Реферат. Трофимова Е.Д._ ИСРБ_ПЗ3. Крещение Руси и его влияние на формирование новой системы помощи
Скачать 15.41 Kb.
|
Эссе Крещение Руси и его влияние на формирование новой системы помощи. С распадом родовых связей близкие родственники перестали ощущать родство и, когда дело доходило до столкновения, объединялись для общих дел уже не с родственниками, а с соседями. В это время все большее значение приобретал феодальный (в России-княжеский) суд, который мог обеспечить защиту и помощь в случае неурожая или голода. Самая простая форма благотворительности, почти исключительно кормление бедных, практиковалась с очень древних времен. Это применялось отдельными "нищими", в первую очередь князьями и духовенством. Создались благоприятные условия для возникновения государства, объединяющего все племена и племенные союзы. Для развития феодальных отношений и объединения страны необходимо было изменить языческие представления древней Руси и принять единую религию: в 988 году православное христианство стало официальной религией государства. Князь Владимир ввел христианство (православную версию) из Византии в 988 году. С введением христианства появилась особая организация-церковь. С десятого века начались изменения в социокультурной ситуации, это повлияло на изменение парадигмы и помощи нуждающимся. Десятый век – период возвышения княжеской власти, влияния его на дружину и общество. С этого времени сохранились первые договоры о выкупе пленных. Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на трансформацию всех сфер жизни общества и социальных отношений, что не могло не отразиться на характере и формах помощи и поддержки отдельных людей. Возникшие культурно-исторические условия потребовали других принципов интеграции и других форм поддержки и защиты. Именно в это время зародилась христианская концепция взаимопомощи, в основе которой лежит принцип деятельной любви к ближнему. "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Эта формула становится моральным императивом, определяющим суть индивидуального действия. С одной стороны, оно выражает сущность единства субъекта и тем самым становится знаком принадлежности к определенному сообществу. Но не только нравственное отношение к ближнему является основой мировоззрения и мироощущения истинного христианина. Христианство, призывавшее людей к любви и милосердию, упало на благодатную почву и стало государственной религией. Церкви и монастыри стали центрами социальной помощи. Под их руководством люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Библия стала первым "нормативным" документом, который систематизировал элементы системы социального обеспечения и дал толчок к развитию ее структуры. Система социальной защиты того периода носила характер социальной помощи, которая представляла собой материальную помощь в различных формах, начиная от милостыни и заканчивая содержанием детских домов и богаделен. На протяжении веков центрами социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русский народ учился понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Любить ближнего -значит, прежде всего, давать пищу голодным, питьё жаждущим и посещать заключённых, а любовь к человечеству на самом деле была нищенской любовью. Благотворительность была не вспомогательным средством социального благополучия, а необходимым условием нравственного здоровья личности. Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня. Создается устав, в котором общественное призрение поручалось надзору духовенства. Не забыты оказались при этом и источники финансирования самих церквей. Кроме того, Владимир учреждает училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в этом одно из коренных условий дальнейшего экономического и духовного развития общества. Таким образом, складывающаяся система помощи и поддержки в этот период испытывает на себе влияние таких факторов, как принятие христианства, изменение геополитического пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение положений в княжьем праве, оформление новой общественной стратификации, создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др. |