морг 5. Краткое содержание теоретического курса
Скачать 27.68 Kb.
|
Тема 5. Государства средневекового Востока (средневековые азиатские цивилизации) Рассматриваемые вопросы: 1.Сравнительная характеристика развития государственности стран Западной Европы и стран Средневекового Востока 2.Формирование и развитие японского феодального государства. 3.Исламский мир и Арабский халифат Краткое содержание теоретического курса: 1.Сравнительная характеристика развития государственности стран Западной Европы и стран средневекового Востока.
Таким образом, развитие государственности и права средневекового Востока имело свой, отличный от средневекового Запада путь развития. 2. Формирование и развитие японского феодального государства. В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в течение нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока, а также другие племена Индонезии, Кореи и Индокитая. Ожесточенная борьба за государство велась между отдельными племенами и родами. Глава самого сильного рода, а впоследствии и племенного союза получал титул сумэраги (царь, император) и сосредотачивал в своих руках огромную власть, являясь и вождем, и верховным военачальником, и судьей, и жрецом племени. В начале VI века принц Сетоку-тайси издал Табель 12 рангов и Закон из 17 статей, основанные на буддистских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти императора, а в конце VIвека род Сога одержал победу над другими родами. После свержения рода Сога были проведены реформы. Страна была разделена на провинции и уезды. Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы. Эксплуатация крестьян в VIIIвеке усилилась, что привело к восстаниям и бунтам. Усилилась междоусобная война. Центральная власть приходила в упадок. Общественный строй и армия Начало становления сословия самураев - мелкопоместного военно-служилого дворянства Японии - относится к VII-XII вв. В 645 г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати (Сумэраги и Накотоми), на престол был возведен представитель победившей коалиции — 36 император Японии Котоку «переворот Тайка». В результате реформ вся земля переставала быть собственностью сельской общины, она объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть «рёмин». Собственники наделов стремились к полному переходу земель в частное пользование. Жестокая эксплуатация, тяжелое налоговое обложение, многочисленные повинности приводили к побегам крестьян. Беглых стали называть «ронин». Ронни или занимались грабежом или шли на службу в храмы, либо к землевладельцам. Ронни стали использовать при подавления крестьянских восстаний и др. Создается сословие самураев или воинов (буси). С X века в Японии по мере роста и усиления крупных феодальных поместий мелкие землевладельцы были вынуждены отдавать себя под защиту и покровительство крупных феодалов. Укрепляются феодальные самурайские дружины. Важной причиной образования сословия воинов была непрекращавшаяся с давних времен борьба на северо-востоке страны с айнами - потомками древнейшего населения Японских островов. В процессе постоянных войн с аборигенами северо-восточные феодалы создавали собственные самурайские дружины. Сегунат В 1185 году власть перешла в руки Минамото и с этих пор он носил звание Сегун (военно-феодальный правитель). Опору сегуна составило сословие буси. В обстановке непрекращающихся крестьянских восстаний усилилась тенденция у объединению государства, которую начал полководец Нобунага Ода (1534-82). При Хидэеси Тоемоти (1536-98) оно была практически закончено. В 1588 году был издан закон об изъятии оружия у крестьян. А в ходе всеобщей переписи земельных владений (1589-95) крестьяне были прикреплены к земле. 3. Исламский мир и Арабский Халифат. Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Историю Арабского Халифата принято подразделять на три периода по названию правящих династий: 1.Мекканский период – время правления Мухаммеда и близких его сподвижников – с 622 по 661 гг. 2.Период правления династии Омейядов (Дамасский) – с 661 по 750 гг. – ранний халифат 3.Период правления династии Аббасидов (Багдадский) – с 750 по 1258 гг. 1-й период Основателем ислама стал сын торговца из г. Мекки Мухаммад (Мохаммед, Мухаммед) (570-632 г.). Новое учение возникло в тех центрах Аравии, где феодальные отношения получили большее развитие – это в городах Медины (Ясриб) и Мекка. Цель политики Мухаммеда – объединение и сплочение всех арабов в новую полугосударственную - полурелигиозную общину (умму). Большинство арабского народа признало власть и авторитет Мухаммеда.Потерпев поражение в Мекке, Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. бежать в Медины. С этого года ведется мусульманское летоисчисление. Медины становятся центром объединения Аравии в единое государство. 630 г. – соглашение между Мухаммедом и родовой.Мухаммед был признан пророком и главой Аравии. Ислам стал новой религией.Мухаммед в 630 г. опирался на военные и административные полномочия новых сторонников – мухаджиров. 2-й период (ранний халифат) После смерти Мухаммеда объединение арабских племен продолжилось. Власть в союзе племен была передана духовному наследнику пророка – халифу (преемник, заместитель). Первые преемники Мухаммеда – абу Бакр, Омар, Осман, Али имели родственные связи с Мухаммедом (род Омейядов). Халифы подчинили себе Сирию, Иран, Северную Африку, Египет, Среднюю Азию, Закавказье, Афганистан, владения Византийской Империи, Испанию и многие острова в Средиземном море. Особенности раннего халифата в период правления Омейядов: слаборазвитая государственность, отсутствие собственной системы администрации, земля объявлена собственностью государства, формирование системы полуфеодальных пожалований под условием военной. Создание собственной налоговой системы. Общегосударственный язык – арабский, столица перенесена в г. Дамаск. 3-й период После внутренних смут правление в империи перешло к династии – Аббасидов (750-1258 гг.). Столица государства – Багдад. Особенности халифата в период правления Аббасидов: 1.Укрепление отношений государственного служилого феодализма. 2.Образование собственности мусульманских религиозных учреждений (Вакф). 3.Формирование собственной централизованной общегосударственной администрации (IX в.). 4. IX-XI в. – расцвет культуры, богословия, юриспруденции. 5.X-XIII вв. – период начала распада арабского халифата (например, в 11 в. возникли в Иране и Малой Азии самостоятельные султанаты; в 13 в. в Средней Азии образовалось обширное государство мусульманских правителей – хорезмшахов). В XVI в. Египет не попал под власть Османской империи. Общественный строй Арабского халифата (в период правления Омейядов). Феодалы - мусульмане: халиф, родственники халифа, племенные вожди, крупные сановники, высшие военные. Городское население. Крестьяне-мусульмане. Рабы. Не мусульмане-представители других народов. Крестьяне. Особенность арабского феодального строя - нет четкого сословного деления (население делилось на мусульман и немусульман). 1. Иудеям и христианам запрещались браки с мусульманами, запрещалось иметь раба-мусульманина; они носили особое одеяние. 2.Халифская знать освобождалась от налогового обложения земли 3.Тяжелое положение крестьян-мусульман: платили поземельный налог (харадж); натуральные налоги, денежные налоги Особенность феодального землевладения. Земельный фонд разделялся на: государственные земли, земли, находившиеся в частной собственности, условная феодальная земельная собственность, неотчуждаемые земельные владения мусульманских религиозных учреждений. Государственный строй Форма правления – феодально-теократическое централизованное государство во главе с халифом. Центральные органы власти: диван военных дел, диван почтовой службы, диван внутренних дел. Должности: халиф, визирь, кадий, начальник личной охраны халифа, сахибы, эмиры, наибы, шейхи. |