Нормы в простра. Краткое содержание Приключения Тома Сойера Марк Твен для читательского дневника
Скачать 87.5 Kb.
|
Краткие содержания / Твен Марк / Приключения Тома Сойера Краткое содержание Приключения Тома Сойера Марк Твен для читательского дневника Это роман о детях, об их характерах и нравах. В школьном возрасте ребята придумывают себе развлечения. Главный герой – озорник и выдумщик, и всегда ищет приключения на свою голову. Он непоседлив и непослушен, чем бесконечно огорчает свою тётю. Но самое главное, что несмотря ни на что суровая женщина очень любит своего племянника. Главная мысль романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» заключается в том, что дети могут быть обозлёнными, если их бесконечно наказывать, и что детство должно быть счастливым, несмотря на бедность. Читать краткое содержание Твен Приключения Тома Сойера по главам Глава 1 Рассерженная дама преклонных лет везде ищет своего племянника. Она сердится и крутится волчком, и в конце концов её зоркие глаза в парадных очках находят его в чулане. Она обнаружила мальчика всего перепачканного вареньем, и готова к тому, чтобы врезать ему, как следует. Но юркий мальчишка хитростью вырвался из цепких рук тёти Поли и испарился. От неожиданности старая женщина громко рассмеялась: Том и на этот раз ловко провёл её, и она больше не могла на него сердиться. Глава 2 В выходной день тётушка поставила перед мальчиком ведро с известью и положила кисть на длинной ручке. Том должен был покрасить забор. Но находчивый племянник не считал такое занятие достойным его, и начал лихорадочно соображать, как же схитрить. И вдруг в его гениальной голове мелькнула интересная мысль. Он взял кисть и с восторгом принялся за работу. Соседский мальчишка Бен начал его дразнить, но Том убедил его, что белить заборы – это дело, которое доверят не каждому. В результате чего Бен стал буквально умолять Тома дать и ему кисть в обмен на яблоко. Том нехотя согласился, пряча лукавую улыбку. На смену Бену приходили другие мальчишки и к обеду Том был уже богатым человеком. Он был счастлив, а забор покрашен. Глава 3 В предвкушении победы Том отправился домой, где тётя с недоверием выслушала его заявление о том, что забор уже побелен, да ещё и несколько раз. Убедившись, что Том не врёт, она расчувствовалась и дала ему яблоко. Том попутно стянув ещё и пряник, выскочил на улицу, бросив несколько комьев грязи в послушного мальчика Сида. Далее он отправился на городскую площадь, где проходили игры местных мальчишек. Спустя какое-то время Том отправился домой и встретил по пути голубоглазую девчонку, и она тотчас же пленила его сердце. Том долго глазел на девочку из подтишка, и когда она уходила, бросила ему цветок маргаритки. Том просиял от счастья. Когда он пришёл домой, то даже не стал сердиться на замечания тёти Поли. Глава 4 Когда Том шёл в воскресную школу, для него доставали нарядный костюм, другие башмаки и пёструю соломенную шляпу. В воскресной школе нужно было заучивать наизусть многие псалмы, и в качестве поощрения, ребятам выдавались билеты разных цветов. У кого было 10! Жёлтых билетов, ему выдавалась самая настоящая библия. Том страшно не любил заучивать целые тексты, не умел сидеть на месте и развлекался, как мог. За какие- то безделушки он выменивал у ребят разные билетики. Когда стали проводить награждение учеников, никто не мог предъявить нужного количества билетов. Тогда встал Том и показал целый веер этих билетиков, отчего у всех глаза вылезли на лоб, но библию мальчику всё же вручили. Глава 5 Во время утренней проповеди в церкви Том крутил головой и пытался поймать муху. Когда ему удалось зажать её в руке, тётушка приказала мальчишке не шалить, и муху пришлось выпустить. Недолго думая, Том начал развлекаться с жуком, который сидел у него в кармане. В какой-то момент жук укусил Тома за палец, и сразу же был отброшен на пол. Вдруг в церковь зашёл скучающий пудель он заметил жука, лёг на брюхо и попытался его поймать. Люди, которые находились рядом, беззвучно умирали со смеху, прикрываясь веером. Пудель ещё долго охотился за жуком, и нечаянно на него наступил. Видимо жук укусил собаку, так как она, взвизгнув, заметалась вдоль рядов. Проповедь чуть не была сорвана, всем было весело. Том был доволен. Глава 6 В понедельник Том чувствовал себя несчастным, так как снова нужно было идти в школу. У мальчишки мелькнула мысль, что было бы здорово заболеть, и он стал придумывать болезнь. Решив изобразить, что ужасно болит палец на ноге, Том протяжно застонал. Когда прибежала тётка, он заявил, что у него гангрена. Тётя Полли облегчённо рассмеялась, разгадав хитрость племянника, и отправила его в школу. По дороге в школу Том встретил бедного мальчика Гекельбери Фина и разговорившись, опоздал в школу. Учитель выпорол его розгами, и Том с облегчением сел за парту на свободное место. Его соседкой по парте оказалась всё та же незнакомка, пленившая его сердце. Том положил перед ней на парту персик, но девочка отвернулась. Том начал уговаривать её и всё же ему удалось привлечь её внимание. Девочке понравилось, как Том рисует и попросила и её научить рисовать. После оживлённой беседы, Том что-то написал на бумаге. Когда же девочке удалось забрать бумагу из рук смещённого Тома, она прочитала: "Я тебя люблю". Глава 7 В школе Том пытался читать учебник, но ему было скучно. Он достал клеща из коробочки и начал гонять клеща по парте. Это заметил учитель и поколотил его. На перемене Том встретился с Бекки на улице. Мальчик чмокнул её в щёку и сказал, что теперь она должна быть только с ним. Вскользь Том упомянул имя другой девочки, которая ему раньше нравилась, чем вызвал негодование Бекки. Она залилась слезами и начала отстраняться от него. Том утешал, как мог. В конце концов он низко опустил голову и тихо пошёл восвояси. Глава 8 Том задумал стать пиратом. Он представлял, как его имя будет греметь на весь мир. Он будет носиться по морям с пиратским флагом на корабле. Он называл себя Чёрным Мстителем Испанских морей. Размышляя о жизни, он вдруг натолкнулся на другого мальчишку, который называл себя Робин Гудом. Тут же два сорванца вцепились друг в друга, а спустя некоторое время разошлись по домам. Глава 9 Том и его друг Геккельбери условились встретиться ночью на кладбище, и Том чуть было не проспал. На кладбище мальчишки затаились и стали ждать, когда придут покойники. Вдруг они услышали голоса людей. Они несли на носилках чьё-то тело. За тем они вырыли чью-то могилу и положили в гроб труп, бесцеремонно выкинув наружу бывшего владельца гроба. Мальчики сидели ни живы не мертвы. Когда им представился такой случай они пустились наутёк. Глава 10 Гек и Том старались изо всех сохранить случай на кладбище в тайне. Когда Том потихоньку вошёл в спальню, то сразу лёг спать. Утром его никто не будил, что было странным, а тётя Полли плакала и говорила, что теперь он может и дальше её позорить. Когда Том пришёл в школу, его ожидала очередная порция розг за то, что он прогулял школу накануне. Глава 11 Утром на кладбище был найден труп и это стало известно всей округе. Все поспешили на место преступления. После всех этих событий Том начал разговаривать во сне. Притворившись, что у него болит зуб, Том стал на ночь подвязывать зубы, чтобы не проговориться во сне. Он не знал, что Сид потихоньку ослабляет его повязку, чтобы слушать, что Том бормочет по ночам. Глава 12 Тётушка Полли стала замечать у своего племянника какую-то апатию. Она не знала, что Том обеспокоен тем, что Бекки заболела. Мальчик переживал, что девочка может умереть. Тётушка перепробовала все народные средства, которые только знала, но ничего не помогало. Она услышала о новом лекарстве, которое решила испробовать на племяннике. Это имело успех. Внутри Тома что-то взорвалось. Позже он поделился лекарством и с котом, который начал летать по дому с бешеной скоростью. Глава 13 Ребята решили уплыть по реке на плоту. Здесь собрались все обиженные мальчишки на своих родственников. Каждый из них нёс какую-то провизию. Плот плавно дошёл до середины реки, и когда мальчики обернулись. Они увидели, что их город остался далеко. Они отплывали всё дальше и дальше и высадились на какой-то берег. Глава 14 Проснувшись поутру, Том долго созерцал природу. Его внимание привлекла гусеница, затем он наблюдал, как трудятся муравьи и божья коровка. Он растолкал остальных пиратов, и они стали бегать, прыгать, догонять друг друга. Ночью их плот унесло течением, и ребята возомнили себя настоящими пиратами на безлюдном острове. Глава 15 Том вышел из леса и пошёл тайно навестить родной дом. Там он узнал, что родственники же кинулись искать беглецов, но увидев какую-то перевёрнутую лодку, решили, что мальчишки утонули. Об этом Том узнал, из рассказа своей тёти, когда стоял под окна дома. Он увидел тётю Полли, которая даже не пыталась сдерживать слёз и рассказывала, как она его любила. Глава 16 Постепенно мальчишек всё чаще стала посещать мысль, что надо бы вернуться. Том не рассказал ребятам, что их считают умершими, и предлагал мальчикам поискать клад. Но ребята настаивали, что надо вернуться. Этой же ночью они попали под ливень. Они спрятались под раскидистым дубом, но это их мало спасало. Глава 17 Том предложил мальчишкам вернуться домой как-то неожиданно. Ему пришлось рассказать друзьям, что их считают утонувшими. План заключался в том, что когда их будут хоронить, явиться живыми и невредимыми. План ребятам понравился, и они стали собирать свои пожитки. Они собрались с духом и предстали перед своими родными, которые чуть не задушили путешественников в своих объятиях. Глава 18 Том стал героем дня и важно ходил, задрав хвост. Он подумал, что ему хватит славы, он проживёт без Бекки. Он вернулся в школу, и первым делом, не упустил момента обидеть Бекки и теперь прогуливался по школе. Он стал уделять внимание Эмми, чем вызвал слёзы у Бекки. Глава 19 Тома ждал неприятный сюрприз: тётушка узнала, что он заходил к ней, когда был пиратом. Том начал оправдываться, что, дескать, он соскучился и когда уходил, даже поцеловал тётю. Та очень обрадовалась, и даже прослезилась. Ей так было приятно, хотя она понимала, что это может быть ложью. Тому и самому сделалось радостно от переполнявших его чувств, и он убежал гулять. Глава 20 В школе Том подошёл к Бекки и извинился перед ней за своё недавнее поведение. Но Бекки была обижена и не собиралась прощать мальчишку. На перемене он случайно натолкнулся на всё ту же Бекки, которая украдкой рассматривала учебник анатомии, лежавший у учителя на столе. Девочка никак не ожидала увидеть Тома и от неожиданности, захлопнула книгу, нечаянно порвав страницу. Когда учитель вошёл в класс и обнаружил, что кто-то порвал учебник, он устроил допрос. Опросив нескольких мальчиков, он добрался до девочек. Когда очередь дошла до Бекки, Том увидел, как она покраснела. Он тут же выпалил, что это он порвал книгу, и спокойно был побит учителем. Зато в глазах Бекки, полных слёз, он прочитал благодарность и любовь. От этого наказание казалось не таким болезненным. Глава 21 Приближались каникулы, и учитель хотел, чтобы ученики хорошо закончили учебный год. Для этого он не забывал применять розги, и Тому доставалось предостаточно. Все трепетали перед учителем и наконец-то экзамен состоялся. Глава 22 Том вступил в общество трезвенников, и дал обещание не пить, не курить, не ругаться. Из этого он понял только одно: если человеку что-то запретить, он тотчас же захочет это сделать. Однажды в город приехал оркестр, состоящий из негров, и Том с ребятами тоже стали выступать. Глава 23 Нашли виновника той страшной истории на кладбище и состоялся суд над ним. Последние слова подсудимого Меффа Поттера были о том, что он был пьян и всё вышло случайно. И вдруг он попросил вызвать Тома Сойера, который поведал суду, как всё было на самом деле. Оказывается, во всём был виноват индеец Джо и Меффа Поттера оправдали. Глава 24 Том прославился на всю округу. Все только о нём и говорили. Всё было хорошо, и лишь одно огорчало Тома: он понимал, что индеец с ним рассчитается. Проходили дни, но поймать убийцу никак не удавалось. Глава 25 Том решил во чтобы то ни стало отыскать индейца Джо. А также ему пришло в голову найти настоящий клад. Он взял себе в помощники Гека, и они стали вынашивать план. Глава 26 Мальчишки представляют себя Робин Гудами и продолжают искать клад. Однажды они заслышали шаги, и спрятались за корягу. Это был индеец Джо. Глава 27 Ребята решили выслеживать и дальше индейца. Это оказалось не так просто, как они думали. Они решили выслеживать его ночью. Глава 28 Ребята выследили, где остановился индеец. Однажды Том чуть не наступил ему на руку, когда тот спал, мертвецки пьяным. От страха Том бросился бежать. Глава 29 Том встретился с Бекки, и они хорошо провели время. Взрослые решили для детей устроить пикник. Том с Бекки решили убежать к вдове Дуглас, чтобы поесть вкусного мороженного. Глава 30 Оказалось, что пропали Том и Бекки и весь город бросился на их поиски. Прошло три дня, а беглецы не были найдены. Поиски продолжались, но родные были в ужасе. Глава 31 Том и Бекки забрели в пещеру. Исследовав её глубины, путешественники, как и следовало ожидать, заблудились. Они убегали от страшных летучих мышей и сбились с пути. Том взял в руки верёвку и пополз куда-то вперёд, пытаясь найти выход. Глава 32 Когда были потеряны все надежды, Том увидел слабый луч света. Он вернулся за Бекки, и они вышли на свободу. Родные, которые выплакали все глаза, были рады обнять и Бекки, и Тома. Через время Том отправился к своему другу Геку, а затем навестил Бекки. Её отец, судья Тэчер предложил Тому в шутку ещё раз сходить в пещеру. И вдруг том вспомнил, что в пещере ему показался индеец Джо. Глава 33 Таким образом в пещере был найден мёртвый индеец Джо. Гек предложил Тому поискать золото в пещере и мальчишки двинулись в путь. После долгих поисков друзья вырыли сундук с золотом. Ребята пересыпали деньги в мешки и потащили к выходу. Глава 34 Том и Гек попали в гости к вдове, которая хотела усыновить Гека. На что Том заявил, что Геку это не нужно, потому что они нашли клад. Когда им не поверили, Том показал несколько золотых монет. Глава 35 Судья Тетчер проникся уважением к Тому и стал благосклонно к нему относится, когда Бекки рассказала, как он за неё заступился. Отец обещал устроить Тома в военную академию. Читать краткое содержание Приключения Тома Сойера. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений Оцените: 4.0212345 Голосов: 188 Марк Твен. Краткие содержания произведений Приключения Гекльберри Финна Приключения Тома Сойера Принц и нищий Янки из Коннектикута при дворе короля Артура Картинка или рисунок Приключения Тома Сойера Приключения Тома Сойера для читательского дневника Другие пересказы для читательского дневника Пройслер Краткое содержание Мартин Иден Джека Лондона Главный герой произведения Мартин Иден. В один день он героически спасает от смерти некоего молодого человека, который в благодарность предлагает ему отужинать вместе Краткое содержание Кто виноват? Герцен Произведение классика состоит из двух частей и представляет собой один из первых русских романов социально-психологической тематики. Краткое содержание Платон Пир Апполодор встречается со своим товарищем и тот просит его рассказать о пире, проходившем в доме поэта. Пиршество это было уже очень давно, около 15 лет назад. Велись на нем беседы о боге Эроте и о любви. Краткое содержание Дуров Наша жучка В гимназические дни моей молодости со мной произошёл один случай. На уроках, кроме обучающих предметов, нас научили ещё попадать в цель, маршировать. Все мои товарищи делились едой с собачкой, принося её из столовой. Нормы в пространстве языка Федяева Наталья Дмитриевна Содержание> 2.1.1. Нормы-схемы речевого общения: речевой этикет 2.1.1. Нормы-схемы речевого общения: речевой этикет Выбор первой проблемной области – речевого этикета – обусловлен следующим. При определении сущностных характеристик нормы мы начали движение от социальных норм, при этом заметили, что их существование в полной мере осознается человеком. Осознанность социальных норм нашла отражение в мощной научной традиции их описания, в связи с чем мы предложили использовать результаты многочисленных исследований как модель для дальнейшего исследования. Речевой этикет – явление социокультурное, как и прочие социальные нормы, всецело осознаваемое носителями языка / субъектами культуры и, как следствие, прекрасно изученное, поэтому в рамках нашего исследования логично начать именно с него. Оставляя в стороне значимые для культуры речи, прагматики и других лингвистических дисциплин свойства речевого этикета, мы остановимся на тех его чертах, которые позволят уточнить представление о норме, актуализируют ее лингвокультурный статус. Понятие речевого этикета непосредственно связано с понятием культуры общения, которая трактуется как совокупность норм, способов взаимодействий людей, принятых в социальной группе как своеобразные эталоны общения [190, с. 4]. Культура общения нормативна: она включает в себя множество норм и выполняет по отношению к своему субъекту нормативную функцию. Применительно к культуре общения говорят об особом типе норм – нормах коммуникативных, представляющих собой императивные или рекомендательные правила знакового поведения людей в коммуникативных ситуациях [158, с. 113]. Сформировавшиеся в социуме речевые и речеповеденческие образцы для повторяющихся ситуаций постоянно воспроизводятся, усваиваются новыми представителями социума и воспринимаются как правильное, должное – как норма. Разнообразные правила речевого поведения, действующие в той или иной лингвокультуре, могут быть рассмотрены как система речевого этикета. В понимании речевого этикета мы придерживаемся версии Н. И. Формановской: речевой этикет – социальные заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта коммуникантов в соответствии с их статусно-ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановке общения [182, с. 177]. Этикет, составной частью которого является этикет речевой, с одной стороны, отражает существенные для социума этические и моральные нормы, а с другой – вырабатывает нормы поведения, а также способы и приемы демонстрации этих норм [Там же]. Этикетное общение стандартизованно; стандарты поддерживаются культурной традицией и усваиваются человеком по мере социализации, а также в результате целенаправленного изучения. Перефразируя, можно квалифицировать речевой этикет как нормы речевого поведения, составляющие часть лингвокультуры социума. Используя противопоставление, принятое в начале исследования, полагаем, можно охарактеризовать речевой этикет как нормы, имеющие в социокультурной практике социальное закрепление: эти нормы-схемы встроены как схемы в деятельность человека, его поведение, общение. Применительно к речевому этикету правомерно говорить о следующих признаках социальных норм. Нормы, составляющие речевой этикет, – традиционны по своей природе; – порождают систему запретов (как и в остальных случаях, запрет не имеет абсолютной силы и может быть нарушен сознательно или бессознательно); – представляют собой правила поведения, следовательно, реализуют прежде всего регулятивную функцию; – помимо регулятивной функции, выполняют функции оценочную, унифицирующую, селективную, стабилизирующую; – являются, по сути, правилом, т. е. внешним регулятором поведения, но могут перейти на уровень привычек, автоматизмов и стать регуляторами внутренними; – развиваются в связи с историей социума, имеют социальную, национальную специфику; – отражая социально одобряемый способ поведения, поддерживаются специальными санкциями (Скажи волшебное слово, а то не буду (Н. Коляда, ruscorpora)); – характеризуют поведение человека (Ему даже в голову не приходило, что, начиная разговор, нужно здороваться, а заканчивая – прощаться (Т. Устинова, ruscorpora): отношение к нормам этикета – отличительная черта личности); – формируют социальные ожидания (– Анны Владиславовны нет? – Здороваться надо, молодой человек! – сделал Митя замечание (А. Житков, ruscorpora)); – усваиваются осознанно в процессе воспитания, обучения и неосознанно – в процессе социализации; – находятся в отношениях взаимообратимости с аномалиями, причем последние также являются культурно-значимыми. Остановимся подробнее на двух характеристиках, составляющих своеобразный лейтмотив нашего исследования: функции нормы (в данном случае – речевого этикета) и отношение нормы и не-нормы. Как и другим нормам, речевому этикету свойственны регулятивная, оценочная, унифицирующая, селективная и стабилизирующая функции[16]. Первая, как это видно из приведенного выше определения, осознается наиболее отчетливо, однако не является единственной. Охарактеризуем все названные функции и приведем примеры их художественного осмысления. • Речевой этикет в разнообразных ситуациях речевого общения рекомендует носителю языку / субъекту культуры социально одобряемые способы действий; таким образом осуществляется регулятивная функция. Приходили обменщики, и всё это было ужасно стыдно, потому что чужим и враждебным, деланно вежливым людям, с которыми маленького жильца заставляли здороваться, а они фальшиво улыбались в ответ, открывалось сокровенное нутро их дома[17] (А. Варламов, ruscorpora): отчетливо проводится мысль о поведении по принципу «так надо» – об импертивном характер нормы; Теперь, на гражданке, когда подполковников вокруг не было, он сам прихотливо выбирал, с кем ему положено здороваться первым: с директором, заместителем по хозяйственной части (по научной – тот сам первый здоровался), с заведующим поликлиникой, к которой был прикреплен (Л. Улицкая, ruscorpora): с одной стороны, эксплицирована возможность самостоятельного создания нормы, а с другой – подчеркнута пассивная роль человека в соблюдении норм. Другими словами: нормы могут быть достоянием всего социума или отдельного человека, но они всегда в той или иной степени регулируют наше поведение. В предыдущих разделах было показано, что регулятивная сила нормы не абсолютна; человек, являющийся уникальной личностью и обладающий свободой воли, не может быть полностью «порабощен» нормами. Приведем в этой связи высказывание Т. В. Матвеевой: «Речевое поведение – это поведение личности, личность же, имея дело с нормой, связана обязанностями и наделена правами» [97]. Обязанности – та сторона взаимодействия норм и человека, которая характеризуется главенствующей ролью первых; именно это сфера реализации регулятивной функции. Права, напротив, предоставляют человеку свободу в следовании нормам, что проявляется, в частности, в возможности осознанного культурно-значимого их нарушения. Поведение, регулируемое нормами, стереотипно, а ненормативное поведение, напротив, может характеризоваться высокой степенью индивидуальности. • Наличие норм речевого этикета позволяет оценить речевое поведение носителя языка как соответствующее (ожидаемое и одобряемое) или не соответствующее (неожиданное и неоднозначное для оценки) нормам; в таком случае реализуется оценочная функция. Он, наверно, забыл меня. Я давно все-таки не был. – А даже если пришел незнакомый человек? Здороваться не нужно? (Ю. Трифонов, ruscorpora); Пусть сначала попробует как Екатерина Михайловна. 28 лет стажа и фотография на обложке журнала «Коммунист». Вернее, не совсем на обложке, но сразу же, как откроешь. А то даже здороваться нормально не научилась. Пусть сама себе материал готовит. А мы посмотрим. Или на пальцах им все рассказывает (А. Геласимов, ruscorpora). В обоих случаях говорящие критически оценивают несоответствие нормам речевого этикета. • Бесконечное многообразие ситуаций общения может быть типизировано на основании общности этикетной ситуации (приветствие, прощание и т. п.) и выбранных языковых средств; в этом проявляется унифицирующая функция. Я, как человек провинциально воспитанный, стал пожимать всем руки. Коржаков отвернулся: «Я вам руки подавать не буду». Господи, – говорю я, – спасибо огромное. Александр Васильич, у нас в деревне было принято со всеми здороваться, а вы меня избавили от этого (А. Кучерена, ruscorpora): определенный способ приветствия воспринимается как стандартно-необходимый, объединяющий ситуации с любым набором участников; во второй части указывается на возможность селекции. • Из комплекса имеющихся средств говорящий осуществляет выбор той единицы, которая наиболее уместна в той или иной ситуации; это реализация селективной функции. Это то же самое, как если наш президент будет здороваться по-рэпперски и говорить «Хэй, Е, какие дела» (К. Дорошин, ruscorpora): упоминается возможность выбора из комплекса единиц с одинаковой функцией – в данном случае функцией приветствия – и оценивается уместность результата селекции. Я растерялся, не зная, здороваться с ним или нет (Ф. Искандер, ruscorpora): определена альтернатива – соблюдение или несоблюдение нормы. • Наконец, речевой этикет поддерживает желаемую тональность общения (сугубо официальную, дружескую, фамильярную и т. п.), сдерживая эмоции, агрессию, т. е. выполняет стабилизирующую функцию. Кроме того, поддерживается и культурная традиция. Хотите верьте, хотите нет, я провел у дверей его кабинета три месяца, ежедневно по пять-шесть часов в день! Для этого мне пришлось бросить работу, и обратной дороги у меня уже не было. Постепенно Громин стал со мной здороваться и привыкать к моему постоянному присутствию, как к мебели. Он иногда со мной даже разговаривал, и я чувствовал, что становлюсь к нему все ближе (А. Тарасов, ruscorpora); Насте едва десять лет стукнуло, уже тогда испорченная была. Дружила с Соней из пятнадцатой квартиры, пока у той отец директором школы был, а когда Иван Николаевич умер, перестала с той даже здороваться. Маленькая, а гадкая (Д. Донцова, ruscorpora): показаны полярные ситуации, в первой из которых привычка здороваться стабилизировала отношения, а во второй – отказ от приветствия оформил разрыв отношений. Итак, характеризуя назначение речевого этикета, мы обнаруживаем тот же комплекс функций, который свойствен социальным нормам вообще и языковым нормам в частности. В связи с установленным выше сходством уместно предположить, что и отношение «норма – не-норма» в сфере действия речевого этикета также стереотипно. Действительно, соблюдение норм обеспечивает носителю языка / субъекту культуры одобрение других членов социума (одобряемое нормативное поведение) или – по крайней мере – спасает от упреков в отсутствии вежливости (допускаемое нормативное поведение). Континуум носителей языка включает безупречно, потрясающе, чрезвычайно, невероятно, сверхъестественно, очень; достаточно, довольно, вполне, весьма; не слишком вежливых людей, а также хамов, грубиянов и подобных нарушителей норм. Между тем нарушение норм, сознательно допускавшееся в течение жизни, наверное, каждым, относится к числу культурно-значимых деяний. Характеризуя девиации, отметим следующее. Во-первых, нарушение нормы, в отличие от следования ей, нуждается в мотивации; при этом часть мотивов имеет этический характер (1), другая – отражает некие социальные процессы, тенденции (2). Отметим, что достойное этическое обоснование оправдывает нарушение нормы, делает его с точки зрения социума в целом, группы или отдельного человека положительно оцениваемым деянием. (1) Я часто наблюдал среди следователей людей, готовых идти любой ценой к цели. У нас Ася Асматурова считалась прекрасным работником. Но постоянно злоупотребляла властью, допускала шантаж, оскорбления подозреваемых и даже рукоприкладство. Я перестал с ней здороваться. Надо добиться того, чтобы и преступники считали нас нравственными людьми (Ю. Азаров, ruscorpora); (2) Как признается один из весьма высокопоставленных в прошлом правительственных чиновников, справиться с этой травмой (уходом из власти, потерей высокой должности. – Н. Ф.) тяжеловато: «Люди, которые долгое время каждый день рассказывали тебе, какой ты великий и замечательный, вдруг перестают здороваться» (Е. Григорьева, ruscorpora). Во-вторых, нарушение нормы в большей степени, чем следование ей, – знаковое событие: оно совершается именно затем, чтобы быть замеченным, вызвать вопросы, побудить к чему-либо, обозначить свою позицию и т. д.: Обида Марии Ивановны была смертельная, она перестала здороваться (Г. Бакланов, ruscorpora). В-третьих, нарушение нормы так же, как и норма вообще, может иметь регулирующую силу. Не захотев говорить с самим Высоцким, Любимов попросил: «Передайте ему, что, если он сорвет сегодня спектакль, я перестану с ним здороваться» (Д. Карапетян, ruscorpora): желание не стать объектом ненормативного поведения заставляет человека прилагать усилия, принимать меры. Итак, обращение к речевому этикету как системе лингвокультурных норм подтвердило предположения о сущностных характеристиках нормы, сделанные в первой части исследования. Речевой этикет может быть вполне обоснованно отнесен к числу норм-схем, представляющих собой программы поведения: усвоенные, правила речевого этикета действуют как поведенческие автоматизмы. Рассмотрение речевого этикета в этом ключе не распространено в лингвистике (традиционный подход – ортологический: речевой этикет рассматривается как воплощение этического уровня культуры речи), однако, на наш взгляд, весьма перспективно. Такой подход позволяет включить речевой этикет в сферу интересов лингвокультурологии не только как перечень национально специфичных речевых формул, но и как нормирующую силу лингвокультуры. Относя речевой этикет к культурнозначимым нормам, мы подчеркиваем его роль в функционировании культуры: это роль правил и образцов поведения, следование которым обеспечивает человеку более или менее комфортное существование в социуме. За счет доминирования регулятивной функции речевой этикет «вписывается» в императивную интерпретацию нормы Культура речевого поведения +10-1 Культура речевого поведения человека есть его существенная социальная характеристика. Она определяется мерой, степенью соответствия актуального речевого поведения индивида принятым в данной языковой общности (в языковой культуре) нормам вербального общения, поведения, правилам речевого этикета на конкретном этапе общественного развития. Культура речевого поведения определяется общими нормами культуры общения и конкретной социальной ролью человека. При этом очевидно, что культура речевого поведения неразрывно связана с общей культурой человека, проявляющейся и в его внешнем виде (одежда, прическа и пр.), и в его манере держаться (походка, манера сидеть, стоять перед аудиторией). Другими словами, культура речевого поведения есть проявление поведенческой и общей культуры человека, соотносимой с его внутренней культурой, образованием, воспитанием. Культура речевого поведения человека представляет собой многоплановое явление. Она включает несколько компонентов, среди которых основное значение имеют: а) культура речевого этикета — «микросистема национально специфических вербальных единиц, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности...» [Формановская, Акишина, 1982. С. 21]; б) культура мышления — процесса формирования и решения мыслительных, коммуникативных задач; в) культура языка как упорядоченности в индивидуальном опыте системы фонетических, лексических и грамматических средств выражения мысли; г) культура речи как способа формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе говорения и д) культура соматической (телесной) коммуникации (И. Н. Горелов, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров) как совокупности всех невербальных средств (жест, мимика, пантомима) [Амбарцумова, 1982]. Порядок перечисления этих компонентов не свидетельствует о степени их важности, отражая только внешние («а» и «д») и внутренние («б», «в», «г») по отношению к речевой деятельности аспекты. Рассмотрим последовательно каждый из этих компонентов. Культура речевого этикета определяется автоматичностью, реактивностью выбора адекватных по цели, содержанию и условиям общения вербальных форм (слов, фраз) его организации. Согласно Н. И. Формановской, существуют несколько сфер употребления речевого этикета, например, знакомство, обращение, приветствие, прощание, извинение, просьба и др., в выборе единиц которого отражается учет официальности (неофициальности), обстановки общения, особенностей говорящего и слушателей (адресанта — адресата), например, их возраст, образованность, ролевые отношения и т. д. «Нарушение принятого и узуального в речи может вести к положению, противоположному понятию этикета, — разрушению вежливого общения, созданию грубости (намеренной или не намеренной), к разрушению контакта вообще» [Формановская, Акишина, 1982. С. 24]. Вторым компонентом культуры речевого поведения является культура мышления. Это один из основных ее компонентов. Понимаемое в узкопсихологическом плане как процесс постановки и решения мыслительных задач, мышление, например, в деятельности студента, выступает, в частности, в виде формирования и решения задач педагогического общения студента и группы, студента и преподавателя, то есть коммуникативных задач. Исходя из определения задачи общения как цели, «на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения» [Лисина, 1974. С. 25], прежде всего отметим задачу «предречевой ориентировки», как назвал ее А. А. Леонтьев. Согласно автору, она есть ориентировка: 1) в целях и мотивах общения, 2) в собеседниках, то есть в специфике аудитории, 3) во временных, пространственных и прочих условиях общения. Соответственно, культура мышления человека в его общении с другими людьми выявляется в том, что он может правильно и точно отразить и оценить ситуацию общения с ними и принять адекватные этой ситуации решения. Другими словами, реализация требуемого ситуацией стиля, уровня и характера взаимодействия с людьми определяет культуру мышления человека. Она выявляется также в выборе и раскрытии предмета высказывания — мысли и в ее понимании. Высокий уровень сформированности, самостоятельности, продуктивности, гибкости и критичности мышления, определяющий культуру мышления человека, позволяет ему развивать мысль в полном соответствии с конкретной ситуацией общения и внутренней логикой излагаемых фактов и положений. Культура мышления человека проявляется и в отборе языковых средств и способов формирования и формулирования излагаемой мысли |