культурные реформы петра 1. кул реформы петра 1. Кратко о сути и значении Ассамблей
Скачать 26.74 Kb.
|
2. Дворянский быт Реформы Петра коснулись всех областей жизни, но самыми впечатляющими, пожалуй, были преобразования в быту и культуре. Внешний вид современников Петра разительно изменился. Сам надев европейское платье, он требовал этого и от других. Преобразования в моде. Петр отринул старомосковские традиции в одежде и быту. Случалось, он собственноручно обрезал боярам полы кафтанов. Брадобритие.Бородовая пошлина: купцы-100рублей дворяне -60рублей прочие горожане- 30 рублей 1700г. Указ об обязательном ношении венгерского или немецкого платья. 5. Ассамблеи Общественные собрания знатных лиц Причины появления Вероятнее всего, идея ассамблей зародилась у Петра еще во время Великого посольства по Европе в 1697-1698 годах. Молодой царь, с раннего детства общался с иностранцами в Немецкой слободе, возникшей в Москве еще при Иване Грозном на правом берегу р. Яузы. Слобода населялась различными иностранцами: французами, англичанами, немцами и шотландцами. Смешение обычаев и культур не вызывало конфликтов, а молодого Петра всегда привлекали новшества и умение весело проводить время в открытой для общения компании. Кратко о сути и значении Ассамблей Ассамблеи были предназначены для пропаганды в русском дворянском обществе новых видов досуга. Зимние ассамблеи проходили в домах знати, а летние — в Летнем саду с особым разнообразием и помпой. Петр I во время ассамблеи Введение балов-ассамблей стало одним из культурных «преобразований», попыткой адаптировать западноевропейские традиции и социальные нормы на русскую национальную почву. При этом адаптация проходила достаточно болезненно и конечный результат получился с особенным местным колоритом. Ассамблеи — прообраз дворянского бала, празднование, введённое Петром Первым в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Ассамблеи после Петра I После того как император Петр I умер ассамблеи не получили естественного продолжения. Даже попытки Петра II в 1728 году их восстановить потерпели неудачу — идея навязанного государством досуга со своими непривычными правилами не прижилась. Из единого досуга всех свободных людей, ассамблеи превратились в мероприятия разделенные по классам общества. Балы высшего света проводились отдельно от танцев средних категорий жителей. 7. Этикет поведения на ассамблеях был регламентирован петровским указом. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский: «Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак. Не готовые к новой жизни гости первых ассамблей жались по углам, молча глазели друг на друга и страшились царского гнева за отсутствие веселья. Проще воспринимали новые обычаи молодые люди». 8. Танец Благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества.При нем в России появляются танцы в современном значении этого слова: были введены менуэты,контрдансы и т.п. Им был издан указ, согласно которому танцы стали основной частью придворного этикета, а дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам.(в дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам) При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы. 9. Науки В период правления Петра I образ жизни дворян значительно приблизился к западным стандартам. Была создана светская система образования, учеба приравнивалась к государственной службе и становилась обязательной для дворян. В 1714 году был издан указ, согласно которому запрещалось жениться дворянам, не получившим хотя бы начального образования (не окончившим циферной школы). В образовании акцент сместился с гуманитарных на точные науки. Эти изменения были связаны как с развитием промышленности, так и с потребностью государства в новых офицерских кадрах. Открывались специальные технические школы в Москве и Санкт-Петербурге. Детей дворян отправляли учиться заграницу. В цифирных школах обучались дети дворян и чиновников, а дети солдат, матросов и работных людей – в гарнизонных и адмиралтейских школах. Для школ были созданы новые учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича. Именно при Петре I в России появилось первое регулярное печатное издание: с 1702 года начался ежедневный выпуск газеты «Ведомости» в Санкт-Петербурге. Была значительно изменена письменность. С 1703 года введены арабские цифры, в 1708 -1710 учрежден новый гражданский шрифт. Первые музеи появились в России также при Петре I. Во время великого посольства в Европу Петру I понравилась идея коллекционирования редкостей и необычных вещей. Так в 1709 г. начинается создание Модель-камеры, ставшей впоследствии основой для военно-морского музея. В 1714 основана, а в 1719 открыта Кунсткамера. Активно развивалась и сфера светского образования. В 1714 была открыта первая публичная библиотека и ботанический сад в Санкт-Петербурге. В 1724 был издан указ об учреждении Академии наук. Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России 10. Академия наук Открыта после смерти Петра в1725г. Русская наука к этому времени достигла больших успехов. Высший научный центр в России. 11. Просвещение и науки: 1701г. - Навигацкая и Артиллерийская школы 1712г. - Инженерная школа 1707г.- Медицинское училище 12. Образование при Петре I Длительная Северная война и реформы, затеянные Петром I, потребовали большего количество грамотных, образованных людей как в среде военных, так и штатских. В стране стало расти число учебных заведений, которые носили светский характер. Содержание обучения изменилось. На первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация 13. Школы и учебники Школы. Появились цифирные школы, где обучались грамоте, письму и четырём действиям арифметики. Солдатских детей обучали в гарнизонных школах; на уральских и олонецких заводах появились горные школы; возникли медицинские, артиллерийские и инженерные училища. Все эти учебные заведения в основном давали практические знания. Учебники. Обучение в светских школах велось по учебникам. К ним относились: букварь Фёдора Поликарпова (его полное название «Букварь словянскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим») и арифметика Леонтия Магницкого (полное название «Арифметика, сиречь наука числительная»). В учебнике по арифметике содержалось много практических полезных советов. Он был учебной книгой почти весь XVIII в. 15. Кунсткамера Кунсткамера — это старейший музей России, основанный в 1714 году на базе личных коллекций Петра I, приобретенных им во время путешествий в Западную Европу. Первоначально они размещались в Летнем дворце Петра I, в специальном помещении, названном «Кунсткамера», что переводится с немецкого как «кабинет редкостей». Петр, с его интересом ко всему необычному, стремился пробудить любознательность у подданных. Уже в 1698г. началось создание коллекции первого в России музея- Кунскамеры. В1714г. Кунскамеру открыли для свободного посещения. Помимо экспонатов в музее была богатая библиотека. В Петербурге был основан и Ботанический сад. 16. Изменение календаря Петр в 1700 г. приказал считать началом года не 1 сентября,а 1 января. Одновременно ввел счет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. Год 1699-й, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь. 17. Строительство новых зданий в Москве. При Петре I создается особый, неповторимый стиль, который обычно называют русским (или петровским) барокко. Строительство новых зданий в Москве. 18. театр В 1704 году на Красной площади в Москве был открыт первый общедоступный театр- «комедиальная храмина». По замыслу царя-модернизатора, русский театр не мог больше служить возвеличиванию церкви. Царь предназначил театру стать трибуной, с которой провозглашались бы самые передовые идеи эпохи, славились победы и достижения русского оружия. Школьные театры, хотя и обмирщались постепенно, внося в свой репертуар бытовые сцены, для достижения этой цели не подходили. Необходим был новый театр: новая труппа, новая сцена. Это не мог быть придворный театр, где представления адресовались узкому кругу лиц. Однако русскому театру при Петре I предстояло стать общедоступным. Комедиальная храмина – первый такой театр в России для всех. Так назывался платный общедоступный театр петровского периода, возведённый в 1702 году прямо на Красной площади. Первый русский общедоступный театр Петра I просуществовал всего 4 года (1702-1706) и был закрыт, поскольку не оправдал надежд императора . В 1720 году царь повторил свою попытку в Петербурге, но и эта попытка не оказалась успешной. 19. Живопись При Петре I людей разных профессий отправляли учиться за границу, в том числе и художников. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Среди первых живописцев, уехавших за границу в 1715 году, были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Андрей Матвеев учился в Голландии, позже он создал первый в истории русской живописи автопортрет. За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Они знакомились с направлениями, которые уже долгое время развивались в искусстве законодательницы мод Франции, национальной живописи Англии, наследнице Ренессанса Италии и Голландии. На манере их письма отражались популярные в Европе стили: маньеризм, барокко, рококо, классицизм. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Так, до середины XVIII века даже на полотнах в стиле вычурных барокко и рококо были заметны элементы аскетичной парсуны. В творчестве одного художника часто проявлялись черты разных стилей. Происходило это оттого, что в Европе русские мастера знакомились сразу и с барочными мотивами, и с зарождающимся сентиментализмом. Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Новый жанр был связан с парсунной живописью, которая получила распространение в XVII столетии. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей. Начало XVIII века- время утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты нач.XVIIIв. окончательно освободились от канона. Придворный художник И.Н.Никитин Умение передавать внутренний героев,духовную индивидуальность позволило русскому портрету первой половины XVIII в. занять место в ряду выдающихся достижений мирового искусства. 20. Итоги и результаты культурной реформы Петра I Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами-помещиками увеличились. Генофонд и общее здоровье людей пострадали от разрешения на продажу табака. «Урезан» календарь, введено новое летоисчисление масштабный музей редкостей — Кунсткамера 21. В результате реформ Петра I культурная жизнь страны кардинально изменилась. Коренным образом изменилось отношение к Европе - в России перешли к масштабным заимствованиям опыта европейских государств. 22. Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса. |