Главная страница

Краткий обзор современных педагогических технологий, используемых в процессе обучения английскому языку Анализ учебнометодического комплекса Spotlight


Скачать 73.93 Kb.
НазваниеКраткий обзор современных педагогических технологий, используемых в процессе обучения английскому языку Анализ учебнометодического комплекса Spotlight
АнкорKursovaya_rabota_1
Дата12.04.2022
Размер73.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_rabota_1.docx
ТипКраткий обзор
#465758
страница2 из 3
1   2   3
Глава 2. Современная педагогическая технология, обеспечивающая качество обучения на уроках английского языка

пробел

2.1. Краткий обзор современных педагогических технологий, используемых в процессе обучения английскому языку
Учителя иностранных языков используют в своей работе новые формы обучения: игровую технологию, технологию проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, проектную технологию обучения и другие.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Ролевая игра – своеобразный учебный приём, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения.

Игра и игровые моменты на уроке создают атмосферу дружелюбия и вызывают положительные эмоции, повышают привлекательность и эффективность урока.

Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям естественно и удобно его принять. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко сформулированной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения:

Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы:

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету.

Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.

С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Интересное задание, направленное на тренировку внимания и зрительной памяти ребенка, может быть использовано при изучении новой лексики, отработки ее употребления или контроля усвоения. Детям предлагается вставить в слова пропущенные гласные буквы.

«Почтальон нес письмо и попал под дождь. Некоторые буквы размылись. Помоги почтальону восстановить письмо». Например, при изучении темы «Семья» письмо может содержать короткий текст о семье, в котором «размыты» названия членов семьи: MTHR, DD, SSTR, CSN, GRNDPRNTS Аналогичные тесты легко составить по любой теме. Дети выполняют их с удовольствием, забывая, что работают с контрольным заданием, воспринимая его как игровое, и результаты бывают лучше, чем на обычном словарном диктанте.

Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

В начальной школе в процессе обучения детей английскому языку использую ролевую игру с элементами соревнования потому что, игра способствует развитию памяти, внимания; воспитывает толерантность, уважение к товарищам по команде, чувство сопереживания, дух коллективизма.

На своих уроках применяю фонетические, грамматические, лексические, орфографические игры, где развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, улучшает психологический климат на уроке.

Проблемное обучение – это технология, которая реализуется через решение задач, анализ собственного опыта и знаний учащихся, вычленение проблем, ориентацию в структуре учебного задания, выделение вопроса, условий, известного и неизвестного, построение предположений о возможных причинах и последствиях, динамике явлений, выдвижении гипотез (при работе с текстами).

Решение проблемных задач – не утомительная нагрузка, а интересная работа, при которой учащиеся испытывают чувство удовлетворённости, положительные эмоции.

Через решение проблемы можно определить, умеет ли ученик использовать свои знания и насколько успешно он это делает.

Главная идея технологии группового обучения или технологии обучения в сотрудничестве – это учиться вместе.

При работе над учебным материалом учащиеся делятся на группы. Каждый участник группы находит материал по своей тематике и обменивается информацией с другими учащимися.

Единственный путь понять и освоить материал – это внимательно слушать своих партнёров по команде и делать записи в тетрадях, чтобы составить высказывание по той или иной теме.

При этом, каких – либо дополнительных усилий со стороны учителя на данном уроке не требуется.

Обучаемые сами заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Каждый в отдельности и вся команда в целом отчитываются по всей теме. На заключительном этапе участники команды отвечают на вопросы по данной теме.

Работа в группах – это процесс творческий. По окончании темы проводится выставка работ, на которой ребята выступают в роли экскурсоводов, рассказывая о своих творениях.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно – ориентированное воспитание обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

Проектная методика – одна из возможностей развития профессиональной автономии учителя в процессе преподавания и одна из наиболее эффективных, которая нацеливает на эмансипацию обучаемого.

Проектная технология обучения активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.

В работе над проектом дети учатся сотрудничать, а это воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.

Проект - это 6 "П": проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация - портфолио.

Проектная технология формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Проекты - это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся.

Цель внедрения проектной технологии:

• создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления;

• способствовать повышению качества обучения и воспитания.

Задачи инновации:

- развитие у учащихся познавательных интересов;

- умения выделять главное;

- умения ориентироваться в современном информационном пространстве;

- умения самообразования.

Проектная работа необходима и важна для осознания учащимися того, что английский язык является не только и не столько целью обучения, сколько средством для дальнейшего образования и самообразования.

Проектно-исследовательская работа обеспечивает формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию в разных областях знания.

Эта технология считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уровень.

Термины исследовательское и проектное обучение порой воспринимаются чуть ли как не синонимы. Между тем эти деятельности в определенном смысле противоположны друг другу.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Основные этапы исследования:

• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

• Постановка цели и конкретных задач исследования.

• Определение объекта и предмета исследования.

• Выбор метода (методики) проведения исследования.

• Описание процесса исследования.

• Обсуждение результатов исследования.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Исследовательская деятельность – это деятельность связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методики исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

В исследовании мы отталкиваемся от природного явления, которое вызывает у нас определенные вопросы. Затем это явление подвергается описанию на каком то формальном языке с помощью чисел, графиков, схем, получаемых на основании выполненных измерений, что позволяет строить объясняющую модель явления, которая подвергается проверке в наблюдениях и экспериментах. Если предельно коротко: явление – описание – модель.

Мотивы организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися:

• повысить мотивацию школьников к учению;

• расширить свой творческий потенциал;

• способствовать развитию личности ученика: везде поменять слово ученик его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

• создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

• способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

• наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

• получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали ее неотъемлемой частью.

Информационно-коммуникационная технология в школе стала одним из наиболее эффективных средств. На уроках использую учебные электронные аудио приложения, мультимедийные презентации.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Важно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения также влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Базой для обогащения методической копилки могут послужить интересные и полезные источники:

• «Дракоша и занимательный английский» – начальные классы

• «Несерьезные уроки» – начальные классы

• «Витаминный курс» 5 класс

• «Витаминный курс» 6 класс

• «Витаминный курс» 7 класс

• «Витаминный курс» 8 класс

• «Профессор Хиггинс» 5-11 классы

• TOEFL – 9 класс, 10-11 классы

• «Английская грамматика» для 5-9 классов

• http://www.centercom.ru

• http://www.homeenglish.ru

• http://www.englishforkids.ru

• http://www.learn-english.ru

• http://www.alleng.ru

• http://www.detskiy-mir.net

Вывод по параграфу
2.2. Использование BYOD технологии в образовательном процессе
Смысл концепции BYOD состоит в том, что не следует запрещать, а, наоборот, разрешить использование мобильных устройств в процессе обучения, что всячески мотивирует обучающихся на то, чтобы они приносили на занятия свои ноутбуки, планшеты и смартфоны. Одним из аспектов концепции BYOD является изменение представления обучающихся о потенциале их электронных устройств и предоставление возможности пользоваться ими в процессе обучения, что долгое время было запрещено. Конечно, мобильные устройства могут использоваться ненадлежащим образом, но их запрещение не решит проблему, так как из инструмента для общения и конфиденциальных мероприятий, планшеты и смартфоны превратились в мощные средства связи.

Ключевые слова: BYOD-технология, мобильные устройства, процесс обучения, цифровое оборудование.

The essence of the BYOD concept is that you should not prohibit, but, on the contrary, allow the use of mobile devices in the learning process, which in every possible way motivates students to bring their laptops, tablets and smartphones to their classes. One aspect of the BYOD concept is to change the students' perception of their electronic devices potential and to provide them with the opportunity to use them in the learning process that was forbidden for a long time. Of course, mobile devices can be used improperly, but their prohibition will not solve the problem, because now tablets and smartphones are not only tools for communication but also powerful communication tools.

Key words: BYOD-technology, mobile devices, learning process, digital equipment.

В 2005 году, после выхода работы Р. Баллагаса «BYOD - Bring Your Own Device» («Принеси с собой своё устройство»), перед мировым педагогическим сообществом встал вопрос об использовании обучающимися гаджетов во время учебных занятий. Смысл концепции BYOD состоит в том, что не следует запрещать, а, наоборот, разрешить использование мобильных устройств в процессе обучения, что всячески мотивирует обучающихся на то, чтобы они приносили на занятия свои ноутбуки, планшеты и смартфоны. Если использование этих устройств в учебных заведениях будет под запретом, они будут все сильнее привлекать обучающихся и отвлекать их от учебы. Одним из аспектов концепции BYOD является изменение представления обучающихся о потенциале их электронных устройств и предоставление возможности пользоваться ими в процессе обучения, что

долгое время было запрещено. Проникновение личных мобильных устройств на территорию учебного заведения ранее рассматривалось как нарушение и вторжение внешнего мира в учебные помещения [3].

BYOD - это способ одним движением решить две очень важные проблемы, стоящие перед современным образованием.

Во-первых, проблему обеспечения каждого обучающегося собственным мобильным устройством. При BYOD-подходе мобильное устройство - это собственность и забота семьи, а не учебного заведения.

Во-вторых - это решение все более остро ощущаемой проблемы: «Что делать с мобильными телефонами обучающихся на занятиях?». В мобильную эпоху у обучающихся появились универсальные устройства с набором мощных приложений, которые могут использоваться во всех сферах жизни: как дома, так и во время учёбы. В настоящее время, мобильные устройства, такие как планшеты и смартфоны, не приветствуются на занятиях, потому что, по мнению преподавателей, они способствуют «побегу» обучающихся с занятий, помогая им подключаться к различным социальным сетям, SMS-сообщениям и т. д. BYOD - это путь к их «легализации» и превращению из врагов в союзников.

Однако, при BYOD-подходе, не следует упускать из вида некоторые «погрешности», возникающие при нерегулируемом использовании такого оборудования и приводящие к таким социальным явлениям как домогательства и насилие, связанные с их недобросовестным использованием. Другие негативные факты: съемка без ведома преподавателя, запись изображения в раздевалках и т.д. [2].

Существует точка зрения, что эти устройства также подрывают представление о роли преподавателя, который при традиционной модели обучения является исключительным носителем знаний. Таким образом, они, нарушив сложившийся порядок вещей, ставят под сомнение авторитет преподавателя. Конечно, мобильные устройства могут использоваться ненадлежащим образом, но их запрещение не решит проблему, так как из инструмента для общения и конфиденциальных мероприятий, планшеты и смартфоны превратились в мощные средства связи, которые позволяют обучающимся искать информацию, делиться новостями и открывать мир.

При работе с технологией BYOD возникают такие основные проблемы как:

1. Педагогические:

- не все обучающиеся при работе с устройством выполняют педагогическую задачу, а просто развлекаются;

- образовательная деятельность должна планироваться таким образом, чтобы использование BYOD было не только уместным, но и необходимым;

- особенности в организации сетевого и реального взаимодействия на занятиях;

- неготовность преподавателей воспринимать мобильные устройства, не как замену учебнику и электронной книге, а как полнофункциональный мобильный компьютер;

- сложность планирования учебной деятельности вне учебного заведения.

2. Технические:

- наличие доступа к Интернету для устройств, у которых нет GPRS (нет сим-карты);

- одновременная зарядка разрядившихся во время занятия нескольких устройств;

- передача информации с мобильного устройства на другие мобильные устройства и на стационарные компьютеры (ноутбуки) для дальнейшей работы с ней;

- общее управление устройствами и контентом на них (при групповой работе на занятиях);

- минимальный круг приложений, который можно использовать на всех мобильных устройствах;

- подключение мобильного устройства к проектору или телевизору;

- наличие платных приложений.

3. Физиологические:

- возможный вред для зрения при длительной работе за устройством;

- при ослабленном зрении работа с мобильными устройствами может вызвать дальнейшее падение зрения.

4. Социальные:

- не у всех обучающихся есть смартфоны и планшеты;

- не все согласны с такой технологией работы на занятиях.

Устранив все вышеуказанные проблемы, мы можем превратить

смартфоны и планшеты в очень эффективные обучающие объекты, используя их разумно и в паре с другими техническими средствами, такими как, например, интерактивная доска.

На наш взгляд, ни один учебник не сравнится с планшетом по функциональности. Планшет позволяет выделять и редактировать тексты, а также писать примечания и заметки прямо на экране. Планшеты позволяют быстро находить ключевую информацию, подсвечивать экраны, облегчая чтение при слабой освещенности, и даже пользоваться некоторыми интернет-функциями для поиска дополнительной информации. Помимо учебных текстов, на планшет можно записывать домашние задания, примеры и раздаточные материалы, сокращая габариты учебных пособий [1].

Что же мешает воспользоваться столь заманчивыми возможностями? С нашей точки зрения, главные препятствия это: расходы, информационная безопасность и эффективность внедрения.

Однако, несмотря на возникающие препятствия, использование идеи BYOD позволяет обучающимся работать в онлайн-режиме и в короткие сроки получать обработанные результаты, проходить опросы, не тратить

время на работу с разными методическими материалами, создавать собственные закладки, входить в личный кабинет без логина и пароля и т.д. Кроме увлекательности, здесь есть ещё один важный аспект - экономия времени, которое теперь не нужно тратить на лишние действия, как, например, найти страницу в учебнике, перерисовать график или записать цитату. Обучающиеся могут использовать планшеты, смартфоны, нетбуки, ноутбуки и т.д. для поиска соответствующей информации по изучаемым предметам; и некоторые учебные заведения решили «интегрировать» их в учебный процесс, а не накладывать табу на их использование [1].

Поэтому использование метода BYOD подталкивает обучающихся к использованию своего собственного цифрового оборудования (планшетов и смартфонов) во время учебной деятельности или на рабочем месте дома. Что касается модуля BYOD, то это простое «сетевое» устройство, оборудованное Wi-Fi-антеннами, которые подключаются к интерактивной доске, интерактивному видеопроектору или интерактивному экрану.

Основная роль модуля BYOD состоит в том, чтобы на большом экране, поддерживающем презентацию, отображались попеременно несколько экранов, и во время демонстрации преподаватель мог бы изменить порядок расположения экранов, выбрать один и комментировать его.

Модуль BYOD прост в использовании. Он работает через HDMI или VGA-соединение, сетевое соединение или WI-FI. Кроме того, получив разрешение на использование своих собственных устройств, обучающиеся будут обеспечивать надлежащее их функционирование и лучше контролировать процесс своего обучения. Концепция BYOD также учит обучающихся, что учебное занятие не ограничивается стенами аудитории [5].

Обучение по системе BYOD не может состояться на пустом месте. Необходимо, чтобы были соблюдены несколько важных условий:

1. Наличие сложившейся практики использования сетевых ресурсов в проектной учебной деятельности.

2. Покупка мобильного устройства - смартфона, нетбука или планшета, самим обучающимся или его родителями.

3. Использование в обучении мобильных устройств обучающихся, что не мешает учебному процессу, а помогает.

Как же следует развивать современные образовательные технологии, в том числе и технологию BYOD, чтобы их можно было использовать не только в учебном процессе, но и при самостоятельной работе обучающихся?

На занятиях по иностранному языку мы рекомендуем использовать:

- стандартные онлайновые тесты, которые позволяют лучше следить за усвоением учебных материалов и получить результаты онлайновых тестов можно гораздо быстрее;

- учебные мобильные приложения и видеоматериалы YouTube повышают мотивацию обучающихся, организуют активные дискуссии, делают занятия живыми и увлекательными с помощью сайтов Cambridge University Press, http: //dictionary. Cambridge. org/, Rainews24, http: //www. rainews 24.rai.it/it/, Busuttil, Stéphane, http://another-teacher.net/spip.php7article239, на которых наглядно демонстрируется предмет изучения;

- электронные учебник, являясь компьютерными, педагогическими программными средствами, предназначаются для предъявления обучающимся новой информации, дополняют печатные издания, служат для индивидуального обучения и позволяют тестировать полученные знания и умения в онлайн-режиме.

При организации внеаудиторной деятельности обучающихся использование BYOD-технологии:

- Предоставляет возможность обучения в любом месте и в любое время, стирая границы между обучением на занятиях и дома. Мобильные устройства стали неотъемлемой частью повседневной жизни обучающихся, поэтому их вполне можно использовать для организации самостоятельной работы после занятий. BYOD освобождает обучающихся от жесткой привязанности к лабораториям и библиотекам. Преподаватель может мгновенно загрузить на мобильные устройства обучающихся учебные программы, раздаточные материалы и другую информацию, независимо от их местоположения. В результате процесс обучения может продолжаться в любом месте и в любое время.

1   2   3


написать администратору сайта