Демокрит, увидев способности раба, выкупил его и сделал своим учеником. В начале Пелопоннесской войны Демокрит посетил Афины, где использовал «каждую минуту, чтобы познавать мудрость ...». Это пробудило в Цицероне, несмотря на его пренебрежение к материалистической философии, уважение к Демокриту Абдерскому.
Учение Демокрита нашло много последователей. Младшему софисту Антифону удалось в софистическом духе переработать взгляды Демокрита. Другими последователями Демокрита были абдериты Анаксархи, Гекат из Абдера, Бион, а также выходцы из других городов - Несса и Метродор из Хиоса, Аполлодор из Кизикена и Навсифан из Феоса. Все эти ученики часто развивали отдельную сторону учения Демокрита, в целом не соглашаясь с его взглядами. Истинными последователями учения Демокрита были Эпикур.
Около 1 века. п. е. роман был написан в форме переписки между Гиппократом и Абдеритами и между Гиппократом и Демокритом. Роман основан на реальных фактах, но в нем есть и доля вымысла. В романе рассказывается, как абдериты призвали великого врача Гиппократа исцелить якобы обезумевшего Демокрита. Прибыв в Абдеру, Гиппократ увидел Демокрита и понял, что тот совсем не сумасшедший, а только погрузился в научные исследования. Между двумя учеными состоялась беседа на тему социальных противоречий и роли человека в мире. После этой встречи Гиппократ и Демокрит переписывались, обмениваясь в письмах своими научными исследованиями.
По некоторым данным, Демокрит прожил более 100 лет. Ближе к концу жизни он потерял зрение, что позволило ему углубиться в изучение истины. Есть даже легенда, что Демокрит лишился зрения. Когда Демокрит почувствовал, что уже совсем слаб, он, как и Анаксагор, добровольно скончался. Демокрит оставил огромное наследие. Его труды охватывают все известные тогда области науки и философии. Однако почти все его работы были утеряны. До нас дошли лишь их фрагменты, цитируемые античными авторами, и другие свидетельства. Основными произведениями Демокрита были «Строительство большого мира» и «Строительство малого мира». Он также написал более 50 трактатов и 9 книг причин.
Основные положения философской концепции
Понимание бытия
Известный греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие - это нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Он дает материалистическую интерпретацию этой концепции, считая атом наименьшей, больше не делимой физической частицей. Демокрит допускает бесконечное количество таких атомов, тем самым отвергая утверждение, что бытие - это одно. Атомы, согласно Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие, и как таковая она непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.
Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основоположников древнегреческого атомизма. На первый взгляд, учение об атомизме чрезвычайно просто. Начало всего сущего - неделимые частицы - атомы и пустота. Ничего не возникает из несуществующего и не аннигилирует в несуществующее, но возникновение вещей - это комбинация атомов, а разрушение - это распад на части, в пределе на атомы. Все возникает на каком-то основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который называется необходимостью. Мы чувствуем это, потому что «Видики» проникают в нас, отделяясь от вещей. Душа - это совокупность особых атомов. Конечная цель человека - духовное благополучие, при котором душа пребывает в мире и равновесии, не смущается страхом, суевериями или любыми другими страстями.
Все, что существует, - это атомы и пустота. В бесконечном пустом пространстве бесконечное количество и форма теленка движется, сочетаясь друг с другом; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникает вопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тела, что материя не может быть бесконечно делимой? Левкипп и Демокрит были внимательными слушателями Зенона, и ни сильные, ни слабые стороны его рассуждений не ускользнули от них, в частности, содержание апорий против множества: если тело разделено на бесконечное число частей, то ни одна из этих частей не будет имеют значение - а потом их сумма тех. исходное тело превратится в ничто, или они будут иметь ценность - но тогда их сумма будет бесконечно большой. Но оба смешны. Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости - атома, который далее неделим. Атомы достаточно малы, но простейшее наблюдение показывает, что материя действительно делится на очень маленькие частицы, даже невидимые глазу. Это пылинки, видимые в луче света, падающем в темную комнату. Демокрит не сказал, что эти частицы пыли, видимые через окно, поднимаются (ветром) (а есть те частицы), которые составляют огонь или душу, или что в целом эти частицы пыли являются атомами, но он сказал: «Эти частицы пыли существуют в воздухе, но поскольку они не заметны из-за слишком маленького значения, кажется, что их не существует, и только лучи солнца, проникая через окно, показывают, что они существуют. Точно так же существуют неделимые тела, маленькие и неделимые из-за слишком малого размера» (Leucippus).
Таким образом решаются сразу две проблемы. Множественность существ больше не ведет к противоречиям: любое тело можно разделить на конечный набор частиц величины, а затем снова составить из них. А «бытие» элеатов воплощено в атоме: оно единое, неделимое, неизменное, нерушимое, отвечающее всем требованиям парменидовского «бытия». Только атомов много. И для того, чтобы они существовали как совокупность, необходима пустота, которая отделяла бы один атом от другого и позволяла бы атомам двигаться - движение. Пустота больше не «не существует» у элеатов, но не существует.
Демокрит, однако, соглашается с элеатами в том, что познаваемо только бытие. Также характерно то, что Демокрит различает мир атомов - как истинный и, следовательно, познаваемый только разумом - и мир чувственных вещей, которые являются лишь внешним проявлением, сущность которого состоит из атомов, их свойств и движений. Атомы нельзя увидеть, о них можно только подумать. Здесь, как мы видим, также сохраняется противопоставление «знания» и «мнения». Атомы Демокрита различаются по форме и размеру; двигаясь в пустоте, они связаны («сцеплены») друг с другом из-за разницы в форме: у Демокрита есть круглые, пирамидальные, изогнутые, заостренные и даже «крючковатые» атомы. Так из них формируются тела, доступные нашему восприятию.
Демокрит предложил продуманную версию механистического объяснения мира: целое для него есть сумма частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения являются причиной всего сущего. В атомизме отвергается позиция элеатов о неподвижности бытия, так как эта позиция не позволяет объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «разбивает» единое существо Парменида на множество отдельных «существ» - атомов, которые он интерпретирует материалистически.
Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов в целом сводится к тому, что, во-первых, без пустоты движение было бы невозможно, так как заполненное не может воспринимать что-то другое; во-вторых, на его наличие указывает наличие таких процессов, как уплотнение и утолщение, которые возможны только при наличии пустых пространств между телами и их частями. Пустота абсолютно однородна и может существовать как с телами, так и без них. При этом он существует как вне тел, заключая их в себе, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя их части друг от друга. Только атомы не содержат пустоты, что объясняет их абсолютную плотность - некуда вставить лезвие, чтобы разрезать атом или расколоть его.
Что касается числа атомов в мире, Демокрит признает его бесконечным. Следовательно, пустота также должна быть бесконечной, поскольку конечное пространство не может вместить бесконечное количество атомов и бесконечное количество миров, состоящих из них. Трудно сказать, что здесь оказывается первым предположением - бесконечность числа атомов или бесконечность пустоты. Оба основаны на аргументе, что и количество атомов, и количество пустоты «не более того». Этот аргумент также распространяется на число форм атомов, которое, согласно Демокриту, также бесконечно.
Бесконечность мира в пространстве влечет за собой вечность во времени и бесконечность (безначальность) движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: «Вечное и бесконечное не имеет начала, а причина - это начало, вечное бесконечно, поэтому спрашивать, в чем причина любого из этих вещей, согласно Демокриту, все равно, что искать начало бесконечности ". Таким образом, атомизм признает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечность числа атомов и созданных из них миров.
Гносеологическая позиция
Задача научного познания, согласно Демокриту, состоит в том, чтобы свести наблюдаемые явления к сфере «истинного существования» и дать им объяснение, основанное на общих принципах атомизма. Этого можно достичь за счет совместной деятельности ощущений и ума. Эпистемологическая позиция Демокрита была сформулирована Марксом следующим образом: «Демокрит не только не отошел от мира, но, напротив, был ученым-эмпириком». Содержание исходных философских принципов и гносеологических установок определило основные черты научного метода Демокрита:
в познании исходить из единственного числа; любой объект и явление можно разложить на простейшие элементы (анализ) и на их основе объяснить (синтез); различать существование «по правде» и «по мнению»; явления реальности - это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, которые возникли и функционируют в результате действия чисто механической причинности.
Демокрит по праву должен считать математику первым разделом собственно физики и непосредственно следовать канону. Действительно, атомы качественно однородны, и их первичные свойства количественные. Однако было бы неправильно интерпретировать учение Демокрита как разновидность пифагорейства, поскольку Демокрит, хотя и сохраняет идею господства в мире математических законов, критикует априорные математические построения пифагорейцев, полагая, что Число не должно действовать как законодатель природы, но должно извлекаться из него. Математическая закономерность обнаруживается Демокритом из явлений действительности, и в этом смысле он предвосхищает идеи математического естествознания. Исходные принципы материальной жизни выступают у Демокрита в значительной степени как математические объекты, и в соответствии с этим математика занимает видное место в системе мировоззрения как наука о первичных свойствах вещей. Однако включение математики в основу мировоззренческой системы потребовало ее перестройки, приведя математику в соответствие с исходными философскими положениями, с логикой, эпистемологией и методологией научных исследований. Созданная таким образом концепция математики, получившая название концепции математического атомизма, оказалась существенно отличной от предыдущих.
Социальная философия
Учение Демокрита было естественным результатом всего предшествующего развития философской мысли. Согласно учению Демокрита, Вселенная, состоящая из атомов вещества и пустоты, является движущейся материей. Это так же реально, как и есть. Атомы, находящиеся в постоянном движении, объединяются, чтобы образовать все. Когда атомы разделяются, вещи умирают. Атомы - носители множественности, а пустота - воплощение единства. Пустота безгранична, но атом имеет определенную форму и размер. Атом не воспринимается чувственно и выглядит как пылинка, плавающая в воздухе, только гораздо меньше. Число атомов и их конфигураций бесконечно. Атомы находятся в постоянном движении, что является основой формирования мира. Вечное движение состоит в постоянном столкновении, отталкивании, сцеплении, расщеплении, падении атомов. Это движение вызвано вихрем. Это движение вызвано начальным вихрем. Теория атомного строения мира Демокрита оказалась наиболее убедительной по своим принципам из созданных ранее. Идея бесконечного количества миров во Вселенной неразрывно связана с именем Джордано Бруно. Однако это было лишь возрождение идей Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что во Вселенной одновременно существует множество разных и одинаковых миров. Они расположены на разном расстоянии друг от друга, находятся на разных стадиях развития. По Демокриту, все во Вселенной происходит по закону необходимости. Под этой концепцией он понимал бесконечную цепочку причинно-следственных связей. А найти причины различных явлений, по мнению Демокрита, и есть главная задача мудреца.
Образование в нашем мире было обусловлено необходимостью. Его разнообразие объяснялось разнообразием атомов и их комбинаций. Они образовали 0 первичных веществ: огонь, воду, землю, воздух. Вода и земля - это смесь элементов, из которой можно получить любой другой элемент, в том числе и живой. Атомы огня напрямую связаны с движением. При быстром движении атомы нагреваются, то есть забирают атомы огня. И наоборот, быстро движущиеся атомы огня сообщают движение другим атомам. Движение атомов огня у Демокрита - это сущность жизни, разума и психики человека. Атомы огня составляют разум и, следовательно, душу человека.
Вся жизнь на Земле возникла из неодушевленной материи. Согласно Демокриту, поверхность еще полужидкой Земли вздулась от солнечных лучей. «Некоторые влажные вещества опухли во многих местах; В этих местах появились гнилостные пузыри, покрытые тонкой кожицей». В этих пузырьках из-за нагрева возникли живые организмы. Когда пузыри выросли до нужного размера, они лопнули и появились животные. Те животные, у которых преобладали атомы огня, стали птицами, те, у которых было больше земных веществ, стали земными, животные с преобладанием влажных веществ стали рыбами. Прямо из-под земли появились деревья и травы. Когда земля высохла, она перестала рожать крупных животных, которые уже «родились от взаимного смешения».
Понимание сущности человека
Демокрит считал, что человек - продукт природы. Земля, пропитанная влагой и атомами огня, дала рождение всему живому, включая человека. Внутренности человека сформировались из необходимости. Примечательно, что Демокрит не разделяет внутренние органы человека и животных. По его мнению, тела людей и животных состоят из одного вещества. Демокрит говорил о пылинках, движущихся в лучах солнца, как о модели движущихся атомов души. Огненные атомы составляют человеческую душу. Большая концентрация этих атомов, то есть души, отличает человека от животных. Движение атомов души - источник жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, но находится в тесной связи с ним. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Он выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание отделенности души от тела, характерное для взглядов орфиков, подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Демокрит объясняет такие явления, как смерть и старость, движением атомов.
Для Демокрита человек - это не только душа и тело, это целый микрокосм. Внешне мы знаем человека, однако должны понимать то, что нам в нем непонятно. В поисках ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни любого философа. Процесс познания человека состоит из ощущений и рационального познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает «темным», поскольку оно затемнено обманом ощущений. Второе, рациональное знание, он называет «светом», так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути познания через ощущения и разум проявляются у Демокрита как два уровня знания: высший и низший. Более того, они дополняют друг друга. Это предполагает, что Демокрит, хотя и бессознательно, оперировал концепцией порога ощущения. По его мнению, например, в природе нет острого привкуса, но он возникает только во «мнении», когда на органы чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатые. Таким образом, все ощущения (тепло и холод, цвет, вкус, запах) существуют только «во мнении», а «на самом деле» существуют атомы и пустота. В этом трудность познания - ум не может найти истину без чувств, а чувствам нельзя доверять. Сложность познания также определяет индивидуальные ощущения человека. Демокрит, осознавая сложность отношений между субъектом и объектом, поставил важную проблему, которая в философии Нового времени получила название проблемы «первичных и вторичных качеств». Основные качества - это форма, порядок и положение атомов. Они существуют и постигаются умом. Вторичные качества - это чувственно воспринимаемые свойства вещей (тепло, холод, запах и т. д.). Они существуют «во мнении». Демокрит одним из первых в Древней Греции создал логическое учение. Суть логического учения Демокрита состоит в том, что критериями истины являются «совершенное ощущение», «совершенный ум», чувственная практика. Противодействуя чистому дедуктивному методу, Демокрит стал основателем индуктивной логики. Демокрит разделил все живое на то, что существует по необходимости, что возможно, и то, что в равной степени существует или не существует (например, человек уходит или не уходит). Применяя метод разделения сложного на более простые компоненты, Демокрит выделил элементы мышления. Такие как чувственное восприятие и суждение. Демокрит часто использовал метод аналогии.
Оценка концепции философа
Труды Демокрита, содержащие энциклопедические знания, оказали огромное влияние на современников философа из Абдера и особенно на последующие поколения. Примерно между 3 и 5 вв. п. е. Оригинальные произведения Демокрита исчезли. Мы узнали о нем из свидетельств Платона, Аристотеля, Лукреция, Цицерона. Почти все другие упоминания Демокрита из античности интерпретируют его учение с точки зрения идеализма и защиты религии, что приводит к искажению истинных мыслей философа.
В эпоху раннего феодализма на Востоке распространились научные и философские идеи античности. В эпоху Возрождения актуальны и учения Демокрита. Это дало толчок учению Джордано Бруно о «минимуме». Поднимающаяся буржуазия современности, отрицая авторитет церкви, возрождает атомизм Демокрита. Учение Демокрита распространилось и в России. М. Ломоносов был знатоком Демокрита. Карл Маркс защитил докторскую диссертацию, в которой четко обозначил разницу между философией Эпикура и философией Демокрита. Однако всегда было много противников материалистического и атеистического учения Демокрита. Это приводило к тому, что часто взгляды античного философа либо умалчивались, либо искажались.
Атомистика Демокрита - революционная доктрина античности. Она отвечает на вопросы, на которые другие теории не давали однозначного ответа, и была апогеем ментального движения античности.
Заключение
Подводя итоги анализа античной философии, следует отметить, что в период ее становления и развития сформировались основные проблемы философии, выявились основные направления ее развития. Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда - объективистское, натуралистическое направление в раннегреческой философии. В дальнейшем, по мере развития общественных отношений и становления личности, бытие понимается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система - Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с тем местом и ролью, которую он занимает в Космосе. Наиболее яркое и полное воплощение этого подхода было найдено в системах Платона и Аристотеля. В результате можно отметить, что особенностью античной философии в аспекте ее зависимости от культуры является тот факт, что сама культура античной эпохи в значительной степени конституировалась философским пониманием мира, в споре с какой культурой часто менял направление своего развития. Феномен античности - это непредсказуемый синтез многих явлений и процессов, в том числе тех, которые обычно не важны для судьбы культуры, а обусловлены особенностями той эпохи, сказавшейся непредсказуемо сильно, иногда фатально. Таким образом, мы не можем точно рассчитать фактор взаимной детерминации философии и культуры, поскольку данные о соотношении философии и культуры, накопленные в истории, у нас просто нет оснований применять к античности, поскольку вторая такая эпоха, когда философия была первенец, причудливо переплетенный с культурой, попросту нет. В этом смысле мы можем предположить, что отношения между философией и культурой той эпохи останутся интимными.
Список литературы
Лекции по античной философии, Мамардашвили М.К., М., 1996. Насколько я понимаю философия, Мамардашвили М.К., 2-е изд. М., 1993. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия античности и средневековья). М., 1994. Бертран Рассел, История западной философии: в 2-х томах, том 1, М., 1994. Исаев А.А., Философия: Учебник. - Сургут: Информационно-издательский центр ЮУРГУ, 1995. Учебник по культурологии, издательство Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, М., 1995.
|