Автор, название труда, год издания Гитман "Начальное обучение на шестиструнной гитаре" 1995
| Название раздела пособия
| Краткое содержание раздела
| Актуальное (что может быть использовано и в каком качестве) для Вашего инструмента
| Устаревшее (что уже не используется в практике)
| Примечание (необязательно для заполнения)
| Правая рука
| В этом разделе обсуждаются следующие темы: Функции рук, трудности постановки руки. Специфика постановки руки и упражнение для правильной постановки. Положение кисти, во время игры и движения ей. Посадка гитариста. Звукоизвлечение. Палец "p", его функция и техника игры этим пальцем. Пальцы "i, m, a", их функции и техника игры этими пальцами. Арпеджио и техника его исполнения. Разные виды арпеджио. Игра аккордов, Специфика исполнения аккордов. Техника игры арпеджио в сочетании с игрой по открытым струнам.
| Функции рук у гитариста – различны. Левая- подготавливает «музыку», а правая – извлекает звуки. Звук «создаётся» правой рукой. Именной ей и придётся большое внимание в начальный период обучения. Трудности в постановке правой руки возникают потому, что мышцы спины и плеча исключаются из процесса игры. Руку нужно чувствовать всю от плеча, держа её как бы навесу, хотя предплечья касается корпуса инструмента. Для того, чтобы почувствовать вес руки, нужно проделать специальное упражнение.
Гитара-единственный струнный грифовый инструмент, где используется пальцевая игра в правой руке. Кисть во время игры почти не изменяет свое положение-находиться в состоянии пронации. Относительно предплечья-кисть может совершать боковые движения. При сгибании кисть, она должна создавать прямую линию с предплечьем. При посадке - нос, самая высокая часть корпуса и левое колено должны находиться на вертикальной прямой. Головка находиться на уровне уха. Грудь касается верхней деки в самый высокой её части. Перед тем, как ставить пальцы, нужно их поставить на плоскую поверхность, пальцы i, m, a должны повторить положение их будто на 3,2, 1 струнах.
Хороший звук получается при оттягивании пальцем струны, а потом её отпускания. При этом основной звук преобладает на обертонами. Правильному звуку нужно учить с первых занятий и больше показывать на своём примере.
Движение большого пальца производиться пястным суставом. Большой палец касается одновременно подушечкой и ногтем струны. Начальная точка расположена ближе к середине ногтя. Точка схода со струны находиться у левого края ногтя. При игра, большое палец задевает палец i и образует "крест". Возвращается на место также с помощью пятсного сустава. При игре упражнений на палец p, пальцы i, m, a стоят на струнах. При apoyando он движется к нижележащей струне. А при tirando пальцы p и i будут приходить в одну точку.
Пальцы i, m, a касаются левой стороной ногтя при игре. Первая фаланга совершает движение внутрь ладони. При этом струна оттягивается и перемещается к точке схода. При tirando пальцы не задевают следующую струну. При apoyando движение направлено на нижележащую струну. При освоении tirando, apoyando даётся легче, нежели наоборот. При игре без ногтей, все тоже самое, только движение идёт по кромке подушечки пальца. При игре гаммообразных последовательности позиция руки меняется. При переходе со струны на струну угол между плечом и предплечьем остаётся постоянным.
При игре арпеджио, имеются 3 возможных положения пальцев.
Положение альфа - палец над струной.
Положение бета - палец встал на струну.
Положение гамма- палец извлёк звук и находиться внутри ладони.
Звукоизвлечение происходит между положением бета и гамма. У большого пальца тоже самое, только при положении гамма, он касается пальца i. Исходная точка для игры арпеджио - положение бета. После звукоизвлечения арпеджио , пальцы находятся в положении гамма. После этого переходят в положение альфа и обратно в положение бета, готовы к повторному извлечение. Разные арпеджио играются в подобных последовательностях положений. Игра аккордов подразумевает одновременную игру. А движение пальцев ничем не отличается от арпеджио.
|
|
| Левая рука
| В этом разделе говориться об этих темах : Процесс нажима пальцев на струны. Положение кисти левой руки. Перемещение кисти поперек грифа. Экономия движений пальцев. Перемещение кисти вдоль грифа. Баррэ. "Полезное" напряжение в кисти. Аккордовая игра при смене позиций. Приём игры - легато. Его виды и техника исполнения. Статика и динамика левой руки. Чтение с листа. Координация рук. Музыкальное исполнение, тонкости и правила. Последовательность работы с начинающими.
| Процесс нажима левой руки состоит из 2 этапов:
1 этап - палец дотягивается до струны.
2 этап - осталось прижать струну к грифу. Это лучше делать ближе к порожку. Сила нажима на струну должна быть не более той, которая необходима для получение чистого звука. Ведь большой палец обеспечивает прочность положения руки.
Для разных аккордов будет разное положение кисти. При перемещении кисти поперёк грифа, большой палец находить между 1 и 2 пальцами. При игре на 6 струне кисть выноситься вперёд, а большой палец касается обратной стороны грифа в его нижней стороне. При игре на 1 струне кисть втягивается под гриф, а большой палец находиться в средней или даже в верхней части обратной стороны грифа. При хроматическом движении сила пальцев перетекает последовательно от одного к другому. При этом, пальцы остаются на своих места. Перемещение кисти вдоль грифа должно проходить плавно, без рывков. Тогда можно добиться чёткой игры при смене позиций. Баррэ- это не только встречный нажим большого и указательного пальца. Нужно понимать какие именно струны нужно прижимать и изменять угол движения указательного пальца в зависимости от аккорда. При перемещении с аккорда на аккорд должно изменяться лишь положение пальцев. Кисть на месте. Напряжение, которые происходит при раздвигании пальцев, для их перемещения, очень полезно сказывается на эластичность кисти, для точного движения пальцев. Для аккордовой игры при смене позиции. Нужно для начала научиться переносить аккорды не меняя позиции. Затем уже пытаться менять позиции. Также смена расположения пальцев должна сопровождаться полным мышечным освобождением. Во время игры происходит напряжение и освобождение мышц.
При восходящем легато не нужно делать большой замах пальцами. Главное, чтобы палец перед ударом стоял над местом, по которому будет произведён удар. При нисходящем легато большую роль играет палец, который должен быть плотно прижат к грифу.
К "статике" левой руки относятся : естественная постановка, правильное расположение пальцев на грифе, нажим на струну, все виды легато, исполнение мелизмов, растяжение пальцев и тд.
"Динамика" - непосредственное исполнение музыки. "Статика" и "динамика" неразрывно связаны. В "статике" важна работа мышц, а в "динамике" - работа мозга.
Чтение с листа является индикатором правильных мозговых представлений и мышечных ощущений. При чтении с листа главным ориентиром должен быть - графически изображённый нотный знак, а не слух или гармонию.
Координация рук. Левая рука должна сделать свое дело до того, как правая рука приступила к звукоизвлечению.
При музыкальном исполнении ученик должен понимать, что динамические оттенки являются следствием музыкального переживания, а не причиной.
Последовательность работы с начинающим:
1.Посадка
2.Отработка движений пальцем p.
3.Арпеджио pima.
4.Арпеджио pimami.
5.В левой руке добавляются обращения основных аккордов.
6.Переход к игре по нотам
7.По нотам разучиваются пьесы на разнообразные виды арпеджио.
8.Отрабатывается одновременное извлечение нот.
9.Можно переходить к игре на одной струне пальцами i, m.
Этот начальный период чрезвычайно важен для дальнейшей успешной работы.
|
|
| Репертуарное приложение
| В этом разделе множество различных упражнений и произведений для сольного и ансамблевого исполнения. Всё упражнения направлены на начинающих музыкантов.
|
|
|
| Мелодия и аккомпанемент
| В этом разделе представлены произведения для игра с учениками, где они будут аккомпанировать или солировать. Аккомпанемент представлен в виде нот, а также обозначений аккордов.
|
|
|
| |